Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2012 в 12:30, реферат
Цель: Показать тематическое многообразие лирики Лермонтова, особенности и характеристику лирического героя.
Задачи:
1.покозать тематическое многообразие лирики Лермонтова.
2.познакомить с лирическим героем Лермонтова.
3.покозать значение лирики Лермонтова.
Введение……………………………………………………………
Глава1. Тематическое многообразие лирики Лермонтова.......
1.1 Отношение к народу, к Родине.............................
1.2Патриотизм в лирике..............................................
1.3Тема любви..............................................................
Глава2. Лирический герой Лермонтова....................................
Глава3. Значение лирики Лермонтова …………………………
Заключение…………………………………………………………
Список литературы...................................................................
Управление Алтайского края по образованию и делам молодёжи. Краевое государственное бюджетное образовательное учреждение средне профессионального образования.
«Алтайский
колледж информационных технологий»
Реферат
дисциплина: «Литература»
Тема: «Тематическое
многообразие лирики Лермонтова. Особенности
и характеристика лирического героя.»
Выполнила: Семыкина Татьяна
студентка 1 курса группы 192-Проверил(а): преподаватель литературы:
Бубенщикова
Р.
Волчиха 2012г.
Содержание.
Введение…………………………………………………………
Глава1. Тематическое многообразие лирики Лермонтова.......
1.1 Отношение к народу,
к Родине........................
1.2Патриотизм в лирике........................
1.3Тема любви.........................
Глава2. Лирический герой Лермонтова....................
Глава3. Значение лирики Лермонтова …………………………
Заключение……………………………………………………
Список литературы....................
Введение.
Значение
Лермонтова в истории русской
литературы определяется прежде всего
тем, что его поэзия, по выражению
Белинского,— «совсем новое
Цель: Показать тематическое многообразие лирики Лермонтова, особенности и характеристику лирического героя.
Задачи:
1.покозать
тематическое многообразие
2.познакомить
с лирическим героем
3.покозать значение лирики Лермонтова.
Глава1.
Тематическое многообразие лирики М. Ю.
Лермонтова
Необычайно
широка тематика стихотворений Лермонтова.
За свою короткую жизнь он создал огромное
количество философских, патриотических
стихотворений, о любви и дружбе,
о природе, о поисках смысла жизни.
Когда читаешь эти стихи, тебя
охватывает странное чувство. В них
такая глубокая горечь и печаль,
что сердце невольно сжимается от боли: 1.1 Отношение к народу, к Родине. Лермонтов
беспредельно любил русский народ,
тонко чувствовал красоту родной
природы. Не удивительно, что пейзажные
зарисовки являются неотъемлемой частью
его лирических произведений. По словам
Белинского, в стихотворениях Лермонтова
"говорит одно чувство, которое
так полно, что не требует поэтических
образов для своего выражения: ему
не нужно убранства, не нужно украшений"
. 1.2 Патриотизм в лирике. Лермонтов
с уважением относился к "Изведал
враг в тот день немало, В большей
степени оно в спокойствии, с
каким русские воины занимаются
своим делом в ночь перед боем:
ни страха, ни уныния, ни легкомысленной
для такого момента весёлости
или беспечности. Каждый занимается
делом, либо отдыхает, набираясь сил.
