Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2014 в 05:42, реферат
Целью данной работы является изучение и анализ улигеров (героико-эпических сказаний).
Для изучения данной темы, использована литература таких авторов, как Жамцаранова Ц.Ж. , Дашиевой Л.Д., Шаракшинова Н. О. и др.
Были поставлены и выполнены задачи:
1. Изучить улигеры (жанр бурятского устно-поэтического творчества);
2. Рассмотреть способы исполнения улигеров и известных их исполнителей;
3.Проанализировать классификацию бурятского героического эпоса.
4.Рассмотреть основные сюжеты улигеров.
Введение…………………………………………………………………….…3
1. Улигеры - жанр бурятского устно-поэтического творчества…………...4
2. Способы исполнения улигеров и известные их исполнители.................5
3. Классификация бурятского героического эпоса………………………..10
4. Основные сюжеты улигеров……………………………………………..14
5. Заключение………………………………………………………………..22
Список использованной литературы………..………………………………24
От него был записан самый большой по объему вариант "Гэсэра" (более 50 тысяч стихов), отличающийся оригинальностью и полнотой сюжетной разработки мифологического (небесного) пролога Гэсэриады.
Особое место в этой плеяде имен занимает Маншуд Имегенов (1849-1908), потомственный улигершин из улуса Кукунут Кудинской долины. В 1906 г. Ц. Жамцарано записал от него самую архаичную и самобытную из всех известных национальных версий и вариантов Гэсэриады - эпос "Абай Гэсэр-хубун", а также не имеющий аналогов отдельный цикл о сыновьях героя: Ошор Богдо и Хурин Алтае (впервые опубликован в 1930 г.). Несомненно, он был выдающимся исполнителем, зрелым мастером, сумевшим воспроизвести без слушателей, специально для записи, традиционное эхирит-булагатское эпосопение, сохранив первозданную свежесть, красоту, мощь и обаяние древнего памятника. В течение семи дней и ночей он пропел собирателю 22074 стиха, не сократив "обрамляющие" призывные и прощальные, вставные песни, традиционно исполняемые слушателям. Ученые единодушно признают высокие художественные достоинства данного варианта, именно он лег в основу последнего академического издания эпоса (Абай Гэсэр,С. 8-418).
3. Классификация бурятского героического эпоса
По своим стадиально-типологическим характеристикам бурятский героический эпос классифицируется на три группы: эхирит-булагатскую, унгинскую и хоринскую. В первые две включаются улигеры, бытовавшие у западных бурят: в Кудинской долине, Верхней Лене (Эхирит-Булагатском, Качугском, Баяндаевском), по долинам рек Иды, Осы, Обусы (Боханском, Осинском), в Приангарье (Аларском, Нукутском), районах Иркутской обл., а в третью - улигеры восточных бурят, проживающих в Забайкалье (Бурятия, Читинская область). Во всех трех группах наблюдается сходство в сюжетных структурах, мотивах и образах, так как их объединяет общий мифологический фонд и единая общебурятская эпическая традиция.
Наиболее архаичным считается эхирит-булагатский эпос, поскольку в нем преобладают черты охотничьего уклада жизни творцов улигеров; элементы тотемизма, анимизма, различных культов, мотивы побратимства с животными персонажами; оборотничество (метафорфизм), сказочные мотивы. В сюжетах его получили разработку две центральные темы: сватовство и женитьбы героя; борьба с чудовищами-мангадхаями и врагами-чужеродцами.
Образцом улигера, воплощающим первую тему, является "Айдурай Мэргэн" (1868 стихов), записанный Ц. Жамцарано в 1908 г. от Б. Бурлаева в Верхнеленском уезде. Сюжетная структура его состоит из следующих звеньев: 1) 15-летнего Айдурай Мэргэна убивает на охоте женщина с зооморфными чертами; 2) Конь советует сестре героя, девице Агуй Ногон, привезти деву-воскре-сительницу - дочь Эжи Мунху хана; 3) Агуй Ногон, переодевшись в мужскую одежду, укрыв тело брата в горной пещере, отправляется в дальний путь; 4) Преодолевает разные препятствия: стужу, жару; оборачивается то птицей, то животным; братается, выручив их от гибели, с муравьями, лягушками, громадной птицей, собакой; 5) Проходит благополучно смертельные испытания, устраиваемые "жениху" отцом невесты благодаря помощи побратимов и своего коня; 6) Возвращается домой с "женой" - девой-воскресительницей, а сама скрывается; 7) Дочь хана оживляет Айдурай Мэргэна; 8) Героиня возвращается домой, когда у брата рождаются близнецы. Брат выдает сестру замуж за чужеродца.
