Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2013 в 20:44, контрольная работа
Александр Сергеевич Пушкин (1799-1837) - первый русский писатель мирового значения, участвующий не только в русском, но и в мировом литературном процессе. Мировое значение Пушкина связано с осознанием мирового значения созданной им литературной традиции. Пушкин проложил дорогу литературе Гоголя, Тургенева, Толстого, Достоевского и Чехова, литературе, которая по праву сделалась не только фактом русской культуры, но и важнейшим моментом духовного развития человечества.
В мировоззрении и творчестве Пушкина центральное место занимает тема свободы. Пушкин жизненно ощущал и творчески выразил всю многозначительность свободы, все ее ступени, понял ее глубину и ее высоту.
Введение………………………………………………………………………………3
Глава 1. Обзор литературы…………………………………………………………..4
Глава 2. Тема свободы в лирике Пушкина…………………………………………6
2.1. Певец свободы………………………………….………………………………..6
2.2 ."Кавказский пленник"…………………………………………………………..7
2.3. "Свободы сеятель пустынный" и кризис Пушкина……………………….…..8
2.4. "Я памятник себе воздвиг нерукотворный"…………………………………...9
2.5. Тайная свобода………………………………………………….……………...11
2.6. Власть и свобода……………………………………………….………………12
2.7. Парадокс свободы………………………………………………….…………..14
Заключение………………………………………………………………………….18
Список литературы………………………………
РОССИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ТЕАТРАЛЬНОГО ИСКУССТВА – ГИТИС
ПРОДЮСЕРСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
Кафедра продюсерства и менеджмента исполнительских искусств
Контрольная работа по предмету
«История русской литературы»
на тему
«Тема свободы в поэзии Пушкина»
Выполнил
студент 2 курса
заочного отделения
Руководитель:
Срок сдачи работы__________________
Работа сдана_______________________
Работу принял_____________________
Москва
2013г.
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Обзор литературы……………………………………
Глава 2. Тема свободы в лирике Пушкина…………………………………………6
2.1. Певец свободы………………………………….………………………
2.2 ."Кавказский пленник"…………………………………………………………
2.3. "Свободы сеятель пустынный" и кризис Пушкина……………………….…..8
2.4. "Я памятник себе воздвиг
нерукотворный"…………………………………...
2.5. Тайная свобода………………………………………………….………
2.6. Власть и свобода……………………………………………….…………
2.7. Парадокс свободы………………………………………………….………
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение
Исследованию творчества Пушкина посвящено огромное количество монографий и научных работ. Среди них можно отметить труды таких авторов, как Бонди С.М., Викторович В.А., Вышеславцев Б.П., Лотман Ю.М., Россош Г., Федотов Г.П. и другие. Все они в той или иной мере рассуждают о теме свободы в творчестве Пушкина.
В книге С.М.Бонди
"О Пушкине" содержатся различные
статьи, написанные в разные годы. Особо
стоит отметить статью под названием
"Рождение реализма в творчестве
Пушкина", а также целый раздел,
посвященный стихотворению
В.А. Викторович определяет свободу как философскую проблему, обсуждаемую автором, его героями, и как эстетическое качество художественного мира Пушкина. Также автор анализирует некоторые стихотворения Пушкина (например, "Я памятник себе воздвиг нерукотворный") и оду "Вольность".
Б.П.Вышеславцев также обращается к проблеме свободы и рабства, свободы и тирании, которая, по словам автора, "является сейчас центральной мировой проблемой, она же всегда была центральной темой русской философии и русской литературы". Вышеславцев анализирует лирику Пушкина, основываясь на некоторых его стихотворениях.
Ю.М.Лотман в своей книге, посвященной А.С.Пушкину, описывает биографию писателя и приводит ряд статей и исследований. Для данной работы был использован материал статей "Пушкин. Очерк творчества" и "Из размышлений над творческой эволюцией Пушкина".
