Хикаят. Жанровые особенности. Хикаят в современной литературе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 16:16, доклад

Краткое описание

Основным и наиболее популярным жанром нефункциональной сферы были волшебно-авантюрные повести (хикаяты). Их главным героем в основном был принц, наделенный богатырскими качествами, необыкновенной физической силой, героическим характером, умом, преданностью сюзерену, красивой наружностью и куртуазным поведением. Главный герой идеализировался по сравнению с другими персонажами произведения, что одновременно привносило в повествование дидактический элемент. Хикаяты существовали, сохраняя свои жанровые особенности, с XVI до конца XIX вв.

Вложенные файлы: 1 файл

реферат по хикаяту.docx

— 30.22 Кб (Скачать файл)

Дастан С. Сараи «Сухайль и Гульдурсун», хикаяты из «Нахдж аль-фарадис» и «Гулистан бит-тюрки».

 

"БАХТИЯРНАМЕ" ("Бэхтиэрнамэ"), средневековый лит. памятник. Осн. мотивы "Б." восходят к культуре Древнего Востока: его сюжеты бытовали в араб. и персидской лит-рах еще в 10 в. Известны прозаические и поэтические варианты. Композиционно "Б." делится на введение, осн. ч., состоящую из 10 глав-хикаятов, и заключение. Центр. герой - Бахтияр, в младенчестве потерявший родителей и воспитанный неким Фархисарваром, повзрослев, стал служить у падишаха Азатбахита и по ложному обвинению был приговорен к смертной казни. Благодаря своим поучительным хикаятам, Бахтияру удается отодвинуть казнь на 10 дней; в последующем падишах, узнав в нем потерянного сына, возводит его на трон.

Мотивы  и традиции "Б." продолжили в  своих произв. баш. поэты А.Каргалы и Х.Салихов; композиционную схожесть с ним имеют эпос "Алдар и Зухра" и др. произв. баш. фольклора.

 

ХИКАЯТ (хикэйэт), лит. жанр. Прозаич. или поэтич. произв., в основе к-рого лежит легенда или ист. факт. Возник и бытует в лит-рах народов Востока, в т. ч. в баш. лит-ре. В баш. фольклористике Х. - разновидность эпоса. В ср.-век. баш. лит-ре известен Х. крупного эпич. плана - "Бахтиярнаме". В тот же период были созданы Х. легендарного и сказочного сюжета "Маджмуг аль-хикаят", "Рисалаи хикаят". В 18-19 вв. появились притчеобразные Х. В совр. баш. лит-ре Х. получил полулегендарный романтич. оттенок. Образцами Х. являются "Сказка о нефти" ("Нефть тураhында экиэт", 1932) Д.Юлтыя, "Инсебикэ-таш" (1943), "Митрошкин камень" (1943) Г.Гумера. В жанре Х. написаны также "Улыбка" ("Йылмайыу", 1960), "Тайна" ("Сер", 1962) М.Карима, "Мост Салавата" ("Салауат кyпере", 1963), "Родословная" ("Шэжэрэ", 1969) А.Вахитова, "Мастер и подмастерье" ("hэнэрсе менэн эйрэнсек", 1981), "Любовь и ненависть" ("Мэхэббэт hэм нэфрэт", 1981) З.Биишевой.

В хикаяте З. Биишевой «Мастер и подмастерье» образ дервиша, с которым сравнивают талантливого создателя кувшинов, служит литературной деталью для более полного и глубокого раскрытия характера главного героя. Эта деталь символизирует преданность Мастера своему делу, самоотверженность, стремление к высоким идеалам. Но каждый из них раб своего дела. Если у дервиша объектом поклонения является мир божественности, то у Мастера – это мир искусства, творчества, который приносит радость людям.

 


Информация о работе Хикаят. Жанровые особенности. Хикаят в современной литературе