Творчество Михаила Булгакова

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2013 в 14:00, сочинение

Краткое описание

Творчество Михаила Булгакова оказывает колоссальное влияние на современный мир. И не потому только, что его признают гениальным писателем, драматургом. Булгаков был не менее гениальным мыслителем, способным не только правильно оценить самые сложные и запутанные общественно-политические ситуации, но и предвидеть обозримое будущее. Это был человек чести и достоинства, не способный кривить душой. Если к этому добавить, что он по-настоящему, осмысленно любил Россию, был приверженцем соблюдения и развития лучших духовно-культурных традиций русского народа, то станет совершенно понятной его драматическая жизненная судьба.

Вложенные файлы: 1 файл

Творчество Михаила Булгакова оказывает колоссальное влияние на современный мир.docx

— 20.78 Кб (Скачать файл)

 

 

    Творчество Михаила  Булгакова оказывает колоссальное  влияние на современный мир.  И не потому только, что его  признают гениальным писателем,  драматургом. Булгаков был не  менее гениальным мыслителем, способным  не только правильно оценить  самые сложные и запутанные  общественно-политические ситуации, но и предвидеть обозримое  будущее. Это был человек чести  и достоинства, не способный  кривить душой. Если к этому  добавить, что он по-настоящему, осмысленно  любил Россию, был приверженцем  соблюдения и развития лучших духовно-культурных традиций русского народа, то станет совершенно понятной его драматическая жизненная судьба. Булгаков был своего рода страстотерпцем, страдальцем, мучеником, очень рано понявшим, что России придется испытать грандиозные потрясения. У него было достаточно возможностей после Гражданской войны покинуть свою Родину, но он остался в обескровленной трагичной России, со всей очевидностью осознавая свое ужасное положение. Будучи православным человеком, Булгаков понимал, что сама Россия и русский народ (особенно его интеллигенция) несут расплату за великие грехи, вольные и невольные. К таким грехам, несомненно, он относил фактическое соучастие (пассивное созерцание) в убийстве царской семьи, в уничтожении миллионов представителей многих национальностей России, в поругании святынь православной веры. Но все же Булгаков не мог себе представить, что наказания, ниспосланные на русскую землю, будут столь тяжелы и продолжительны.

 

    В течение двадцати  с лишним лет (и каких лет!) он не переставал надеяться  на лучшую долю для России, пытался верить в здравомыслие  народа и его способность отличить  черное от белого, ждал необходимых  перемен. Сам вносил в это  посильную лепту и… каждый  раз разочаровывался: Россия по-прежнему  шла, по его мнению, по гибельному, антинациональному пути и значительная часть народа, сознательно или бессознательно, выбрала этот путь. Постепенно в душе писателя зарождалось и развивалось чувство безысходности и отчаяния, которое неизбежно должно было проявиться и в его творчестве. Роман «Мастер и Маргарита» – убедительнейшее тому подтверждение. Роман «Мастер и Маргарита» останется в истории русской и мировой литературы не только как свидетельство величайшей человеческой стойкости Булгакова-писателя, не только как гимн человеку нравственному – Иешуа Га-Ноцри и человеку творческому – мастеру, не только как история высокой, неземной любви Маргариты, но и как памятник городу, где происходят все основные события книги, памятник Москве, куда, как признавался сам писатель, «он приехал, чтобы остаться навсегда». Есть и еще один итог этого удивительного произведения: судьба романа, предсказанная его автором. «…Ваш роман вам принесет еще сюрпризы», – обещает Воланд мастеру, прощаясь с ним после волшебного бала.

 

    Публикация «Мастера  и Маргариты» в журнале «Москва», состоявшаяся спустя более четверти  века после создания романа (на  рубеже 1966-1967 гг.), произвела переворот  в отношении к Булгакову тех,  кто уже читал «Дьяволиаду» и «Роковые яйца», «Жизнь господина де Мольера», «Белую гвардию» и «Театральный роман». «Мастер и Маргарита» потряс не только души читателей, но и те основы, на которые привычно опирались они в восприятии советской литературы. Для многих впервые открылось, что их понимание природы добра и зла, свободы и несвободы, жизни тела и жизни духа не «единственно верное» – существует иное толкование этих явлений, и, кто знает, быть может, гораздо более глубокое и правильное. В статьях, которые в 1968-1969 гг. появились в ряде журналов и вызвали оживленную полемику в печати, совершился настоящий прорыв к ранее неизвестным граням творчества писателя. Их авторы (В.Лакшин, И.Виноградов, О.Михайлов, П.Палиевский и другие) взволнованно делились с читателями своими впечатлениями, своим потрясением от романа…