Литературный критик Г.Россош рассуждает о судьбе писателя. Автор считает, что для Пушкина "свобода - корень его натуры, источник и лейтмотив вдохновения. Все, на что падал взгляд Пушкина, о чем ни задумывался он и чего бы ни коснулся кончиком пера, так или иначе, соотносилось с духом свободы. Ничто в мире не было для него нейтральным к свободе. Его свобода не самоцель или фанатическая догма, не праздность или нравственный хаос, а единственно возможный способ дыхания. Не "буква", дух свободы вот что давало поэту стимул для самопроявления и самоограничений".
Г.П.Федотов рассуждает о многообразии свободы в творчестве Пушкина. Он называет его "певцом империи и свободы". Федотов анализирует лирику Пушкина, обращаясь к некоторым стихотворениям и таким поэмам, как "Кавказский пленник", "Цыганы".
Пушкин есть, прежде всего, певец свободы. Поэзия Пушкина есть поэзия свободы от начала до конца.
О чем поет? Поет она свободу, Не изменилась до конца.
Полнота жизни, полнота личности есть полнота творческой свободы. Кто ее не переживал, тот не может философствовать о свободе. И Пушкин изображает это переживание на всех его степенях: от простого самодвижения и спонтанности жизни, от безусловного рефлекса освобождения, свойственного всему живому, от бессознательного инстинкта вольности - вплоть до высшего сознания творческой свободы как служения Божеству, как ответа на Божественный зов. Пушкин дает пережить всю многоликость, неисчерпаемость и противоречивость свободы. Все, что он отрицает и ненавидит, связано с неволей, насилием, принуждением, тиранией, самовластием. Все, что он любит, ценит, чем восхищается, что привлекает его внимание, соединено со свободой, есть ее воплощение, ее символ, или она сама:
Море - свободная стихия, Гроза - символ свободы, ветер, орел, птичка, сердце девы -, наконец, сам поэт - все это живет и дышит только свободой: Затем, что ветру и орлу и сердце девы нет закона. Старый цыган говорит на ревнивую тиранию Алеко: К чему? Вольнее птицы младость, кто в силах удержать любовь? Эта природная, стихийная, космическая свобода есть элемент его души. Его увлекает кочевая вольность цыган, и в ком из русских ее нет? Как вольность, весел их ночлег… ними он вольный житель мира. И грустно ему, когда уходят вдаль Телеги мирные цыганов, Смиренной вольности детей… се живое ищет свободы и страдает в оковах, как птица в клетке. Эту вольность он чувствовал в себе и сочувствовал ей всюду, где ее встречал:
В чужбине свято наблюдаю
Родной обычай старины:
На волю птичку выпускаю
При светлом празднике весны…
Та же свобода влечет и его самого: свобода полета, свобода странствий, свобода увидеть чуждые страны. Всю жизнь он мечтал увидеть Италию, которая свята для внуков Аполлона: ночей Италии златой я негой наслажусь на воле…Море манит его горизонтом свободы:
По вольному распутью моря,
Когда ж начну я вольный бег?
Придет ли час моей свободы?
Пора, пора! Взываю к ней;
Брожу над морем, жду погоды,
Маню ветрила кораблей…
Первая романтическая поэма Пушкина "Кавказский пленник", законченная в феврале 1821 года, принесла ему успех, наибольший в его литературной деятельности. Успех был вызван тем, что читатели находили в ней образ современного романтического героя, отсутствовавший в допушкинской литературе.
Легко убедиться в том, что основные психологические черты заглавного героя поэмы были в высшей степени современными. В "Пленнике" живёт яркое и смелое вольнолюбие. Он попадает на Кавказ именно потому, что ищет свободы, которой нет в не удовлетворяющем его свете - в цивилизованном обществе:
Отступник света, друг природы,
Покинул он родной предел
И в край далёкий полетел
С весёлым призраком свободы.
Свобода! он одной тебя
Ещё искал в пустынном мире.
Сам сюжет поэмы организует тема свободы: герой, лишённый духовной свободы и стремящийся обрести её, попав в плен, лишается свободы физической. Таким образом, опять оказывается бессильным найти счастье. В поэме сказано о закованном в цепи Пленнике:
Затмилась перед ним природа.