Такой тип улигеров в эхирит-булагатском эпосе очень популярен. Сюжетная разработка темы героического сватовства отличается в них большим разнообразием и вместе с тем устойчивостью основных мотивов: гибели героя, похода за девой-воскресительницей, преодоления препятствий; борьбы за невесту; оживление героя.
Тема борьбы с чудовищами-мангадхаями и врагами-иноплеменниками получает свое развитие в эхирит-булагатском эпосе с активизацией действий героя-мужчины и ослаблением роли сестры ("Аламжи Мэргэн", "Буху Хара хубун", "Гунхабай Мэргэн", "Еренсэй" и др.). Увеличивается число улигеров, где герой сам добывает себе жену. С развитием улигерного жанра, с постепенным выдвижением на первый план богатыря-воина, защитника семьи и рода, тема сватовства теряет ведущую роль и становится одним из элементов эпической биографии героя. Усложняется сюжетная структура повествования, появляются многосоставные улигеры. Примером типологически зрелого эпоса является эхирит-булагатский вариант эпоса "Абай Гэсэр-хубун" (запись Ц. Жамцарано от М. Имегенова), где прослеживается процесс биографической и генеалогической циклизации (сказание о Гэсэре и его сыновьях Ошор Богдо и Хурин Алтае). Но в целом черты "охотничьего" эпоса, обусловленные его близостью к мифологическим истокам, доминируют в эпосе эхирит-булагатов. В нем все еще значительна роль мифических зооморфных, зоо-антропоморфных персонажей - помощников, покровителей, противников героя. Устойчивы мотивы "трудных" поручений отца невесты; братания с животными; помощь их в свадебных испытаниях; сверхъестественные способности героя (магия и оборотничество). Противники, враги героя - в основном чудовища-мангадхаи, имеющие невероятное количество (13, 33, 67, 77, 95, 108, 300, 500, 600, 1008) голов (иногда рогов). Они разоряют имущество богатыря, похищают его жен. Богатырь выступает в поход один, нет у него воинов, баторов. Его борьба с противником изображается в виде богатырского единоборства.
Прослеживаются в эхирит-булагатском эпосе помимо двух основных тем также взаимоотношения брата и сестры, дяди и племянника, мужа и жены, отражающие конфликты между членами патриархальной семьи и рода. Если основным содержанием эхирит-булагатского эпоса являлась героика борьбы за суженую и "воинская" тематика была в основном связана с ней, то в унгинском героический пафос переключается на борьбу с грабительскими набегами и угонами, за освобождение и возвращение на родину плененных домочадцев, подданных, захваченного имущества, а женитьба, основание семьи, являвшееся сверхзадачей в архаической традиции, отходит на второй план, становится лишь "исходной ситуацией", необходимым условием для начала героической деятельности (Санжеев. 1936. С. 37). Тематически унгинские улигеры делятся на четыре группы: 1) о героическом сватовстве, борьбе с мангадхаями, чужеземными ханами и баторами; 2) о борьбе героя с кровными родственниками (о внутриродовых и семейных конфликтах); 3) о борьбе богатырских дев с чудовищами-мангадхаями (о сватовстве мангадхаев); 4) о мести коня батору, погубившему табун.
Совмещение, художественная реализация двух тем в одном произведении – характерная черта унгинской эпической традиции, где первая часть повествования посвящается обычно сватовству, женитьбе героя, а вторая - борьбе с врагами. Связующей нитью между обеими частями большинства улигеров служит завязка (угон, похищение табунов и стад, разорение домашнего очага; увод домочадцев и подданных; иногда - вызов врагами героя на поединок), которая находит свое разрешение в финале второй части (уничтожение героем врага, возвращение похищенного, восстановление мира и спокойствия). Сюжетная структура унгинских улигеров состоит в основном из следующих мотивов: выезд из дома для осмотра стад и табунов (иногда выезд ничем не мотивируется); обнаружение недостачи, угона табунов и скота.
