Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2011 в 20:38, реферат
Роман имеет очень интересную историю создания. Когда-то в мастерской своего друга, художника Бэзила орда писатель увидел натурщика, что поразило его удивительной красотой. Оскар вскрикнул: «Как жаль, что и ему не избежать старости со всей ее отвратительностью!». И Бэзил сказал, что будет рисовать каждый год новый портрет, чтобы природа оставляла свои неумолимые знаки на полотне, а не на внешности «херувима», которого увидел Уайльд. Такова история создания романа, что сделал имя Оскара Уайльда известным.
ФИЛОСОФСКО-ЭСТЕТИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМАТИКА РОМАНА «ПОРТРЕТ ДОРИАНА ГРЕЯ»
Важнейшим этапом жизни и творчества Оскара Уайльда стал его единственный роман «Портрет Дориана Грея».
Роман имеет очень интересную историю создания. Когда-то в мастерской своего друга, художника Бэзила орда писатель увидел натурщика, что поразило его удивительной красотой. Оскар вскрикнул: «Как жаль, что и ему не избежать старости со всей ее отвратительностью!». И Бэзил сказал, что будет рисовать каждый год новый портрет, чтобы природа оставляла свои неумолимые знаки на полотне, а не на внешности «херувима», которого увидел Уайльд. Такова история создания романа, что сделал имя Оскара Уайльда известным.
Роман, написанный 1891 года, - произведение крайне противоречивое. В нем чувствуется влияние готических романов о человеке, продавшем душу дьяволу за неувядаемую красоту и молодость.
Единственный роман Уайльда - опирается на широкую литературную эрудицию автора. В нем исследователи легко находят общие черты с романтизмом начала ХIХ века, в частности с произведениями Гофмана (например, оригинально развязана тема двойников, существование двух миров: реального и фантастического, мрачная таинственность, как в «Эликсирах Сатаны»), или Шамиссо («Удивительная история Петера Шлемеля» ) и то в творчестве Бальзака, что имело в себе романтическое начало, откликнулось в романе Уайльда. Это прежде всего «Шагренева кожа», с которой у «Портрете Дориана Грея» слишком много перекликов.
Очень близок
роман Уайльда неоромантической
прозе его современников. И здесь
в первую очередь стоит назвать
«Странную историю доктора
3.1. Роман «Портрет Дориана Грея», как воплощение эстетических идей писателя
Нельзя не
сказать об этом романе одновременно
как о гимне эстетизму, так
и о «эстетической антиутопии»
(К. Чуковский «Оскар Уайльд» С. 693).
В этом романе О. Уайльд наиболее полно
выражает основные позиции своей
теории эстетизма. Двадцать пять афоризмов
предисловия в
Мы переходим к анализу первой проблемы романа.
«Художник - тот, кто создает прекрасное - гласит первый из афоризмов. И действительно, художник Бэзил Холлуорд создал прекрасный портрет: «…на мольберте стоял портрет молодого человека необыкновенной красоты», «…художник смотрел на прекрасного юношу, с таким искусством отображенного им на портрете…». Но не этот же портрет - прекрасное творение искусства - создает ужасное чудовище, которым становится Дориан? «…Крик ужаса вырвался у художника, когда он в полумраке увидел жуткое лицо, насмешливо ухмыляющееся ему с полотна. В выражении этого лица было что-то возмущавшее душу, наполнявшее ее омерзением. Силы небесные, да ведь это лицо Дориана!». «Вы же говорили мне, что уничтожили портрет!» - говорит Бэзил за мгновение до своей гибели. «Это неправда. Он уничтожил меня», отвечает Дориан перед тем, как окончательно погубить свою душу, и , вкладывая эти слова в уста своего персонажа, Оскар Уайльд, возможно, сам того не ожидая, опровергает первый свой тезис.
