Творчество Островского

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 00:40, реферат

Краткое описание

1847 – в "Московском городском листке" Островский публикует первый набросок будущей комедии "Свои люди – сочтёмся" под названием "Несостоятельный должник".
"Самый памятный для меня день в моей жизни, - вспоминал

Вложенные файлы: 1 файл

Наброски реферата.docx

— 314.28 Кб (Скачать файл)

Основная часть

 

Первая комедия

 

1847 – в "Московском городском  листке" Островский публикует  первый набросок будущей комедии  "Свои люди – сочтёмся" под  названием "Несостоятельный должник".

"Самый памятный для меня  день в моей жизни, - вспоминал  Островский, - 14 февраля 1847 года...С этого дня я стал считать себя русским писателем и уже без сомнений и колебаний поверил в свое призвание".  
Признание Островскому приносит комедия "Свои люди – сочтёмся" (первоначальное название – "Банкрут", закончена в конце 1849г.). Ещё до публикации она стала популярной (в чтении автора и П.М. Садовского), вызвала одобрительные отклики H.В. Гоголя, И.А. Гончарова, Т.H. Грановского и др.  
"Он начал необыкновенно..." - свидетельствует И.С. Тургенев. Его первая же большая пьеса "Свои люди - сочтемся" произвела громадное впечатление. Ее называли русским "Тартюфом", "Бригадиром" XIX столетия, купеческим "Горем от ума", сравнивали с "Ревизором"; вчера еще никому неведомое имя Островского ставилось рядом с именами величайших комедиографов - Мольера, Фонвизина, Грибоедова, Гоголя. 

В правительственных сферах комедия  эта вызвала переполох. Драматической  цензурой она была сразу же запрещена  к представлению на сцене. "Все  действующие лица... отъявленные мерзавцы, - писал цензор. Разговоры грязны; вся пьеса обида для русского купечества". И все же, по недосмотру московской цензуры, пьеса была напечатана в мартовской книжке журнала "Московитянин" за 1850 год. Вот тогда - то и посыпались жалобы на молодого драматурга от оскорбленного купечества, вот тогда - то и занялись его комедией высокопоставленные сановники и даже сам государь император. Царь перечитал донесение, помедлил несколько и начертал своим мелким почерком в углу: "Совершенно справедливо, напрасно напечатано...". Еще помедлил и добавил: "...играть же запретить". И размашисто расписался: "Николай". 

За "неблагонадежным" автором  было установлено секретное полицейское  наблюдение. Гениальная комедия была поставлена на сцене в 1861 году, через  двенадцать лет после ее написания.

 

 

 

 

 

Творчество  после написания комедии 

"Свои люди  – сочтёмся"

 

После комедии "Свои люди – сочтёмся" Островский каждый год выпускает  по одной, а иногда по две-три пьесы, написав, таким образом, 47 пьес различных  жанров – от трагедии до драматических  эпизодов. Кроме того, есть ещё пьесы, написанные совместно с другими  драматургами – С.А. Гедеоновым, Н.Я. Соловьёвым, П.М. Невежиным, а также  свыше 20 переводных пьес (К. Гольдони, Н. Маккиавели, М. Сервантес, Теренций и т.д.). В 1859 году Островский перевел "Гециру" древнеримского драматурга Теренция, в которой важна тема невестки и свекрови (сравните с пьесой "Гроза").

 

 

 

 

 

Театральная биография

 

Обладая незаурядным общественным темпераментом, Островский всю жизнь  деятельно боролся за создание реалистического  театра нового типа, за подлинно художественный национальный репертуар, за новую этику  актёра. Он создал в 1865 году Московский артистический кружок, основал и  возглавил общество русских драматических  писателей (1870 г.), писал в различные  ведомства многочисленные "Записки", "Проекты", "Соображения", предлагая  принять срочные меры, чтобы остановить упадок театрального искусства. Творчество Островского оказало решающее влияние  на развитие русской драматургии  и русского театра. Как драматург  и режиссёр Островский содействовал формированию новой школы реалистической игры, выдвижению плеяды актёров (особенно в московском Малом театре: семья  Садовских, С.В. Васильев, Л.П. Косицкая, позднее - Г.Н. Федотова, М.Н. Ермолова и др.).  
Театральная биография Островского вообще не совпадала с его литературной биографией. Зрители знакомились с его пьесами совсем не в том порядке, в каком они были написаны и напечатаны. Только через шесть лет после того, как Островский начал печататься, 14 января 1853 года поднялся занавес на первом представлении комедии "Не в свои сани не садись" в Малом театре. Пьеса, показанная зрителям первой, была шестой законченной пьесой Островского. 

 

 

 

 

 

 

 

Литературные  взгляды.  "Физиологический очерк"

 

Литературные взгляды Островского  сложились под влиянием эстетики В.Г. Белинского. Для Островского, как  и для других писателей, начинавших в 40-е годы, художник – это своего рода исследователь- "физиолог", который подвергает специальному изучению различные части общественного организма, открывая для современников ещё не исследованные области жизни. В открытой области эти тенденции нашли выражение в жанре так называемого "физиологического очерка", широко распространённого в литературе 40-50-х гг. Островский был одним из наиболее убеждённых выразителей этой тенденции. Многие его ранние сочинения написаны в манере "физиологического очерка" (зарисовки замоскворецкого быта; драматические этюды и "картины": "Семейная картина", "Утро молодого человека", "Неожиданный случай"; позднее, в 1857году, - "Не сошлись характерами"). 

