Формирование орфографических навыков как психолого - педагогическая проблема

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2013 в 17:35, курсовая работа

Краткое описание

Русский язык – это язык русской народности и русской нации. Он принадлежит к группе восточнославянских языков и выделился в XIV – XV веках вместе с украинским и белорусским языком из общего языка-предка – древнерусского (восточнославянского) языка.
Орфография (от греч. orthos «правильный» и qrapho «пишу») буквально означает «правописание», т.е. правильное, соответствующее нормам письмо. Но значения слов орфография и правописание не совпадают; второе слово имеет более широкое значение, включающее пунктуацию. Русская орфография – это система правил написания слов. Она состоит из пяти основных разделов:
1) передача буквами фонемного состава слов;
2) слитные, раздельные и дефисные (полуслитные ) написания слов и их частей;

Вложенные файлы: 1 файл

1.1.doc

— 154.00 Кб (Скачать файл)

Создавая текст, мы начинаем сознавать орфографическую форму  того или иного слова, когда затрудняемся его написать. При этом сознательно  проконтролировать можно только то, что первоначально формировалось как целенаправленные способы действия с данным материалом. Возможность контролировать как раз и отличает сознательно сформированные операции от операций, возникших путём «прилаживания»  действия к определённым образцам.

Обратимся для  простого доказательства к принципу из другой области. Навык ходьбы осваивают  без каких бы то ни было теоретических  оснований. Но если спортсмен, занимающийся спортивной ходьбой, захочет улучшить свои показания, ему понадобится  тщательно проанализировать все операции, входящие в действие ходьбы. То же следует сказать о методах совершенствования навыков правописания. Нельзя забывать о возможности становления на чувственной, интуитивной основе. В одних и тех же условиях: в одном классе, у одного учителя, при примерно одинаковом уровне развития – дети достигают разных результатов. Разве можно отрицать так называемую природную грамотность некоторых учащихся? Им достаточно однажды увидеть слово написанным или один раз почувствовать его в движении руки (прописать), чтобы никогда не допускать ошибок в этом слове.

Два пути овладения  навыками давно описаны в литературе сторонниками грамматического и  антиграмматического направления  в методике обучения

правописанию. Одним из безусловных достижений педагогической науки является безоговорочное признание положения, согласно которому наилучшие условия для обучения правописанию создаются тогда, когда вначале это действие складывается как полностью осознаваемое. Особая заслуга в обосновании этого положения принадлежит психологам Л.И.Божович, Д.Н.Богоявленскому, С.А. Жуйкову, а также учёным-методистам А.М.Пешковскому, Л.Н.Гвоздеву, С.Н.Рождественскому и другим.

  Под сознательным письмом понимается письмо на основе орфографических правил,  в которых обобщены фонетические, лексические и другие особенности слов. Было доказано, что успешность обучению правописанию зависит от того, насколько своевременно, глубоко и правильно

осознают ученики  особенности слова как языковой единицы.

Однако одна из заслуг К.Д.Ушинского состоит в том, что он разработал теорию орфографических навыков, согласно которой сознательность и автоматизм не противопоставляются, не исключают друг друга, а являются различными стадиями образования навыка. Заметим, что К.Д.Ушинский допускал и возможность обучения орфографии механическим путем, каким обычно усваивали правописание писари, но принципиально он был против такого пути овладения правописанием. [5; 76]

Автоматизация действия, понимаемая как отсутствие преднамеренности и сознательности при его выполнении, не означает невозможности при определённых условиях и в случае необходимости вновь сделать его сознательным. Это положение полностью относится к орфографическому навыку. Орфографические действия  автоматизируются медленно. Время автоматизации зависит от сложности  орфограммы. Автоматизация сознательных действий включает: во-первых, постепенное уменьшение роли осознавания своих действий, во-вторых, свёртывание умственных операций за счёт обосновывающих, а затем и оперативных суждений, в-третьих, объединение о обобщение частных действий в более крупные действия, в-четвертых, усовершенствование приёмов выполнения действий, отбор более рациональных способов решения орфографических задач и в конце концов автоматизирование действий, при котором учащиеся пишут по правилу, не осознавая самого правила, т.е. без всяких рассуждений. [2; 101]

В исследованиях  психологов Д.Н.Богоявленского, Л.М.Божович, Г.Г.Граник и др. раскрывается сам  механизм формирования орфографического навыка как образования временных  связей. Так, при формировании навыков правописания морфем слова эта же цепь ассоциаций имеет в своем составе несколько звеньев: 1)слухо-артикуляционное  восприятие слова или предложения; 2) осмысливание смыслового и грамматических значений, морфемного состава слова; 3) зрительное представление – реакция письма.

