Тема жизни и смерти в произведении «Анна Каренина» Л.Н. Толстого

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2014 в 17:51, контрольная работа

Краткое описание

Роман «Анна Каренина», созданный в 1870-ые гг., описывает переломный период в жизни России, когда «все переворотилось и только еще начинало укладываться». В подтверждение этому в тексте произведения можно найти отклики на многие конкретные исторические события: самарский голод, движение русских добровольцев и прочее.
В романе изображена история трех аристократических семей – Карениных, Облонских и Левиных. Одна из них разрушается полностью (Каренины), другая лишь сохраняет название семьи (Облонские), а глава третьей, счастливый муж и отец Константин Левин, переживает глубокий душевный кризис и прячет шнурок, чтобы не повеситься. Так Толстой, через драматические истории крушения «дома» и «семьи», раскрывает смысл переломной исторической эпохи.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………….….3
Сюжет……………………………………………………………………………...4
Анна Каренина. Центральная фигура произведения…………………………...7
Константин Левин……………………………………………………………….10
Заключение…………………………………………………………………….…12
Список литературы…………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Анна Каренина Швецова.docx

— 39.24 Кб (Скачать файл)

Выбранная Анной «роль матери, живущей для сына» — это своего рода «искусственный выход», спасение для одинокой и глубоко страдающей женщины, живущей в безрадостном, холодном доме с чужим для нее человеком. Но Толстой пишет, что любовь Анны к сыну — роль, пусть искренняя, но роль, к тому же «и много преувеличенная». Позже, когда у Карениной родится девочка, мы будем свидетелями абсолютного безразличия героини к своему ребенку. И это безразличие еще более отчетливо высветит смысл уже однажды сыгранной Анной роли матери. Тогда сын являлся своеобразной защитой для Анны в ее возможном жизненном одиночестве: «... у нее есть держава, независимая от положения, в которое она станет к мужу и к Вронскому. Эта держава — был сын... Пускай муж опозорит и выгонит ее, пускай Вронский охладеет к ней и продолжает вести свою независимую жизнь... она не может оставить сына. У нее есть цель жизни». Теперь же, находясь рядом с возлюбленным, живя с ним одним домом, она не одинока, и потому не нуждается в защитнике.

Но не только поэтому она отказалась от роли матери. У героини изменилась цель жизни. И этой целью стала не семья с любимым человеком, не родившаяся от него дочь. Анне вообще не нужен семейный очаг. Ей необходим только Вронский и в том образе, какой сама Анна ему предлагает — в образе страстного возлюбленного.

Сосредоточенная на своем чувстве, подвластная силе любовной страсти, Каренина обрекает себя на трагедию. Она не допускает мысли о том, что для нее возможно что-то еще, помимо любви к Вронскому и его ответного порыва. Она не хочет примириться с тем, что любовь, подобно человеку, может развиваться, проходя закономерные стадии затухания и угасания. Сверхувеличенное собственное любовное чувство и осознание охлаждения чувств Вронского делают для нее само понятие жизни несущественным. «Ну, пусть я придумаю себе то, чего я хочу, чтобы быть счастливой. Ну? Я получаю развод, Алексей Александрович отдает мне Сережу, и я выхожу замуж за Вронского... А между мною и Вронским, какое же я придумаю новое чувство? Возможно ли какое-нибудь не счастье уже, а только не мученье? Нет и нет! — ответила она себе теперь без малейшего колебания.— Невозможно!» Невозможность счастья с любимым обусловила невозможность жизни для Анны.

Толстой не простил своей героине замкнутости в собственных переживаниях, в эгоистических интересах. Ведь даже собственная смерть у Карениной стала актом борьбы и мести Вронскому.

Кто, как не Толстой, хорошо понимал внутреннюю, скрытую от глаз жизнь человеческой души. Но главной идеей для автора романа была «мысль семейная». И поэтому виной, вменяемой писателем Анне Карениной, стало предательство идеи семьи.

Затрагивая тему работы, хочется отметить, что жизнь Анны всегда шла в ногу со смертью. Её существование на земле было адом, по её внутренним переживаниям. Хотя эта дама имела всё, что нужно для счастья, шикарный дом и спокойного, не упрекающего её мужа, славного первенца - сына, несчетные богатства, горячего и пылкого любимого в роли любовника – ей всё было не по душе. По её переживаниям о несчастной жизни, видно, что Лев Николаевич создал героиню склонную к суициду. Женщина не получавшая от жизни своих желаний, просто не смогла смириться с крахом своих надежд, поэтому бросилась с перрона, чтобы не мучить в первую очередь себя.

