Функции неполных предложений разных типов в поэме Н.В.Гоголя «Мёртвые души»
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2014 в 20:35, реферат
Краткое описание
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что одним из магистральных направлений современной лингвистики является изучение замкнутых концептуальных систем и особенностей культурно-специфического и индивидуального (писательского) мира, отражённого в упорядоченном наборе языковых средств, которые в систематизированном представлении создают так называемый мир языка писателя.
Содержание
Введение Глава 1. Теоретическая основа исследования Общие понятия о неполном предложении Ситуативно-контекстуальные неполные предложения Эллиптические предложения Диалогические неполные предложения Глава 2. Функции неполных предложений разных типов в поэме Н.В.Гоголя «Мёртвые души» 2.1. О языке Н.В.Гоголя 2.2. Ситуативно-контекстуальные неполные предложения в поэме 2.3. Эллиптические предложения и их функция в поэме 2.4. Диалогические неполные предложения в поэме. Заключение
Функции
неполных предложений разных типов в поэме
Н.В.Гоголя «Мёртвые души»
Содержание
Введение
Глава 1. Теоретическая основа
исследования
Общие понятия о неполном предложении
Ситуативно-контекстуальные
неполные предложения
Эллиптические предложения
Диалогические неполные предложения
Глава 2. Функции неполных
предложений разных типов в поэме
Н.В.Гоголя «Мёртвые души»
2.1. О языке Н.В.Гоголя
2.2. Ситуативно-контекстуальные
неполные предложения в поэме
2.3. Эллиптические предложения
и их функция в поэме
2.4. Диалогические неполные
предложения в поэме.
Заключение
Введение
Актуальность темы исследования
обусловлена тем, что одним из магистральных
направлений современной лингвистики
является изучение замкнутых концептуальных
систем и особенностей культурно-специфического
и индивидуального (писательского) мира,
отражённого в упорядоченном наборе языковых
средств, которые в систематизированном
представлении создают так называемый
мир языка писателя.
В целях исследования характерных
для Н.В.Гоголя приёмов создания языкового
эффекта мы обратились к проблеме употребления
неполных предложений (Л.В.Щерба, О.С.Ахманова,
Артюшков И.В., Лекант П.А. И др.).
Проблема классификации неполных
предложений, их места среди других типов
предложений сохраняет свою дискуссионность
и остроту в отечественной синтаксический
науке. Актуальность данной проблемы
обусловлена также практикой вузовского
и школьного преподавания курса «Русский
язык». Успешное решение этого вопроса
может быть осуществлено лишь путём всестороннего
исследования данных предложений в структурном,
семантическом и коммуникативном аспектах.
Только такое исследование этих предложений
даёт возможность глубокого проникновения
в их лингвистическую сущность.
В нашей курсовой работе будут
рассматриваться разные типы неполных
предложений с точки зрения их функции
в поэме Н.В.Гоголя «Мёртвые души».
Цель данной работы изучить
типы неполных предложений, их семантику
и соотнести это с практикой на примере
поэмы Н.В.Гоголя «Мёртвые души».
Этой цели подчинены следующие
задачи:
- дать обзор теории
вопроса о неполных предложениях;
- определить категорию
и семантику неполных предложений;
- выяснить семантические
разряды неполных предложений
и их роль в поэме Н.В.Гоголя.
Объектом исследования являются
типы неполных предложений.
Предмет исследования – неполные
предложения в поэме Гоголя.
Глава 1. Теоретическая
основа исследования
Общие понятия о неполном
предложении
Неполнота синтаксической конструкции
возникает вследствие того, что предусмотренные
структурой предложения синтаксические
позиции (или хотя бы одна из них) остаются
лексически незамещёнными. Например: Я могу тебе дать
новый учебник по синтаксису. – Спасибо,
я уже купил. В ответной реплике выражение
сказуемого переходным глаголом предполагает
позицию прямого дополнения, однако лексическое
незамещение этой позиции не нарушает
смысловой определённости предложения.
Таким образом, «неполными являются
предложения с лексически незамещёнными
синтаксическими позициями» [Валгина
20036 194].
Неполные предложения не представляют
собой особого структурного типа. По своей
структуре они могут быть двусоставными
и односоставными. Структурный тип неполного
предложения определяется путём сопоставления
с полным вариантом. Например: Вы кто? – Студент.
Ответная реплика представляет собой
двусоставное неполное предложение (Я – студент). Только
что звонили из дома. – Кому? Предложение Кому? односоставное
(неопределённо-личное) неполное (Кому звонили из
лома?).
