Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2012 в 09:15, реферат
Нравственные проблемы
в произведениях современных писателей Нравственные уроки истории как одна из тем современной русской
литературы [Русская деревня... Какая она? Что мы имеем в виду, когда произносим слово "деревня"? Сразу же
вспоминается старый дом, запах свежего сена, необъятные поля и луга. А еще вспоминаются крестьяне, эти
труженики, и их крепкие мозолистые руки. У многих, наверное, из моих ровесников есть бабушка или дедушка,
живущие в деревне. Приезжая к ним летом отдыхать, а точнее, работать, мы своими глазами видим, как трудна
жизнь крестьян и насколько трудно нам, городским, приспособиться к этой жизни. Но всегда хочется приехать в
деревню, отдохнуть от городской суеты.Многие писатели не обошли в своем творчестве судьбу русской деревни.
Сочинения по литературе
Судьба русской деревни в литературе второй половины XX века
Нравственные проблемы
в произведениях современных писателей
Нравственные уроки истории как одна из
тем современной русской
литературы [Русская деревня... Какая она?
Что мы имеем в виду, когда произносим
слово "деревня"? Сразу же
вспоминается старый дом, запах свежего
сена, необъятные поля и луга. А еще вспоминаются
крестьяне, эти
труженики, и их крепкие мозолистые руки.
У многих, наверное, из моих ровесников
есть бабушка или дедушка,
живущие в деревне. Приезжая к ним летом
отдыхать, а точнее, работать, мы своими
глазами видим, как трудна
жизнь крестьян и насколько трудно нам,
городским, приспособиться к этой жизни.
Но всегда хочется приехать в
деревню, отдохнуть от городской суеты.Многие
писатели не обошли в своем творчестве
судьбу русской деревни.
Одни восхищались деревенской природой
и "учились в истине блаженство находить",
иные видели истинное
положение крестьян и называли деревню
нищей, а ее избы - серыми. В советское время
тема судьбы русской
деревни стала чуть ли не ведущей, а вопрос
великого перелома актуален и в наши дни.
Нужно сказать, что
именно коллективизация и ее последствия
заставила многих писателей взяться за
перо.] - первая тема[Проблемы
нравственности волнуют многих современных
писателей. Многие из них в своих произведениях
показывают, что
нравственные идеалы большинства людей
сильно изменились, причем не в лучшую
сторону. У большинства современных
писателей есть рассказы о деревни, о нравственных
ценностях крестьян, которые, как и у основной
массы народа,
изменились не в лучшую сторону.] – вторая
тема[В XX веке история преподала русскому
народу «хороший» урок,
этот урок связан с приходом и правлением
Советской власти, которая управляла страной
более 70 лет. Этот урок
обошелся русскому народу в несколько
десятков миллионов жизней. Можно долго
спорить о том, что дала Советская
власть нашей стране, и безусловно, в ее
правлении были светлые моменты, но черным
пятном на истории нашей
страны легла коллективизация, которая
обескровила село. Советское государство
жестко обмануло крестьян,
пообещав им земли и счастливую жизнь,
а потом всего через десять лет, отобрав
у них практически все имущество,
а многих лишив жизни. Безусловно государство
во главе со Сталиным поступило низко
и подло по отношению к
труженикам земли. Рассказ А.И. Солженицына
«Матренин двор», рассказывает нам о последствиях
этого страшного
эксперимента для русской деревни] – для
третьей темы В 1956 году вышел рассказ А.И.
Солженицына
«Матренин двор», который повествует о
жизни русской деревни в пятидесятые годы.
Писатель показывает, как
сильно изменилась жизнь, душа и нравственные
ориентиры крестьянства после внедрения
колхозов и проведение
поголовной коллективизации. В этом произведении
Солженицын показывает кризис русской
деревни, который начался
сразу после семнадцатого года. Сначала
гражданская война, затем коллективизация,
раскулачивание крестьян.
Крестьяне были лишены собственности,
они потеряли стимул в работе. А ведь крестьянство
позже, во время Великой
Отечественной войны, прокормило всю страну.
Жизнь крестьянина, его быт и нравы — все
это очень хорошо можно,
понять прочитав это произведение. Главный
герой в нем — это сам автор. Это человек,
который отсидел в лагерях
большой срок (маленьких тогда просто
не давали), который хочет вернуться в
Россию. Но не в ту Россию, которая
была изуродована цивилизацией, а в глухую
деревню, в первозданный мир, где будут
печь хлеб, доить коров и где
будет прекрасная природа: «На взгорке
между ложков, а потом других взгорков,
цельно-обомкнутое лесом, с прудом
и плотиной. Высокое поле было тем самым
местом, где не обидно бы и жить и умереть.
Там я долго сидел в рощице
на пне и думал, что от души бы хотел не
нуждаться каждый день завтракать и обедать,
только бы остаться здесь и
ночами слушать, как ветви шуршат по крыше
— когда ниоткуда не слышно радио и все
в мире молчит».Многие люди
просто не поняли его намерений: «Тоже
и для них редкость была — все ведь просятся
в город, да покрупней». Но,
увы, он разочаровывается: всего того,
что он искал, он не нашел, в деревне та
же социальная нищета: «Увы, там
не пекли хлеба. Там не торговали ничем
съестным. Вся деревня волокла снедь мешками
из областного города».