4. Основные сюжеты улигеров
Богатством и разнообразием сюжетов и мотивов, сложностью композиции отличается, как правило, первая часть унгинских эпопей, посвященная теме героического сватовства и женитьбы героя. Эволюционное развитие улигеров на новом этапе происходит за счет разрастания их сюжетной структуры, качественно иной трактовки, переосмысления, или замены традиционных узловых мотивов: препятствий в пути, дорожных встреч, побратимства, гибели героя, брачных испытаний и введения новых мотивов и эпизодов (иногда сюжетов), в основном из волшебной сказки, вследствие чего эпическое повествование меняет свою тональность, приобретая характер занимательности, обыгрывания чудесного, что, однако, не меняет жанровой специфики произведений. Основной темой в улигерах остается все же героика, а не сказочная фантастичность.
В большинстве улигеров богатырь добывает суженую в соперничестве с другими женихами, доказав свое превосходство в борьбе, стрельбе из лука, конных скачках. Иногда будущий тесть дает жениху гибельное задание. Так, герой одноименного улигера Хухосэй Мэргэн, одержав победу в трех состязаниях, вынужден отправиться по приказу хана в поход за желтой желчью (шара hулэhэн) чудовища Гал Дулмэ хана (букв.: Хан Огня и Пыла-Жара).
В пути он встречает погибшего в борьбе с этим чудовищем чужеплеменного богатыря Хухэрдэй Мэргэна. Он лежит под сосной, где белеют кости других баторов. Герой превращается в ястреба и вынуждает пролетавших мимо воронов вылить из клюва "живую" воду на Хухэрдэй Мэргэна. Богатырь оживает, а с ним и все погибшие баторы и воины. Становится вечнозеленой сосна. Ожившие благодарят Хухосэй Мэргэна и желают ему одолеть Гал Дулмэ хана, с которым не смогли справиться они.
Герой одноименного улигера, Арнай Гэрдэй Мэргэн, в походе за суженой преодолевает бескрайнее море. Погибшего от усталости коня оживляет "живой" водой, принесенной с неприступной горной вершины птицей-побратимом. Успевает проскочить через расходящиеся на миг края неба и земли на другую сторону, где живет невеста. Будущий тесть подвергает его испытаниям: отправляет в студеный, а затем горячий амбар; предлагает одним выстрелом пробить трехслойный войлок, черный камень величиной с быка, семьдесят саней дров и попасть в отверстие золотого диска. На пути к дому жену похищает мангадхай. Герой спускается за ней под землю, обернувшись огромным змеем Абарга, побеждает чудовище с помощью богатыря-побратима. Затем, защищая жену, поднимается на небо, обернувшись ястребом. Благодаря ловкости и быстроте, выдерживает поединок с небожителем, стремящимся поразить его громом и молнией. Обескураженный небожитель выдает свою дочь замуж за героя.
Герой другого улигера, Эрэ Тохолэй батор, в борьбе за суженую сначала уничтожает выстрелом из лука все войско своего соперника - сына 105-голового Кусачего Желтого мангадхая (Зуудаг Шара мангадхай) - Эрхэ Бойрек хубуна, а затем побеждает в единоборстве его самого.
Герои таких сюжетов нередко выезжают за сужеными лишь после обретения богатырского статуса. Обычно это позднорожденные сыновья престарелых родителей ("Хухосэй Мэргэн", "Арнай Гэрдэй Мэргэн", "Уландай Мэргэн" и др.).
Так, низкий по статусу герой одноименного улигера, Булган Толгой хубун (букв.: "Соболиноголовый молодец"), единственный из братьев, выполняет завещание родителей (помолиться через три ночи на их могилах) и получает волшебные зеркала, трех саврасых скакунов и родительское благословение. Благодаря этому неряха побеждает на состязаниях женихов (срывает, прыгнув на коне, с неба золотое кольцо невесты) и женится на ханской дочери. Свой скрытый до поры богатырский облик сопливец обнаруживает лишь после избрания его принцессой в мужья.
Вторая часть этого улигера посвящается героической борьбе Булган Толгой хубуна с похитителем жены - мангадхаем, живущим в подземном мире.
В улигере "Эрбэд Богдо хан" у старика-отца исчезают глаза, а затем - три дочери. Старшие сыновья, выехав на поиски, становятся жертвой коварства дорожных вредителей. Только младший сын, глупец Паакли, возвращает потерю и женится на могущественной чародейке, дочери небожителя. Преодолев магические преграды, установленные ею на границе своих владений (вредоносных ведьм-hагшаа, железных богатырей, ястребов, волшебные сигнальные струны), герой снимает у спящей в своем дворце чародейки золотое кольцо.
