Фантастика и реальность в книге Булгакова "Собачье сердце"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2014 в 13:30, реферат

Краткое описание

Весной 1891 года в Киеве на Госпитальной улице, в доме №14 у Магистра Киевской духовной академии доцента по кафедре древней гражданской истории Афанасия Ивановича и простой домохозяйки Варвары Ивановны родился первенец, которого назвали Миша. После него семья пополнилась ещё двумя сыновьями и четырьмядочерями. Миша был очень талантлив, и, как, пишет Павел Сергеевич Попов (биограф): «Михаил Афанасьевич с младенческих лет отдавался чтению и сочинительству.

Содержание

I. Введение……………………………………………………………
2
II. Реальность и фантастика в повести
1. Восприятие революции……………………………………
5
2. Эксперимент в повести «Собачье сердце»……………… 8
3. Что такое шариковщина………………………………….. 10
III. Заключение………………………………………………………... 12

Вложенные файлы: 1 файл

Весной 1891 года в Киеве на Госпитальной улице.docx

— 43.74 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Эксперимент в повести «Собачье сердце»

Но вот под рождество  Преображенский решает осуществить  свой фантастический эксперимент. Он пытается создать нового человека путём пересадки собаке части человеческого мозга. Преображенский решает посоревноваться с самой природой. Его эксперимент фантастичен: создать нового человека путём пересадки собаке части человеческого мозга. Как неплохой медик Булгаков понимает, что это не возможно но, он решается на внедрение такого приёма для более красочного сравнения перемен, которые потрясают Россию в те времена. И начинается фантастика, которая у Булгакова не лишена и сатиры.

Донором для бедного Шарика послужил Клим Петрович Чугункин двадцати восьми лет, судился три раза. «Профессия – игра на балалайке по трактирам. Маленького роста, плохо сложен. Печень расширена из-за алкоголя. Причина смерти - удар ножом в сердце в пивной « После операции у собаки наблюдается полное «очеловечивание».

Для создания нового человека ученый берет гипофиз «пролетария» — алкоголика и тунеядца. И вот в результате сложнейшей операции появляется безобразное, примитивное существо, целиком унаследовавшее «пролетарскую» сущность своего “предка”. Возникает омерзительный “человек маленького роста и несимпатичной наружности. Волосы у него на голове росли жесткие... Лоб поражал своей малой вышиной. Почти непосредственно над черными ниточками бровей начиналась густая головная щетка”.

По этим признакам мы видим, что существо полностью унаследовало физический облик своего прародителя.

А только ли физический?

Чудовищный гомункулус, человек  с собачьим нравом, “основой” которого был люмпен-пролетарий, чувствует себя хозяином жизни; он нагл, чванлив, агрессивен. Конфликт между профессором Преображенским, Борменталем и человекообразным существом абсолютно неизбежен. К сожалению, нет. Первые произнесенные им слова - ругань, первое отчётливое слово – буржуи. А потом и уличные выражения «не толкайся», «слезай с подножки» он гоняется за кошками, круша всё на своём пути, играет уличные песни на балалайке, пристаёт к служанкам.

Жизнь обывателей квартиры, такая тихая и спокойная раньше, превращается в сущий ад. «Человек у двери мутноватыми глазами поглядывал на профессора и курил папиросу, посыпая манишку пеплом...» «Окурки на пол не бросать - в самый последний раз прошу. Чтобы я больше не слышал ни одного ругательного слова. В квартире не плевать! С Зиной всякие разговоры прекратить. Она жалуется, что вы в темноте её подкарауливаете. Смотрите!». Вот в таких условиях теперь приходится жить жителям квартиры №5 на обуховском переулке. Но хуже всего то, что Шариков и не понимает, что он делает что-то неправильно. «Что-то вы меня, папаша, больно притесняете, вдруг плаксиво выговорил он... – Что вы мне жить не даёте?». С его точки зрения, он просто живёт, а ругань, хамство и наглость-это просто нормальная составляющая жизни. У Шарикова появляется даже свой ангел-хранитель. Это так ненавидимый Преображенским Швондер. Он даёт ему читать книжки, вроде переписки Энгельса с Каутским. Но ангел хранитель ли?

