Творчество Михаила
Булгакова оказывает колоссальное
влияние на современный мир.
И не потому только, что его
признают гениальным писателем,
драматургом. Булгаков был не
менее гениальным мыслителем, способным
не только правильно оценить
самые сложные и запутанные
общественно-политические ситуации,
но и предвидеть обозримое
будущее. Это был человек чести
и достоинства, не способный
кривить душой. Если к этому
добавить, что он по-настоящему, осмысленно
любил Россию, был приверженцем
соблюдения и развития лучших духовно-культурных
традиций русского народа, то станет совершенно
понятной его драматическая жизненная
судьба. Булгаков был своего рода страстотерпцем,
страдальцем, мучеником, очень рано понявшим,
что России придется испытать грандиозные
потрясения. У него было достаточно возможностей
после Гражданской войны покинуть свою
Родину, но он остался в обескровленной
трагичной России, со всей очевидностью
осознавая свое ужасное положение. Будучи
православным человеком, Булгаков понимал,
что сама Россия и русский народ (особенно
его интеллигенция) несут расплату за
великие грехи, вольные и невольные. К
таким грехам, несомненно, он относил фактическое
соучастие (пассивное созерцание) в убийстве
царской семьи, в уничтожении миллионов
представителей многих национальностей
России, в поругании святынь православной
веры. Но все же Булгаков не мог себе представить,
что наказания, ниспосланные на русскую
землю, будут столь тяжелы и продолжительны.
В течение двадцати
с лишним лет (и каких лет!)
он не переставал надеяться
на лучшую долю для России,
пытался верить в здравомыслие
народа и его способность отличить
черное от белого, ждал необходимых
перемен. Сам вносил в это
посильную лепту и… каждый
раз разочаровывался: Россия по-прежнему
шла, по его мнению, по гибельному,
антинациональному пути и значительная
часть народа, сознательно или бессознательно,
выбрала этот путь. Постепенно в душе писателя
зарождалось и развивалось чувство безысходности
и отчаяния, которое неизбежно должно
было проявиться и в его творчестве. Роман
«Мастер и Маргарита» – убедительнейшее
тому подтверждение. Роман «Мастер и Маргарита»
останется в истории русской и мировой
литературы не только как свидетельство
величайшей человеческой стойкости Булгакова-писателя,
не только как гимн человеку нравственному
– Иешуа Га-Ноцри и человеку творческому
– мастеру, не только как история высокой,
неземной любви Маргариты, но и как памятник
городу, где происходят все основные события
книги, памятник Москве, куда, как признавался
сам писатель, «он приехал, чтобы остаться
навсегда». Есть и еще один итог этого
удивительного произведения: судьба романа,
предсказанная его автором. «…Ваш роман
вам принесет еще сюрпризы», – обещает
Воланд мастеру, прощаясь с ним после волшебного
бала.
Публикация «Мастера
и Маргариты» в журнале «Москва»,
состоявшаяся спустя более четверти
века после создания романа (на
рубеже 1966-1967 гг.), произвела переворот
в отношении к Булгакову тех,
кто уже читал «Дьяволиаду» и
«Роковые яйца», «Жизнь господина де Мольера»,
«Белую гвардию» и «Театральный роман».
«Мастер и Маргарита» потряс не только
души читателей, но и те основы, на которые
привычно опирались они в восприятии советской
литературы. Для многих впервые открылось,
что их понимание природы добра и зла,
свободы и несвободы, жизни тела и жизни
духа не «единственно верное» – существует
иное толкование этих явлений, и, кто знает,
быть может, гораздо более глубокое и правильное.
В статьях, которые в 1968-1969 гг. появились
в ряде журналов и вызвали оживленную
полемику в печати, совершился настоящий
прорыв к ранее неизвестным граням творчества
писателя. Их авторы (В.Лакшин, И.Виноградов,
О.Михайлов, П.Палиевский и другие) взволнованно
делились с читателями своими впечатлениями,
своим потрясением от романа…
Новых взлет
интереса к Булгакову начался
после 1985 г. на волне происходивших
в стране перемен: словно поднялись
шлюзы, и хлынуло в нашу жизнь
все, что было открыто, выстрадано,
рождено мыслью писателя. Возвращение
его творчества к читателю
стало триумфальным. Десятки театров
ставили его пьесы. И не одни
старые академические театры, в
«генетической памяти» которых
был записан феноменальный успех
«Дней Турбиных», «Зойкиной квартиры»,
«Багрового острова», но и многочисленные,
в том числе и вновь созданные молодежные
студии инсценировали прозаические произведения
писателя, обращались к его забытым пьесам
(«Адам и Ева», «Мольер», «Александр Пушкин»
и др.). Стремительно рос вал изданий и
переизданий его прозы, публиковались
ранние фельетоны, черновые редакции и
наброски, письма и дневники. Тиражи книг
Булгакова и журнальных публикаций давно
уже исчисляются миллионами экземпляров.