В истории изучения русского
синтаксиса неполные предложения получали
разную трактовку. Представители логической
школы в грамматике рассматривали в качестве
неполного любое предложение, которое
отклонялось от идеального образца, отражающего
схему суждения. А.А.Шахматов обосновал
существование в русском языке двух самостоятельных
структурных типов предложений: двусоставных
и односоставных [Шахматов 1971: 30-31]. Тем
самым круг неполных предложений был значительно
сужен: односоставные предложения, только
в силу особенностей строения предикативного
минимума (один главный член), не могли
быть признаны неполными.
В то же время, состав синтаксических
конструкций, подводимых под понятие неполных
предложений, был достаточно разнородным.
Это нашло своё отражение в «Грамматике
русского языка» 1954г., где различаются
следующие типы неполных предложений
[Грамматика… 1954: 89-90]:
Неполные предложения, представляющие
собой взаимосвязанные реплики диалога: Ты когда вернёшься
домой? – В шесть часов. В ответной реплике не повторяются
члены предложения, названные собеседником.
Самостоятельно употребляемые
неполные предложения, особенностью структуры
которых является отсутствие сказуемого: Ты это о чём? Специфика этих предложений
заключается в их самостоятельности, смысловой
самодостаточности даже в изоляции от
окружающего контекста или ситуации. В
приведённом примере значение речи поддерживается
наличием в составе предложения подлежащего ты со значением лица и дополнения о чём, обозначающего предмет речи.
Неполные предложения, представляющие
собой устойчивые сочетания: Спокойной ночи!
С праздником! Что нового?
Неполные предложения, входящие
в состав сложных предложений: Я смотрел на него,
а он – на меня. Во второй части сложного предложения
не повторяется сказуемое, названное в
первой части.
Неоднородность синтаксических
явлений, объединённых АГ-54 понятием «неполное
предложение», обусловила то внимание
к ним со стороны исследователей, которое
было проявлено в дальнейшем. Необходимость
дифференцированного подхода к этим синтаксическим
явлениям была подчёркнута В.В.Виноградовым,
который обратил внимание на самостоятельно
употребляемые неполные предложения: У нас праздник. У
них скука. Там столпотворение. Такие
предложения не всегда могут быть грамматически
восполнены без нарушения норм русского
языка: У нас (проходит,
осуществляется) праздник. Там (происходит)
столпотворение. По мнению В.В.Виноградова,
это особые структурные типы предложений,
которые следует изучать не с точки зрения
их неполноты, а со стороны их собственных,
специфических для них структурных свойств
[Грамматика… 1954: 97]. При таком анализе
«при учёте структурно-грамматических
особенностей так называемых неполных
предложений почти каждое из них окажется
полным, т.е. адекватным своему назначению
и соответствующим образом выполняющим
свою коммуникативную функцию» [Грамматика…
1954: 98]
Таким образом, В.В.Виноградов
наметил существенное различие среди
неполных предложений в том широком понимании,
которого придерживается Академическая
грамматика -54.
С одной стороны, речь
идёт о неполных предложениях, опирающихся
на контекст или ситуацию. В современной
учебной литературе принято деление неполных
предложений на контекстуальные и ситуативные
[Валгина 2003: 195-197]. В контекстуальных
неполных предложениях опущенные члены
предложения упомянуты в контексте: Ты прочитал газету?
– Да, прочитал. В ситуативных неполных
предложениях неназванные члены предложения
ясны из ситуации. Например: Идёт! – в ситуации
ожидания автобуса на остановке.
С другой стороны, выделяются
предложения, которые самостоятельно
выражают соответствующее содержание
без обращения к контексту или ситуации: Отец – за ремень.
Дальнейшее изучение этих предложений
со стороны их специфических свойств привело
к выделению эллиптических предложений
– первоначально в составе неполных предложений,
впоследствии – в качестве особого типа
предложений.
Ситуативно-контекстуальные
неполные предложения
Наиболее важной для разграничения
полных и неполных предложений «является
структурно-семантическая классификация,
в соответствии с которой к неполным предложениям
относятся структурно и семантически
неполные предложения» [Совр.рус.яз. 2001:
369]. Причём основным признаком неполных
предложений признаётся их структурная
неполнота. Семантическая полнота / неполнота
выступает как уточняющая и дополняющая
структурные показатели.
При разграничении и описании
полных и неполных предложений обычно
рассматриваются структурно и семантически
неполные предложения, смысловая достаточность
которых обусловлена ситуацией и контекстом.
По условиям и форме устной
и письменной речи неполные предложения
делятся на ситуативные и контекстуальные.
