Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 15:13, статья
В данной статье автор ставит перед собой задачу изучить тему «золотого века» в литературе русского сентиментализма, определить ее значение в XVIII столетии.
Уже в начале статьи упоминаются античные времена, возникновение темы «золотого века», а также соединение ее у Вергилия с изображением благословенной страны петухов – Аркадии.
Развитие же в русской литературе XVIII века названная тема получила в связи с возникновением разного рода утопий и поисками «рая на земле». Автор сравнивает торжественные оды и идиллии, делая акцент на различиях.
Белорусский государственный университет
Реферат по работе Кочетковой Н.Д. «Тема «золотого века» в литературе русского сентиментализма»
студентки 1 курса 6 группы
специальности «Русская филология»
Сметаниной Дарьи Андреевны
Минск 2013
В данной статье
автор ставит перед собой
Уже в начале статьи упоминаются античные времена, возникновение темы «золотого века», а также соединение ее у Вергилия с изображением благословенной страны петухов – Аркадии.
Развитие же в русской
литературе XVIII века названная тема
получила в связи с
«В соответствии с панегрической установкой оды период правления монарха, царствующего в данный момент, объявляется «золотым веком» - порой всеобщего благоденствия и процветания. Противостоявшая традиционной похвальной оде идиллия открывала новые возможности для развития интересующей нас темы. Основное различие состояло в том, что для оды «золотой век» - это здесь и сейчас; для идиллии – это где-то в другом, очень далеком месте и в другое, далекое время» (стр.1).
Автор статьи указывает
на влияние европейской
Внимание Карамзина
также было направлено на
Связь взглядов Карамзина с концепцией Вейсе заметил А. Г. Кросс, который говорил, что Карамзин согласен с тем, что золотой век – это иллюзия, но в то же время, он утверждал, что счастье зависит от самого человека, и пытался указать ему какие-то универсальные пути к счастью.
Примером присутствия
темы «золотого века» у
Когда просветительские
иллюзии были серьезно
Несмотря на свои высказывания, писатель изображает прекрасную страну, где жизнь людей не отягчена раздорами, в повести «Афинская жизнь». Здесь возникает тема «всемирного братства», соединенная с темой счастья. Концовка повести представляет собой аналогию первоначальной трактовке надписи «Et in Arcadia ego», но также присутствует и другая трактовка: сожаление о потерянном блаженстве.
В произведении «Письма русского путешественника», в главе «Виндзорский парк», проскальзывает мысль не о «золотом веке» человечества в целом, а о счастье отдельного человека. Тот же мотив прослеживается и в стихотворении «Отставка» (1796). Здесь мысль об Аркадии ассоциировалась с представлением о счастье, обретенном в любви. Такой поворот темы противостоял соединению идеи «золотого века» с утопией, которая предполагала благоденствие всего общества. «Самая тема счастья в интерпретации писателей XVIII века отразила антиномии, существовавшие в мировосприятии людей этой эпохи, прежде всего противоречие между «Природой» и «Добродетелью» («Nature et Vertu»)» (стр.7).
Особенно остро это
противоречие проявляется в
Русские сентименталисты обращались к сочинениям Ж.-А. Бернардена де Сент-Пьера. Его роман «Аркадия», который был холодно принят во Франции, в 1790-е годы переведен на русский язык.
Автор статьи поясняет,
что тема «золотого века»
Для сентиментализма
была существенна идея
Идиллия становились частью литературного быта. Реальная действительность облекалась в пасторальную форму. Пример: «Путешествие в Казань, Взятку и Оренбург в 1800 году» М. И. Невзорова.
Особое влияние имела переводная литература. Сокращенная версия романа О. д'Юрфе «Астрея» (1610) под названием «Новая Астрея», приписываемая Ф.-Т. Шуази, была переведена на русский язык в 1789 году. С нее и продолжались традиции игры в «золотой век». Ошибочно авторство «Новой Астреи» было приписано Геснеру. В романе шла речь о превращении светских людей в пастухов, и в основном произведение представляло собой галантную историю любви Альцея и пастушки Астреи.
Тема «золотого века» приобретала светский характер. Ею все больше интересовались люди, которые занимали высокое общественное положение. В этой так называемой «игре» стали устанавливаться определенные правила, свои каноны. Но уже не так просто становилось сказать свежее слово в разработанной теме, все сильнее становился риск потери очарования варьируемого вымысла.
Возвращаясь к Карамзину, автор статьи приводит примеры двоякого освещения темы из его произведений. Стихотворение «Протей, или Несогласия стихотворца»: картина «золотого века» предстает в совершенно ином свете. Здесь «певец села» с увеличением восхваляет «успехи просвещения» и человека, сделавшегося «Природы властелином»:
В Аркадии своей ты был
с зверями равен,
И мнимый век златой, век лени,
детства, сна,
Бесславен для тебя, хотя в стихах
и славен.
Так, может показаться, что Карамзин «начисто отверг Аркадию», но нельзя оставить без внимания последний слова: «…хотя в стихах и славен».
Столкновение противоположных взглядов на один и тот же предмет является одним из излюбленных приемов писателя. С помощью спорящих «голосов», один из которых отрицает идею «золотого века», а другой отдает дань восхищения тому искусству, с которым прославляется счастливая Аркадия, развенчивается вера в существование «золотого века». Но ценность этого мифа как поэтической темы все еще утверждается.
Обращение к теме «золотого века» может быть вызвано стремлением способствовать нравственному развитию человека. В анонимном стихотворении «Прогулка» «золотой век» предстает как прекрасный вымысел, помогающий людям сделаться лучше и благороднее.
Идиллическая трактовка темы – гражданственная, отрицающая сервильную оду. Миф о счастливой Аркадии становился средством воспитания. И вместе с тем, появилось стремление найти такую страну в окружающей реальности. Автор статьи обозначает идеальные, по их же собственному мнению, страны и местности для некоторых писателей.
Принципиальную важность имеет дистанция, отделяющая писателя от живописуемой им Аркадии. «Чем меньше эта дистанция, тем серьезнее становится опасность перейти от идиллического «золотого века» к одическому, от мечты и утопии – к славословию». В пример приводится П.И. Шаликов в своем «Путешествии в Малороссию», который не избежал такой участи. Умиленное любование землей обетованной привело к параллели с хвалебной одой, которая безоговорочно провозглашала наступление «золотого века».
И снова возвращаясь к Карамзину, видно, что он, обращаясь к жанру похвальной оды, прибегает к привычной формуле. В «Оде на случай присяги московских жителей <…> Павлу Первому…» о наступлении счастливой поры говорится не в настоящем, а в будущем времени.
В оде «На торжественное коронование <…> Александра I…» формула обретает вид констатации:
У нас Астрея! восклицаю,
Или воскрес Сатурнов век!..
В стихотворении «Гимн
глупцам» раскрывается
В конце статьи автор
делает вывод, что в русской
литературе сентиментализма
На мой взгляд, изучение
данной статьи полезно для
тех, кто в большей степени
интересуется творчеством
Информация о работе Тема «золотого века» в литературе русского сентиментализма