И продолжают расти. И раскупаются практически
мгновенно. Значительно увеличился объем
исследовательской и мемуарной литературы,
ведутся биографические и библиографические
изыскания, организуются международные
булгаковские чтения и симпозиумы, защищаются
кандидатские и докторские диссертации
по творчеству писателя, издано более
сотни книг и сборников, посвященных его
творческому наследию, выпущена специальная
«Булгаковская энциклопедия», есть ряд
тематических сайтов в Интернете и др.
Михаил Булгаков
действительно оказался необходим
всем, и в первую очередь литературе,
российской словесности. Потому
что его произведения – богатейшая
школа мастерства, творческой фантазии,
юмора, сатиры. Его влияние легко
обнаружить в сочинениях многих
авторов. И не только молодых.
В прозе Б.Окуджавы, Б.Васильева,
в социально-фантастических повестях
братьев Стругацких. А разве «евангелические»
главы в романе В.Тендрякова
«Покушение на миражи» и в
«Плахе» Ч.Айтматова, сюжеты и
сцены в «Альтисте Данилове»
В.Орлова и в «Пирамиде» («Мироздание
по Дымкову») Л.Леонова могли появиться,
не будь на свете «Мастера и Маргариты»?
Ведь само обращение к истории Иисуса
Христа для оценки и осмысления событий
современности впервые предпринято М.А.Булгаковым.
Булгаков нужен любому из нас. Каждая его
вещь – это захватывающее чтение: обогащающее
и облагораживающее. Его обращение к трагическим,
темным страницам человеческого бытия
не убивает, а пробуждает душу. Его смех
не только веселит, но и заставляет думать.
Добро в его произведениях и умиротворяет,
и требует действия. А зло рождает не столько
ненависть, сколько горечь и сожаление.
Все написанное Булгаковым в далеком вроде
бы прошлом работает на сегодняшний день
и на будущее, его сочинения включены в
учебные программы по изучению русской
литературы в общеобразовательных школах
России, гуманитарных гимназиях, колледжах,
вузах.
Нынче мы возвращаемся
к естественному человеческому
состоянию. Начинаем по-иному,
чем еще недавно, мыслить, чувствовать,
оценивать суть и смысл своего
бытия – индивидуального и
общественного. И решительно удаляемся
от того, что выращивали в нас идеологические
пастыри, и «опекаемые» ими литература
и искусство. Немногие романы, повести,
пьесы, написанные, как и булгаковские,
60-70 лет назад, остаются с нами. Булгаков
же остается весь. Он становится для нас
все ближе и все необходимее, потому что
еще тогда видел и понимал то, что открывается
нам лишь теперь. И уже одно то, что более
чем за полвека опыт его сердца и разума
нисколько не устарел, вызывает особое
доверие к этому опыту. Опыт писателя нужен
нам еще и потому, что обретался он в мужественныом
преодолении всех испытаний, выпавших
на его долю, в том числе и последнего,
смертного страдания.
Булгаков от
русских классиков, прежде всего
Пушкина, унаследовал благородную
правдивость, идейную глубину
и гуманизм. А в «Мастере и
Маргарите» создал незабываемые,
потрясающие образы, укрепляющие
веру в идеалы света и добра,
к борьбе за победу которых
призывали «великие зодчие», как
называл Гоголь мастеров отечественной
словесности, писателей земли
русской. И творческое наследие
Михаила Афанасьевича Булгакова
мы с гордостью можем причислить
к тем несокрушимым «краеугольным
камням», тем гранитам, тем фундаментам,
на которых создается новое,
высокое и величественное здание
нашей культуры.
«Рукописи не
горят», – заявляет один из
главных героев «Мастера и
Маргариты», выражая тем самым
и авторское кредо. Посмертная
судьба Булгакова подтвердила
этот неожиданный афоризм-предсказание.