В ворчании старого солдата чувствуется
восхищение Лермонтова мужеством русских
солдат, их внутренним достоинством, патриотизмом
и нам при чтении передаётся его
точка зрения, его взгляд. Прославляя
героизм русского войска, патриотизм
защитников Родины, Лермонтов не скрывает
огромных жертв и кровопролития,
какие несёт война. "Плохая доля"
тех, кто остался лежать вечно
на Бородинском поле, "гора кровавых
тел", бесчисленные раны оставшихся
в живых – всё это вызывает
скорбь. Однако какой бы ужас ни несла
война, она необходима и священна,
если враг пришёл на твою землю. И поэтому
каждой строчкой Лермонтов воспевает
воинскую доблесть, стойкость и человеческое
мужество. Готовность "постоять головою
за родину свою" – это то высшее
для поэта человеческое начало, которое
делает человека человеком. 1.3 Тема любви. В стихах
о любви у Лермонтова всегда звучит
печаль: «Любовь не красит жизнь
мою…» "Пусть
я кого-нибудь люблю: В стихах
этого периода речь, прежде всего,
идет о неразделенной любви, об измене
женщины, не оценившей возвышенные
чувства друга. Поэт, однако, находит
в себе нравственные силы, чтобы
отказаться от личного счастья во
имя любимой: Все для
меня в тебе святое: Разве не Лермонтов так нежно любил М.Щербатову? Как много сердечности вложено в стихотворение, обращенное к этой прекрасной женщине. Помните: «На светски цепи...»? Если даже взять одну только последнюю строфу, и то увидим, какой серьезный и обаятельный образ женщины создал поэт: От дерзкого
взора Нет, такие
стихи вызываются и рождаются
только любовью. А «Мне грустно, потому
что я тебя люблю...» с их глубочайшей
человеческой нежностью? Пришлось бы сделать
слишком длинный список! Нет, Лермонтов
не отворачивался от настоящих людей
и был не мрачным меланхоликом,
а великим трагическим поэтом,
которому каждый раз обжигало душу
человеческое горе. Другое дело, что
он был исключительно требователен
к жизни и людям, смотрел на
все с высоты гениального дарования.
Иные путали и путают чувство собственного
достоинства с "Мне
нужно действовать, я каждый
день Воля к действию у Лермонтова проявилась в отрицании самодержавия, в обличении уклада жизни светского общества, в осуждении молодого поколения, стоящего в стороне от серьёзных дел. |
Глава2.Лирический герой Лермонтова.
Особенностью
лирики Лермонтова, является внутреннее
единство лирического героя. Герой постепенно
меняется, “движется”, но движение это
значительно замедлено по сравнению с
развитием лирических героев других поэтов
XIX века. К концу творчества в лирике Лермонтова
все чаще появляется образ простого, обычного,
усталого человека, совсем не похожего
на героя ранней лирики. Однако между этими
героями существует тесная связь, обусловленная
сохранением основных мотивов, тем лирики,
которые пронизывают все творчество поэта
и формируют образ его героя.
Лирика Лермонтова явилась взлетом русского
романтизма. Это обусловлено тем, что лермонтовский
лирический герой — герой романтический.
Он наделен всеми отличительными чертами
романтика — он борец, страдалец, мятежник,
поэт, любовник, даже пророк...
Однако особенно сильна в образе романтического
героя Лермонтова тема одиночества:
Одинок я — нет отрады:
Стены голые кругом,
Тускло светит луч лампады
Умирающим огнем.
Одиночество приобретает самые разные
черты: это и заточение (как в приведенном
отрывке), и любовное одиночество, появляющееся
во многих любовных стихотворениях, и
одиночество человека в мире:
...Одиноко
Он стоит, задумался глубоко,
И тихонько плачет он в пустыне.
Во многих стихотворениях (“Дума”, “И
скучно и грустно...”) появляется идея
принципиального одиночества личности,
связанная с темой поколения в целом. Здесь
мы сталкиваемся с одной из основных идей
Лермонтова — идеей разрушающей душу
рефлексии, болезни, убивающей, по мнению
Лермонтова, все его поколение в целом
и замыкающей личность на себе самой, обрекая
ее на одиночество.
Мы иссушили ум наукою бесплодной,
Тая завистливо от близких и друзей
Надежды лучшие и голос благородный
Неверием осмеянных страстей...
Лучшее, что есть в человеке, — его чувства
— “исчезают при слове рассудка”, рефлексия
убийственна для чувств и веры. Автор причисляет
свое лирическое “я” к “заблудшему”
поколению, тем самым сравнивая лирического
героя с “плодом, до времени созрелым”.
