Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 00:40, реферат
1847 – в "Московском городском листке" Островский публикует первый набросок будущей комедии "Свои люди – сочтёмся" под названием "Несостоятельный должник".
"Самый памятный для меня день в моей жизни, - вспоминал
Основная часть
Первая комедия
1847 – в "Московском городском
листке" Островский публикует
первый набросок будущей
"Самый памятный для меня
день в моей жизни, - вспоминал
Островский, - 14 февраля 1847 года...С этого
дня я стал считать себя русским писателем
и уже без сомнений и колебаний поверил
в свое призвание".
Признание Островскому приносит комедия
"Свои люди – сочтёмся" (первоначальное
название – "Банкрут", закончена
в конце 1849г.). Ещё до публикации она стала
популярной (в чтении автора и П.М. Садовского),
вызвала одобрительные отклики H.В. Гоголя,
И.А. Гончарова, Т.H. Грановского и др.
"Он начал необыкновенно..." - свидетельствует
И.С. Тургенев. Его первая же большая пьеса
"Свои люди - сочтемся" произвела
громадное впечатление. Ее называли русским
"Тартюфом", "Бригадиром" XIX
столетия, купеческим "Горем от ума",
сравнивали с "Ревизором"; вчера еще
никому неведомое имя Островского ставилось
рядом с именами величайших комедиографов
- Мольера, Фонвизина, Грибоедова, Гоголя.
В правительственных сферах комедия эта вызвала переполох. Драматической цензурой она была сразу же запрещена к представлению на сцене. "Все действующие лица... отъявленные мерзавцы, - писал цензор. Разговоры грязны; вся пьеса обида для русского купечества". И все же, по недосмотру московской цензуры, пьеса была напечатана в мартовской книжке журнала "Московитянин" за 1850 год. Вот тогда - то и посыпались жалобы на молодого драматурга от оскорбленного купечества, вот тогда - то и занялись его комедией высокопоставленные сановники и даже сам государь император. Царь перечитал донесение, помедлил несколько и начертал своим мелким почерком в углу: "Совершенно справедливо, напрасно напечатано...". Еще помедлил и добавил: "...играть же запретить". И размашисто расписался: "Николай".
За "неблагонадежным" автором
было установлено секретное
Творчество после написания комедии
"Свои люди – сочтёмся"
После комедии "Свои люди – сочтёмся" Островский каждый год выпускает по одной, а иногда по две-три пьесы, написав, таким образом, 47 пьес различных жанров – от трагедии до драматических эпизодов. Кроме того, есть ещё пьесы, написанные совместно с другими драматургами – С.А. Гедеоновым, Н.Я. Соловьёвым, П.М. Невежиным, а также свыше 20 переводных пьес (К. Гольдони, Н. Маккиавели, М. Сервантес, Теренций и т.д.). В 1859 году Островский перевел "Гециру" древнеримского драматурга Теренция, в которой важна тема невестки и свекрови (сравните с пьесой "Гроза").
Театральная биография
Обладая незаурядным общественным
темпераментом, Островский всю жизнь
деятельно боролся за создание реалистического
театра нового типа, за подлинно художественный
национальный репертуар, за новую этику
актёра. Он создал в 1865 году Московский
артистический кружок, основал и
возглавил общество русских драматических
писателей (1870 г.), писал в различные
ведомства многочисленные "Записки",
"Проекты", "Соображения", предлагая
принять срочные меры, чтобы остановить
упадок театрального искусства. Творчество
Островского оказало решающее влияние
на развитие русской драматургии
и русского театра. Как драматург
и режиссёр Островский содействовал
формированию новой школы реалистической
игры, выдвижению плеяды актёров (особенно
в московском Малом театре: семья
Садовских, С.В. Васильев, Л.П. Косицкая,
позднее - Г.Н. Федотова, М.Н. Ермолова и
др.).
Театральная биография Островского вообще
не совпадала с его литературной биографией.
Зрители знакомились с его пьесами совсем
не в том порядке, в каком они были написаны
и напечатаны. Только через шесть лет после
того, как Островский начал печататься,
14 января 1853 года поднялся занавес на первом
представлении комедии "Не в свои сани
не садись" в Малом театре. Пьеса, показанная
зрителям первой, была шестой законченной
пьесой Островского.
Литературные взгляды. "Физиологический очерк"
Литературные взгляды
В более сложном преломлении
черты этого стиля сказались
и в большинстве других произведений
Островского: он изучал жизнь своей
эпохи, наблюдая её словно под микроскопом,
как внимательный исследователь - экспериментатор.
Наглядно это показывают дневники его
поездок по России и особенно материалы
многомесячной поездки (1865 г.) по верхней
Волге с целью всестороннего
обследования края.
Опубликованный отчёт Островского об
этой поездке и черновые записи представляют
своего рода энциклопедию сведений по
экономике, составу населения, обычаям,
нравам этого края. При этом Островский
не перестаёт быть художником – после
этой поездки волжский ландшафт как поэтический
лейтмотив входит во многие его пьесы,
начиная с "Грозы" и заканчивая "Бесприданницей"
и "Воеводой (Сон на Волге)". Кроме
того, возникает замысел цикла пьес под
названием "Ночи на Волге" (осуществлён
частично).
