Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 20:42, доклад
О любви можно говорить долго и нудно, можно до хрипоты спорить и убеждать своего оппонента в том, что твоя точка зрения «правильнее», а можно и вовсе ничего не говорить. Вот только факт остается фактом – у каждой сформировавшейся личности свое представление о настоящей любви. Перечислять их не вижу смысла – как говорится, сколько людей, столько и мнений. Но оказывается, это не совсем так. В конце 19 – начале 20 века жили в нашей стране два великих прозаика – Иван Алексеевич Бунин и Александр Иванович Куприн.
О любви
можно говорить долго и нудно,
можно до хрипоты спорить и
убеждать своего оппонента в том,
что твоя точка зрения «правильнее»,
а можно и вовсе ничего не говорить.
Вот только факт остается фактом –
у каждой сформировавшейся личности
свое представление о настоящей любви.
Перечислять их не вижу смысла – как говорится,
сколько людей, столько и мнений. Но оказывается,
это не совсем так.
В конце 19 – начале 20 века жили в нашей
стране два великих прозаика – Иван Алексеевич
Бунин и Александр Иванович Куприн. Особенный
интерес эти личности вызывают довольно
простым фактом – их представления о любви
были настолько похожими, что я не побоюсь
назвать их одинаковыми. Причем одинаковыми
настолько, что мысли одного писателя,
можно выразить словами другого, и наоборот.
Возьмем, к примеру, замечательные строки
из «Гранатового браслета» Куприна (они,
как нельзя лучше, отражают сущность понимания
этого чувства автором) – помните, где
генерал Аносов спрашивает Веру: «А где
любовь-то? Любовь бескорыстная, самоотверженная,
не ждущая награды? Та, про которую сказано
– «сильна, как смерть»? Такая любовь,
для которой совершить любой подвиг, отдать
жизнь, пойти на мучение – вовсе не труд,
а одна радость». Он даже не спрашивает,
а скорее рассуждает, но Вера все поняла
– «любовь, о которой мечтает каждая женщина,
прошла мимо нее». Прошла тихо и намеренно
незаметно. Вера Николаевна даже не попыталась
ухватиться за нее. Почему? Ответ довольно
прост – всему виной ментальность нашего
народа. Когда Желтков начал писать своей
возлюбленной письма, у Веры уже был жених.
Потом жених стал мужем, но письма продолжались.
И у Веры, как у любой «верной жены», просто
сработала защитная реакция – игнорировать.
Она даже не попыталась встретиться с
этим человеком, выслушать его и может
быть даже понять. Вера просто игнорировала
его, а когда она наконец-то все поняла,
было уже слишком поздно…
В «Темных аллеях» Бунина ситуация схожа.
На протяжении всей своей жизни Надежда
любила только одного человека – петербуржского
офицера Николая Алексеевича. Она не просто
любила его, она отдала ему всю себя: «Сколько
ни проходило времени все одним жила. Знала,
что давно вас нет прежнего, что для вас
словно ничего не было, а вот… Поздно теперь
укорять». Но для офицера Надежда была
лишь приятным воспоминанием из прошлого.
А все почему? Да потому что из крепостных
она была. Что бы сказала общественность,
женись Николай Алексеевич на ней? Лишь
это его и волновало. Даже уезжая с ее постоялого
двора, он задумался: «Но, боже мой, что
же было бы дальше? Что, если бы я не бросил
ее? Какой вздор! Эта самая Надежда не содержательница
постоялой горницы, а моя жена, хозяйка
моего петербургского дома, мать моих
детей?" Свою позицию Бунин выражает
в одном предложении: «Всякая любовь –
великое счастье, даже если она не разделена».
Как видите, стремление к реализму привело
этих авторов к одному выводу – настоящая
любовь существует, но если она взаимна
– она не продолжительна, если она неразделенная
– жить ей суждено куда больше…
Во все времена
поэты и писатели обращались к теме любви,
потому что именно умение любить является
основным достоинством человечества.
Но все же, я думаю, никто так не умел говорить
об этом чудесном чувстве, как Куприн и
Бунин. Читая произведения этих писателей,
чаще всего приходишь к мысли о том, насколько
любовь сложна и многогранна.
Я думаю, что жизнь героев Куприна и Бунина
полна условностей, подчинена расчету,
непонятным амбициям, и все настолько
фальшиво, что порой сложно разглядеть
истинные чувства и мысли. И это, на мой
взгляд, основная проблема, которой касаются
писатели. Однако есть что-то жизнеутверждающее
и прекрасное во всех рассказах Куприна
и Бунина, посвященных любви.
Главные герои умеют любить по-настоящему,
что случается очень редко в жизни людей.
Именно это чувство помогает героям вырваться
из круга обыденного, скучного, пошлого.
Возможно, вырваться всего лишь на миг,
даже заплатив за это счастье собственной
жизнью, но все же познать и пережить чувство,
которое недоступно многим людям.
Я думаю, что И.А.Бунин и А.И.Куприн в своих
произведениях о любви прибегают чаще
всего к контрасту, противопоставлению
любящих, поскольку это слишком разные
люди, как в духовном, в моральном плане,
так и в социальном положении.
