Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 05:48, сочинение
Одной из главных проблем данного романа является противостояние нечеловеческой теории Раскольникова жизни с настоящими, человеческими чувствами. Но ведь жизнь течет своим чередом, её нельзя выразить формулой или подчинить плану, а потому она не может проходить по определенной теории.
Сочинение по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» на тему: « Теория Раскольникова и её крушение».
Одной из главных проблем данного романа является противостояние нечеловеческой теории Раскольникова жизни с настоящими, человеческими чувствами. Но ведь жизнь течет своим чередом, её нельзя выразить формулой или подчинить плану, а потому она не может проходить по определенной теории.
Главный герой романа, творец этой самой идеи – Родион Раскольников, бедный, но умный и одаренный студент, не имеющий средств на жизнь, на продолжение образования в университете. Деньги ему присылают сестра и мать, безумно любящие его. Ради этих денег они сами вынуждены ограничивать себя, влезать в долги. Шаг за шагом, жизнь подводит Раскольникова к кажущемуся, на первый взгляд, безвыходному положению, к ничтожности и бессмысленности его существования, унизительному положению в обществе, необходимости «свежего воздуха», новой, иной жизни.
В то же время в обществе возникают перемены и грядут изменения. Общество утрачивает культурные традиции, моральные принципы, запреты, перестает следовать им. Раскольников видит несправедливость, страдания, видит, что честным трудом невозможно достойно жить и содержать семью, поэтому мелкий чиновник Мармеладов спивается, а его несчастная, кроткая дочь Соня вынуждена получить пошлую и всеми презираемую профессию, чтобы прокормить свою семью. Если жизнь толкает скромную, кроткую девушку на отказ от общественных принципов ради самой жизни, а любящего и нежного отца на пьянство, значит они ошибочны, значит их можно отвергнуть и не принимать во внимание.
Примерно такие идеи
Обладая умом и начитанностью, а так же чрезмерным самолюбием, подогреваемым преданностью и любовью Дуни и Пульхерии Александровны, а так же устав от грязи и нищеты, Раскольников решает отнести себя ко второй группе, считая, что он имеет право на моральное преступление ради общего блага. Благо же это, по его мнению, заключается в спасении общества от эксплуататоров. К ним, эксплуататорам, он относит и старуху – процентщицу, нажившуюся, по его мнению, на человеческих страданиях. Так он решает её убить.
На самом же деле, убийство это было задумано как проверка своей теории на частном примере, проверка себя на вшивость, проверка, правда ли он относится к этим «особенным» людям, сможет ли он перешагнуть через принципы, сделать запрещенное. А что же показывает проверка? Уже с самого начала все идет не по плану: он поздно выходит, старуха не пускает его на порог, да и после убийства Алены Ивановны в комнате неизвестно откуда появляется ее безобидная, униженная сестра Лизавета, которую он тоже убивает. Её-то за что? Ведь именно жалких и убогих он собирался защищать, ведь именно таких он выбирает и любит по жизни (его первая любовь, Лизавета, Мармеладов, Соня). Странно, не правда ли? Обычно сильные люди любят и уважают сильных, равных, а слабые стремятся выделиться среди слабых.
Еще один «брак» в теории Раскольникова – невозможность нормального существования после убийства. Ведь он особенный, значит и не должен отвечать за свои действия, а тут его преследуют, мучают и издеваются…угрызения его же собственной совести! Это не раскаяние в содеянном, не жалость к убитым. Нет. Это невозможность переступить через свою собственную натуру, ведь нормальному человеку не свойственно убийство. Раскольников замыкается в себе, ограждаясь от мира, от близких ему людей, становится скрытный, но пугливый и подозрительный. Он! Этот великий, как ему казалось, человек!
Когда Раскольников придумывал эту теорию, он предполагал, что его не будет мучить совесть. Но неожиданно он испытывает муки и оттого, что не сумел стать над всем муравейником, и оттого, что не может смотреть матери в глаза, разговаривать с сестрой, начинает их ненавидеть. Чувствует кровь на своих руках, видит перед собой чистых людей и как бы не хочет к ним прикасаться, отдаляется, избегает и ненавидит их.
Когда страдания, мучения и обмороки Родиона достигают высшей степени, он сам признаётся Соне, открывает ей истинную цель убийства: «Не для того я убил, чтобы матери помочь. Вздор! Не для того я убил, чтобы, получив средства и власть, сделаться благодетелем человечества. Вздор! Я просто убил, для себя убил, для себя одного... Мне надо было узнать тогда и поскорее узнать, вошь ли я, как все, или человек? Смогу ли я переступить или не смогу!.. Тварь ли я дрожащая или право имею?»
