Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2013 в 17:25, доклад
"Происшествие" — рассказ об том, как влюбился и самоубился Иван Иванович. Влюбился он в Надежду Николаевну, уличную женщину, когда-то знавшую лучшие времена, учившуюся, державшую экзамены, помнящую Пушкина и Лермонтова и проч. Несчастие толкнуло ее на грязную дорогу, и она завязла в грязи. Иван Иванович предлагает ей свою любовь, свой дом, свою жизнь, но она боится наложить на себя эт
И К. в своих правдоискательских рассказах, как добрый врач у постели больного, напряженно следит за пульсом народной мысли, тщательно отмечая всякое ускорение этого пульса, со скорбью улавливая его замедление.
Пути классового самосознания масс были для него закрыты. И чуткость художника сказалась в том, что он не навязал массам расплывчатых символов права, свободы и истины как найденных ими идеологических ценностей, а перенес их в древнюю Иудею и Грецию ("Сказание о Флоре", "Тени").
В первом из этих произведений К., отвергая толстовское непротивление, выражал устремления "прогрессивного общества", противопоставляющего самодержавию (в котором и воплощалось для него "зло") идею нации как единого целого и отвлеченной свободы, объединяющей "народ" против угнетателей. "Сказание о Флоре" — красноречивое свидетельство эволюции народнической мысли, — отрекавшейся раньше от всех ценностей либерализма во имя блага трудящихся классов, — к этому либерализму, не видевшему и не желавшему видеть ничего, кроме отвлеченных политических прав. В этой блестяще написанной апологетике "противления" не оправдано противление социальное. К. живет в мире абстрактных ценностей, — закон, право, истина, — возвышающихся над классовой действительностью, над конкретными общественными отношениями. Именно потому ему было доступно пробуждение сознания масс лишь до момента перехода его в конкретное классово-дифференцированное самосознание. Только примитивные формы развития этого сознания уловимы для художника, мыслящего абстрактными категориями буржуазной идеологии. Чтобы воплотить иные, более совершенные формы сознания масс, нужен другой художественный метод, более дифференцированный, а прежде всего — другой способ представления вещей.
В этой связи решается и вопрос о "романтизме" К. Романтизм усматривали в его любви к сказке, к легенде, к фантастичности сюжета, в ретроспективных моментах. Так определять романтизм Короленко, по некоторым совпадающим признакам, было бы довольно поверхностно. Конечно не сон Макара, не фантастические его видения сами по себе интересуют художника. Тут идеология стилизована под фантастику сна, как отрицание непротивления — под историю. Мы имеем здесь дело не столько с романтизмом, сколько с аллегоризмом художника, сознательно ратующего за свою идеологию, притом художника-реалиста, избегающего тенденциозного искажения действительности. Действительность как таковую К. хочет оставить неприкосновенной и для тенденции и для своего воображения, поскольку он контролирует себя. Действительное и фантастическое отделены у него отчетливой чертой. Фантастическое имеет право на существование, лишь поскольку оно оговорено, и большей частью играет служебную роль. Все это, казалось бы, исключает романтизм К. — не в смысле отдельных его элементов, а системы стиля, ибо одним из условий существования романтизма является как раз неоговоренность фантастического, смешение его с реальностью. И все же К. — романтик, хотя и не в том смысле, в каком это слово применяется к нему критикой. Романтично самое мировоззрение К., романтичны те представления его, к-рые он считал проверенными критикой разума. Это романтизм мелкой буржуазии — класса, вынужденного заменять реальную силу верой в силу идей. Значение К. в русской лит-ре том, что он воплотил романтику этого слоя как раз в момент, когда он был наиболее бессилен и потому наиболее романтичен. Подобно представителям этого класса на зап.-европейской почве (см. "Гюго") К. навязывает действительности абстрактные категории права, свободы и истины как силы, имманентные ей в целом, ибо не может мыслить и воспринимать мир вне этих категорий. Вот почему, несмотря на свое тяготение к реализму, он воплощает в своем творчестве эти категории, а чтобы воплотить их, вынужден уже как подлинный романтик этого социального типа обращаться к исключительным личностям.
