Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2012 в 16:23, реферат
Иван Сергеевич Тургенев родился 28 октября (9 ноября) 1818 года в Орле в дворянской семье. Детские годы он провел в богатой материнской усадьбе Спасское-Лутовиново Мценского уезда Орловской губернии. По матери- Варваре Петровне - Тургенев принадлежал к старинному дворянскому роду Лутовиновых, которые жили в Орловской губернии домоседами и в русские летописи не вошли. Родовая семейная память удержала имя тургеневского двоюродного деда Ивана Ивановича Лутовинова, который закончил Петербургский Пажеский корпус вместе с Радищевым, но рано вышел в отставку и занялся хозяйственной деятельностью.
Он был основателем спасской усадьбы и великолепной библиотеки при ней из сочинений русских, французских и немецких классиков XVIII века. Лутовиновы жили широко и размашисто, ни в чем себе не отказывая, ничем не ограничивая властолюбивых и безудержных своих натур. Эти черты лутовиновского характера унаследовала и мать писателя. Отец, Сергей Николаевич, принадлежал к славному в российских летописях роду Тургеневых, выраставшему из татарского корня. В 1440 году из Золотой Орды к великому князю Василию Васильевичу выехал татарский мурза Лев Турген, принял русское подданство, а при крещении в христианскую веру и русское имя Иван. От Ивана Тургенева и пошла на Руси дворянская фамилия Тургеневых.
Детство
Иван Сергеевич Тургенев родилс
Он был основателем спасской усадьбы и великолепной библиотеки при ней из сочинений русских, французских и немецких классиков XVIII века. Лутовиновы жили широко и размашисто, ни в чем себе не отказывая, ничем не ограничивая властолюбивых и безудержных своих натур. Эти черты лутовиновского характера унаследовала и мать писателя. Отец, Сергей Николаевич, принадлежал к славному в российских летописях роду Тургеневых, выраставшему из татарского корня. В 1440 году из Золотой Орды к великому князю Василию Васильевичу выехал татарский мурза Лев Турген, принял русское подданство, а при крещении в христианскую веру и русское имя Иван. От Ивана Тургенева и пошла на Руси дворянская фамилия Тургеневых.
В царствование
Ивана Грозного, в период борьбы
Московского государства с
Были в родовых воспоминаниях и другие страницы; как роковое предчувствие, тревожили они воображение писателя. В 1670 году сидел воеводою в Царицыне Тимофей Васильевич Тургенев. Когда началось восстание Степана Разина, отряд Василия Уса прорвался в город. Тимофея Васильевича схватили, надели на шею веревку, привели на крутой волжский берег и утопили.
Отец Тургенева,
Сергей Николаевич, участвовал в Бородинском
сражении, где был ранен и за
храбрость награжден
Мальчику было семь лет, когда 14 декабря 1825 года прогремели пушки на Сенатской площади. Один из родственников Тургеневых Сергей Иванович Кривцов вместе с другими декабристами был сослан в Сибирь. Родители Тургенева принимали живое участие в его судьбе, оказывали помощь. В спасском доме жил молчаливый, глухой слуга Михаил Филиппович. Рассказывали, что в день восстания он был на Сенатской площади и орудийные выстрелы явились причиной его глухоты. Эти впечатления не могли не тревожить воображение мальчика и рождали в его пытливом уме недоуменные вопросы.
Под кровом родительского дома Тургеневу не суждено было испытать поэзии семейных чувств.
Отец писателя в домашних делах не принимал никакого участия и холодно относился к матери: он женился на Варваре Петровне не по любви, а с целью поправить материальное благосостояние. С каждым годом мать становилась капризнее и подозрительнее, а свои личные обиды вымещала на окружающих. От разрушительного влияния крепостнического произвола Тургенева спасало надежное покровительство людей из народа. В спасском саду мальчик познакомился со знатоками и ценителями птичьего пения, людьми с доброй и вольной душой.
Отсюда вынес он страстную любовь к среднерусской природе. Доморощенный актер и поэт Леонтий Серебряков стал для мальчика настоящим учителем родного языка и литературы. Впоследствии Тургенев с благодарностью вспоминал об этих счастливых мгновениях своего детства: "Невозможно передать чувство, которое я испытывал, когда, улучив удобную минуту, он внезапно, словно сказочный пустынник или добрый дух, появлялся передо мною с увесистой книгой под мышкой и, украдкой кивая длинным кривым пальцем и таинственно подмигивая, указывал головой, бровями, плечами, всем телом на глубь и глушь сада, куда никто не мог проникнуть за нами и где невозможно было нас отыскать!..