Его поступок очень подлый, жестокий и низкий, этот еще не окрепший ум, лишь последовавший настроениям общества и шуткам пьяных мужиков, решил, что он может вершить людские судьбы, управлять ими. «Свобода и власть, а главное власть! Над всей дрожащей тварью, над всем муравейником!», - вот его цель! Вот тут и начинает рушиться теория Раскольникова. Как же это! Разве он не в высшем классе, разве нужно что-то кому-то доказывать! Впоследствии он объясняет Соне: «Я хотел Наполеоном сделаться, оттого и убил». Он только жаждал попасть в число тех, кому «все позволено», «кто много посмеет», а не был в их числе на самом деле.
Но почему он изливает душу именно Соне, этой почти незнакомой, необразованной , обладающей самой презираемой профессией девушке? Возможно потому, что видел в ней родную душу, напарника по преступлению. «Я не старуху убил, я себя бил»,- признается Раскольников. И Соня убивает, себя, ежесекундно убивает свою жизнь, личность, свободу и надежду на светлое будущее. Но, в отличие от Раскольникова, она это делает не для себя, а для своей бедной, страдающей и голодающей семьи, отказывая себе даже в роскоши самоубийства. Значит, Соня сильнее и выше его, она убивает, но себя, она распоряжается своей жизнью, а не чужой. Эта девушка, способная жертвовать собой, способная на искреннею христианскую любовь, сопереживание даже после признания Раскольникова в содеянном. Она окончательно рушит его теорию. Она открывает Раскольникову глаза на настоящий мир, не подчиняющийся теории. Ведь Соня не вошь, а чистый, смелый, высоконравственный человек, способный жертвовать собой ради других.
Автор не призирает Раскольникова, но осуждает и возмущается такими помыслами и действиями. В глазах автора поднятое оружие, для чего бы оно не было поднято, это признак насилия, угрозы. Он не показывает нравственного излечения своего героя, искупления его вины. Задача романа в другом: показать, насколько может овладеть человеком идея, насколько она может быть ужасна и преступна.
Был ли выход у Раскольникова, и настолько ли ужасно было его существование? Я думаю, был. Дело в том, что с самого начала и во все время чтения книги меня интересовал лишь один вопрос : «Почему он не работает?» Почему этот взрослый, самостоятельный и красивый мужчина не трудится, не зарабатывает деньги хотя бы на свое жалкое существование (я не говорю уже о материальной помощи для матери и сестры)? Почему Соня, скромная и кроткая Соня предает свои нравственные принципы, свою чистоту и невинность и идет на панель, чтобы прокормить семью и не умереть с голоду? Почему Катерина Ивановна, чахоточная женщина, ночами не спит, а стирает, чтобы её дети одели чистое белье утром? Почему Дуняша готова выйти замуж за подлого, но богатого человека, чтобы её мать и брат не нуждались в деньгах? Как этот самый брат, ради счастья которого она готова отдать жизнь и свободу, любую просьбу которого она вмиг исполнит, смеет её осуждать и ненавидеть, усмехаться, что она строит из себя жертву? Как смеет это тело лежать на диване, страдать и винить в этом кого-то!
Причина всех его несчастий – лень, свободное время, безделье и абсолютный, тотальный эгоизм. Возможно, не малую роль в формирование этого эгоизма сыграла чрезмерная родительская и сестринская бескорыстная, безразмерная любовь. Все беды Раскольникова от безделья, нежелания трудиться и массы свободного времени. Поэтому естественно, что в его голове появляются странные, безумные мысли. А если вся его жизнь – это сплошное свободное время, то голова наполняется чепухой, абсурдом и мусором, и в романе наглядно показано, как этот мусор гниет и разлагается в нечто мерзкое и недостойное.
Зачем Раскольников размышлял о классе, к которому он относится, пытался что-то доказать и проверить? Ведь ответ очевиден уже с первых страниц, когда он считал шаги до дома и шел, куда глаза глядят, он «вошь», самая настоящая бесполезная «вошь»! Благородные поступки? Я не знаю, можно ли считать отданные семье Мармеладова деньги благородным поступком… Он ведь их не заработал, он не влезал весь год в долги и не экономил на всем подряд, как его мама. Ещё не известно, как бы он поступил, будь это им накопленная сумма.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что теория Раскольникова была с самого начала провальная. Ведь это теория, созданная человеком, не способным трезво оценивать жизнь, помогать близким и уж тем более обществу. Его теория рухнула, потому что была создана ленью, эгоизмом и бездельем. Жизнь вообще нельзя подчинить какой-либо теории, а тем более такой жалкой и нереалистичной. По мнению автора честность, самопожертвование и любовь, христианская любовь, искренняя любовь человека к человеку правит этим миром.
Щербинина Даша, 10 «Г» класс.