Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2014 в 22:00, доклад
Детская книга рассматривается как средство умственного, нравственного и эстетического воспитания. Детский поэт И. Токмакова называет детскую литературу первоосновой воспитания. По словам В. А. Сухомлинского, «чтение книг – тропинка, по которой умелый, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка». Художественная литература формирует нравственные чувства и оценки, нормы нравственного поведения, воспитывает эстетическое восприятие. Произведения литературы способствуют развитию речи, дают образцы русского литературного языка. Е. А. Флерина отмечала, что литературное произведение дает готовые языковые формы, словесные характеристики образа, определения, которыми оперирует ребенок.
Художественная лит-ра как средство развития речи дошкольника
Детская книга рассматривается
как средство умственного, нравственного
и эстетического воспитания. Детский
поэт И. Токмакова называет детскую литературу
первоосновой воспитания. По словам В.
А. Сухомлинского, «чтение книг – тропинка,
по которой умелый, умный, думающий воспитатель
находит путь к сердцу ребенка». Художественная
литература формирует нравственные
чувства и оценки, нормы нравственного
поведения, воспитывает эстетическое
восприятие. Произведения литературы
способствуют развитию речи, дают образцы
русского литературного языка. Е. А. Флерина
отмечала, что литературное произведение
дает готовые языковые формы, словесные
характеристики образа, определения, которыми
оперирует ребенок. Средствами художественного
словаеще до школы, до усвоения грамматических
правил маленький ребенок практически
осваивает грамматические нормы языка
в единстве с его лексикой. Н.С.Карпинская
также считала, что художественная книга
дает прекрасные образцы литературного
языка. В рассказах дети
познают лаконизм и точность языка; в стихах – музыкальность,
напевность, ритмичность русской речи; в сказках – меткость,
выразительность. Из книги ребенок узнает
много новых слов, образных выражений,
его речь обогащается эмоциональной и
поэтической лексикой. Литература помогает
детям излагать свое отношение к прослушанному,
используя сравнения, метафоры, эпитеты
и другие средства образной выразительности.
При ознакомлении с книгой отчетливо выступает
связь речевого и эстетического развития,
язык усваивается в его эстетической функции.
Владение языковыми изобразительно-выразительными
средствами служит развитию художественного
восприятия литературных произведений.
На важность приобщения детей к красоте
родного слова, развития культуры речи
указывали педагоги, психологи, лингвисты
(К.Д. Ушинский, Е.И. Тихеева, Е.А. Флерина,
Л.С. Выготский, СЛ. Рубинштейн, А.В. Запорожец,
А.А. Леонтьев, Ф.А. Сохин, А.М. Шахнарович,
Л.И. Айдарова и др.)Художественная литература
сопровождает человека с первых лет его
жизни. Литературное произведение выступает
перед ребенком в единстве содержания
и художественной формы. В старшем дошкольном
возрасте дошкольники способны понимать
идею, содержание и выразительные средства
языка, осознавать прекрасное значение
слов и словосочетаний. Все последующее
знакомство с огромным литературным наследием
будет опираться на фундамент, который
мы закладываем в дошкольном детстве.
Основная задача воспитателя –
привить детям любовь к художественному
слову, уважение к книге. На основе анализа
литературного произведения в единстве
его содержания и художественной формы,
а также в активном освоении средств художественной
выразительности дети овладевают способностью
передавать в образном слове определенное
содержание. Культура речи – явление многоаспектное
, главным ее результатом считается умение
говорить в соответствии с нормами литературного
языка; это понятие включает в себя все
элементы, способствующие точной, ясной
и эмоциональной передаче мыслей и чувств
в процессе общения. Правильность и коммуникативная
целесообразность речи считаются основными
ступенями овладения литературным языком.
Развитие образной речи необходимо рассматривать
в нескольких направлениях: как работу
над овладением детьми всеми сторонами
речи (фонетической, лексической, грамматической),
восприятием разнообразных жанров литературных
и фольклорных произведений и как формирование
языкового оформления самостоятельного
связного высказывания. Произведения
художественной литературы и устного
народного творчества, в том числе и малые
литературные формы (пословицы, поговорки,
фразеологизмы, загадки, скороговорки),
являются важнейшими источниками развития
выразительности детской речи. Показателем
богатства речи является не только достаточный
объем активного словаря, но и разнообразие
используемых словосочетаний, синтаксических
конструкций, а также звуковое (выразительное)
оформление связного высказывания. В связи
с этим и прослеживается связь каждой
речевой задачи с развитием образности
речи. Воспитательная функция литературы
осуществляется особым, присущим лишь
искусству способом – силой воздействия
художественного образа. Чтобы полностью
реализовать воспитательные возможности
литературы, необходимо знать психологические
особенности восприятия и понимания этого
вида искусства дошкольниками.