Решая вопрос о  работе над формированием у школьников орфографических навыков, учитель  должен, прежде всего, учитывать психологическую  природу орфографического навыка. Как  уже было сказано, навыки – это автоматизированные компоненты сознательной деятельности. При этом нужно учитывать, что слово, «автоматизированный» означает способ  образования навыка как действия, вначале основывающегося на сознательном применении определённых правил и лишь затем в процессе упражнений подвергающегося автоматизации.

Важно еще обратить внимание на следующее обстоятельство: автоматизированный навык позволяет  на каждом шагу, в частности при  затруднениях, вновь становиться  сознательным. Навыки формируются  на базе умений, т.е. умения по мере автоматизации становятся навыками. Умения в свою очередь связаны с усвоение знаний и их применением на письме. [23; 41]

В школе формируются  следующие виды орфографических  умений и навыков: нахождение в слове  орфограмм; написание слов с изученными видами орфограмм, в том числе слов с непроверяемыми написаниями; обоснование орфограмм; нахождение и исправление орфографических ошибок.

Условия, необходимые  для формирования орфографических  навыков, таковы: высокий научный  уровень преподавания орфографии; связь между формированием орфографических навыков и развитием речи; знание орфографических правил; знание схемы применения правил (схемы орфографического разбора) и умение производить орфографический разбор, способствующий применению правил; упражнения, отрабатывающие умения применять орфографическое правило.

Причём следует подчеркнуть, что упражнения и правильно понятая  тренировка – это не повторение одного и того же первично произведённого движения или действия, а повторное  разрешение одной и той же задачи, в процессе которой, первоначальное движение (действие) совершенствуется и качественно видоизменяется. [22; 37]  Как формируются навыки? Как организовать быстрое, безошибочное и прочное овладение учащимися навыками?

Умения и  навыки формируются на основе выполнения определенной системы упражнений, совершенствуются и закрепляются в процессе творческого их применения в изменяющихся ситуациях.

Что же следует  понимать под термином «упражнение»?

В психологии упражнением  называют многократное выполнение определённых действий или видов деятельности, имеющее целью их основание, опирающееся на понимание и сопровождающееся сознательным контролем и корректировкой. В этом определении подчёркивается целенаправленность упражнений, которые осуществляются на основе понимания и тщательно продуманного педагогического руководства.

Стихийное, неуправляемое  повторение действий может не привести к их усовершенствованию или приведёт к механической тренировке в применении действий в стандартных условиях.

Педагогическое  руководство упражнениями учащихся предполагает применение определённой методики занятий и научно обоснованных пособий и руководств для учащихся. Сначала учащиеся неуверенно владеют изучаемыми действиями, при затруднении пытаются  вспомнить соответствующее правило. По мере совершенствования действия потребность в припоминании правила или способа отпадает. Постепенно действия автоматизируются, переходят в навык.  Внимание учащихся при этом переключается на процесс получения необходимого результата и на качество выполнения действия или операции. При этом контроль человека над автоматизированным действием никогда не прекращается. Например, ученик автоматически записывает слова, которые диктует учитель. Ему не приходится вспоминать правила, как писать отдельные

буквы. Но как только в диктанте встречается слово с незнакомой или сложной орфограммой, в процессе письма включается память, мышление и другие психологические процессы.

Осуществляя функцию  «скрытого контроля», сознание как  бы находится всегда в резерве», включаясь тогда, когда выполнение автоматизированных действий наталкивается на какие-то препятствия: кончились чернила в авторучке, неправильно подобрано слово, на бумаге оказался волосок и буква не получилась – во всех этих случаях немедленно включается «главный контролер» – человеческое сознание. Оно осуществляет анализ затруднений и определяет путь преодоления препятствий. В результате такого контроля и устранения затруднения функционирование выработанного навыка продолжается.

Показателями  успешного формирования навыка являются: увеличивающаяся быстрота выполнения отрабатываемых движений; повышение их качества, точности, согласованности; падение физического и нервного напряжения у самого работающего человека.