Тема ранней смерти — традиционная тема
романтической литературы, но Лермонтов
вносит в нее нечто свое: он пишет не о
ранней физической смерти, а о смерти самого
романтического чувства, смерти, вызванной
прежде всего неверием и отсутствием цели,
отсутствием борьбы:
К добру и злу постыдно равнодушны,
В начале поприща мы вянем без борьбы;
Перед опасностью позорно малодушны,
И перед властию — презренные рабы.
Мотив борьбы — важнейший мотив всей мировой
романтической литературы — получил у
Лермонтова разнообразное развитие.
Борьба является сущностью романтической
натуры, ее основой: парус (в одноименном
стихотворении) борется с враждующей стихией,
а стоит буре смолкнуть — парус сам начинает
искать и “просить” бури, потому что он
“не ищет счастья” и “не от счастия бежит”.
Внутренний разлад в человеке, разлад,
о котором мы говорили в связи с темой
разрушительной рефлексии, также не может
не порождать конфликта и борьбы в душе
человека. В стихотворении “Как часто
пестрою толпою окружен...” Лермонтов
противопоставляет внутренний мир своего
лирического героя внешнему реальному
миру, одетому в маску:
...Мелькают образы бездушные людей,
Приличьем стянутые маски.
Образ маски и маскарада вообще появляется
у Лермонтова очень часто, символизируя
ложность и, главное, бездуховность мира,
в котором существует лирический герой:
...Как ветхая краса, наш ветхий мир привык
Морщины прятать под румяна...
Тема веры и безверия тесно связана с темой
борьбы. Романтический герой Лермонтова
бросает упрек Богу в несовершенстве мира:
К чему творец меня готовил,
Зачем так грозно прекословил
Надеждам юности моей?..
Добра и зла он дал мне чашу,
Сказав: я жизнь твою украшу,
Ты будешь славен меж людей!..
Демонический и романтический герои поэм
Лермонтова “Демон” и “Мцыри” отрицают
Бога, не принимая мира, в котором живут.
Однако Лермонтов, видевший причину “блуждающей”
личности именно в неверии, в отсутствии
идеалов, не мог не привести романтическую
личность к согласию с Богом. Именно поэтому
лермонтовский лирический герой находит
в мире нечто такое, что примиряет его
с небесами. Для лирического стихотворения
“Когда волнуется желтеющая нива...” таким
примиряющим началом становится природа:
Когда студеный ключ играет по оврагу
И, погружая мысль в какой-то смутный сон,
Лепечет мне таинственную сагу
Про мирный край, откуда мчится он,—
Тогда смиряется души моей тревога,
Тогда расходятся морщины на челе,—
И счастье я могу постигнуть на земле,
И в небесах я вижу Бога...
Мысль “погружается в сон”, освобождая
чувства, а “мирный край”, любовь к нему
и единство с ним дают возможность герою
“увидеть” Бога.
В некоторых стихах Лермонтова романтическим
героем-борцом становится Наполеон. Образ
вечного бунтаря, познавшего вершину власти
и глубочайшее падение, традиционен для
русской романтической лирики. В Наполеоне
(как и в образе Байрона) для Лермонтова
сочетались все черты романтического
героя: бунтарство, бегство, изгнание,
борьба со всеми и со всем — и одиночество
героя как личности:
...Стоит император один —
Стоит он и тяжко вздыхает,
Пока озарится восток,
И капают горькие слезы
Из глаз на холодный песок...
В русской литературе традиционно взаимоотношения
поэта и толпы воспринимались как неизбежный
конфликт. Сама же тема занимала почетное
место в лирике любого автора, причем образ
поэта всегда был сближен с образом лирического
героя. Не исключение здесь и Лермонтов,
однако разрешение конфликта поэта и толпы
у него очень своеобразное. Если толпа
традиционно наделялась эпитетом “чернь”,
“глухая”, “бездушная”, а в сердце ее
вселялась корысть, бездуховная приземленность,
то образ поэта сближался с образом пророка,
певца, изгнанника.