Интерес к книге у ребенка появляется
рано. Вначале ему интересно перелистывать
странички, слушать чтение взрослого,
рассматривать иллюстрации. С появлением
интереса к картинке начинает возникать
интерес к тексту. Как показывают исследования,
при соответствующей работе уже на третьем
году жизни ребенка можно вызвать у него
интерес к судьбе героя повествования,
заставить малыша следить за ходом события
и переживать новые для него чувства. Ребенок
ставит себя на место героя, мысленно действует,
борется с его врагами. На спектаклях кукольного
театра дети иногда вмешиваются в события,
пытаются помочь герою, хором подсказывают
персонажам, чего делать не надо. Е. А. Флерина
отмечала и такую особенность, как наивность
детского восприятия: дети не любят плохого
конца, герой должен быть удачлив (малыши
не хотят, чтобы даже глупого мышонка съела
кошка).Для детей младшего
дошкольного возраста характерны:
зависимость понимания текста от личного
опыта ребенка; установление легко осознаваемых
связей, когда события следуют друг за
другом; в центре внимания главный персонаж,
дети чаще всего не понимают его переживаний
и мотивов поступков; эмоциональное отношение
к героям ярко окрашено; наблюдается тяга
к ритмически организованному складу
речи.
В среднем дошкольном возрасте происходят
некоторые изменения в понимании и осмыслении
текста, что связано с расширением жизненного
и литературного опыта ребенка. Дети устанавливают
простые причинные связи в сюжете, в целом
правильно оценивают поступки персонажей. На пятом году появляется
реакция на слово, интерес к нему, стремление
неоднократно воспроизводить его, обыгрывать,
осмысливать.В старшем дошкольном
возрасте дети начинают осознавать
события, которых не было в их личном опыте,
их интересуют не только поступки героя,
но и мотивы поступков, переживания, чувства.
Они способны иногда улавливать подтекст.
Эмоциональное отношение к героям возникает
на основе осмысления ребенком всей коллизии
произведения и учета всех характеристик
героя. У детей формируется умение воспринимать
текст в единстве содержания и формы. Усложняется
понимание литературного героя, осознаются
некоторые особенности формы произведения
(устойчивые обороты в сказке, ритм, рифма).
Posted in Шпаргалки | Tagged Методика Развития Речи
29.
Развитие словаря детей в
Posted on November 25, 2011 by Elena.Violet
Словарная работа – целенаправленная деятельность
педагога направленная на обогащение
и активизацию словаря детей и на его использование
детьми в различных ситуациях общения.
Развитие словаря – это
длительный процесс овладения ребенка
словарным запасом родного языка. Это
подразумевает как накопление словесных
знаков, освоение внешней и внутренней
стороны, так и их свободное использование
в речи.
Слово – основная лексическая
единица, имеющая внешнюю (звучание) и
внутреннюю (содержание) сторону.
Содержание слова осваивается
ребенком в логике 4 этапов:
- слово-образ – недифференцированное
представление о каком-либо предмете;
- слово-представление – дифференцированное,
отчетливое представление о совокупности
свойств и качеств;
- слово-понятие – обобщенное представление,
складывающееся на основе выявления существенных
признаков для объединения предметов,
объектов в определенную группу – вид,
род, подрод;
- слово-смысл – представление о возможных
переносах значения одного слова на другое.
Задачи
1. Обогащение словаря (пассивный)
за счет разных частей речи (существ., глаголов,
местоимений, прил., наречий, числительных,
причастий…).
2. Активизация словаря
(активный) за счет разных частей речи.
3. Освоение понятийной
стороны слова (освоение видового понятия,
родового понятия, дифференциация родовых
понятий)
4. Развитие лексической
выразительности (освоение эпитета, сравнения,
метафоры, многозначности слова и образных
фразеологических оборотов).
Система словарной работы
по 4 направлениям
1. Расширение словаря ребенка
на основе ознакомления с. кругом предметов
и явлений.