Раздаются наконец первые звуки чтения! Все вокруг исчезает... нет, не исчезает, а становится далеким, заволакивается дымкой, оставляя за собою одно лишь впечатление чего-то дружелюбного и покровительственного! Эти деревья, эти зеленые листья, эти высокие травы заслоняют, укрывают нас от всего остального мира; никто не знает, где мы, что мы - а с нами поэзия, мы проникаемся, мы упиваемся ею, у нас происходит важное, великое, тайное дело..."
Произведения
Начальный период творчества И.страница Тургенева, имевший для него характер литературного ученичества, можно считать с 1834 года, когда Тургенев написал первую свою юношескую поэму “Стено”, и до 1843 года, когда вышло в свет произведение “Параша. Рассказ в стихах”.
“В 1843 году, писал
Тургенев в “Литературных и житейских
воспоминаниях”, в Петербурге произошло
событие, и само по себе крайне незначительное
и давным-давно поглощенное
Большинство ранних произведений И.страница Тургенева относится к 30-м и началу 40-х годов XIX века к этому переходному периоду в истории русского общества.
Молодой Тургенев в
первых стихотворных опытах 30-х годов
отдал известную дань увлечению
романтическими образами и романтическим
лексиконом
Бенедиктова и Марлинского, но это влияние
было очень кратковременно и неглубоко.
Некоторые следы этого увлечения можно найти в очень немногих стихотворениях, написанных Тургеневым в начальный период творчества. Так, в стихах, посвященных темам любви и природы, встречаются романтические преувеличения. Любовь в этих стихах “мятежная”, “безумная”, “знойная”, лобзания “жгучие”, картина утра (в стихотворении “Признание”) дается с излишней, вычурной пышностью:
И, сходя с вершин Урала,
Как дворец Сарданапала,
Загорится ясный день...
Но в подавляющем большинстве стихотворных опытов молодого Тургенева общий характер его творчества был реалистическим. Подлинными его литературными учителями были Пушкин, Лермонтов и Гоголь.
Что же представляло собой творчество Тургенева до “Записок охотника”, как расценивать его многочисленные стихотворения и поэмы, от которых он готов был отказаться в последующую, зрелую пору литературной деятельности?
Если подходить
к ним с той меркой, с какой
подходил к ним Тургенев, они, действительно,
не удовлетворяют необходимым
(“Параша”), то лермонтовской (“Разговор”)
поэзии, и хотя Тургенев подходит к разработке
тематики своих литературных учителей
по-своему, пытается дать самостоятельную
трактовку “лишних людей” и “мятущихся”
героев, но его позиции самому ему не ясны,
и герои его поэм оставляют у читателей
впечатление чего-то недосказанного и
туманного. Нет ясности мысли и в большинстве
лирических стихотворений, посвященных
темам любви и природы.
Однако ни в коем случае нельзя сказать, что начальный этап литературной деятельности Тургенева был для него сплошной неудачей и, тем более, что он ничего не дал самому писателю в отношении его художественного роста. Стихотворное творчество научило Тургенева компоновке материала, выработало у него умение отбирать из массы впечатлений и мыслей наиболее существенное и типическое, умение концентрировать материал и в немногом сказать многое.
Уже Белинский выделял в раннем творчестве Тургенева такие стихотворения, как “Федя” и “Баллада”.
“Баллада” (1842), написанная по мотивам народной песни о Ваньке- ключнике, была положена на музыку Рубинштейном и до сих пор живет в камерном исполнении.
Следует также отметить, как значительное творческое достижение молодого Тургенева, стихотворение “В дороге”, отличающееся, наряду с большой музыкальностью, искренностью чувства и задушевностью, строки которого известны всем без исключения:
Утро туманное, утро седое,
Нивы печальные, снегом покрытые,
Нехотя вспомнишь и время былое,
Вспомнишь и лица, давно позабытые...
И в поэмах И.страница Тургенева, обычно страдающих недостаточной ясностью в раскрытии характеров и основного идейного смысла, встречаются отдельные яркие бытовые сцены и пейзажи, показывающие, что Тургенев уже в эти годы умел подмечать в жизни и в природе существенное, характерное и находить для описания необходимые точные и выразительные слова.