Объездив несколько деревень, ему люба
стала та, где жила женщина лет шестидесяти,
Матрена. Это место было
похоже на многие того времени. Оно не
отличалось богатством, а наоборот, его
поглощала бедность.Перед глазами
главного героя предстает реальный быт
крестьянства, а не то, что обычно говорили
на съездах партии. Рассказчик
видит, до какой степени обнищало крестьянство.
Оно утратило вековые хозяйственные и
культурные традиции. Он
видит дом своей хозяйки Матрены. В этом
доме можно жить лишь летом, да и то только
в хорошую погоду. Быт в
доме ужаснейший: бегают тараканы и мыши.
Людям в деревне Торфопродукт нечего есть.
Матрена спрашивает, что
приготовить на обед, но ведь реально,
что, кроме «картови или супа картонного»
ничего другого из продуктов
просто нет. Нищета заставляет людей воровать.
Руководители уже запаслись дровами, а
о простых людях просто
забыли, а людям нужно как-то существовать,
и они начинают воровать торф у колхоза.
Автор описывает нам
достаточно подробно внешний вид главной
героини - Матрены. Матрена много болела,
а иногда не вставала с печи.
Женщина, которая всю жизнь провела в труде,
не видела в жизни ни добра, ни тепла. Пятнадцать
лет назад она
была замужем и имела шестерых детей. Но
муж не вернулся с войны, а дети один за
другим умерли. В этой жизни
она была одинока: «Кроме Матрены и меня,
жили в избе еще кошка, мыши и тараканы».Эта
женщина многое в жизни
пережила, и на ее долю выпало много горя
и страданий. Государство не интересуется,
как живут такие люди, как
Матрена. Их права ничем не защищены. Матрена
всю жизнь проработала на колхоз, но ей
не платят пенсию, потому
что она ушла из колхоза раньше, чем ввели
пенсии. Ушла она из-за болезни, но это
никого не интересует.Так
несправедлива жизнь к Матрене. Перечеркнут
лозунг: «Все для человека». Богатство
не принадлежит народу, люди —
крепостные у государства. Именно такие
проблемы затрагивает А. И. Солженицын
в этом произведенииГлавная
героиня не имеет даже скота, кроме козы:
«Все животы ее были — одна грязно-белая
криворогая коза». Еда у нее
состояла из одной картошки: «По воду ходила
и варила в трех чугунах: один чугун —
мне, один — себе, один —
козе. Козе она выбирала из подполья самую
мелкую картошку, себе — мелкую, а мне
— с куриное яйцо». Болото
бедности засасывает людей, а хорошей
жизни не видно.Но Солженицын показывает
не только материальное обнищание,
но и духовное. У окружающих Матрену людей
происходит деформация нравственных понятий:
добро – богатство. При
жизни Матрены родня начинает делить дом
(горницу). Полуразрушенную горницу перевозят
на тракторе. Трактор
застревает и попадает под скорый поезд.
Из-за этого погибает Матрена и еще два
человека. Жадность овладевает
людьми. Фаддей, который в прошлом любил
Матрену, на похоронах переживает не о
ее смерти, а о бревнах. Ему
дороже богатство, чем человеческая жизнь.Эта
среда, в которой живут люди, доводит их
до воровства, жадности и
потери нравственных ценностей. Люди портятся
и становятся жестокими. Но Матрена сохранила
в себе человека.
Прекрасно показан чисто русский характер
Матрены. Доброта и сочувствие ко всему
живому. Матрену всю жизнь
обижали. Убогий быт Матрены не сделал
убогим ее сердце и душу. Я представляю
себе Матрену с неловкой, словно
неумелой, улыбкой, мудрыми спокойными
глазами и удивительной естественностью,
подлинностью, которая озаряется
на ее лице. Увидеть в простой деревенской
старушке великую душу, увидеть праведницу
мог только
Солженицын.[Своим рассказом Солженицын
ставит много вопросов и сам же на них
отвечает. Колхозный строй не
оправдал себя он не может прокормить
страну и создать нормальную жизнь у крестьян.
Уродство монопольной
власти. Деревней командуют горожане,
приказывают, когда сеять, когда жать.Солженицын
в своем рассказе не
высказывает идей, как нужно изменить
мир, он просто правдиво описывает русскую
деревню, без прикрас, и в этом
его истинная заслуга как литератора.
Он показал народу суровую правду деревенской
жизни.] – для первой
темы[Неприглядную картину деревенской
жизни рисует в своем произведении писатель.
Нравственные ценности
большинства крестьян вызывают опасения,
и вопросы, что же будет дальше] – вторая
тема[Будущим поколениям надо
учиться на ошибках, которые совершали
их предки, чтобы такая же страшная история
не повторилась во второй раз.
] – для третьей темыНесмотря на то, что
произведение А.И. Солженицына было написано
более 40 лет назад,
проблем у современной деревни не стало
меньше, пожалуй, их стало еще больше и
решать их предстоит рано или
поздно нашему поколению.
Информация о работе Тема деревни в прозе второй половины XX века