 

Константин Левин

 

Один из самых сложных и интересных образов в творчестве писателя, который произносил фамилию героя как Левин, тем самым указывая на связь со своим именем, на автобиографические истоки персонажа. Левин может и должен рассматриваться в ряду других героев Толстого, имеющих либо некоторые автобиографические черты, либо аналитический склад ума (Нехлюдов из «Утра помещика», Дмитрий Оленин из «Казаков», частично Андрей Болконский и Пьер Безухое). Характер и сюжетная линия Левина наиболее тесно связаны с обстоятельствами жизни и образом мыслей самого писателя. Известно, что во время написания романа Толстой практически не вел дневников, так как его мысли и чувства достаточно полно отражались в работе над образом Левина. Фёдор Михайлович Достоевский в «Дневнике писателя» за 1877 год писал, что Левин является главным героем романа и выведен автором как носитель положительного миросозерцания, с позиций которого обнаруживаются «ненормальности», приводящие к страданиям и гибели других героев.

Константин Дмитриевич Левин — провинциальный помещик, принадлежащий к хорошему дворянскому роду, живущий в своем имении, не служащий, серьезно увлеченный хозяйством. За внешне размеренной жизнью и обыденными заботами скрывается напряженная работа мысли героя, глубокие интеллектуальные запросы и нравственные искания. Левин отличается искренностью, уравновешенностью, серьезным и доброжелательным отношением к людям, верностью долгу, прямотой.

С самого начала романа он предстает как герой с вполне сложившимся характером, но эволюционирующим внутренним миром. С Левиным читатели знакомятся в сложный период его жизни, когда он, приехав в Москву, чтобы сделать предложение Кити Щербацкой, получает отказ и уезжает домой, пытаясь вновь обрести душевное равновесие. Выбор Кити был обусловлен для Левина не только чувством к ней, но и отношением к семье Щербацких, в которой он видел пример старого, образованного и честного дворянства, что для героя было очень важно, так как его представления об истинном аристократизме зиждились на признании прав чести, достоинства и независимости, в отличие от современного преклонения перед богатством и успехом. Левина болезненно волнует судьба русского дворянства и очевидный процесс его оскудения, о чем он много и заинтересованно говорит с Облонским и своими соседями-помещиками. Не видит Левин реальной пользы и от тех форм хозяйствования, которые пытаются привнести с Запада; отрицательно относится к деятельности земских учреждений, не видит смысла в комедии дворянских выборов, как, впрочем, и во многих достижениях цивилизации, считая их злом.

Постоянная жизнь в деревне, наблюдения над трудом и бытом народа, стремление к сближению с крестьянами и серьезные занятия хозяйством вырабатывают у Левина целый ряд самобытных взглядов на происходящие вокруг изменения, недаром именно он дает емкое и точное определение пореформенного состояния общества и особенностей его экономической жизни, говоря о том, что «все переворотилось» и «только укладывается». Однако Левин стремится внести свой вклад в то, как «все уложится». Методы хозяйствования и размышления над особенностями национального уклада жизни приводят его к самостоятельному и оригинальному убеждению в необходимости учитывать в ведении сельского хозяйства не только агрономические новшества и технические достижения, но и традиционно-национальный склад работника как главного участника всего процесса. Левин всерьез задумывается о том, что при правильной постановке дела на основе его выводов можно будет преобразовать жизнь сначала в имении, затем в уезде, губернии и, наконец, во всей России. Помимо хозяйственных и интеллектуальных интересов перед героем неотступно встают проблемы иного рода. В связи с женитьбой на Кити и необходимостью исповедоваться перед венчанием Левин задумывается над своим отношением к Богу, не находя в душе искренней веры. К кругу нравственно-религиозных вопросов и размышлений о смысле жизни, о тайне рождения и смерти Левина обращают важнейшие события: смерть брата, а затем беременность жены и рождение сына. Не находя в себе веры, Левин одновременно замечает, что в серьезнейшие минуты жизни он молится Богу о спасении и благополучии близких, как это было при родах Кити и во время грозы, которая застала ее с маленьким сыном в лесу.