Вот, что говорит об этом Преображенский: «Ну, сейчас он (Швондер) всячески старается натравить его (Шарикова) на меня, не понимая, что если кто-нибудь, в свою очередь натравит Шарикова на самого Швондера, то от него останутся только рожки да ножки». А между тем Шариков устраивается на работу и его, не без помощи Швондера, сразу возводят в должность заведующего подотделом по очистке города от бродячих животных. Автор, конечно, же преувеличивает возможности Шарикова, вводя гиперболу, но именно в этой гиперболе он как нельзя чётче показывает нам всё несовершенство того общества. Можно было бы подумать, что теперь Шариков образумится, но это не так. Получив власть, он пользуется ею, как хочет. Он приводи в дом машинисточку и говорит: «Я с ней расписываюсь, это наша машинисточка. Борменталя надо будет выселить...» Как потом выяснилось, он её обманул, сочинив про себя множество историй. И даже когда Шарикова разоблачили, он угрожает ей «... попомнишь ты мне ещё... Я тебе устрою сокращение штатов». Получив власть наш Шариков так и не обременённый гуманностью превращается просто в деспота. А если вспомнить самое начало повести, то можно сравнить его с любовником. Ведь если вспомнить обыкновенного пса с обваренным боком и вспомнить то, как он сочувствовал этой же машинисточке, в нём не было ни капли жестокости, чего не скажешь о человеческом Шарике.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Что такое шариковщина

Булгаков ввёл такое понятие, как «шариковщина».

 «Шариковщина» — это мелочная мстительность, когда невозможность укусить вполне может быть возмещена тявканьем издали. Это загребание жара чужими руками и готовность в любой момент завизжать и поджать хвост.

 «Шариковщина» — это  нежелание вырваться из своей  ограниченной и зачастую грязной  среды обитания. Эта демонстративная  темнота — «учиться читать  совершенно ни к чему, когда  мясо и так пахнет за версту».  Это умение даже из самых  умных вещей делать примитивные  выводы, подчиненные шкурным интересам. 

 «Шариковщина» — это  неблагодарность во всех ее  проявлениях, даже к тем, кто  даровал тебе жизнь. Это болезненная  гордость — «Я вас не просил».  Это эгоизм и нежелание понимать  людей, отличающихся по образу  мысли. Их гораздо проще объявить  несознательными — обвинить в  скудоумии другого всегда проще, чем признать собственную бедность ума.

 «Шариковщина» — это  элементарная житейская подлость. Это метод кнута и пряника к заведомо беззащитному человеку. Ты должна быть моей. И если сегодня ты отказываешься от авто и ананасов, то завтра тебе будет устроено сокращение штатов.

Шариков - пёс вызывал некоторое сочувствие. Лишения и несправедливости сопровождали его жизнь. Может быть, они дают право Шарикову и ему подобным на месть? Ведь что-то сделало их такими озлобленными и жестокими? Разве Преображенский, во время голода и разрухи живущий в пяти комнатах и каждый день шикарно обедающий, думает о голодных нищих и социальной справедливости?

Но вся беда в том, что  и шариковы не думают о социальной справедливости. Они думают только о себе. Справедливость в их понимании — это попользоваться теми благами, которыми раньше пользовались другие. Не разделить поровну, тем более не заработать, а забрать себе! О том, чтобы создать что-либо для всех, вообще речи нет.

Поэтому профессор Преображенский восклицает: “Разруха — в головах”. Каждый перестает делать дело, а занимается только борьбой, укрыванием куска. Интеллигент недоумевает, почему при революциях надо ходить в калошах по коврам и воровать шляпы из передних? Люди сами творят разруху и Шарковщину.

