Том Тиквер «Парфюмер. История одного убийцы»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2012 в 04:42, контрольная работа

Краткое описание

Триллер-бестселлер, описывающий историю жизни блестящего парфюмера и кровавого убийцы Жан-Батиста Гренуя, впервые был издан в Швейцарии в издательстве "Diogenes-Verlag" в начале 1985 г. и мгновенно сделал его автора Патрика Зюскинда международной сенсацией. Общемировой тираж романа составил более 12 миллионов экземпляров, он переведен на 42 языка, среди которых есть даже латынь!

Вложенные файлы: 1 файл

Парфюмер.doc

— 396.50 Кб (Скачать файл)

Федеральное государственное бюджетное образовательное  учреждение высшего профессионального  образования «Дальневосточный государственный  гуманитарный университет»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Том Тиквер «Парфюмер. История одного убийцы»  Контрольная письменная работа по киноискусству

 

                                                          

 

                                                               Выполнила: Инфанова Софья 911группа                    исторического факультета

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Хабаровск 2012г.

1. «Парфюмер. История одного убийцы» — фильм 2006 года поодноименному роману Патрика Зюскинда.

Триллер-бестселлер, описывающий историю  жизни блестящего парфюмера и  кровавого убийцы Жан-Батиста Гренуя, впервые был издан в Швейцарии  в издательстве "Diogenes-Verlag" в  начале 1985 г. и мгновенно сделал его автора Патрика Зюскинда международной сенсацией. Общемировой тираж романа составил более 12 миллионов экземпляров, он переведен на 42 языка, среди которых есть даже латынь!

СОЗДАТЕЛИ

 Бернд Айхингер - продюсер и соавтор сценария  

  • Том Тиквер - режиссер и соавтор сценария
  • Эндрю Биркин - соавтор сценария
  • Франк Грибе - оператор
  • Ули Ханиш -  художник 
  • Пьер-Ив Гайро - художник по костюмам

Продюсер Бернд Айхингер прочитал роман сразу после его выхода в свет в 1985 г. и немедленно обратился к его автору и своему другу Патрику Зюскинду с просьбой о приобретении прав на экранизацию романа: "Это уникальное многоуровневое произведение, и я сразу почувствовал, что из него получится замечательный фильм". Однако Зюскинд не хотел продавать права никому. Многие именитые режиссеры в течение многих лет обращались к автору с предложениями о продаже, но Зюскинд все их отвергал. Его нежелание продать права на экранизацию романа стало легендой.

Наконец, спустя 15 лет после  того, как он впервые обратился к Зюскинду с просьбой о продаже прав, Айхингер почувствовал, что его время настало. "Я понял, что отношение Патрика к роману изменилось. Мой же энтузиазм с годами не уменьшился. Я продолжал верить в проект, я сделал еще одну попытку, и мы пришли к соглашению".

Айхингер немедленно уселся писать предварительную версию сценария будущего фильма. "Ни один серьезный продюсер даже не сделает попытки купить права на такой сложный материал, если у него нет представления о том, как он собирается с ним работать. Свое первое предложение я сделал Патрику, едва роман был опубликован в Германии. Все эти годы я живо представлял себе свой фильм, поэтому предварительный сценарий не потребовал от меня каких-либо серьезных усилий".

Айхингер — известный сценарист, чьи работы были тепло приняты  критикой. В 2003 г. к нему присоединился  продюсер  Бернд и  режиссер Том Тиквер, и все трое составили отличную команду. "Мы втроем засели за наш первый черновик. Это был замечательный опыт совместной работы", — говорит Том Тиквер. В течение последующих двух лет это трио продолжало работать над сценарием, стараясь довести его до идеального состояния.

Продюсер Айхингер знаменит тем, что  берет сложный литературный материал и переводит его на язык кино. На самый очевидный вопрос — как  изобразить средствами экрана Гренуя, гения обоняния, Айхингер отвечает так: "Никто не может сделать так, чтобы зритель в зале ощущал запахи. Но ведь книги тоже не пахнут. Талант Зюскинда заключается в том, что он дает читателю возможность посредством литературного языка романа понять мир Гренуя, состоящий из запахов, которые его окружают. Мы сделали то же самое, но на другом языке, состоящем из звуков, музыки, диалогов и, конечно, образов. Возьмите, к примеру, цветущий весенний луг. Если вы снимете и смонтируете эту картинку должным образом, вы не просто произведете определенное впечатление на зрителя, нет — вы дадите ему возможность ощутить и "запах" луга".