В рассказах и повестях Куприна и Бунина
можно выделить поразительную точность
в описании бытовых подробностей, воссоздание
жизни во всех мелочах. Так, подпоручик
Ромашов у Куприна думает о себе в третьем
лице, что делает его в собственных глазах
намного значительнее. В «Легком дыхании»
Бунин прибегает к такой детали, как дневник
Оли Мещерской, который придает большую
правдивость этой истории.
На мой взгляд, все же писатели немного
по-разному понимают, какова истинная
любовь. Для Куприна это чувство всегда
трагично, настоящая любовь не может быть
счастливой до конца, это всегда страдание
и боль. По Куприну, любви нужно отдаваться
без остатка, испытывать постоянные мучения
и чувство счастья одновременно. Для него
любовь – идеал, поэтому обыденность и
это чувство несовместимы, отсюда вся
трагичность судьбы героев. Так чистый
и добрый Ромашов жертвует собой ради
расчетливой Шурочки Николаевой. Трагична
и рыцарская, романтическая любовь Желткова
к княгине Вере Николаевне, поглотившая
все его существо. Желтков умирает без
жалоб, без упреков, произнося: «Да святится
имя Твое». Суламифь из одноименного рассказа,
несмотря на все страдания, благодарит
царя Соломона за подаренное ей счастье.
Тема красоты и любви в творчестве Бунина
представлена очень сложными и порой противоречивыми
ситуациями. Любовь для него – сумасшествие,
всплеск эмоций, мгновение безудержного
счастья, которое очень быстро обрывается,
и только потом осознается и понимается.
Именно такова встреча поручика с прекрасной
незнакомкой в «Солнечном ударе». Это
был миг счастья, который нельзя вернуть,
воскресить. Когда она уезжает, поручик
сидит «под навесом на палубе, чувствуя
себя постаревшим на десять лет», ибо это
чувство внезапно возникло и внезапно
исчезло, оставив в душе глубокую рану,
но все же это было счастье.
Удивительная также встреча людей, которые
любили друг друга много лет назад в «Темных
аллеях». Надежда через всю жизнь пронесла
это чувство, так и не смогла выйти замуж
и жить другой, новой жизнью: «Сколько
ни проходило времени, все одним жила.
Знала, что давно вас нет прежнего, что
для вас словно ничего и не было, а вот…
Поздно теперь укорять». Люди прошли мимо
друг друга, а любовь жива, несмотря на
прошедшие годы. Да, конечно, жизнь не сложилась
ни у Надежды, ни у Николая Алексеевича,
однако, по-другому и не могло быть: «Но,
боже мой, что же было бы дальше? Что если
бы я не бросил ее? Какой вздор! Эта самая
Надежда не содержательница постоялой
горницы, а моя жена, хозяйка моего петербургского
дома, мать моих детей?! Это было невозможно.
Он, «закрывая глаза, качал головой».
На мой взгляд, любовь по Бунину реалистична,
она не идеальна, но все же прекрасна. Она
познается не многими, а лишь людьми чувственными.
Я думаю, что Куприн и Бунин верили, что
любовь возникает в жизни только сильных
людей, которые умеют жертвовать собой.
Любовь – одно из самых
светлых и прекрасных человеческих
чувств. Мечта о счастье, о прекрасной
любви – вечные темы в творчестве
писателей, поэтов, художников, композиторов.
Очень поэтично раскрывают эту тему
в своих произведениях замечате
Их творчество отличают глубокая человечность
чувств, тонкий психологизм в раскрытии
характеров, искренний тон повествования,
лиризм, непринужденность, естественность.
Писатели утверждают, что любовь – это
талант, который, как и талант поэта или
музыканта, дается отнюдь не каждому. Говоря
о чудесном даре любви, они показывают
в своих произведениях, что любить, может
только человек с открытой душой, чистым
сердцем, душевной гармонией, готовый
ради любви совершить любой подвиг, пойти
на мучения и даже на смерть. Писатели
приходят к единому мнению, что любовь
часто подводит человека к последней,
роковой черте – смерти. Это обязательная
расплата за счастье. Их произведения
объединяет трагичность судеб главных
героев. Почти все произведения Бунина
о любви кончаются разлукой, смертью, предательством,
изменой. В рассказе «темные аллеи» автор
повествует о любви огромной по своей
силе и, увы, неравной по социальному положению
влюбленных. В «Солнечном ударе» зародившаяся
любовь, превратившаяся в страсть, приходит
несвоевременно, и героям приходится расстаться.
В рассказе «Чистый понедельник» влюбленные
разлучаются оттого, что героиня произведения
отказывается от любви ради монашеской
обители. В произведениях Куприна любовь
и трагедия так же идут рука об руку. Подтверждение
тому такие повести, как «Гранатовый браслет»,
где неразделенное чувство главного героя,
подталкивает его к смерти; «Олеся», где
героиня – «ведьмака» вынуждена расстаться
с любимым и бежать из родного леса, гонимая
суеверными жителями; «Поединок», где
добрый и простодушный герой погибает
из-за расчетливости любимой, так и не
познав счастливой любви. Но, не смотря
на неизбежность трагедии, настоящая любовь,
в творчестве обоих писателей, предстает
как чувство чистое, бескорыстное, самоотверженное,
не жаждущее награды, ради которого можно
терпеть любые лишения. Писатели воспевают
любовь, противопоставляя ее ненависти,
вражде, недоверию, равнодушию, и превознося
человека, наделенного талантом любить
над остальными людьми. Л. Н. Толстой говорил:
«сколько сердец, столько и родов любви».