Булгаков мастерски показывает психологический тип русского ученого, который еще не сталкивался со всеми "прелестями" большевистского  режима. Увлекшись своими разработками, профессор не заметил, что зашел слишком далеко и создал представителя суровой власти. И в этом глубокий смысл повести. Русская интеллигенция в поисках всеобщего счастья пошла на эксперимент, чудовищного результата которого не ожидала.

Апогея своей наглости и хамства Шариков достигает, когда пишет донос на своего создателя. Для того времени это был распространённый приём для свержения конкурентов или врагов. Писался просто донос, и через два три дня к подъезду подъезжала машина, и человека увозили неизвестно куда, и никто его больше не видел. Следующим доносом должен был бы быть донос на Швондера, и Шариков был бы уже председателем домкома, который бы жил в семи комнатах. Но к великому огорчению Шарика, донос не получил хода. И тогда он решается взять дело в свои руки, раздобыв пистолет. Я думаю, что его мог дать только Швондер. И зайдя в смотровую, где его «попросили» уйти из квартиры. Но Шариков не был так глуп, что бы уйти. И, с криком «...что я на вас управы не найду, что ли» пытается убить Борменталя. Но через несколько секунд оказался на операционном столе под общим наркозом. А ещё через несколько дней он был той же собакой, которую подобрали на улице. Вот теперь фантастика уступает место реальности.

Новоявленный Шариков  буквально сживает ученого со свету. Профессор в позднем раскаянии сетует на свою ошибку: “Я заботился совсем о другом, о евгенике, об улучшении человеческой породы. И вот на омоложении нарвался". Осознав свою роковую ошибку, профессор Преображенский совершает новую операцию, чтобы освободить человечество от этого кошмара. Он возвращает Шарикова в прежнее состояние.

«Шариковщина» вездесуща  и всепроникающа. В каждом человеке независимо от условий и обстоятельств его рождения и воспитания живет свой Полиграф Полиграфович. Только некоторым удается взять его за горло, уподобившись Борменталю, а иные просто отпускают тварь на свободу и сами не замечают, что сердце, бьющееся в их груди, уже не человеческое, а собачье.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

III. Заключение

В наше время очень остро  стоит вопрос об ответственности  каждого человека за результаты своего труда. Многочисленные безответственные эксперименты над природой привели к катастрофе в экологии. Научные открытия в XX веке позволили создать супероружие, которое не имеет смысла использовать, ибо тогда погибнет вся планета. Результаты социальных экспериментов мы постоянно ощущаем на себе.

В повести «Собачье сердце» экспериментатору удалось повернуть всё вспять. Но сделать это в жизни не так уж и легко. Автор даёт нам наставление, что экспериментаторы должны сначала просчитать свой эксперимент, а затем переносить его в жизнь. В своей повести Булгаков пытался предостеречь людей от подобных экспериментов. События 1917 года представлялись им не иначе, чем эксперимент огромный по масштабам и более чем опасный. Булгаков в «Собачьем сердце» сопоставляет Преображенского и Маркса. Так же как Преображенский, который осуществляет свой невиданный эксперимент. Так же и на основе теорий Маркса в России произошёл невиданный эксперимент, последствия которого мы продолжаем расхлёбывать даже после более чем 80 лет.

А смешение фантастики и  реальности делает это произведение более красочным, более наглядным. Если бы Булгаков не ввёл в рассказ  элементы фантастики, то он бы не смог показать все те перемены и те последствия, которые ожидают Россию в будущем. Фактически, Булгаков предсказал закат коммунизма.

 

 

 

 

 

 

 

Источники:

  • Книга М. А. Булгакова «Собачье сердце»
  • Булгаков Михаил Афанасьевич (www.bulgakov.info)
  • Library.ru (www.library.ru)
  • Энциклопедия великих людей и идей (mycelebrities.ru)

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Фантастика и реальность в книге Булгакова "Собачье сердце"