Нетрудно  вспомнить, что взрослый, обучая ребенка писать, прыгать, играть на рояле, не только показывает ему образец автоматизируемого действия. Учитель объясняет, как его надо воспроизвести, какие ошибки и почему допустил ученик, находит средства побудить ребенка к новой пробе. Давая оценку выполненного действия и приложенного учеником старания, приводит обоснование высказанного им оценочного суждения. Одним словом, в процессе выработки навыка у человека огромную роль играет речь и те меры социального воздействия людей друг на друга, которые связаны с многообразными формами межлюдского общения. Следует особо подчеркнуть важное значение в выработке навыка осознания ребёнком цели автоматизированных действий и его собственное желание овладеть соответствующим навыком. [2; 52]

Следовательно, для того чтобы ученик хорошо овладел орфографией, он должен овладеть общими умениями и навыками, которых достаточно много. Прежде чем проводить работу над формированием орфографического навыка, нужно учитывать психологическую природу этого навыка, и условия его формирования.

 

1.4. ОРФОГРАФИЧЕСКИЙ  НАВЫК И УСЛОВИЯ ЕГО ФОРМИРОВАНИЯ

Как было сказано  ранее, один из путей решения проблемы орфографической грамотности –  это формирование орфографического навыка. Достижение высокого качества орфографических навыков по-прежнему остается одной из наиболее сложных задач начального обучения.

Навыки –  автоматизированные компоненты сознательной деятельности, вырабатывающиеся в процессе ее выполнения. Термин «автоматизированный  следует отличать от термина «автоматический». В отличие от последнего он обозначает способ образования навыка как действия, вначале основывающегося на сознательном применении определенных правил и лишь затем в процессе упражнения подвергающегося автоматизации. Поскольку орфографический навык формируется в деятельности и является результатом многократных действий, в методике обучения орфография уделяет серьезное внимание изучению закономерностей такой деятельности, а также, поскольку путей и средств повышения эффективности обучения орфографии с учетом этих закономерностей.

Формирование  орфографических навыков – сложный  и длительный процесс. Поэтому необходима строгая взаимосвязь между всеми  компонентами, образующими фундамент  любого навыка. Только при этом условии  учащиеся могут использовать теоретические  знания для обоснования написания слова, то есть действовать сознательно. Прежде чем приступить к работе над определенным орфографическим навыком, важно точно установить, какие знания и умения составляют его фундамент, какими частными операциями должен владеть ученик, в какие взаимодействия должные вступать эти частные

операции между  собой. [17; 19]

Основу каждого  орфографического навыка составляют вполне определенные знания и умения. С  учетом характера орфограммы орфографические  навыки можно делить на две группы, предложенные Львовым М.Р.:

1) навыки, формируемые  на фонетико-словообразовательной  основе (правописание корней, приставок,  суффиксов);

2) навыки, формируемые  на морфолого-синтаксической основе (правописания окончаний). Но и  в той и в другой группе, центральное место занимает умение видеть орфограмму, то есть орфографическая зоркость, которая не возможна без понимания сущности орфограммы. Единицей обозначения на письме является не отдельный звук, а ряд позиционно чередующихся звуков – фонема, которая обозначается по своей сильной позиции. В том случае, когда звук в сильной позиции, буква, его обозначающая, орфограммой не является. А когда звук находится в слабой позиции, тогда письменный знак становится орфограммой. Этот признак – незаданность письменного знака произношения – характерен для всех типов орфограмм.

Орфограмма  – это написание, которое не устанавливается  на слух. Орфограмма работает в процессе обучения лишь в том случае, если школьник ее замечает. Целенаправленное обучение обнаруживанию орфограмм  должно начинаться с первого года обучения. Развивающийся речевой слух у младшего школьника способствует возникновению и развитию орфографической зоркости.

Орфографическая зоркость – это выработанная способность  обнаруживать те места в словах, где письменный знак не определяется произношением, то есть умение различать, какой звук в сильной позиции, а какой в слабой и может обозначаться различными буквами при том же звучании. Орфографическая зоркость сформирована, если выработано умение

обнаруживать  звук в слабой позиции. Орфографическая зоркость развивается постепенно. При систематической тренировке зоркость автоматизируется и становится частью орфографического навыка обеспечивая успешное выполнение орфографического действия. Когда пишущий осознает наличие орфограммы в слове, он выполняет орфографическое действие.

Орфографическое действие – это деятельность пишущего, который намеренно обращается к  правилу, так как осознает наличие  орфограммы в слове. П.С. Жедек в  орфографическом действии выделяет две ступени:

1) постановка орфографической задачи (выделение орфограммы);

2) решение орфографической  задачи (выбор письменного знака  в соответствии с правилом).

Орфографическое действие – это сознательное действие, а не навык.

Информация о работе Формирование орфографических навыков как психолого - педагогическая проблема