Глупец Паакли магически оказывается сильнее и хитрее похитительницы и та, потерпев неудачу, становится его женой; возвращает отцовские глаза, помещенные в сосуд с живой водой, снимает чары с сестер, которых прежде превратила в стражей: ведьм-hагшаа.
Другой тип сюжетной разработки темы женитьбы реализуется в популярном у западных бурят эпосе "Алтан Шагай Мэргэн". Краткое содержание одного из многочисленных его вариантов, записанном в 1928 г. Г.Д. Санжеевым от унгинского сказителя Н. Тужинова (объем 3674 стиха) сводится к следующему:
Алтан Шагай Мэргэн получает вызов на поединок от Девятерых молодцев Габшуу - внуков Черной Бабы мангадхайки (Эмэ Хара мангадхай - букв.: "Черная Самка чудище"). Отсрочив поединок на 10 лет, герой выезжает за суженой -дочерью Баян Монхэ хана, умеющей "оживлять умерших, обогащать обедневших". В пути он гибнет от стрелы иноплеменного богатыря - соперника в сватовстве, но успевает смертельно ранить и его.
По совету волшебной кукушки конь героя оборачивается чудесным иноходцем в ханском табуне и похищает суженую-воскресительницу. Она оживляет Алтай Шагай Мэргэна и, превратившись в золотого ястреба, улетает домой.
Алтан Шагай Мэргэн оживляет своего соперника чудесным камнем и братается с ним. Прибыв к Баян Монхэ хану, сватается к его дочери. Суженая героя отправляет прислужницу посмотреть, каков жених. Та обманывает принцессу: говорит, что он стар и безобразен. Тогда невеста превращается в ястреба и улетает.
Хитрая служанка предлагает растерянным хану и ханше вымыть ее в бане, надушить, нарядить в одежду принцессы и выдать замуж вместо дочери ее.
Герой женится на мнимой суженой. На пути к дому делает остановку. Жена гуляет на ханских пирах. Прилетает принцесса и, приняв свой настоящий облик, шьет Алтан Шагай Мэргэну одежду. Обман служанки вскоре раскрывается, Алтан Шагай казнит ее и соединяется со своей истинной суженой.
Ослабление героических мотивов в повествовании о женитьбе Алтан Шагай Мэргэна восполняется их усилением во второй части сказания, где богатырь ведет борьбу с мангадхаями - Девятью молодцами Габшуу, которые нарушив договор, в отсутствие героя нападают на его владения, угоняют скот и табуны и уводят в неволю домочадцев и подданных. Алтан Шагай отправляется в поход на врагов. В пути побеждает Трех молодцев Бойбор - сыновей Черной Бабы-ман-гадхайки.
У подножья горы Орьел Девять молодцев Габшуу поджидают героя. Алтан Шагай Мэргэн вступает с ними в схватку, но силы неравны. Небесные божества отправляют на помощь его побратима, но и вдвоем они не могут одолеть Девятерых молодцев Габшуу. Тогда небожители предопределяют рождение у жены героя двух сыновей-близнецов. Те обретают небесных коней, вооружение, одежду и став богатырями, отправляются в поход за отцом.
Вместе с побратимом и сыновьями герой побеждает в единоборстве мангадхаев, сжигает их трупы, а пепел развеивает. Женит сыновей на красавицах, оказывавших ему помощь; освобождает из неволи брата и невестку, уничтожает гнездо мангадхаев во главе с их родоначальницей - чудищем Черной Бабой и возвращается на родину, забрав свое имущество и подданных. Живет с сыновьями спокойно и счастливо.
Первые записи и публикации эпических произведений хори-бурят, начатые в конце XIX в. Г.Н. Потаниным (пересказ на русском языке улигера "Болод Хурай"), были продолжены А.Д. Рудневым (прозаические тексты улигеров "Лодой Мэргэн", "Шоролтор Мэргэн", "О старике Жибжэне" с переводом на русский язык) (Руднев. 1913-1914), Ц.Ж. Жамцарано, Б. Барадиным (улигеры "Хашагта Мэргэн", "Наянтай Мэргэн"); в 1929 г. - Г.Д. Санжеевым в горной Оке ("Богдо Хубшэ Мэргэн", "Эрэ Согто Мэргэн"), в 1934 г. - Н.Н. Поппе ("Батор Шоно Галдан", "Улан Нудэн Буйдан").
Информация о работе Улигеры - жанр бурятского устно-поэтического творчества