В более сложном преломлении  черты этого стиля сказались  и в большинстве других произведений Островского: он изучал жизнь своей  эпохи, наблюдая её словно под микроскопом, как внимательный исследователь - экспериментатор. Наглядно это показывают дневники его  поездок по России и особенно материалы  многомесячной поездки (1865 г.) по верхней  Волге с целью всестороннего  обследования края.  
Опубликованный отчёт Островского об этой поездке и черновые записи представляют своего рода энциклопедию сведений по экономике, составу населения, обычаям, нравам этого края. При этом Островский не перестаёт быть художником – после этой поездки волжский ландшафт как поэтический лейтмотив входит во многие его пьесы, начиная с "Грозы" и заканчивая "Бесприданницей" и "Воеводой (Сон на Волге)". Кроме того, возникает замысел цикла пьес под названием "Ночи на Волге" (осуществлён частично).

 

Три периода творчества Островского

Творчество Островского можно  разделить на три периода: 1-й – (1847- 1860), 2-й – (1850-1875), 3-й – (1875-1886). 

 

ПЕРВЫЙ ПЕРИОД  
(1847- 1860)  
К нему относятся пьесы, отражающие жизнь дореформенной России. В начале этого периода Островский активно сотрудничает как редактор и как критик с журналом "Москвитянин", публикует в нем свои пьесы. Начиная как продолжатель гоголевской обличительной традиции ("Свои люди – сочтёмся", "Бедная невеста", "Не сошлись характерами"), затем, отчасти под влиянием главного идеолога журнала "Москвитянин" А.А. Григорьева, в пьесах Островского начинают звучать мотивы идеализации русской патриархальности, обычаев старины ("Не в свои сани не садись" (1852), "Бедность не порок" (1853), "Не так живи, как хочется" (1854). Эти настроения приглушают критический пафос Островского.  
С 1856 года Островский – постоянный сотрудник журнала "Современник" – сближается с деятелями демократической русской журналистики. В годы общественного подъёма перед крестьянской реформой 1861 года вновь усиливается социальная критика в его творчестве, острее становится драматизм конфликтов ("В чужом пиру похмелье" (1855), "Доходное место" (1856), "Гроза", (1859). 

 

ВТОРОЙ ПЕРИОД  
(1860-1875)  
К нему относятся пьесы, отражающие жизнь России после реформы. Островский продолжает писать бытовые комедии и драмы ("Тяжёлые дни", 1863 г., "Шутники", 1864 г., "Пучина", 1865 г.), по - прежнему высокоталантливые, но скорее закреплявшие уже найденные мотивы, чем осваивавшие новые. В это время Островский обращается также к проблемам отечественной истории, к патриотической теме. На основе изучения широкого круга источников он создаёт цикл исторических пьес: "Козьма Захарьич Минин - Сухорук" (1861 г.; 2-я редакция 1866), "Воевода" (1864 г.; 2-я редакция 1885), "Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский" (1866 г.), "Тушино" (1866 г.). Кроме того, создаётся цикл сатирических комедий ("На всякого мудреца довольно простоты" (1868), "Горячее сердце" (1868 г.), "Бешеные деньги" (1869 г.), "Лес" (1870), "Волки и овцы" (1875 г.). Особняком среди пьес второго периода стоит драматическая поэма в стихах "Снегурочка" (1873 г.) – "весенняя сказка", по определению автора, созданная на основе народных сказок, поверий, обычаев. 

 

ТРЕТИЙ ПЕРИОД  
(1875 - 1886)  
Почти все драматические сочинения Островского 70-х и начала 80-х гг. печатаются в журнале "Отечественные записки". В этот период Островский создает значительные социально-психологические драмы и комедии о трагических судьбах богато одарённых, тонко чувствующих женщин в мире цинизма и корысти ("Бесприданница", 1878 г., "Последняя жертва", 1878 г., "Таланты и поклонники", 1882 г., и др.). Здесь писатель разрабатывает и новые формы сценической выразительности, в некоторых отношениях предвосхищающие пьесы А.П. Чехова: сохраняя характерные черты своей драматургии, Островский стремится воплотить "внутреннюю борьбу" в "интеллигентной, тонкой комедии" (см. "А.Н. Островский в воспоминаниях современников", 1966, с. 294). 

 

 

 

 

 

 

 

ВЫВОД:

Драматург остался в истории  русской литературы не просто "Колумбом Замоскворечья", как назвала его  литературная критика, но создателем русского демократического театра, к театральной  практике применившим достижения русской  психологической прозы 19 века. Островский являет собой редчайший пример сценического долголетия, его пьесы не сходят со сцены — это примета истинно  народного писателя.  
В драматургии Островского вместилась вся Россия - ее быт, ее нравы, ее история, ее сказки, ее поэзия. Нам даже трудно представить себе, насколько беднее было бы наше представление о России, о русском человеке, о русской природе и даже о самих себе, если бы не существовало для нас мира созданий Островского.  
 
Не с холодным любопытством, но с жалостью и гневом взираем мы на жизнь, воплощенную в пьесах Островского. Сочувствие к обездоленным и негодование против "темного царства" - вот чувства, которые драматург испытывал и которые он неизменно вызывает в нас. Но особенно близка нам надежда и вера, которые всегда жили в этом замечательном художнике. И мы знаем - эта надежда на нас, это вера в нас. 

А.Н. Островский занесен в российскую Книгу рекордов "Диво" как "самый  плодовитый драматург" (1993).

http://ost-groza.sitecity.ru

4

3


Информация о работе Творчество Островского