«Те, кто в прекрасном находят дурное, - люди испорченные.… Те, кто способны узреть в прекрасном его высокий смысл, - люди культурные. Они не безнадежны». - Следующий афоризм Уайльда. Но и ему суждено быть опровергнутым на страницах романа. Ни Бэзил, ни более чем проницательный лорд Генри воспринимает только внешнюю красоту Дориана, не видят ужасной души героя. Никто не верит в то, что Дориан способен совершить преступление. Удивительная красота Дориана затмевает глаза и Джеймсу Вэйну, который, желая отомстить за погибшую сестру, так и не смог осуществить свой замысел, просто не поверив, что такой прекрасный юноша мог быть таким жестоким и безжалостным. И он, как Бэзил, расплачивается за свою ошибку жизни.
«Художник - не моралист», утверждает Уайльд, но истинный художник Бэзил - лишь один из героев романа - пытается вернуть Дориана на праведный путь: «Молитесь, Дориан, молитесь!.. будет услышана и молитва раскаяния» - в порыве ужаса говорит он, увидев портрет.
Но противоречит ли финал романа, в котором герой наказан и предстает перед читателями в самом ужасающем виде, высказыванию автора «Художник - не моралист»? Думается, нет. По существу, Уайльд не отрицал нравственного содержания литературы: он выступал лишь против нарочитой назидательности. Тема морали в романе остается открытой. А мы переходим к исследованию проблематики романа.
3.2. Проблема соотношения искусства и действительности
Следующей в
нашей работе мы выделим проблему
соотношения искусства и
Тесную связь с искусством мы можем увидеть уже в имени главного героя: «Дориан» (с англ. «дорический») - искусствоведческий термин, что обозначает древнейшие памятники классической античности.
Тема соотношения
искусства и действительности проходит
через весь роман. Она реализуется
во многих аспектах, основные из которых
соотношение формы и содержания
(здесь мы можем привести пример
самого Дориана Грея - его внешности
и внутреннего мира); вечность и
мгновение прекрасного, искусства,
отношение творца и его творения,
этическое отношение к
Интересно изображена в произведении проблема отношения творца и его творения. По выражению художника Бэзила Холлуорда, «в истории человечества есть только два важных момента. Первый - это появление в искусстве новых способов изображения, другой - появление в нем нового образа» .
Бэзил Холлуорд создал портрет своего друга Дориана Грея, совершенное произведение искусства. И с этого момента портрет и натурщик становятся неделимы (вот, мы видим тесное переплетение искусства и действительности). Сначала Дориан Грей не видит своей красоты, потом появляется лорд Генри. В его словах - гимн красоте, предостережение, что она пройдет. «Вам дана чудесная красота молодости, а молодость - единственное богатство, которое стоит беречь» (2, 23), «Пройдет молодость, а с нею и красота - и вот вам вдруг станет ясно, что время побед прошло» (2, 23).
Когда Дориан смотрит на портрет, в нем просыпается зависть, ведь это красота бессмертна. «Если бы я мог быть вечно молодым, а старел портрет!» (2, 27). Мысль Дориана материализуется. И проходит деление на форму и содержание, что и приведет к гибели Дориана, его падению. Портрет и натурщик (искусство и действительность) меняются местами. Портрет стает содержанием, внутренним, а Дориан - всего лишь совершенной формой, оболочкой.
Интересно проследить
соотношение формы и содержания
среди остальных героев произведения,
об этом мы поговорим далее. Так, для
лорда Генри его душей, сущностью
становится Дориан Грей, а он сам
остается внешней «благопристойной»
оболочкой. Для Дориана Грея его
настоящее «я» вмещено в
Ирина Кузьминчук в статье «Парадоксы Оскара Уайльда» условно делит героев романа на два лагеря: люди, что создают искусство (художники) - Сибилла, Холлуорд; и люди, что воспринимают, размышляют об искусстве (критики) - Дориан и Лорд Генри.