 

 

    Новых взлет  интереса к Булгакову начался  после 1985 г. на волне происходивших  в стране перемен: словно поднялись  шлюзы, и хлынуло в нашу жизнь  все, что было открыто, выстрадано, рождено мыслью писателя. Возвращение  его творчества к читателю  стало триумфальным. Десятки театров  ставили его пьесы. И не одни  старые академические театры, в  «генетической памяти» которых  был записан феноменальный успех  «Дней Турбиных», «Зойкиной квартиры», «Багрового острова», но и многочисленные, в том числе и вновь созданные молодежные студии инсценировали прозаические произведения писателя, обращались к его забытым пьесам («Адам и Ева», «Мольер», «Александр Пушкин» и др.). Стремительно рос вал изданий и переизданий его прозы, публиковались ранние фельетоны, черновые редакции и наброски, письма и дневники. Тиражи книг Булгакова и журнальных публикаций давно уже исчисляются миллионами экземпляров. И продолжают расти. И раскупаются практически мгновенно. Значительно увеличился объем исследовательской и мемуарной литературы, ведутся биографические и библиографические изыскания, организуются международные булгаковские чтения и симпозиумы, защищаются кандидатские и докторские диссертации по творчеству писателя, издано более сотни книг и сборников, посвященных его творческому наследию, выпущена специальная «Булгаковская энциклопедия», есть ряд тематических сайтов в Интернете и др.

 

    Михаил Булгаков  действительно оказался необходим  всем, и в первую очередь литературе, российской словесности. Потому  что его произведения – богатейшая  школа мастерства, творческой фантазии, юмора, сатиры. Его влияние легко  обнаружить в сочинениях многих  авторов. И не только молодых.  В прозе Б.Окуджавы, Б.Васильева,  в социально-фантастических повестях  братьев Стругацких. А разве «евангелические»  главы в романе В.Тендрякова  «Покушение на миражи» и в  «Плахе» Ч.Айтматова, сюжеты и  сцены в «Альтисте Данилове»  В.Орлова и в «Пирамиде» («Мироздание  по Дымкову») Л.Леонова могли появиться, не будь на свете «Мастера и Маргариты»? Ведь само обращение к истории Иисуса Христа для оценки и осмысления событий современности впервые предпринято М.А.Булгаковым. Булгаков нужен любому из нас. Каждая его вещь – это захватывающее чтение: обогащающее и облагораживающее. Его обращение к трагическим, темным страницам человеческого бытия не убивает, а пробуждает душу. Его смех не только веселит, но и заставляет думать. Добро в его произведениях и умиротворяет, и требует действия. А зло рождает не столько ненависть, сколько горечь и сожаление. Все написанное Булгаковым в далеком вроде бы прошлом работает на сегодняшний день и на будущее, его сочинения включены в учебные программы по изучению русской литературы в общеобразовательных школах России, гуманитарных гимназиях, колледжах, вузах.

 

    Нынче мы возвращаемся  к естественному человеческому  состоянию. Начинаем по-иному,  чем еще недавно, мыслить, чувствовать,  оценивать суть и смысл своего  бытия – индивидуального и  общественного. И решительно удаляемся от того, что выращивали в нас идеологические пастыри, и «опекаемые» ими литература и искусство. Немногие романы, повести, пьесы, написанные, как и булгаковские, 60-70 лет назад, остаются с нами. Булгаков же остается весь. Он становится для нас все ближе и все необходимее, потому что еще тогда видел и понимал то, что открывается нам лишь теперь. И уже одно то, что более чем за полвека опыт его сердца и разума нисколько не устарел, вызывает особое доверие к этому опыту. Опыт писателя нужен нам еще и потому, что обретался он в мужественныом преодолении всех испытаний, выпавших на его долю, в том числе и последнего, смертного страдания.

 

    Булгаков от  русских классиков, прежде всего  Пушкина, унаследовал благородную  правдивость, идейную глубину  и гуманизм. А в «Мастере и  Маргарите» создал незабываемые, потрясающие образы, укрепляющие  веру в идеалы света и добра,  к борьбе за победу которых  призывали «великие зодчие», как  называл Гоголь мастеров отечественной  словесности, писателей земли  русской. И творческое наследие  Михаила Афанасьевича Булгакова  мы с гордостью можем причислить  к тем несокрушимым «краеугольным  камням», тем гранитам, тем фундаментам,  на которых создается новое,  высокое и величественное здание  нашей культуры.

