Христианские мотивы в ранней лирике Сергея Есенина

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 14:25, творческая работа

Краткое описание

Сергей Александрович Есенин… «…наследник Пушкина наших дней», – так отзывался о великом русском поэте XX века в своих воспоминаниях «Петербургские зимы» поэт Г.В. Иванов, – значение Есенина именно в том, что он оказался как раз на уровне сознания русского народа «страшных лет России», совпал с ним до конца, стал синонимом и ее падения, и ее стремления возродиться. В этом «пушкинская» незаменимость Есенина, превращающая и его грешную жизнь, и несовершенные стихи в источник света и добра».

Вложенные файлы: 1 файл

альманах (статья).doc

— 57.00 Кб (Скачать файл)

     В православной теме С. Есенин – лирик  и импрессионист. В религиозной  образности его стихов нет книжной  культуры, которая была характерна, например, для поэзии Н. Клюева, ее содержание – не канон, а эмоция. Так, в «Пасхальном благовесте» главное –  не обряд, а ликование души лирического героя. В написанном в жанре псалма стихотворении «Не ветры осыпают пущи...» доминирует чувственное начало, откровение поэта о своей любви к «возлюбленной Мати с Пречистым Сыном на руках».

     Христианство  в ранней лирике Есенина носит  народный характер. Традиции идут скорее не от Библии, и не от книжной культуры Православия, а от православия народного. Поэт представляет себе Русь только христианской, этот мотив получает развитие, например, в стихотворении «Запели тесаные дроги» (1916): 

                                        И не отдам я эти цепи,

                                        И не расстанусь с долгим  сном,

                                        Когда звенят родные степи

                                        Молитвословным ковылем. 

      Дроги – это удлиненная повозка без  кузова. Именно на ней герой проезжает  по родным местам, замечая вокруг на первый взгляд неприметные, но удивительные вещи: равнины, кусты, поле, реки, которые гармонично сливаются с часовнями и придорожными поминальными крестами. Родная земля – это, прежде всего, православная земля. И разорвать эти два понятия Есенин не может, ведь вся его душа устремлена к Богу и бескрайним просторам русского края.  
 

     Самые ранние стихотворения Есенина созданы  по впечатлениям детства и обозначены 1910 годом. В последующие годы поэт испытывал различные влияния. В  его поэзии, однако, устойчиво звучали  мелодии родного края, обретая  более или менее определенную форму поэтического выражения. Поэтому дореволюционное творчество поэта выделяют в особый период с обозначением – ранний, ознаменовавшийся выходом в свет первых сборников стихотворений «Радуница» и «Голубень».

     Мотивы  лирики С. Есенина начала 1910-х годов – жертвенная миссия поэта, одухотворенная природа, религиозное послушание, странничество, богоизбранность русского крестьянина, чувственная и плотская любовь.

     Корни есенинской поэзии глубоко и прочно вросли в национальную почву и  на протяжении всех творческих лет щедро питали его поэзию соками родной земли. Именно в поэтике дореволюционного Есенина – наиярчайшее выражение его нерасторжимой связи с национальной поэтической культурой в ее устно-народной и классической форме.1

     Православные  мотивы, то восходящие к народному творчеству, то подсказанные впечатлениями современности, воплотились в есенинской поэзии дореволюционных лет с невиданной полнотой. В свою очередь церковная лексика «проникала» в этот художественный мир как необходимое, связанное с его сутью и смыслом, изобразительное средство. Но и там, где их не было, стихи Есенина сохраняли порой почти молитвенную, благоговейную чистоту. Они звучали как подлинная песня любви, возвышенной и просветленной. Образы России в начальных его стихотворениях и поэмах прикасались не раз к самой сердцевине национального пути. Предчувствие особой, скорбной и радостной, судьбы Отечества, где Христос, Его любовь, Его страдания служат прообразом жизни каждого человека и всего народа, где только во Христе возможно обретение вечного блага, слышалось во многих стихах русского поэта. Великая   тайна   русской   печали,   русского   счастья,   русского  торжества,

отраженная  в тихом ли пейзаже, скромных селениях, обретала у Есенина подлинную  силу лирического прозрения.2

     В данном поэтическом сборнике собраны стихотворения Сергея Есенина, которые составили основу первых его поэтических опытов. Они лишены дурных влияний и в них заметно стремление поэта следовать глубинным традициям русского национального поэтического творчества. В этих стихотворениях четко выражена тяга поэта к темам, близким и дорогим русскому читателю.

Информация о работе Христианские мотивы в ранней лирике Сергея Есенина