Фольклор в творчестве
А.С Пушкина
Народно-поэтическое творчество
во все времена вливалось в русскую литературу,
русские писатели опирались на него, оно
одухотворяло ее, вносило русское национальное
начало, обогащая их художественное творчество
сюжетами и образами, героями из народа
и народно-поэтическими стилистическими
приемами. Литературно-фольклорные связи
основывались на глубоком интересе литературы
к духовному миру народа, к проблеме народности,
освоению фольклорных традиций. Фольклор
является питательной средой литературы,
его живительными истоками. Жанры и фольклорные
сюжеты, выразительно-изобразительные
средства вливаются в русскую литературу
и придают ей национальное своеобразие.
Нет ни одного писателя, который прошел
бы мимо устной народной поэзии, не отразил
бы в своем творчестве фольклорных традиций
и не обратился бы к фольклору.
С особой глубиной народно-поэтические
мотивы отразились в произведениях А.С.
Пушкина. Поэт увлекался народным творчеством.
«Что за прелесть эти сказки! Каждая есть
поэма, – писал он. – Что за роскошь, что
за смысл, какой толк в каждой поговорке
нашей! Что за золото!»
«Пушкин был первым русским
писателем, – отмечал А.М Горький, – который
обратил внимание на народное творчество
и ввел его в литературу. Он украсил народную
песню и сказку блеском своего таланта,
но оставил неизменным их смысл и силу».
Народные элементы естественно
входили в поэзию и прозу Пушкина, поскольку
она сама была народной, глубоко проникающей
в духовный мир. Пушкина пленяло народное
творческое воображение, его фантазия,
художественное образное мышление, стихия
языка. Поэт последовал принципам фольклорной
сказки. Его сказки, сложенные по образцу
народных, удерживали прелесть и свободу
сказочного чуда , народный склад. В сказках
Пушкина, как и в народных, открывался
мир удивительных чудес: возникший на
пустынном острове златоглавый город
«с теремами и церквями», и затейливая
белка, которая «песенки поет, да орешки
все грызет, а орешки не простые, все скорлупки
золотые», и тридцать три богатыря. В них
удивительная Царевна-Лебедь, которая
«днем свет божий затмевает, ночью землю
освещает, месяц под косой блестит, а во
лбу звезда горит». Ее образ соотносится
с фольклорными героинями: «а сама-то величава,
выступает будто пава; а как речь-то говорит,
словно реченька журчит». Фантастические
чудеса народного вымысла идут у Пушкина
от народной сказки. Так, образ кота-баюна
из записанной Пушкиным сказки «Чудесные
дети», представленный сказочной народной
«формулой»: «у моря-лукомория стоит дуб,
а на том дубу золотые цепи, и по тем цепям
ходит кот: вверх идет – сказки сказывает,
вниз идет – песни поет» – входит в поэзию
Пушкина как «кот ученый». Здесь присутствуют
те же художественные поэтические образы,
что и в народной поэзии.
Сам же Пушкин в поэме «Руслан
и Людмила» изображаемый им сказочный
мир характеризует как мир необыкновенный,
фантастический:
«Там чудеса: там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит;
Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей;
Избушка там на курьих ножках
Стоит без окон, без дверей».
В его мире и колдуны, и богатыри,
и царевна, и бурый волк, и ступа с Бабою
Ягой, и царь Кощей. И все эти поэтические
образы сказки исконно русские, национальные.
Поэт подчеркивает: «Там русский дух…
там Русью пахнет!» В этом поэтическая
народность пушкинских строк. Поэма «Руслан
и Людмила» выдержана в народно-сказочных
традициях: сказочный сюжет – похищение
героини, ее поиски героем, преодоление
различных препятствий, народно-традиционные
сказочные чудеса, счастливый конец. Пушкин
опирается на народные былинные традиции.
Действие происходит, как и в былинах,
в древнем Киеве, в гриднице высокой пирует
Владимир - Солнце. Пир изображен также
в былинной манере. Главный герой Руслан
подобен былинным богатырям. Черты его
гиперболизированы и героичны. Он освобождает
Киев от печенегов, с которыми борется
в одиночку. Поразительна и стихия народной
речи, выраженная в пословицах и поговорках:
«Хоть лоб широк, да мозгу мало!
Я еду-еду не свищу,
А как наеду, не спущу!»
Народно-поэтические мотивы
используются Пушкиным и в других его
произведениях. Фольклорные темы, мотивы
и сюжеты выступают как средство характеристики
народной жизни, психологии и эстетических
представлений народа. Народный «разбойничий»
фольклор входит в сюжет повести «Дубровский».
Широко используется народное поэтическое
творчество в «Капитанской дочке» в эпиграфах,
пословицах. При помощи народных пословиц,
песен, сказок создаются характеристики
Пугачева и пугачевцев. О «привычках милой
старины» Пушкин пишет и в романе «Евгений
Онегин», рассказывая о деревенской жизни
семьи Лариных:
«Они хранили в жизни мирной
Привычки милой старины;
У них на масленице жирной
Водились русские блины;
Два раза в год они говели;
Любили круглые качели,
Подблюдны песни, хоровод…».
Поэзия Пушкина вырастает на
родной основе, в этом ее огромная сила,
очарование и непреходящая ценность. Пушкин
смело вводит фольклор в литературу, предопределив
пути дальнейшего его освоения.