Художник по размышлению автора - это тот, кто создает прекрасное. Критик - тот, кто способен в новой форме или при помощи других способов передать впечатления от прекрасного. Возможно по этому «художники» дружбу, любовь ценят выше за искусство, а «критики» не способны заглянуть за оболочку, отбрасывают настоящее чувства, удовлетворяясь увиденным, - театральным, эстетичным. «На сцене все гораздо реалистичнее, чем жизни» - говорит лорд Генри.
Высшая, как и низшая форма критики, считал автор, - один из видов автобиографии. Изображая биографию Дориана, писатель поднимает вопросы, ответы на которые мы ищем каждый раз, когда открываем роман.
Вогнав нож в изуродованный портрет, Дориан убивает себя. Этим утверждается мысль о вечности прекрасного, вечности искусства (портрет становится таким же, каким его создал Бэзил) [20, 16]. «Войдя в комнату, они увидели великолепный портрет своего хозяина, во всем блеске его дивной молодости и красоты, а на полу с ножом в груди лежал мертвый человек во фраке. Лицо у него было морщинистое, увядшее, отталкивающее. И только по кольцам на руках слуги узнали, кто это» (2, 168).
Смертью своего героя - парадоксально, может, неожиднно для самого себя - Оскар Уайльд вынимает краеугольные камни с фундамента философской доктрины лорда Генри (а их так часто отождествляли!), заставляя искать другие жизненные убеждения, истины [20, 16].
3. 3. Конфликт аскетизма и гедонизма в романе
Итак, мы переходим к следующей нашей проблеме, неразрывно связанной с именем Лорда Генри. Это конфликт аскетизма и гедонизма.
«Портрет Дориана Грея» - полижанровый роман: это и светская повесть, и бытово-реалистический роман, и роман, изображающий жизнь высшего общества (Лорд Генри и Дориан Грей их домашнее, приятельское и клубное окружение) и жизнь лондонской аристократической богемы; философско-алегорический роман-миф - таков, у которому рядом с людьми действуют персонифицированные идеи: Время, Прекрасное (или просто Красота), Судьба (или Фатум), Гений, Наука, Чьи имена Уайльд, согласно средневековой традиции, выводит с большой буквы (Time, Beauty, Fate, Genius, Science). Первое место среди них занимает аллегория Удовольствие (pleasure): обращаясь к своему новому знакомому, Дориана Грея, Лорд Генри философствует: провозглашает проповедь на защиту жизни, юности и физической совершенности человека, которая одновременно является льстивой одой красоте Дориана. «Новый гедонизм - вот что необходимо нашему веку, а вы, Дориан, могли бы стать олицетворенным символом (2,15).
Гедонизм (гр.
- удовольствие) - философско-этическая
теория, разновидность
Основоположник
течения - древнегреческий философ
Аристипп (IV века до Р.Х.), Эпикур (341 - 270
гг. до Р.Х.) и его последователи (Эпикурейцы)
критерием удовольствия считали
отсутствие страданий и беззаботность
- идеальное состояние
Философские гедонизм Эпикурового типа пропагандировал ограничение бытовых потребностей человека, ее рационализм и самоотстранение от общества и его проблем.
Гедонистические мотивы получили широкое распростронение в период Ренессанса. Не обходят их и философы Просвещения - Гоббс, Локк, Гассенди.
Как принцип жизнеутверждения гедонизм протестоит аскетизму (от гр. «аскет - отшельник, чернец) - добровольному ограничению природных чувств человека, желанию чувствовать страдание, физическую боль, одиночеству. Конечная цель аскетизма - достижение свободы от будничных потребностей, средоточие духа, экстаз. Как и в гедонизме, но противоположными ему средствами! [1, 19].
Субъективно
и гедонисты, и аскеты стремятся
к высшему благу, к достижению
истины, к собственному счастью, они
наслаждаются жизнью - каждый по-своему.
И удовольствие каждого из них - желания
гедониста и страдание аскета
- выступают единственно
Информация о работе Философско-эстетическая проблематика романа "Портет Дориана Грея"