Лермонтов решает конфликт иначе. С одной
стороны, он более уважительно изображает
саму толпу:
...Средь них едва ли есть один,
Тяжелой пыткой не измятый,
До преждевременных добравшийся морщин
Без преступленья иль утраты!
С другой — он в стихотворении “Поэт”
1838 года представляет читателю два типа
поэтов, утверждая, что каждый век, каждая
“толпа” рождает “своего” поэта, что
поэт един с толпой, он нужен толпе — и
толпа нужна ему. Презрение к толпе Лермонтов
называет той “ржавчиной”, которая разъедает
сияющий клинок его таланта.
Лермонтовский поэт — совершенно особый
тип лирического героя. В конфликте поэта
с миром автор пытается сохранить объективность,
не встает однозначно на сторону поэта
(за исключением стихотворения “Смерть
поэта”, где конфликт развивается иначе
— не между поэтом и толпой, а между поэтом
и властью, первый становится жертвой,
героем и приобретает тем самым все симпатии
автора). В конце творчества появляется
“осмеянный пророк”, где образ поэта,
не выполнившего своего назначения, полностью
лишается авторских симпатий.
В целом же, как уже говорилось, к концу
творчества все чаще и чаще в лермонтовской
лирике начинает появляться совершенно
новый тип героя, только на первый взгляд
отличающийся от типично лермонтовского.
Новый образ человека простого, обыкновенного
и усталого, появляющийся в стихотворениях
“Валерик”, “Родина”, “Завещание”,
“Соседка”, “Выхожу один я на дорогу...”,
глубокими корнями связан с лермонтовским
романтическим героем. Старые мотивы героизма,
любви, разлуки, свободы получают новое
звучание: героизм рассказчика в “Бородино”
становится практически будничным, романтическая
разлука уступает место наказу другу “все
ей рассказать”; лексика романтическая
сменяется сниженной, прозаической; тема
свободы остается, но связывается это
понятие уже не с борьбой, а с покоем (“я
ищу свободы и покоя!”).
Таким образом,
мы видим, что все отдельные черты лирического
героя, всё их изменение подчинено внутреннему,
глубинному единству этого героя.
Глава3. Значение лирики лермонтова.
Стихотворения, сделавшие
Лермонтова поэтом – трибуном, содержат
в себе основные мотивы лирики. Конечно,
это прежде всего мысль о высоком
гражданском служении поэзии. Это
и чувство глубокой, благородной,
бескорыстной любви. Это и горькое
переживание одиночества в
Когда я прочитал, что царь, узнав о смерти
Лермонтова, бросил фразу : «Собаке – собачья
смерть!», я поразился. Можно ли так вообще
сказать о человеке, а тем более о великом
поэте?
Чем больше я узнавал о Лермонтове, тем
больше меня поражала глубина мысли, талант
и гениальность человека, который прожил
всего 27 лет.
Лермонтов был гений. В этом его величие,
поэзия его будет вечной. Его стихи являются
подлинным манифестом боевого искусства,
не потерявшим значение до сих пор.
А.В. Луначарский, характеризуя
социально-политическую сущность творчества
Лермонтова, сказал: “Лермонтов является
последним и глубоко искренним
эхом декабристских настроений”.
Именно поэтому он стал продолжателем
лучших прогрессивных традиций предшествующей
ему литературы и прежде всего творчества
Пушкина. С творцом “Капитанской дочки”
его связывают и ранние (образ кавказского
пленника, Демона, поэта) и поздние произведения.
В “Герое нашего времени” путевые записи
странствующего офицера явно перекликаются
с “Путешествие в Аразум”. Однако Лермонтов
жил в иные годы, чем Пушкин. Подчеркивая
это Белинский писал: “Лермонтов призван
был выразить собою и удовлетворить своею
поэзией несравненно высшее, по своим
требованиям и своему характеру, время,
чем то, которого выражением была поэзия
Пушкина”. “Безвременье” положило на
Лермонтова тяжелую печать, но не сломило
его. Лермонтов возненавидел аристократическую
среду умом беспощадного аналитика и сердцем,
пламенно устремленным к справедливости.