2. Введение слов, обозначающих
качества, свойства, отношения, на основе
углубления знаний о предметах и явлениях
3. Введение слов – элементарных
понятий, на основе различения и обобщения
предметов по существенным признакам.
4. Освоение переносного
значения слова.
Сравнительная характеристика
дидактических игр и
Критерии сравнения |
Дидактические игры |
Лексические упр. |
Цель |
Активизация словаря | |
Задачи |
Развитие познавательных умений,умение анализировать, сравнивать |
Закрепление представлений |
Правила |
Определяются видом игры( |
Отвечай быстро,отвечай по очереди |
Способы оценки результатов |
Достижение результата, качество результата, соблюдение правил |
Точность |
Уровень самостоятельности детей |
Самостоятельная образовательная ситуация, отводится специальное время, самостоятельная деятельность |
Включено в образовательную ситуацию(в пр-с наблюдения, свободная минутка, пауза в режимных моментах), совместная деятельность |
Развивающий эффект |
Результат выше, т.к. решается большее количество задач |
|
Наглядность |
Есть наглядность |
На вербальной основе |
В зависимости от материала
дидактические игры можно разделить
на три вида:игры с предметами (игрушками,
природным материалом и пр.),настольные печатные
игры и словесные игры.
Игра-ведущий вид деятельности в дошкольном
возрасте(деятельность ведущая за собой
развитие, ребёнок постигает всё через
игровую деятельность)
Posted in Шпаргалки | Tagged Методика Развития Речи
28. Теория и методика словарной работы в процессе обобщения знаний детей о предметах и объектах
Posted on November 25, 2011 by Elena.Violet
Словарная работа – целенаправленная деятельность
педагога направленная на обогащение
и активизацию словаря детей и на его использование
детьми в различных ситуациях общения.
Развитие словаря – это
длительный процесс овладения ребенком
словарным запасом родного языка. Это
подразумевает как накопление словесных
знаков, освоение внешней и внутренней
стороны, так и их свободное использование
в речи. Это внутренний психический процесс,
опосредованный множеством факторов,
одним из которых является словарная работа,
как целенаправленная деятельность.
Слово – основная лексическая
единица, имеющая внешнюю (звучание) и
внутреннюю (содержание) сторону.
Реализация программы по словарной
работе осуществляется через систему
соответствующих занятий : формирование
родового обобщения; дифференциация близких
родов; выявление подродовых понятий,
дидактические игры (4-лишний, лото, найди
пару, из чего сделано, чудесный мешочек,
летает-не летает), лексические упражнения:
опиши не называя, назови одним словом.
Эта система занятий, решающих задачи
словарной работы в процессе обобщений,
формирования понятий.
Во всех этих видах занятий развитие словаря
осуществляется в тесной связи с развитием
познавательной деятельности. Отсюда
вытекают общие требования к
организации и методике проведения занятий:
1. Единство развития словаря
с развитием познавательных процессов
(восприятия, представления, мышления).
2. Целенаправленная организация
речевой и познавательной активности
детей в процессе занятия.
3. Наличие наглядности
как основы для организации речевой и
познавательной активности.
4. Единство реализации
всех задач словарной работы на каждом
занятии.
содержание реализуется через все три
разновидности занятий.
Дети дошкольного возраста осваивают
лишь те понятия, существенные признаки
которых достаточно ярко выражены и доступны
для наглядно-действенного и наглядно-образного
способа мышления.
В программу в детском саду включено требование
формировать видовые и родовые
обобщения, существенными признаками
для видовых обобщений часто могут быть
внешние особенности предметов: части,
форма, величина и т. п. Например, кресло
от стула отличается наличием подлокотников;
Для родовых понятий существенными могут
быть как внешние, так и внутренние, более
скрытые признаки или группы их (назначение,
функция).
В процессе формирования видовых и родовых
понятий осуществляется введение слов,
точно обозначающих виды и группы предметов
Занятия по формированию видовых понятий
проводятся главным образом с детьми четвертого
года жизни. В их методике учитывается
следующее:
1. Занятие строится на наглядном
материале. Наборы предметов должны включать
предметы одного вида, различающиеся по
несущественным признакам, и предметы
близких видов, например: чашки, различные
по цвету, форме, величине, а также стакан,
бокал и т.п., от которых дети должны отличать
чашки.