Вообще говоря, более сложной  задачей для Айхингера было сделать  понятной зрителю фигуру главного действующего лица. "Поскольку Гренуй очень немногословен, мы не могли доставить себе удовольствия раскрыть его характер посредством диалога, как обычно происходит с нормальными героями. Нам необходимо было найти нетрадиционный путь решения проблемы. Он — перфекционист, одержимый идеей создания абсолютного, так сказать, приворотного зелья: такого аромата, обладание которым принесет его владельцу всеобщую любовь и поклонение. То обстоятельство, что центральным стержнем фильма является такой персонаж, как Гренуй, ломает все правила написания сценария. Такое впечатление, что он не принадлежит к человеческой расе. Он аморален. Поэтому вопрос состоит не в том, чтобы представить себя на его месте, а в том, чтобы понять его мотивацию. Мы должны были создать такой образ, который бы заворожил зрителя свой одержимостью. Если вы поймете природу его одержимости — вы поймете характер персонажа и суть фильма. Эта проблема была для меня гораздо важнее, чем вопрос о том, как передать запахи посредством кинопленки".

Первым номером стал оператор Франк Грибе, затем — художник-постановщик Ули Ханиш, и последним на борт взошел художник по костюмам Пьер-Ив Гайро.

Оператор Грибе, многократный лауреат премии "German Film Prize" (среди прочих за фильм "Беги, Лола, беги"), снимал все фильмы Тиквера. Ханиш, лауреат той же премии в категории "художник-постановщик" (за фильм Оливера Хиршбигеля "Эксперимент"), принимал участие во многих проектах Тиквера. Гайро разрабатывал костюмы для короткометражки Тиквера "True", заслужившей несколько наград; познакомила Тиквера с Гайро звезда фильма "Беги, Лола, беги" Франка Потенте, которая в его костюмах снималась в фильме "Идентификация Борна".

"В самом начале мы только и делали, что изучали картины, книги и научные труды, касающиеся Франции 18 века, а именно — время правления короля Людовика XV", говорит художник-постановщик Ханиш. —"Нашей целью было познакомиться в достаточной степени с периодом рококо, чтобы создать фон для истории, которую нам предстояло рассказать". Тиквер добавляет: "Мы сняли костюмный фильм, однако не в традиционном понимании этого термина. С самого начала мы создавали очень реалистическую историю, которая перекинет мостик через пропасть, отделяющую нашу действительность от первоначально незнакомого и чуждого нам 18 века. Нам хотелось снять фильм, который обладал бы максимумом притяжения, мы хотели, чтобы зритель сконцентрировался на рассказе с самого начала, не отвлекаясь на яркий привлекательный фон".

Действие фильма разворачивается  в Париже и на юге Франции, между 1730 и 1760 гг. Создателям фильма было необходимо узнать как можно больше об этом периоде, когда на троне был Людовик XV: каковы были социальные механизмы  того времени, каково было поведение людей и каковы были их идеалы.

"Эстетика нашего фильма — темная эстетика, и в центре повествования стоит темная фигура. Мы ориентировались на художников, на полотнах которых тьма освещается всего несколькими источниками света, таких как Караваджо, Джозеф Райт и даже Рембрандт. Часто мир людей той поры был освещен лишь единственной свечой. А та часть их вселенной, которой пламя свечи не достигало, была сплошным мраком", — говорит Тиквер.

Еще до того, как присоединиться к проекту, Гайро, художник по костюмам, стал признанным авторитетом в области французского костюма 18 века. "Как раз за год до того, как начались съемки, я в течение 15 недель занимался изучением предмета. Я прочел огромное количество книг и эссе, а также просмотрел горы иллюстраций, относящихся к данному времени. Для каждого эпизода фильма я приготовил подробнейшую раскадровку, касающуюся костюмов персонажей". Художнику для этого было необходимо скрупулезно изучить индивидуальные особенности каждого действующего лица. Например, костюм не имеющего запаха неудачника Гренуя потребовал использования определенной цветовой палитры и ткани особой фактуры. "Поскольку нам хотелось подчеркнуть, что Гренуй является теневой фигурой, эдаким хамелеоном, мы отказались от использования в его костюме белого цвета, а покрой его одежды — в основном синего цвета — не меняется на протяжении всего фильма. Это облегчает его задачу оставаться незаметным на фоне тусклых задворок собственного мирка". Придумывая наряд для Лауры, воплощения невинности, дочери торговца Риши, Гайро решил одеть ее не в местное цветастое платье, что было характерно для того времени, а в менее яркие тона — как одевались парижанки, таким образом подчеркивая ее социальные устремления, а кроме того, чтобы оттенить ее великолепные рыжие волосы.

Затем Гайро пришлось решать совсем незавидные задачки: где взять  подходящие ткани и как найти  место, где из них сошьют костюмы. Большую часть материалов купили в Индии и Румынии; шить решили в Румынии. В течение трех месяцев на фабриках в Бухаресте и его окрестностях было сшито, а затем отослано заказчикам более 1400 костюмов (включая обувь, головные уборы и прочие аксессуары). Однако ни один из этих предметов не должен был выглядеть новым: "Наша одежда должна была быть грязной и потной, потому что персонажи, которые будут ее носить, тоже должны, прямо скажем, попахивать. Как только одежда была готова, первое, что мы с ней делали — заставляли ее выглядеть поношенной и грязной. Эта разрушительная процедура была, несомненно, самой тяжелой частью процесса изготовления костюмов", — усмехается Тиквер, вспоминая растерянные лица румынских портных, которые пришлось потрудиться над этими костюмами. Кроме того, актеров попросили облачиться в костюмы, не дожидаясь съемок, и какое-то время в них походить. Тиквер говорит: "Это делалось для того, чтобы все актеры смогли потрогать каждый стежок той одежды, которую они будут носить во время съемок".