Но поэт не видел для себя твердой социальной
опоры. Все это определило трагические
мотивы его творчества. НЕ веря в ближайшую
победу свободы, великий жизнелюбец утверждал
необходимость борьбы за нее во имя будущего.
Своим беспощадным критицизмом Лермонтов
явно сближается с Гоголем, но превосходит
его силой социально-политического протеста
и глубоким интеллектуализмом. Продолжая
традиции декабризма, писатель в своих
последних произведениях (“Мцыри”, “Демон”,
“Герой нашего времени”) проявил и более
глубокое понимание исторических событий.
Это превратило его творчество в “соединительное
звено между декабристами и демократической
русской культурой, формировавшейся в
30х и 40х годах” и еще шире между дворянско-революционным
и революционно-демократическим периодами
русского освободительного движения.
Лермонтов начал свой творческий путь
как поэт романтического направления
и, воплощал идеи протеста против окружающего
его общества, увлекаясь мечтами о социальном
будущем, стал самым ярким творцом гражданственно,
философско-психологического романтизма.
Реалистические произведения Лермонтова
возникают в то время, когда романтические
творения в своей основе им уже довершились.
Лермонтов – последний представитель
революционно-дворянского романтизма
и зачинатель социально-психологического
течения критического реализма.
Лермонтов создал стиль предельно-энергического,
ураганно-динамического стиха и максимально
сжатой, прозрачно-ясной прозы. Его творчество
вызывало страстные споры. Современная
ему реакционная критика или резко отрицала,
или грубо искажая, ограничивала достоинства
его произведений. Реакционная и примыкающая
к ней либеральная критика продолжала
искажать творческий облик Лермонтова
и в дальнейшем.
4у”.
Вслед за Белинским самые выдающиеся прогрессивные
критики, писатели, общественные деятели,
литературоведы характеризовали его творчество,
художественное мастерство, роль в литературе
словами благоговейного преклонения,
восторженного восхищения и национальной
гордости.
Дооктябрьская прогрессивная критика
внесла в изучение творчества Лермонтова
неоценимый вклад. Но только в советское
время идейный облик и мастерство писателя,
его связи с предшествующим и последующим
литературным процессом предстали во
всей полноте и конкретности.
Животворное воздействие Лермонтова ощутили
на себе и советские писатели: В.Маяковский,
Н.Тихонов, Э.Багрицкий, Е.Винокуров, Е.Исаев,
С. Наровчатов, Н. Рыленко, А.Твардовский,
В.Федоров и многие другие.
“Лермонтов–прозаик, – заявил в 1939 году
А.Н.Толстой, это чудо”.
Лермонтов приобрел интернациональное
и общечеловеческое значение. “Мцыри”
и “Демон”, “Герой нашего времени” и
многие другие его произведения – это
высшие достижения поэтического обобщения
не только отечественной, но и мировой
литературы. Влияние Лермонтова испытывали
и испытывают поэты Армении, Грузии, Азербайджана,
Украины и многих других народов.
Заключение.
Влияние Лермонтова
не ограничилось рамками русской
литературы. У него учились выдающиеся
поэты Армении (Шах-Азиз, О. Туманян,
А. Исаакян), Грузии (Н. Бараташвили, А. Церетели,
И. Чавчавадзе), Осетии (К. Хетагуров) и
других народов.
Великий украинский поэт Т. Г. Шевченко
прекрасно знал и любил произведения Лермонтова.
Иван Франко, Леся Украинка и многие современные
поэты Советской Украины называли и называют
Лермонтова одним из своих учителей.
В наши дни Лермонтов — один из любимейших
поэтов всех народов Советского Союза.
Список литературы:
1.www.lermontov.info
2.www.litra.ru
3.www.testsoch.net