Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 12:08, реферат
Работа содержит ответы на вопрсоы по дисциплине "Литература"
Фигуры
и тропы как изобразительно-
Стилистические фигуры - это особые синтаксические конструкции, придающие тексту выразительность, служащие для создания художественных образов
1. Антитеза – противопоставление
Ты богат, я очень беден.
2. Оксюморон - соединение противоположных по смыслу слов, раскрывающих противоречивую сущность предмета
живой труп
3. Градация - расположение близких по значению слов в порядке нарастания или ослабления качества.
При одном упоминании об этом Вы должны были пролить ручьи, реки, озёра, океаны слёз! (Ф.Достоевский)
4. Параллелизм - аналогичное построение предложений или их частей
Там - солнца луч и в зной и оливы сень, а здесь - и гром, молнии, и слёзы... (А.Фет)
5. Анафора - одинаковое начало двух или более самостоятельных отрезков речи
Клянусь я первым днём творенья, клянусь его последним днём... (М.Ю. Лермонтов)
6. Эпифора - повтор слов или выражений в конце предложений.
Мне бы хотелось знать, отчего я титулярный советник? Почему именно титулярный советник? (Н.В. Гоголь)
7. Эллипсис – пропуск легко восстанавливаемого по смыслу слова.
Мы встаём - и тотчас на коня, и рысью - по полю при первом свете дня! (А.С. Пушкин)
8. Инверсия - нарушенный порядок слов
Роняет лес багряный свой убор... (А.С. Пушкин)
9. Риторический вопрос или
Кто не проклинал станционных
10. Бессоюзие - намеренный пропуск союзов
Бой барабанный, клики, скрежет, Гром пушек, топот, ржанье, стон... (А.С. Пушкин)
11. Многосоюзие - намеренное повторение союзов
Ох! Лето красное! любил бы я тебя, Когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи... (А.С. Пушкин)
12. Амплификация - накопление синонимов, антитез или других слов по принципу нарастания их значимости …
Я тайный замысел ласкал, терпел, томился и страдал… (М.Ю.Лермонтов)
13. Парцелляция — предложение интонационно делится точкой на самостоятельные отрезки
Он тоже пошёл. В магазин. Купить сигарет. (В. Шукшин)
14. Композиционный стык – повтор слова на стыке предложений
Байкал велик. Велика и его история.
15. Авторский знак - знаки препинания, поставленные часто не столько в соответствии с правилами пунктуации, сколько из-за желания автора что-либо подчеркнуть, интонационно, эмоционально выделить.
16. Плеоназм - Повторение сходных слов и оборотов, нагнетание которых создает тот или иной стилистический эффект.
Друг мой, друг мой, я очень и очень болен
17. Умолчание - Фигура, предоставляющая слушателю самому догадываться и размышлять, о чём пойдёт речь во внезапно прерванном высказывании.
Поедешь скоро ты домой: Смотри ж... Да что? Моей судьбой, Сказать по правде, очень Никто не озабочен.
18. Эллипсис - Фигура поэтического синтаксиса, основанная
на пропуске одного из членов предложения,
легко восстанавливаемого по смыслу
Мы сёла — в пепел, грады — в прах,
В мечи — серпы и плуги. (В. Жуковский).
19. Ряды однородных членов предложения
Когда пустой и слабый человек слышит
лестный отзыв насчёт своих сомнительных
достоинств, он упивается своим тщеславием,
зазнаётся и совсем теряет свою крошечную
способность относиться критически к
своим поступкам и к своей особе.
Лексические приемы- приемы, построенные на оттенках смысла
1. Сниженная лексика – разговорные и просторечные слова, придающие образам сниженный характер
Пёс секунду стоял в
2. Высокая лексика – слова, часто устаревшие, которые придают явлению, которое описывается, торжественность, величие, важность, уважение. Кто он, избранник судьбы?
Композиционные приемы- приемы, построенные на соотношениях между частями произведения и значении частей
1. Антитеза (противопоставление) между частями текста
2.Сравнение частей текста
3. Повтор частей текста
4. Психологический параллелизм – соответствие или несоответствие состояния природы и состояния души.
Тропы - приемы, основанные на переносном значении
1.Сравнение — определение предмета или явления путем сопоставления его с другим предметом или явлением на основе общих признаков.
Сравнение либо просто указывает на сходство (он был похож на ...),
либо выражается с помощью сравнительных союзов: как, точно, словно и т. п.
Отец был похож на грозовую тучу.
Отец был словно грозовая туча.
2.Эпитет — необычное, красочное определение, часто бывает метафорическим.
шёлковые кудри, бродяга-ветер, ты жадно глядишь
3.Метафора— употребление слова в переносном его значении на основе сходства признаков.
Серебро волос
4.Аллегория - иносказательное изображение отвлечённого понятия при помощи конкретного образа.
Правосудие - женщина с завязанными глазами и весами в руках.
Надежда – якорь. Хитрость – лиса.
5.Ирония - скрытая насмешка, употребление слова в обратном, противоположном его значении.
Ну что, умник, натворил дел? А отвечать кто будет за твои подвиги?
6.Гипербола - фантастическое преувеличение чего-либо.
Как рукой ни махнёт - улица, как плечом поведет – переулочек…
7.Литота - противоположность гиперболе: преуменьшение признака явления.
Стань ниже травы, тише воды…
8.Антономасия - замена имени известного лица относящимся к нему названием.
корсиканец - Наполеон. Галилеянин – Иисус.
9.Олицетворение - перенесение свойств одушевлённых предметов на неодушевлённые. Весьма часто олицетворение применяется при изображении природы.
Отдыхала тучка золотая на груди утеса-великана.
10.Художественный образ – картина или явление жизни, изображенные такими, какими видит их автор, поэтому главное в художественном образе - мысли и чувства автора по поводу изображаемого. Часто в создании художественного образа используются несколько изобразительно-выразительных средств. Художественные образы могут находиться в каких-либо отношениях друг с другом: соперничать, противопоставляться, сравниваться, вызывать ассоциации.
11. Символ – условный знак, за которым скрыто несколько значений.
Заря – символ новой жизни, новой эпохи, надежды, возрождения, просвещения.
12. Перифраз- использование описания предмета вместо названия самого предмета.
Синий, синий, ходит он (Днепр) плавным разливом и середь ночи, как середь дня.
13. Метонимия (переименование) (троп)– перенос названия с одного предмета на другой на основании их смежности. Переименование может быть связано с заменой названия произведения именем автора: Читал охотно Апулея, а Цицерона не читал (А. Пушкин); всего явления его частью: Все флаги в гости будут к нам (А. Пушкин); вещи – материалом, из которого она сделана: Не то на серебре – на золоте едал (А. Грибоедов).
Разновидностью метонимии является синекдоха
14. Синекдоха — это стилистический прием, обозначающий употребление слова в переносном значении, когда предмет или группа предметов обозначается через наиболее заметную часть этого предмета (с латыни переводится как "часть взамен целого"): "белый воротничок" - работник умственного труда. Частым случаем употребления синекдоха в русском языке является обозначение целого ряда идентичных предметов этим предметом в единственном числе, например: "Сегодняшний выпускник уже не желает работать только за опыт, он претендует на достойную оплату труда" (имеется в виду не отдельно взятый выпускник, а все выпускники в целом).