Это массированное костюмное  разрушение устраивалось также и  для того, чтобы помочь создать "видимость" запахов 18 века (неотъемлемая часть оригинального романа), передать их средствами кино. "Литература, конечно, обязана донести до читателя эти ощущения, так как книги не пахнут". — Но Тиквер уверен, что "язык кино не менее выразителен, чем язык литературы. Поэтому внутреннее пространство нашего фильма должно быть осязаемым для зрителя. Это означает, что каждый сидящий перед экраном должен ощущать окружающее непосредственно через восприятие Гренуя, начиная с момента его рождения среди отбросов парижского рыбного рынка", — говорит Тиквер.

Следующим шагом для Тиквера и Айхингера была необходимость принять решение о месте сооружения 104 декораций, необходимых для воплощения в жизнь сложного сюжета романа. Снимать предстояло ландшафты на удивление разнообразные: от самого мерзкого места на земле (парижский рыбный рынок 1750 г.) до одного из самых очаровательных (Грасс — солнечный благоухающий город на юге Франции). "Фильм "Парфюмер: история одного убийцы", как это ни покажется странным, настоящая роуд-муви. Гренуй постоянно переезжает с места на место", — говорит режиссер Том Тиквер, описывая пространственную структуру сюжета. — "Сначала он в сиротском приюте, потом — в дубильной мастерской в Париже, затем — у мастера-парфюмера Бальдини. Потом он скрывается в горной пещере и наконец попадает в Грасс, где на сцене появляется серийный убийца. Уникальность фильма в том, что в любом из вышеназванных мест нужно было в деталях воссоздать обстановку 18 века".

Сначала предполагалось снимать в  Хорватии, с ее суровыми пейзажами  и старинными городами. Затем создатели фильма обсуждали, не снимать ли им фильм в оригинальных французских декорациях, однако нашли, что в современных городах — Париже и Грассе — очень сложно будет организовать натурные съемки. Зато в Испании они обнаружили настоящее Эльдорадо.

Подходящие улицы и площади  нашлись в Барселоне, Жироне и  Фигересе (все города в радиусе 125 миль), которые, будучи не вполне аутентичными, тем не менее, в результате разумных усилий могли быть доведены до состояния, соответствующего эпохе Людовика XV. Мэр Барселоны Жоан Клос проявил исключительное понимание и организовал официальную кампанию по поддержке съемочной группы.

В конце лета 2005 г. исполнительный продюсер Кристин Рот отдала распоряжение о превращении исторического центра Барселоны — Готического квартала — "в самое мерзкое место самого грязного европейского метрополиса 18 века" — в парижский рыбный рынок. Кроме того, 350 членов команды работали в течение 29 дней, превращая улицы и переулки Барселоны в парижские, включая парфюмерный магазин Пелиссье, где Гренуй впервые встретился с ароматами, заключенными в маленькие флакончики. Пришлось Барселоне сыграть еще и роль Грасса, где нашлось место и вилле Риши, и кафедральному собору, и огромной городской площади, на которой должна была состояться казнь Гренуя.

100 человек были заняты сооружением  декораций. Все чересчур современное  в Готическом квартале было  покрыто массивными конструкциями  из латекса, все неподходящие  детали вроде электрических кабелей и современных оконных рам должны были быть надежно упрятаны. Затем латекс был раскрашен и состарен, чтобы привести конструкции в соответствие с соседними настоящими домами. А знаменитая улица Каррер Ферран однажды в течение целого дня была закрыта для автомобильного и пешеходного движения, для чего было использовано более 80 запрещающих знаков.

Все пуговицы, для костюмов представителей высшего сословия были расписаны  вручную в стиле той эпохи. Более тысячи флаконов были наполнены  подкрашенной жидкостью — конечно, не настоящими духами. Кроме того, 150 флаконов были сделаны специально для сцен в парфюмерных магазинах, носящих романтические названия "Амур и Психея" или "Неаполитанская ночь". Каждая декорация, каждый предмет реквизита, каждый костюм — все было разработано в мельчайших деталях и исполнено соответствующим образом.

Но на этом подготовка не заканчивалась. Существовало специальное "грязное  подразделение", состоявшее из 60 юных добровольцев, которые, вооружившись ведрами  и шлангами, распределяли по всему городу разного рода обломки и осколки, а затем в конце дня все это убирали, не оставляя никаких следов.

Информация о работе Том Тиквер «Парфюмер. История одного убийцы»