В то же время Левин не может удовлетворить признание конечности, а следовательно, какой-то бессмысленности человеческого существования, если оно основано только на биологических законах. Неотступность этих мыслей, стремление найти непреходящую цель жизни иногда доводят Левина, счастливого мужа, отца, успешно хозяйствующего помещика, до отчаянных моральных мучений и даже мыслей о самоубийстве. Поиски ответа на волнующие его вопросы Левин ищет в трудах ученых и философов, в наблюдениях над жизнью других людей. Серьезной моральной поддержкой, импульсом для исканий в новом, религиозно-нравственном направлении служит услышанное им замечание о крестьянине Фоканыче, который «для Бога живет», «о душе помнит». Поиски нравственных законов и основ человеческой жизни роднят Левина с Анной Карениной, чья судьба зависит от отношения к нравственным основам жизни. Поиски героя не завершаются в конце романа, оставляя образ как бы открытым.

 

Заключение

 

Толстой называл «Анну Каренину»  «романом широким, свободным».В основе этого определения – пушкинский термин «свободный роман». В « Анне Каренине» нет лирических, философских или публицистических отступлений. Но между романом Пушкина и романом Толстого есть несомненная связь, которая проявляется в жанре, в сюжете и в композиции. Не фабульная завершенность положений, а «творческая концепция» определяет в «Анне Карениной» выбор материала и открывает простор для развития сюжетных линий.

Жанр свободного романа возникал и развивался на основе преодоления литературных схем и условностей. На фабульной завершенности положений строился сюжет в традиционном семейном романе, например, у Диккенса. Именно от этой традиции и отказался Толстой, хотя очень любил Диккенса как писателя. «Мне невольно представлялось,—пишет Толстой,—что смерть одного лица только возбуждала интерес к другим лицам и брак представлялся большей частью завязкой, а не развязкой интереса».

Новаторство Толстого воспринималось как отклонение от нормы. Оно и было таким по существу, но служило не разрушению жанра, а расширению его законов. Бальзак в «Письмах о литературе» очень точно определил характерные особенности традиционного романа: «Как бы ни было велико количество аксессуаров и множество образов, современный романист должен, как Вальтер Скотт, Гомер этого жанра, сгруппировать их согласно их значению, подчинить их солнцу своей системы—интриге или герою — и вести их, как сверкающее созвездие, в определенном порядке». Но в «Анне Карениной», так же как в «Войне и мире», Толстой не мог положить своим героям «известные границы». И его роман продолжался после женитьбы Левина и даже после гибели Анны. Солнцем толстовской романической системы является, таким образом, не герой или интрига, а «мысль народная» или «мысль семейная», которая и ведет множество его образов, «как сверкающее созвездие, в определенном порядке».

Завершив рассказ о героине, Толстой не решил всех волнующих вопросов: кто виноват в ее смерти? Что толкнуло ее на самоубийство? Почему Анна не смогла довольствоваться браком с Карениным и новыми семейными отношениями с Вронским? Почему женщина, которая превыше всего ценила любовь, в конце концов, от нее и погибла? Автор не заканчивает роман гибелью Анны Карениной, он осознает, что трагический конец жизни героини – следствие глубокого расстройства душевных ценностей, морального разрушения цивилизации.

 

Список литературы

 

1)Толстой, Л. Н. Собрание сочинений : в 22 т. / комм. Э. Г. Бабаева. — М. : Художественная литература, 1981. — : «Анна Каренина. Части первая — четвёртая.»

2) Толстой, Л. Н. Собрание сочинений : в 22 т. / комм. Э. Г. Бабаева. — М. : Художественная литература, 1982. — : «Анна Каренина. Части пятая — восьмая.»

3) Уинтерс, Б. Х. Андроид Каренина / пер. с англ. Е. Каменецкой. — М. : Астрель, Corpus, 2011. — 768 с.

4) Бабаев, Э. Г. «Анна Каренина» Л. Н. Толстого. — М. : Художественная литература, 1978. — 158 с. 

5) Оболенский, Д. Д. Отрывки // «Международный Толстовский альманах» / П. Сергеенко. — Книга, М: 1909. — С. 244.

6)  Гусев Н. Н. «Два года с Толстым» — М.: 1928. — С. 190.

7) Гегель Г. В. Ф. Сочинения. — М., 1958. — С. 273.

8) Арденс, Н. Н. (Н. Апостолов) «Творческий путь Л. Н. Толстого» / Академия наук СССР, Институт русской литературы (Пушкинский дом); ответ. ред. В. П. Вильчинский. — М. : Издательство Академии наук СССР, 1962. — С. 318

9) Алексеенко, А. П. «Рассказы о Л. Н. Толстом : из воспоминаний.» — М. : Советский писатель, 1978. — С. 17.

~ ~

 


Информация о работе Тема жизни и смерти в произведении «Анна Каренина» Л.Н. Толстого