Предпочтению исключительных личностей соответствует, как у романтиков этого же типа, отталкивание от социальных групп, от их взаимоотношений, от их борьбы, от классовой типичности. И этому соответствует такое же романтическое тяготение к отвлеченным категориям: "народ", "человечество" мыслятся как нерасчлененный коллектив. Социальная дифференциация стирается или отрицается как творческое начало. Вот эта романтика коллектива нашла у нас в лице К. своего крупнейшего выразителя. Народническое тяготение к "мирскому", общинному началу могло сохраниться лишь при отказе от его скомпрометированного конкретного выражения. Оно должно было стать абстрактным, романтически-туманным. Принципы народничества, трансформируясь в творчестве К., наполняются иным содержанием. Коллектив здесь не только не противопоставляется личности, а матерински нежно оберегает ее. Конкретная социальная, т. е. классовая, среда заменена коллективом вообще, надклассовым человечеством, духом человеческой солидарности или симпатии перед лицом природы. Для нашего писателя, несмотря на всю видимость борьбы и противоречий, человечество по существу едино. Представление об этом существенном единстве, противопоставляемом антагонизмам как временным отклонениям от уже существующей нормы, проникает все творчество К. Коллективность у него всегда сила светлая, духовная, и обратно: сила светлая, духовная всегда коллективна или выполняет коллективную функцию. И характерно, что К., уже не как беллетрист, а как критик в "трагедии великого юмориста" Гоголя видит борьбу сверхиндивидуального, живущего в других и для других, с темным эгоистическим началом болезни. И романтический оптимизм К. в том, что он допускает в принципе победу одухотворенного коллектива, являющегося для К. именно идеальной силой, над природной причинностью. Еще шаг — и мы придем к мистике этого идеализированного коллектива, напряжением своей воли и веры приобретающего чудодейственную силу. Он видит в коллективе единую во многом жизнь, соединяющую человечество и во времени бесконечной нитью эволюции, для к-рой всякие антагонизмы и катастрофы — не внутренняя необходимость, а внешнее препятствие. И конечно правы критики, считающие К. чуждым трагизма, упрекающие его в упростительстве, в отсутствии оттенков. Но это лишь неизбежные следствия романтики бесклассового коллектива, социально-историческую обусловленность которой мы пытались здесь показать.
В этой же связи могут быть поняты и другие моменты творчества Короленко.
Если этот бесклассовый коллективизм
не мог проявиться в создании общественных
типов, заставляя художника
От беллетристов-народников К. отличает как игнорирование классовой психологии персонажей, так и самая его поэтика.
Искусство Короленко лишь свободно использовало завещанные ему народничеством формы. Стремление не только к правде художественной, но и к правде в обычном смысле слова, традиционное недоверие к вольному вымыслу — это черты общие у К. и писателей-народников. И Короленко не может отказаться от народнического "очерка"; он широко пользуется этой формой беглой записи впечатлений о факте. Чаще всего прибегает он к композиционно-несложной форме воспоминаний, предлагает читателю страницы из блок-нота, из дневника. Но полухудожественный, полупублицистический очерк народников пронизывается лиризмом, сменяющим публицистический пафос, сарказм уступает характерному для К. примиряющему юмору. Стремление к художественной цельности и стройности побуждает художника воображением дополнять действительность, располагать в своей перспективе имевшие место факты. Народнический очерк выполняет теперь уже определенное художественное, а не публицистическое задание, он становится формой, теряющей свое прежнее содержание и приспособляемой к новому. Этим К. вместе с Гаршиным знаменует переход от очерка-хроники к новелле Чехова, претворяющей в вымысел жизненные факты.
Но и здесь творчество К. компромиссно и эклектично. Фантазия допускается лишь постольку, поскольку она сама — факт действительности, "первое впечатление", иллюзия, сон — словом, лишь как неизбежный придаток действительности. Часто фантастика допускается как объект веры или суеверия темного человека. Здесь предъявляется обыкновенно оправдательный документ — поверие, легенда, сказка и т. п.
. Романтико-героические
элементы в художественной
Образы Короленко не достигают размеров огромных реалистических обобщений и не выливаются в форму монументальных построений старого романтизма. В соответствии с общей художественной установкой Короленко его образы символизируют далеко еще не упрочившиеся, не обобщившиеся стремления народной массы, а лишь творческие возможности, заложенные в ней. Такова символика бунтующего Макара и олицетворение дремлющей силы народа в образе Тюлина. Символико-аллегорический характер носит образ великого искателя Сократа, симво-лична вся композиция этюда «Море», впоследствии переработанного в рассказ «Мгновение». То же самое можно сказать и о «Слепом музыканте», в котором борьба за полноту человеческого существования передается через символику порываний к свету.
Символика Короленко реальна по своей природе, она не противоречит жизненной правде и не превращается ни в туманный ребус, ни в схему, ни в мистическое «сверхреальное» построение. Этим она резко отделяется от поэтики символизма.
Несомненно также и то, что старый критический реализм приобретает в творчестве Короленко новые черты. Резко критическое отношение к существующему социальному порядку уже не исчерпывает его содержания; отрицание старого общественного строя является исходным пунктом и как бы подразумевается само собою; центр тяжести переносится на отыскание реальных корней и реальной опоры для этого отрицания. Отсюда берет начало самое стремление к усложнению реализма путем сочетания реальности видимой с реальностью «возможной». Творчество Короленко отражает, таким образом, новую переходную фазу в развитии критического реализма.