Прости, священная свобода !
Он раб.
2.3 "Свободы сеятель пустынный" и кризис Пушкина
В 1823 году появляется стихотворение "Свободы сеятель пустынный", поражающее безысходностью и отчаянием лирического героя: мир грез растаял, а реальный мир бездуховен. Герой осужден, так как в этом мире он не нужен, ему нет места и некуда бежать. Господь послал пророка на землю, к людям, сеять семена добра и истины. Стихотворение является как бы ответом пророка пославшему его: "…потерял я только время, благие мысли и труды…". Своим главным назначением поэт считал дело освобождения. Но люди не приемлют его даров, свобода им не нужна. Пророк обращается к ним:
Паситесь, мирные народы.
Слово "мирные" имеет презрительную окраску, то есть неспособные восстать против собственного рабства. Это спокойствие стада, а "к чему стадам дары свободы" и поэты, провозглашающие эту свободу.
Год написания этого стихотворения - 1823 - был кризисным для поэта, оттого так трагично настроение стихотворения "Свободы сеятель пустынный". Пушкин считает себя свободным поэтом, готовым творить для людей. Однако им не нужно его творчество.
Если романтизм утверждал, что поэт - это человек, ничем не похожий на других людей, то Пушкин приходит к убеждению, что поэт - это просто человек. Понятие поэтического отождествляется теперь с обыденным, каждодневным, а исключительное начинает казаться лишенным истины и поэзии.
Совсем иное настроение звучит в стихотворении "Арион". Пушкин, наряду с подведением итога духовных исканий декабристов, определил и свою роль: задача певца - петь пловцам, рассказать о них всем и передать этот рассказ потомкам. Поэтому кажется закономерным спасение пловца: спасен тот, кому дано свободное слово. Дело этих людей живо, пока певец не изменил себе:
Я гимны прежние пою…
Пушкин осмысливает себя человеком свободным, оттого и творчество его свободно. Он остался верен идеалам юности, не предал их, и это находит свое отражение в его творчестве. Свободный поэт не боится осуждения толпы. Ее презрения или гнева власти.
В итоговом для поэта стихотворении "Я памятник себе воздвиг нерукотворный" (1836) прямое отношение к нашей теме имеет предпоследнее четверостишие:
И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я свободу
И милость к падшим призывал.
Известен черновой вариант строфы, где третья строка читается:
Что вслед Радищеву восславил я свободу…
В недавнем прошлом отечественная пушкинистика была готова предпочесть черновой вариант, объясняя его отвергнутое положение цензурными условиями, автоцензурой.
При нынешнем педалировании христианских начал самое это обращение позднего Пушкина к имени Радищева, признание преемственности с ним кажется столь же странным, как раньше - его вариантный статус.
Стихотворение о памятнике написано 21 августа 1836 г. Через пять дней цензура запретит статью "Александр Радищев", где четко обозначено расхождение в мировоззренческих вопросах, в стратегии жизненной и литературной; напомню хотя бы концовку: "нет убедительности в поношениях, и нет истины, где нет любви". Не соглашаясь с автором "Путешествия из Петербурга в Москву" в принципе, Пушкин все же находит возможным сказать о себе: "вослед Радищеву". Наиболее очевидное объяснение: поэт имел в виду свою оду "Вольность" (1817), одноименную с радищевской. Однако странным может показаться и это напоминание о юношеском опусе, от которого автор ушел, кажется, далеко и безвозвратно.
Предположенные странности и недоумения происходят от довлеющего понимания творческой эволюции Пушкина. Вне зависимости от того, делается ли акцент на социально-исторические или духовно-религиозные факторы этой эволюции, чаще всего фокусируется внимание на различиях раннего и позднего Пушкина. Так, в ранней лирике находят свободу внешнюю, политическую (или в иной системе координат, "романтическую"), а в поздней - внутреннюю, духовную (или "реалистическую"), точку перелома чаще всего ищут в стихотворении "К морю" как "Прощании" с прежним образом жизни и мышления. При таком взгляде на второй план уходит преемственность раннего и позднего Пушкина.