 

    «Рукописи не  горят», – заявляет один из  главных героев «Мастера и  Маргариты», выражая тем самым  и авторское кредо. Посмертная  судьба Булгакова подтвердила  этот неожиданный афоризм-предсказание. И если при жизни писателя  вряд ли кому в голову пришло  назвать его «классиком», то  на глазах нашего, особенно молодого  поколения выросла и укоренилась  в историческом времени слава  Михаила Булгакова, Мастера на  все времена. Про него уверенно  можно сказать словами, обращенными  к его любимому драматургу  Мольеру: «Для его славы ничего  не нужно, он нужен для нашей  славы». Едва ли не самый издаваемый автор блистательной и не теряющей актуальности прозы, драматург, пьесы и инсценировки которого не сходят с подмостков отечественных театров и многих театров мира, а многое экранизировано, чьи произведения переведены на языки народов Европы, Азии, Америки, – Булгаков законно и достойно занял свое место в ряду классиков русской литературы и мировой культуры.

 

    Михаил Афанасьевич  Булгаков дорог всем читателям  как писатель с большой буквы  и интересен как человек, воплотивший  в своей судьбе достоинство  и мужество художника.

 

 

 

 

 

 

Булгаков один из самых  читаемых писателей XX века, теперь мы смело  называем его великим, гением, о чем  раньше нельзя было и помыслить. И  все же имя автора «Мастера и Маргариты» не просто веха в истории литературы. Его живые книги не должны заслонять  самобытного человека, замечательную, сильную духом и верой личность, честного русского писателя, сумевшего  прожить столь трудную, счастливую, богатую творчеством и поступками жизнь и обрести свою непростую  судьбу в истории и литературе.

 

    Писатели большей  судьбы знают о себе что-то, что мы о них до сих пор  не знаем или не решаемся  сказать. На этом перекрестке  возникает интерес к самой  фигуре творца, к его биографии,  личности. Возникают неизбежные  в таких случаях вопросы: почему  мы так мало знали о нем,  почему с каждым годом он  все более интересен?.. Все это  можно с полным правом адресовать  к творческой судьбе и литературному  наследию выдающегося русского  писателя и драматурга XX века, признанного  классика отечественной словесности  Михаила Афанасьевича Булгакова.

 

    Сейчас его имя  окружено читательским вниманием  и в нашей стране, и за ее  пределами, увенчано заслуженной  славой. А было не такое уж далекое время, когда замечательного художника слова лишали главного для него права – живого и непосредственного общения с читателем, зрителем, слушателем, следили за каждым его шагом, а каждую его новую вещь встречали подозрительно и часто видели в ней то, чего там вовсе не было, но что хотели увидеть там его критики и оппоненты – «неистовые ревнители» партийной идеологии.

 

 

    Причины же для  такой (в условиях прежней тоталитарной  деформации нашего общества) несправедливой  критики и фактической травли  в прессе, а позже и полном  замалчивании выявились сразу.  Булгаков не умел лукавить, приспосабливаться  ни в жизни, ни в литературе, был не редкость цельным человеком,  что, естественно, проявилось  и в его творчестве. И устно  и письменно Михаил Булгаков  в течение всей своей жизни  последовательно отстаивал принципы  русской классической литературы, следуя заветам своих великих  учителей: Пушкина, Гоголя, Некрасова,  Салтыкова-Щедрина, Достоевского, Л.Толстого  – любимых и почитаемых им  писателей. Он небезосновательно  полагал, что современная отечественная  словесность не может успешно  развиться без усвоения всего  лучшего, что было накоплено  за многие годы великой русской  литературой.

 

    Булгаков писал  лишь о том, что хорошо, глубоко  и всесторонне изучил, что его  волновало. Конъюнктурные моменты  творчества были ему глубоко  чужды. Он имел свою точку  зрения на проходящие в стране  процессы, которая часто не совпадала  с официальной. Писатель и гражданин был убежден, что ведущую роль в развитии страны должна играть интеллигенция, и был ревностным приверженцем, по его словам, «излюбленной и великой Эволюции», классическим представителем той части деятелей культуры, которые, не покинув страну в трудные годы, стремились сохранить свои «родовые признаки» в новых условиях. Но он прекрасно понимал, что творческие и жизненные установки, реализованные в художественных произведениях, встретят жестокий отпор. А это предрекало существование в условиях почти враждебного окружения. Долгое время Булгаков был известен как автор пьесы «Дни Турбиных» и инсценировки поэмы Гоголя «Мертвые души». Но «рукописи не горят», гениальное слово бессмертно, время не властно над произведениями, созданными мастером с чистой душой и мудрым сердцем. И чем дальше от нас уходят по времени даты создания произведений Булгакова, тем сильнее возрастает интерес читателя и зрителя к ним.


Информация о работе Творчество Михаила Булгакова