И если при жизни писателя
вряд ли кому в голову пришло
назвать его «классиком», то
на глазах нашего, особенно молодого
поколения выросла и укоренилась
в историческом времени слава
Михаила Булгакова, Мастера на
все времена. Про него уверенно
можно сказать словами, обращенными
к его любимому драматургу
Мольеру: «Для его славы ничего
не нужно, он нужен для нашей
славы». Едва ли не самый издаваемый автор
блистательной и не теряющей актуальности
прозы, драматург, пьесы и инсценировки
которого не сходят с подмостков отечественных
театров и многих театров мира, а многое
экранизировано, чьи произведения переведены
на языки народов Европы, Азии, Америки,
– Булгаков законно и достойно занял свое
место в ряду классиков русской литературы
и мировой культуры.
Михаил Афанасьевич
Булгаков дорог всем читателям
как писатель с большой буквы
и интересен как человек, воплотивший
в своей судьбе достоинство
и мужество художника.
Булгаков один из самых
читаемых писателей XX века, теперь мы смело
называем его великим, гением, о чем
раньше нельзя было и помыслить. И
все же имя автора «Мастера и Маргариты»
не просто веха в истории литературы.
Его живые книги не должны заслонять
самобытного человека, замечательную,
сильную духом и верой личность,
честного русского писателя, сумевшего
прожить столь трудную, счастливую,
богатую творчеством и поступками
жизнь и обрести свою непростую
судьбу в истории и литературе.
Писатели большей
судьбы знают о себе что-то,
что мы о них до сих пор
не знаем или не решаемся
сказать. На этом перекрестке
возникает интерес к самой
фигуре творца, к его биографии,
личности. Возникают неизбежные
в таких случаях вопросы: почему
мы так мало знали о нем,
почему с каждым годом он
все более интересен?.. Все это
можно с полным правом адресовать
к творческой судьбе и литературному
наследию выдающегося русского
писателя и драматурга XX века, признанного
классика отечественной словесности
Михаила Афанасьевича Булгакова.
Сейчас его имя
окружено читательским вниманием
и в нашей стране, и за ее
пределами, увенчано заслуженной
славой. А было не такое уж далекое время,
когда замечательного художника слова
лишали главного для него права – живого
и непосредственного общения с читателем,
зрителем, слушателем, следили за каждым
его шагом, а каждую его новую вещь встречали
подозрительно и часто видели в ней то,
чего там вовсе не было, но что хотели увидеть
там его критики и оппоненты – «неистовые
ревнители» партийной идеологии.
Причины же для
такой (в условиях прежней тоталитарной
деформации нашего общества) несправедливой
критики и фактической травли
в прессе, а позже и полном
замалчивании выявились сразу.
Булгаков не умел лукавить, приспосабливаться
ни в жизни, ни в литературе,
был не редкость цельным человеком,
что, естественно, проявилось
и в его творчестве. И устно
и письменно Михаил Булгаков
в течение всей своей жизни
последовательно отстаивал принципы
русской классической литературы,
следуя заветам своих великих
учителей: Пушкина, Гоголя, Некрасова,
Салтыкова-Щедрина, Достоевского, Л.Толстого
– любимых и почитаемых им
писателей. Он небезосновательно
полагал, что современная отечественная
словесность не может успешно
развиться без усвоения всего
лучшего, что было накоплено
за многие годы великой русской
литературой.
Булгаков писал
лишь о том, что хорошо, глубоко
и всесторонне изучил, что его
волновало. Конъюнктурные моменты
творчества были ему глубоко
чужды. Он имел свою точку
зрения на проходящие в стране
процессы, которая часто не совпадала
с официальной. Писатель и гражданин был
убежден, что ведущую роль в развитии страны
должна играть интеллигенция, и был ревностным
приверженцем, по его словам, «излюбленной
и великой Эволюции», классическим представителем
той части деятелей культуры, которые,
не покинув страну в трудные годы, стремились
сохранить свои «родовые признаки» в новых
условиях. Но он прекрасно понимал, что
творческие и жизненные установки, реализованные
в художественных произведениях, встретят
жестокий отпор. А это предрекало существование
в условиях почти враждебного окружения.
Долгое время Булгаков был известен как
автор пьесы «Дни Турбиных» и инсценировки
поэмы Гоголя «Мертвые души». Но «рукописи
не горят», гениальное слово бессмертно,
время не властно над произведениями,
созданными мастером с чистой душой и
мудрым сердцем. И чем дальше от нас уходят
по времени даты создания произведений
Булгакова, тем сильнее возрастает интерес
читателя и зрителя к ним.