Бунин в цикле рассказов «Темные аллеи»
показывает разные грани любви. В этом
цикле присутствует любовь, как плотское
влечение и как возвышенное чувство. Самые
различные оттенки чувств интересуют
писателя. В своих произведениях Бунин
пытается отразить всю гамму сложных отношений
героев. Куприн же в своем творчестве обращается
к разным эпохам, изображает непохожих
героев, принадлежащих к различным слоям
общества, но всех их объединяет любовь
благородная, преданная, готовая к самопожертвованию,
не подчиняющаяся общественным барьерам
и люди, открывающие сердце навстречу
этой любви. Иван Бунин и Александр Куприн
- тонкие психологи, умеющие передать состояние
души, раненной любовью. Любовь в их творчестве
представляется вечной, несмотря на ее
кратковременность, мимолетность. Она
становится смыслом жизни, самым ярким
и счастливо-трагическим воспоминанием.
Писатели утверждают, что любовь – чувство
высокое и прекрасное, и человек, способный
любить, духовно богат и высоконравственен.
Кратко
Что такое любовь? На протяжении многих веков ответ на этот вопрос искали и до сих пор продолжают искать философы, художники, композиторы, писатели, поэты и обычные люди. Не обошла эта тема стороной и двух великих писателей – И.Бунина и А. Куприна.
Иван Алексеевич Бунин – одно из самых ярких имен русской литературы. Прекрасный язык, образность, точность, ритмичность прозы, умение передать язык разных слоев общества, тонкий психологизм – лишь некоторые черты его творчества.
Творчество А.Куприна широко известно читателям. С Буниным их объединяет следование традициям русской классической литературы. Но если для Бунина главное – созерцательное, аналитическое начало, то для Куприна важны яркость слова, характера.
Сборник рассказов о любви с таинственным названием «Темные аллеи» создавался в эмиграционный период творчества в 1937-1945 гг. в основном в Грассе в годы оккупации Франции. Во время войны переживания И.Бунина о судьбе России обострились, именно поэтому опять обращается к русской теме. «Темные аллеи» можно назвать энциклопедией любви. Самые различные моменты и оттенки чувств, возникающих между мужчиной и женщиной, занимают писателя.
Сам Бунин объяснял название так: «Такая наивность и легкость во всем, и в дерзости, и в смерти, и есть «легкое дыхание», «недоумение». Трактовка Буниным темы любви связана с его представлением об Эросе как могучей стихийной силе – основной форме проявления космический жизни. Она трагедийна в своей основе, так как переворачивает, резко меняет течение его жизни.
Повесть “Гранатовый браслет” – подтверждение того, как Куприн ищет в реальной жизни людей, “одержимых” высоким чувством любви, способных подняться над окружающей пошлостью и бездуховностью, готовых отдать всё, не требуя ничего взамен. Писатель воспевает возвышенную любовь, противопоставляя её ненависти, вражде, недоверию, антипатии, равнодушию. Куприн писал: “Любовь – это самое яркое и наиболее понятное воспроизведение моего Я. Не в силе, не в ловкости, не в уме, не в таланте.., не в творчестве выражается индивидуальность. Но в любви”.Подарок Желткова – «золотой, низкопробный, очень толстый, но дутый и с наружной стороны весь сплошь покрытый небольшими старинными, плохо отшлифованными гранатами». Это символ его безнадежной, восторженной, бескорыстной, благоговейной любви.
Тема
любви – одна из главных тем
в русской литературе и одна из
ведущих тем в творчестве
Ивана Бунина и Александра Куприна. Почти
во всех произведениях на эту тему история
любви предстает через воспоминания героев
и исход любви трагичен. Этот трагический
характер любви подчеркивается смертью.
«Неужели вы еще не знаете, что любовь
и смерть связаны неразрывно?» – задает
вопрос один из героев бунинских
Вечную тайну любви и вечную драму влюбленных писатели видят в том, что человек неволен в своей любовной страсти: любовь есть чувство изначально стихийное, неотвратимое, а счастье часто становится недостижимым.
Любовь мимолетна и неуловима. Герои никогда не обретают вечного счастья, они только могут вкусить запретный плод, насладиться им, а потом лишиться радостей, надежд и даже жизни. Почему же так происходит? Все очень просто. Дело в том, что любовь – это счастье, а счастье мимолетно, непостоянно, следовательно и любовь не может быть постоянной, иначе она станет привычкой, обыденностью, а такое невозможно. Но, несмотря на кратковременность, любовь все равно вечна: она навсегда остается в памяти героев самым ярким и прекрасным воспоминанием.
Информация о работе Тема любви в творчестве Бунина и Куприна