Тема поэта
и поэзии в творчестве А. С. Пушкина
Пушкин — поэт мирового
значения, прекрасно знающий поэзию
всех времен и народов, всю
свою жизнь посвятивший поэтическому
творчеству, написал много стихотворений,
раскрывающих с разных сторон
тему поэта и поэзии. В этих
стихотворениях поэт ставит и
разрешает следующие важнейшие
вопросы: в чем сущность самого
процесса творчества, какими духовными
чертами должен обладать поэт,
его отношение к окружающему
миру, содержание поэтических произведений,
в чем заключается заслуга
поэта перед своим народом? Для
Пушкина поэзия — искусство, высочайшее
проявление творческого духа. Поэтому
обязательным условием творческой
деятельности была для поэта
свобода творчества, независимость
личности.
В стихотворении “Поэт” автор дает характеристику
творческого акта поэта. Поэзия, по мнению
Пушкина, состоит не в том, чтобы в стихах
пересказать свои обычные чувства и мысли.
Поэт в жизни может ничем не отличаться
от обыкновенных людей. Это потому, что
не проявляются его особые свойства как
поэта, его “душа” спит, и “молчит его
святая лира”. Когда же к нему приходит
вдохновенье, когда он слышит зов бога
поэзии Аполлона, то совершенно меняется:
проявляются его высокие поэтические,
человеческие качества — мудрость, проницательность,
глубина чувств, благородство.
Поэт ищет одиночества, общения с природой,
чтобы верно и сильно выразить в поэтических
словах высокое содержание пробудившейся
души.
После событий 14 декабря 1825 года без связи
с друзьями, одинокий Пушкин жил в Михайловском,
как будто “в пустыне мрачной”. Его волновали
думы о судьбе и назначении писателя в
условиях жестокой николаевской реакции.
Он готов был не только разделить участь
“друзей, братьев, товарищей”, но и неуклонно
продолжать начатое ими благородное дело
своим поэтическим словом. Однако заявить
об этом открыто было нельзя, и Пушкин
создает аллегорическое стихотворение
“Пророк”, написанное, как предполагают,
непосредственно под впечатлением кровавой
расправы с декабристами в 1826 году. Стихотворение
представляет собой поэтическое переложение
одной из легенд библии. Пушкин умышленно
сохраняет старинный библейский стиль
и вводит церковнославянские слова. Смысл
стихотворения иносказательный: в облике
пророка выступает поэт-гражданин, несущий
свое пламенное слово в народ. Шестикрылый
серафим изменил в нем все: зрение, слух,
сердце. Поэту дано все видеть, все слышать,
все знать, он исполнен чувства любви,
правды, справедливости, слово его будет
“жечь сердца людей”. Авторская мысль
в том, что поэзия — трудное, мудрое дело,
оно непосильно не посвященным в тайны
поэтического искусства. Поэт — это пророк,
которому дано видеть, слышать и понимать
то, что не понимает обыкновенный человек.
Содержанием поэзии должна быть жизнь
во всем ее многообразии. А назначение
поэта — “глаголом жечь сердца людей”,
то есть поэзия не должна служить избранным,
она должна иметь высокое общественное
значение. Слово поэта должно нести правду,
справедливость, любовь.
В 1833 году Пушкин написал стихотворение
“Осень”. Последняя строфа этого неоконченного
стихотворения посвящена теме творчества.
Тема поэта и поэзии ставится здесь как
живая, образная картина состояния поэта
в минуты вдохновенья, в едва уловимые
моменты зарождения поэтических созданий.
Поэзия рождается из многообразного
бесконечного ряда ощущений, размышлений,
наблюдений, переживаний. В душе поэта
происходит “воображенье”, “стесненье
души лирическим волненьем”, “мысли волнуются
в отваге, и рифмы легкие навстречу им
бегут”. Изображение душевного состояния
поэта в минуты творчества, вдохновенья
заканчиваются строкой.
1831 году написано стихотворение
“Эхо”. Оно представляет собой
развернутое сравнение. Поэт подобен
эху. Эхо чутко откликается на
все окружающие его звуки.
Ревет ли зверь в лесу глухом, Трубит ли
рог, гремит ли гром, Поет ли дева за холмом
— На всякий звук Свой отклик в воздухе
пустом Родишь ты вдруг.
Так и поэт отражает в своем творчестве
все явления окружающей жизни. 21 августа
1836 года Пушкиным было написано большое
стихотворение “Я памятник себе воздвиг
нерукотворный...”, которое является поэтическим
выражением многолетних раздумий поэта
о назначении искусства, о существеннейших
сторонах своего творчества, о своих заслугах
перед Родиной. В стихотворении Пушкин
с гордостью говорит о народном признании
его произведений — к памятнику “не зарастет
народная тропа”; о гуманизме своего творчества
— “чувства добрые я лирой пробуждал”,
и о свободолюбии — “...в мой жестокий
век восславил я свободу и милость к падшим
призывал”.
Пушкин считает себя не просто русским,
но и общенациональным поэтом. Своей поэзией
он обращается ко всем народам, как к равным: