Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 10:35, сочинение
Наша многострадальная Россия еще прошла войну — Гражданскую, войну между гражданами одного государства. На мой взгляд, это самая большая беда. Если есть один общий враг для всего народа, то и правда для всех одна. В Гражданскую войну были две правды — старая и новая. И обе стороны были правы. Это война сделала врагами не только бедных и богатых, но и отцов и детей, братьев и сестер, сделала врагами совершенно близких и родных людей.
Тема войны в русской литературе («Донские рассказы» М.А. Шолохова)
(“Донские рассказы”
М.А. Шолохова)
Война — это большая беда для любого человека.
Так было во все времена. Это всеобщая
беда, сплачивающая народ в единое целое.
В такие времена люди забывали о своих
личных проблемах и обидах, объединялись
и делали все для победы над врагом, был
ли это Батый или Гитлер. Находились во
все времена предатели и трусы, но это
была капля в море. Войны эти называли
отечественными, когда люди боролись за
свою независимость; мировыми, когда боролся
друг с другом почти весь мир. Наша многострадальная
Россия еще прошла войну — Гражданскую,
войну между гражданами одного государства.
На мой взгляд, это самая большая беда.
Если есть один общий враг для всего народа,
то и правда для всех одна. В Гражданскую
войну были две правды — старая и новая.
И обе стороны были правы. Это война сделала
врагами не только бедных и богатых, но
и отцов и детей, братьев и сестер, сделала
врагами совершенно близких и родных людей.
Революция всколыхнула, нет, взорвала
Россию. Никто не остался в стороне. Чудовищный
смерч обрушился на страну, неся разрушения
и смерть.
Во всех уголках России: в городах и в маленьких
селениях — шли жаркие споры о дальнейшей
судьбе и жизни. В донских казачьих станицах
— тоже война. В смертельной схватке встречаются
командир эскадрона Николка Кошевой и
атаман банды (“Родинка” М. Шолохова).
Николка вырос без отца, который пропал
в германскую войну, мать умерла. Хлебнул
он горя, а потом ушел с красноармейцами
воевать с Врангелем. Атаман семь лет не
видел родной земли. Сначала германский
плен, потом Врангель, теперь банда. Устали
от войны оба. Мечта Николки пойти учиться,
закаменевшая душа атамана тоскует по
земле. И вот в бою они встречаются, полные
ненавистью друг к другу; атаман убил Николку
и, сняв с него сапоги, увидел родинку на
ноге и узнал в своем враге сына. Не высказать
словами горе отца, уже не имеет значения
вся эта кутерьма, белые, красные... Жизнь
кончена, незачем жить, держа в объятиях
найденного сына, атаман-отец застрелился.
Вообще в каждом из “Донских рассказов”
Шолохова мы сталкиваемся с той драмой,
на которую толкнула Гражданская война
людей.
Другой отец, из рассказа “Семейный человек”,
своими руками убил двух своих сыновей,
но не из-за ненависти, он очень любил их
обоих, но ценой их жизни он старался спасти
жизни еще семерых своих детей. Старшие
сыновья, Данила и Иван, ушли к красным
и попали в плен к своим же казакам. Отцу
было предложено самому расправиться
с ними и тем самым доказать свою преданность
казачеству. Он мог бы отказаться, но где
была гарантия, что его не убьют вместе
с ними, а семеро малых детей пропадут.
Как расценивать его поступок? Зверь? Трус,
предатель? Или, наоборот, человек, обладающий
огромной внутренней силой? Не каждый
может взять на себя такое — до конца жизни
носить в себе огромную душевную боль.
Он сам себе судья. Он день и ночь работает,
чтобы вырастить детей, и горько слышать
ему упреки дочери. Он остается не понятым
своими детьми, теми, из-за которых он пошел
на это.
А вот еще отец, из рассказа “Бахчевник”.
Этот отец четко определил для себя, кто
ему друг, а кто ему вра. Его избирают комендантом
военно-полевого суда станицы, он от души
радуется этому. Он “блюдет казачью честь”,
избивает старшего сына за то, что Федор
общается с большевиками, тот вынужден
уйти к красным. Этот отец убивает свою
жену за то, что та носила продукты пленным.
Отказывается от младшего Митьки, бросив
его на произвол судьбы. Четко служа казачеству,
он отправляет на расстрел старшего Федора,
попавшего в плен, а потом тщательно разыскивает
его после побега. Этот отец, оставшись
бы он в живых, убил бы обоих сыновей, и
рука у него не дрогнула бы.
Война пробуждала не только ненависть,
но и такие чувства, как сострадание, милосердие,
любовь.
Старики, Гаврила и его жена, вырастили
единственного сына Петра, надежду и опору.
В огне Гражданской войны погиб Петр от
рук красных. В сердце старика Гаврилы
огромное горе и боль превращаются в лютую
ненависть к большевикам. И вот на его
глазах белоказаки убивают большевика,
и, вместо злорадства и торжества, его
сердце сжимается от жалости. Они со старухой
выхаживают полумертвого красноармейца
Николая, прикипают к нему всем сердцем,
любят, как своего сына.
А какие страдания выпали на долю матерей!
Как можно было объяснить матери, что один
ее сын — друг, а другой — враг? Она их
родила, вскормила, вырастила. В “Бахчевнике”
мать умоляет мужа не трогать сыновей,
несет продукты пленным красноармейцам,
переживая за своего сына, поплатившись
за это своей жизнью.
Это все касалось людей родных, а что же
говорить о совершенно посторонних людях,
встречавшихся в этой войне? В войну были
вовлечены люди, убежденные в своей правоте,
и люди, случайно попавшие в силу тех или
иных обстоятельств. В белой армии офицеры
сознательно воевали за Россию, которая
была, в Красной Армии воевали за будущую
Россию, за светлое будущее, которое они
рисовали в своем воображении. А простые
солдаты с той или другой стороны, а обычно
это были простые рабочие и крестьяне,
воевали за то, в чем их убеждали: белые
за царя и Отечество, против большевиков.
Красные/— за землю и равенство. Но иногда
случалось так, что один и тот же человек
сначала воевал на стороне одних противников,
а затем переходил на другую. Как Григорий
Мелехов, который запутался и не мог понять,
на чьей же стороне правда. Даже сейчас,
спустя многие годы, мы до сих пор не знаем,
на чьей стороне все-таки была правда.
Ведь до сих пор нам навязывают свое мнение
люди, стоящие во главе государства.
Информация о работе Тема войны в русской литературе («Донские рассказы» М.А. Шолохова)