Три периода творчества Островского
Творчество Островского можно разделить на три периода: 1-й – (1847- 1860), 2-й – (1850-1875), 3-й – (1875-1886).
ПЕРВЫЙ ПЕРИОД
(1847- 1860)
К нему относятся пьесы, отражающие жизнь
дореформенной России. В начале этого
периода Островский активно сотрудничает
как редактор и как критик с журналом "Москвитянин",
публикует в нем свои пьесы. Начиная как
продолжатель гоголевской обличительной
традиции ("Свои люди – сочтёмся",
"Бедная невеста", "Не сошлись характерами"),
затем, отчасти под влиянием главного
идеолога журнала "Москвитянин" А.А.
Григорьева, в пьесах Островского начинают
звучать мотивы идеализации русской патриархальности,
обычаев старины ("Не в свои сани не
садись" (1852), "Бедность не порок"
(1853), "Не так живи, как хочется" (1854).
Эти настроения приглушают критический
пафос Островского.
С 1856 года Островский – постоянный сотрудник
журнала "Современник" – сближается
с деятелями демократической русской
журналистики. В годы общественного подъёма
перед крестьянской реформой 1861 года вновь
усиливается социальная критика в его
творчестве, острее становится драматизм
конфликтов ("В чужом пиру похмелье"
(1855), "Доходное место" (1856), "Гроза",
(1859).
ВТОРОЙ ПЕРИОД
(1860-1875)
К нему относятся пьесы, отражающие жизнь
России после реформы. Островский продолжает
писать бытовые комедии и драмы ("Тяжёлые
дни", 1863 г., "Шутники", 1864 г., "Пучина",
1865 г.), по - прежнему высокоталантливые,
но скорее закреплявшие уже найденные
мотивы, чем осваивавшие новые. В это время
Островский обращается также к проблемам
отечественной истории, к патриотической
теме. На основе изучения широкого круга
источников он создаёт цикл исторических
пьес: "Козьма Захарьич Минин - Сухорук"
(1861 г.; 2-я редакция 1866), "Воевода" (1864
г.; 2-я редакция 1885), "Дмитрий Самозванец
и Василий Шуйский" (1866 г.), "Тушино"
(1866 г.). Кроме того, создаётся цикл сатирических
комедий ("На всякого мудреца довольно
простоты" (1868), "Горячее сердце"
(1868 г.), "Бешеные деньги" (1869 г.), "Лес"
(1870), "Волки и овцы" (1875 г.). Особняком
среди пьес второго периода стоит драматическая
поэма в стихах "Снегурочка" (1873 г.)
– "весенняя сказка", по определению
автора, созданная на основе народных
сказок, поверий, обычаев.
ТРЕТИЙ ПЕРИОД
(1875 - 1886)
Почти все драматические сочинения Островского
70-х и начала 80-х гг. печатаются в журнале
"Отечественные записки". В этот период
Островский создает значительные социально-психологические
драмы и комедии о трагических судьбах
богато одарённых, тонко чувствующих женщин
в мире цинизма и корысти ("Бесприданница",
1878 г., "Последняя жертва", 1878 г., "Таланты
и поклонники", 1882 г., и др.). Здесь писатель
разрабатывает и новые формы сценической
выразительности, в некоторых отношениях
предвосхищающие пьесы А.П. Чехова: сохраняя
характерные черты своей драматургии,
Островский стремится воплотить "внутреннюю
борьбу" в "интеллигентной, тонкой
комедии" (см. "А.Н. Островский в воспоминаниях
современников", 1966, с. 294).
ВЫВОД:
Драматург остался в истории
русской литературы не просто "Колумбом
Замоскворечья", как назвала его
литературная критика, но создателем русского
демократического театра, к театральной
практике применившим достижения русской
психологической прозы 19 века. Островский
являет собой редчайший пример сценического
долголетия, его пьесы не сходят
со сцены — это примета истинно
народного писателя.
В драматургии Островского вместилась
вся Россия - ее быт, ее нравы, ее история,
ее сказки, ее поэзия. Нам даже трудно представить
себе, насколько беднее было бы наше представление
о России, о русском человеке, о русской
природе и даже о самих себе, если бы не
существовало для нас мира созданий Островского.
Не с холодным любопытством, но с жалостью
и гневом взираем мы на жизнь, воплощенную
в пьесах Островского. Сочувствие к обездоленным
и негодование против "темного царства"
- вот чувства, которые драматург испытывал
и которые он неизменно вызывает в нас.
Но особенно близка нам надежда и вера,
которые всегда жили в этом замечательном
художнике. И мы знаем - эта надежда на
нас, это вера в нас.
А.Н. Островский занесен в российскую Книгу рекордов "Диво" как "самый плодовитый драматург" (1993).
http://ost-groza.sitecity.ru
4
3