Наибольшей удачей среди поэм Тургенева была поэма “Помещик”, представляющая собой ряд живых зарисовок помещичьего быта. Белинский писал об этой поэме: “Наконец Тургенев написал стихотворный рассказ “Помещик”, не поэму, а физиологический очерк помещичьего быта, шутку, если хотите, но эта шутка как-то вышла далеко лучше всех поэм автора. Бойкий эпиграмматический стих, веселая ирония, верность картин, вместе с тем выдержанность целого произведения, от начала до конца, все показывало, что Тургенев напал на истинный род своего таланта, взялся за свое, и что нет никаких причин оставлять ему вовсе стихи”.
Тургенев уже был в 40-х хорошим поэтом. Но всего лишь хорошим. А его честолюбие требовало большего.
Одной из основных проблем,
поставленных перед писателями во второй
период русского освободительного движения,
была проблема положительного героя, активно
участвующего в осуществлении очередных
задач общественно- политической и
народнохозяйственной жизни, и в связи
с этим — переоценка передовой дворянской
интеллигенции, игравшей до сих пор в русском
обществе руководящую роль. Эта проблема
стояла и перед Чернышевским, и перед
Гончаровым, и перед Писемским, и перед
другими писателями. Вплотную подошел
к этой проблеме в середине 50-х годов и
Тургенев.
В 40-е годы повести
и комедии не занимали основного
места в творчестве
Тургенева и не были его лучшими произведениями,
— заслуженную славу в 40-е годы он завоевал
не повестями и не комедиями, а “Записками
охотника”.
После 1852 года, повести и романы стали у него преобладающими жанрами.
По тематике эти произведения значительно отличались от “Записок охотника”.
Лишь в немногих
из них Тургенев по-прежнему изображает
крестьянство и рисует картины крепостнического
быта; таковы повести “Постоялый двор”,
“Господская контора” (отрывок из неизданного
романа), рассказ “Муму” и позднее, в 1874
году, рассказ “Живые мощи”. В большинстве
же произведений
50—70-х годов основным предметом изображения
у Тургенева являются различные группы
дворянского класса и прежде всего прогрессивная
дворянская интеллигенция, обычно сопоставляемая
с интеллигенцией разночинской, революционно-демократической.
По преимуществу в этих произведениях
вырабатываются и уточняются новые средства
художественного мастерства
Тургенева.
Повести и романы Тургенева 1850-х годов известный литературовед Д.Н.
Овсянико-Куликовский сопрягал с историей русской интеллигенции.
Романы Тургенева сочетали в себе несколько важнейших для литературы свойств: они были умны, увлекательны и безупречны с точки зрения стиля.
Идейно-художественный
замысел произведений: рассказа “Ася”
и повестей
“Затишье” и “Вешние воды”, определил
своеобразие положенных в их основу конфликтов
и особую систему, особое взаимоотношение
характеров.
Конфликт, на котором строятся все три произведения, — столкновение молодого человека, не совсем заурядного, неглупого, несомненно, культурного, но нерешительного, слабохарактерного, и молодой девушки, глубокой, сильной духом, целостной и волевой.
Существенно то, что
и конфликты в этих произведениях,
и подбор характерных эпизодов, и
соотношение персонажей — все
подчиняется одной основной задаче
Тургенева: анализу психологии дворянской
интеллигенции в области
Центральная часть сюжета
— зарождение, развитие и трагический
финал любви. К этой стороне повестей и
направлено было основное внимание
Тургенева, как писателя-психолога, в раскрытии
этих интимных переживаний и проявляется
по преимуществу его художественное мастерство.
Романы Тургенева
пронизаны историзмом во всех своих
деталях, так как подавляющее
большинство действующих лиц
имеет то или иное отношение к
основной общественной проблеме, поставленной
писателем. В романе “Накануне” не
одна только Елена живет под впечатлением
решающего, надвигающегося перелома в
русской общественной жизни — это чувство
испытывает каждый по- своему: и Берсенев,
и Шубин, и Увар Иванович, и, хотя бы в негативном
смысле, Курнатовский и Стахов, отец Елены.
В романе “Новь” не только
Нежданов и Марианна, но почти все действующие
лица, так или иначе, прямо или косвенно
связаны с развертывающимся революционным
движением.