Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2014 в 17:33, реферат
Был провозглашен святым Новгородский, а затем и великий Владимирский князь Александр Ярославич, одержавшим две славные победы на западных рубежах Новгородской земли. "Повесть о житии Александра Невского", строго говоря, лишь отдаленно напоминает традиционное житие святого: на первый план в ней выступают воинские подвиги, а не христианские добродетели князя, хотя он предстает перед читателем как благородный христианин, с горячими молитвами обращавшийся к Богу, хотя на помощь ему и его воинам приходят небесные силы, предводительствуемые святыми воителями, князьями Борисом и Глебом. Особенно подробно описано в «Повести...» сражение на Ижоре, притоке Невы; в память об этой победе над шведами Александр и получил почетное прозвание Невский.
Введение 3
Тема победы в древнерусской литературе 4
Вывод 15
Список литературы 16
Читая воинскую повесть, «Слово о полку игореве», невольно вспоминаешь бессменную притчу на все времена, о блудном сыне. Русский народ, радостно встречает князя, не смотря на его поражение. И не удивительно, ведь Игорь приезжает с повинной головой, он едет в Киев, покаяться. Как блудный сын возвращается к своему отцу, так и князь возвращается на родину, с осознанием своей вины.
Положительный герой – это герой, стремящийся к спасению души. Жизненный путь – это путь к Богу. И князь проходит этот путь, от гордыни к покаянию, перерождаясь и находя для себя истинный смысл жизни.
«Слово о полку Игореве» - самое загадочное произведение. Произведение древнерусской культуры, полагающее основы отечественной литературной традиции. Древнерусская литература однопроблемна: она свидетельствует о том, что единственная задача человека в земном пути – спасение души. Докажем, что в случае с поэмой, обретенной в 18 веке, а описывающей события 12 века русской истории, это именно так. Уверены, что именно этой «мерой», проблемой спасения души, можно измерить поступки и поведение главного героя и понять пафос произведения в целом.
Образ родной земли, плачущей, страдающей, радующейся, сопереживающей ,– основной в знаменитом произведении древнерусской литературы. Родная земля , словно любящая и страдающая о своих сыновьях мать, воплотила великий гуманистический пафос нашей культуры. Главный герой – князь Игорь- уже наказан за свой проступок. А к человеку, получившему возмездие за совершенный проступок, отношение может строиться только по закону любви.
Удивительно то, что великое произведение нашей литературы о поражении, а не о славе русского оружия. Именно поражению Игоря и его брата Всеволода, открывшим ворота половцам на русскую землю, посвящена великая поэма. Поэтому столь кратко повествование о первой победе русских и столь пространно повествование о поражении, его последствиях, пребывании Игоря в плену и о побеге. Вспомним о том, что Лев Толстой, задумав произведение о войне русского народа с Наполеоном, был остановлен чувством стыда и не смог писать о победах, не рассказав о сраме русских в войне 1805 года. Эта традиция «пораженье от победы …не отличать» характерна для нашего менталитета. Не случайно наш народ говорит: «На ошибках учатся». Именно поражение, непобеда способствует переосмыслению прежнего поведения, обретению нового взгляда на мир и на себя.
Далее можно утверждать, что перед нами произведение, показывающее преображение главного героя. В начале повествования перед нами гордый, надеющийся только на себя и свое войско, пренебрегающий недоброй приметой, торопящийся восстановить свою славу в глазах других русских князей персонаж. В конце поэмы это герой, страдающий, понявший свою вину перед соотечественниками, любимой женой – другой человек, человек преобразившийся, а значит, спасенный. Он и направляется не в родной город, а в мать городов русских Киев, его стопы направлены к Богородице Пирогощей, то есть к церкви Пресвятой Богородицы. Зачем человек приходит в храм? Чтобы принести покаяние и возблагодарить Бога за урок. Тема блудного сына, вернувшегося к Отцу, в финале произведения очевидна.
Князь Игорь – первый положительный герой русской литературы. Положительный герой – это не просто хороший, добрый, человек, это прежде всего человек ищущий главные смыслы жизни. Все знаменитые герои русской литературы- «русские мальчики» (термин Достоевского) свое начало имеют в образе князя Игоря, который прошел испытания, изменившись и преобразившись.
В древнерусской литературе обнаруживается: фольклорно-эпическое влияние («Слово о полку Игореве»: обращение к силам природы Ярославны, апофеоз Игоря и его триумфальное возвращение в Русскую землю вопреки трагическому исходу похода.) тесное переплетение с темой христианской победы («Повесть о розорении Рязани Батыем»: герои одерживают духовную победу, несмотря на гибель.) изображение битвы как подвига русских князей во имя православной веры, как победы, предначертанной Богом. («Задонщина») соотнесение темы победы не только с военными сюжетами, но и с духовной победой героев. («Житие Аввакума») Почетнее одержать победу над храбрым врагом, чем над трусливым.Ф. Энгельс.
1. Библиотека литературы Древней Руси. Т. 1, XI-ХII вв. / Ред. Д.С. Дихачев, Л.А. Дмитриев, А.А. Алексеев, Н.В. Понырко. Спб., 1997. С.42.
2. Библиотека литературы Древней Руси. T. I. C. 60.
3. Творогов О.В. Повесть временных лет // Словарь книжников и книжности Древней Руси- XI-первая половина ХIV вв. С. 337-343.
4. Библиотека литературы Древней Руси. T. 1. С. 194.
5. Филипповский Г.Ю. Тема победы в древнерусской литературе // Ярославский педагогический вестник. 2004. № 4. С. 211-217.