Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2013 в 11:30, реферат
Писатель горячо приветствовал ноябрьскую революцию 1918 г. в Германии. Г. Манн создает роман «Верноподданный». Роман показал всему миру, как жалкий, веками придавленный, аполитичный филистер, превращается в зверя и эксплуататора. Он показал, как филистер выходит на политическую арену, угрожает миру и прогрессу. Г. Манн разоблачил людей, подготавливавших победу фашизма. Центральный персонаж романа – фабрикант Дидерих Геслинг. Он груб, лицемерен, ужасающе невежествен. Он труслив и падает духом при любой неудаче, но горд, фанфаронит, когда чувствует за собой силу (грубость на суде, когда есть уверенность в расположении властей, кайзера). Манн показывает героя в развитии, называет силы, формирующие этого негодяя: филистерская семьи, гимназия, где поощряется наушничество и подхалимство, затем – университет.
28 вопрос. Тема верноподданничества
в романе Г. Манна «
Писатель горячо приветствовал ноябрьскую
революцию 1918 г. в Германии. Г. Манн создает роман
«Верноподданный». Роман показал всему
миру, как жалкий, веками придавленный,
аполитичный филистер, превращается в
зверя и эксплуататора. Он показал, как
филистер выходит на политическую арену,
угрожает миру и прогрессу. Г. Манн разоблачил
людей, подготавливавших победу фашизма.
Центральный персонаж романа – фабрикант
Дидерих Геслинг. Он груб, лицемерен, ужасающе
невежествен. Он труслив и падает духом
при любой неудаче, но горд, фанфаронит,
когда чувствует за собой силу (грубость
на суде, когда есть уверенность в расположении
властей, кайзера). Манн показывает героя
в развитии, называет силы, формирующие
этого негодяя: филистерская семьи, гимназия,
где поощряется наушничество и подхалимство,
затем – университет. Манн описывает возникновение
шовинистических организаций. Наука вытесняется
солдатским сапогом. Затем – военная служба,
брак по расчету, ряд самых гнусных интриг,
политические сделки. И Дидерих унес столп
империи, глава промышленного концерна…
Идейный багаж Дидериха невелик, его основа
– национализм, шовинизм. Его идеал –
«великолепный кайзер» Вильгельм. Сатирически
описывает Манн две встречи Дидериха с
императором. Совсем не смешное совпадение:
Дидерих и кайзер сочиняют одинаковые
поздравительные телеграммы, поздравляют
человека, убившего рабочего. Разоблачая
Дидериха, Манн разоблачает и кайзера.
Император – такой же ничтожный, но страшный,
опасный филистер, как и фабрикант.
Манн анализирует политическую борьбу.
Это очень важная историческая картина:
он показывает, как милитаристы пробивались
к власти, оценивает слабость демократических
сил страны: рабочее движение ослабляется
оппортунистами, либералы 1848 г.- совершенно
беспомощны. Старый либерал Бук – сломленная
сила, он не может бороться с Дидерихом.
Он даже плохо представляет себе его истинное
лицо, и некоторое время поддерживает
его. Лишь в минуту смерти Бук словно понимает
опасность: «Смотрите это дьявол». Бук
обрисован без идеализации, но с симпатией.
Традиции 1848 г. умирают: Германия становится
кайзеровской.
Г. Манн сумел показать, что в кайзеровской
Германии легко совершаются невероятные,
казалось бы, события. Общество попадает
под влияние самой грубой и бессмысленной
демагогии. Во время одного из политических
споров Дидериха с Буком публика в театре
поддерживает «верноподданного», националиста,
хотя у Бука безупречна и логика, и интеллект,
и демократические направления его рассуждений,
и разящая четкая афористичная речь. Он
говорит: «Власть нельзя вечно насаживать
на штык, как колбасу. Единственная реальная
власть в наше время – это мир! Разыгрывайте
комедию сами! Бахвалитесь перед воображаемыми
врагами, внешними и внутренними! Для дела
у вас, к счастью, руки коротки!»
Писатель виртуозно раскрывает нищету
верноподданнической, предфагаистской
идеологии, показывает, что именно этот
«уровень» был вполне достаточен и для
испуганных лавочников, политиканов и
для отпрысков старинных аристократических
фамилий вроде фон Бриценов.
Роман «Верноподданный» сочетает две
художестве иные тенденции, редко органически
сливающиеся в рамках единого целого.
Эти тенденции – резкость, гиперболичность,
нарочитая выборочность сатиры и многогранность,
пластическая и психологическая полнота
объективного живописания. Сатирические
маски в романе Генриха Манна являются
в основном «дополнительной краской»,
дополнительной нюансировкой. Они словно
доведенные до гротеска зеркальные отражения
главных героев, это «кривое зеркало».
Таков, например, чистейший гротеск - образ
прокурора Ядассона. Его «злой рок» торчащие
уши, мешающие не только его сценическим
успехам в пьесе титулованной дилетантки
фрау фон Вулков, но и его националистической
претенциозности. Ядассон решается на
операцию и говорит Дидериху: «Я собираюсь
привести свою внешность в соответствие
со своими националистическими убеждениями».
Образ Дидериха нарисован у Г. Манна иначе.
Несмотря на то, что писателю удается вызвать
у читателя постоянное «чувственное отвращение»
к этому персонажу, он далеко не однозначен.
Это обыкновенный немец, наделенный и
некоторыми чертами национального характера.
Г. Манн показывает, что на стезе национализма
действует отнюдь не чудовище, наоборот,
национализм деформирует и неплохие в
целом задатки. Дидерих, как и Унрат, не
только сатирический образ. Это, скорее,
целый «космос» человеческой индивидуальности.
Иногда, например, в доме правительственного
президента Вулков, он чувствует свою
беззащитность – беззащитность вчерашнего
мелкого собственника, плебея: «Убеждения
и чувства – все рухнуло вдруг в груди
Дидериха, и из обломков бурпо вырвалось
пламя ненависти… Живодеры! Куклы в мундире!
Высокомерная сволочь!»
Роман «Верноподданный» не оставляет
не осмеянным ни один аспект национализма,
ни одну социальную прослойку. В этом случае
Г. Мани создает правдивую, очень ценную
историческую картину. Он вскрывает; как
социал-демократы не сумели дать отпор
милитаристам.
Информация о работе Тема верноподданничества в романе Г. Манна «Верноподданный»