С огромной художественной
убедительностью автор
К.вошел в сознание современников и потомства как писатель общественник и правдоискатель, деятельный, мятежный, с неукротимостью революционера боровшийся против веками царившего в России произвола и насилия, против любых форм проявлений социального зла, беззакония инесправедливости. Свобода и справедливость - это девиз его творчества, общественной деятельности, всей его жизни. Он был одержим гуманистической, романтически-красивой мечтой о вольном, как птица, человеке, людском равенстве и счастье, и в то же время он каждодневно делал неисчислимо много для реальной защиты отдельной личности, попавшей в беду или несправедливо гонимой, для блага своего народа. Его гуманизм всегда был практически действенным, активным. Он был любим народом, пользовался в демократических низах непререкаемой славой правдолюбца, защитника и певца угнетенных. Имя его обладало в дореволюционной России огромной силой нравственного авторитета.
Пафосом активной, действенной
борьбы за социальную справедливость и свободу для всех людей и каждого человека проникнуты
многие произведения писателя. В широко
известной полесской легенде "Лес шумит"
(1886), лирико-романтической по стилю
и образному строю, К.опоэтизировал
человека, смело вставшего на защиту своего
достоинства, прав личности, оскорбленной
чести. Лесник Роман не захотел сносить
обиды инадругательства со стороны
властного, всесильного и жестокого
пана и сурово расправился с насильником.
К. не раз говорил своим современникам о необходимости высоко ценить и свято чтить память тех, кто
мужественно "исполнял свой долг, сопротивляясь
насилию". Эти слова находим, в частности,
в "СКАЗАНИЕ О ФЛОРЕ», (1886) - во
многом программном произведении, которое
выдержано в жанре исторической были-притчи.
Сказание было направлено в первую очередь
против толстовской теории "непротивления
злу насилием", получившей уже в 80-е
годы широкое распространение, но смысл
его глубже и, несомненно, более широкий:
К.выступает против всякого смирения
и малодушной покорности, бездействия
и пассивности перед проявлениями социального
зла. Насилие обычно питается покорностью,
как огонь соломой. Значит, насилию над
народом надо противопоставить революционное
насилие. Отвергая фаталистический взгляд
на историю иобщественную жизнь,
писатель утверждает "завет борьбы"
как единственное средство избавления
людей от позора рабства, насилий, деспотизма,
произвола.
"Человек рожден для
счастья, как птица для полета"
- этот афоризм из рассказа "Парадокс"
(1894) был боевым девизом Короленко.
Он хотел видеть свой народ
свободным и счастливым. В сущности
все его творчество было борьбой за всестороннее
раскрепощение людей и реальное осуществление
их счастья и идеала демократических свобод.
- Да, капрал, будет сильная буря, - так начинается
короленковский рассказ "Мгновение"
(1900), проникнутый предощущением зреющей
революционной бури и звучавший гимном
героическому и мужественному подвигу
во имя свободы. Описанный в рассказе дерзко-смелый
побег инсургента Диаца из военной тюрьмы
заканчивается словами раздумья одного
из офицеров тюремной стражи. Вера в свободу
и необходимость непрестанной, упорной,
настойчивой борьбы за нее одушевляли
писателя при создании стихотворения
в прозе "Огоньки" (1900), пользовавшегося
исключительной популярностью и любовью
в демократических кругах предреволюционной
России.
Из любви к народу и его свободе писатель
ненавидел все враждебное его социальному,
экономическому и духовному раскрепощению.
Поэтизируя мужество борцов за всестороннее
освобождение трудовых масс народа, Короленко
был непримирим в разоблачении обывательского
равнодушия к народным интересам, чаяниям
и стремлениям, осуждал рабье молчание
буржуазно-мещанской интеллигенции перед
проявлениями несправедливости в жизни,
клеймил позором тех, кто своим безучастием
в развернувшейся общественной борьбе
только множит зло и мешает избавлению
народа от невежества, предрассудков и
дикости, насилия человека над человеком,
угнетения и рабской психологии. В этом
- пафос повестей. " Положительный герой
Короленко - протестующая личность, мятежный
бунтарь или революционер - выступает
в его художественной прозе одновременно
в реалистическом и романтическом освещении
и раскрытии. Романтическая стилистика
характерна, например, для рассказа "Мгновение",
стихотворения в прозе "Огоньки"
и ряда других произведений. Короленко,
подобно Толстому и Чехову, Гаршину и Горькому,
стремился к обновлению реализма за счет
включения в реалистическое творчество
приемов и средств художественной условности
и романтической образности.