В ситуативно неполных предложениях
недостающие члены подсказываются
обстановкой, ситуацией, жестом, мимикой
и т.д. Например, предложение Идёт! дополняется
деятелем-подлежащим (преподаватель, поезд,
автобус, дождь и т.д.). Учёт речевой
ситуации имеет первостепенное значение
при изучении устной речи. Например: - Как мил! – сказала
графиня Марья, глядя на ребёнка и играя
с ним. (Л.Толстой); Только тут он понял,
что не угадал погоду и дождь мочил
его сено. – Испортит
сено, - сказал он (Л.Толстой); Наконец акация качнулась
и стала медленно крениться в сторону
Неботова. – Падает, падает!
– кричали дети и от удивления даже присели
(М.Колосов).
Неполные предложения ситуативного
характера предполагают наличие в сознании
говорящего опущенного члена в его лексической
конкретности или возможность лексического
выражения опущенного члена предложения.
Контекстуально неполные предложения
характерны для письменной речи. Пропущенный
член назван в контексте.
Деление предложений на ситуативные
и контекстуальные в известной мере условно,
так как в письменной речи ситуативные
предложения приобретают некоторые свойства
контекстуальных, ибо ситуация речи описывается,
получает словесное выражение, а предмет
речи (мысли) называется в контексте. Поэтому
словом «контекст» («конситуация») нередко
обозначают и ситуацию речи.
Обычно наличие контекста облегчает
квалификацию структурно-семантического
типа неполного предложения: Что вы больше
всего любите? Книги? Приключения? Животных? Спорт?
(однословные вопросительные предложения
– двусоставные неполные); Но разве можно заставить
замолчать песню? Певца – можно, а песню – никогда
(в ответе – неполные односоставные предложения)
[Совр.рус.яз. 2001: 370].
Надо иметь в виду, что контекст
не всегда позволяет чётко квалифицировать
неполные предложения, так как не всегда
ясно, какой тип предложений они представляют.
Например:
Последняя реплика может быть
включена в следующие предложения: Я уезжаю учиться
на курсы при Академии связи; Уезжаю учиться…;
Отзывают учиться… «Домысливание»
опущенных членов не даёт однозначного
ответа. «Очевидно, что в таких случаях
не следует категорично определять тип
неполного предложения по строению предикативной
основы» [Совр.рус.яз. 2001: 370].
И.А.Попова подразделяет
неполные предложения на такие простые,
в которых не повторяется подлежащее,
сказуемое, дополнение, обстоятельство
и определение. Кроме того, «предложения,
входящие в состав сложного как его
части, уже не являются самостоятельными
сообщениями и называются «предложениями»
только условно» [Попова 1988: 323]. Самыми
характерными для сочинённых и бессоюзных
предложений является неповторение
одинакового сказуемого и одинаковых
членов его группы. Например: Вася пошёл к себе
на стройку, Наташа в университетский городок. На балконах
лежали пациенты, кое-кто уже в мешках не, а под одеялами. Он
был взрослым, она – девчонкой.
В сложноподчинённом предложении
составляющие его части ещё в меньшей
мере являются отдельными полноценными
предложениями, поэтому неповторение
в них тех членов, которые заключены в
других частях или роль которых выполняют
они сами, является нормой и для сложноподчинённого
предложения и не создаёт неполноты его
в целом; можно говорить лишь о неполноте
состава его частей. Поэтому сложное предложение,
у которого в роли главного или второстепенного
члена выступает целое предложение, является
в целом полным предложением.
Эллиптические предложения
Эллиптическими предложениями
называют предложения с отсутствующим
глагольным сказуемым, не являющимся необходимым
для передачи сообщения, задача которого
– не изображение самого процесса
действия, способа его протекания и т.д.,
а сообщение о цели, месте, времени, способе,
обстоятельствах, задаче и т.п., характеризующих
действие или состояние подлежащего, об
объектах, на которые его деятельность
направлена и т.п. Например: Татьяна в лес; медведь
за нею; снег рыхлый по колено её. Отсутствующий
член не нужен, не «восстанавливается»
из контекста, ясного и без него, поскольку
полнота высказывания достаточно выражена
собственными лексико-грамматическими
средствами данного предложения.
Предложения эллиптической
структуры представляют собой особый
тип «неполных по составу» предложений,
поскольку отсутствие в них глагола-сказуемого
является в них нормой: любое «пополнение»
изменит их структурно-функциональный
тип, т.е. заменит их предложением другой
структуры. Кроме того, эти предложения
как единица сообщения являются самостоятельными
и вне контекста, не нуждаются ни в контексте,
ни в ситуации как для передачи своего
основного содержания, так и для «восстановления»
не названных в нём, но возможных, предполагаемых
в параллельных соотносительных структурах
членов предложения. Представления о действиях-состояниях
выражаются в этих случаях всей эллиптической
конструкцией. Например: Молчалин на лошадь
садился: ногу в стремя, а лошадь
на дыбы. Он об землю – и прямо в темя.
Вошёл: и пробка в потолок.