2. Ребенок ставится перед
необходимостью выбора предмета из группы
сходных. Он должен мотивировать свое
решение, выделив признак, положенный
в основу выбора.
3. Необходимость выбора
должна быть понятна ребенку. В связи с
этим задача выбора включается в интересную
для ребенка деятельность, чаще всего
игровую. Для занятий такого рода могут
быть использованы игры-занятия с куклой.
Методика занятий, посвященных формированию
родовых обобщений и соответствующего
словаря, также направлена на выделение
из группы признаков существенных. Такое
занятие будет иметь особую структуру.
Первая часть выделение
всего набора уже известных детям по предыдущим
занятиям признаков предметов, отобранных
для занятия.
Вторая часть отделить
существенные для обобщения признаки
от несущественных, обобщить группу предметов
по существенным признакам и ввести слово,
обозначающее эту группу (работа над понятием).
Третья часть упражнение
детей в подведении видов предметов под
понятие на основе учета существенных
признаков.
На занятиях, посвященных закреплению
понятий и соответствующих слов, первая
часть может быть опущена. Работа проводится
сразу с двумя ранее сформированными понятиями
(например, овощи и фрукты, одежда, обувь,
мебель, посуда и.т.п.). Здесь используются
не только картинки, но и словесные игровые
упражнения по типу “летает – не летает”.
Дальнейшая работа над понятием идет по
линии их дифференцировки, расчленения.
Например, понятие “транспорт” дифференцируется,
и на этой основе водятся новые слова:
транспорт – воздушный, водный, наземный,
подземный; одежда – чайная, столовая,
кухонная и т.п. Это содержание реализуется
на специальных занятиях, но главным и
здесь будет выделение существенного
признака и подведение под понятие. Таким
образом, в процессе выше рассмотренных
занятий формируется понятийный характер
слова у дошкольников, развивается их
мышление.
Закрепление и активизация словаря организуются
в процессе специальных занятий, дидактических
игр и повседневного общения.
Особое место занимают занятия
по обучению отгадыванию загадок.
Особая ценность этих занятий для решения
задач словарной работы заключается не
только в том, что на них осуществляется
закрепление знаний об особенностях предметов
и соответствующего словаря, но и в том,
что они помогают ребенку проникнуть в
образный строй русской речи.Занятия с
загадками вводятся после ознакомления
детей с особенностями предметов.
Необходимо чтобы загадки были доступны
по содержанию, т.е. загадывались о знакомых
предметах, характерные особенности которых
хорошо известны. Наиболее доступными
по форме являются загадки двух видов:
построенные как прямое описание характерных
особенностей предмета без его называния
(например, «Зимой и летом одним цветом»)
и так называемые метафорические, когда
описание характерных особенностей одного
предмета дается через другой предмет
(например, загадки о еже: «Под соснами,
под елками бежит подушка с иголками») и
т.п.
Самостоятельное использование разнообразного
словаря, полученного на занятиях и в дидактических
играх, осуществляется в бытовом общении
дошкольников. Роль воспитателя здесь
заключается в организации содержательного
общения, во внимании к речи детей, к ее
словарному составу, к тому, чтобы ребенок
использовал все богатство накопленного
словаря.
Рассмотренный выше порядок работы по
формированию словаря у детей в процессе
ознакомления с предметами реализует
программные требования и предполагает
единство умственного и речевого развития
ребенка-дошкольника.
Posted in Шпаргалки | Tagged Методика Развития Речи
27. Теория и методика словарной работы в процессе углубления знаний о предметах и объектах
Posted on November 24, 2011 by Elena.Violet
Словарная работа – целенаправленная деятельность
педагога направленная на обогащение
и активизацию словаря детей и на его использование
детьми в различных ситуациях общения.
Развитие словаря – это
длительный процесс овладения ребенком
словарным запасом родного языка. Это
подразумевает как накопление словесных
знаков, освоение внешней и внутренней
стороны, так и их свободное использование
в речи. Это внутренний психический процесс,
опосредованный множеством факторов,
одним из которых является словарная работа,
как целенаправленная деятельность.
Слово – основная лексическая
единица, имеющая внешнюю (звучание) и
внутреннюю (содержание) сторону.
Реализация программы по
словарной работе осуществляется через
систему соответствующих занятий. Занятия-осмотры;
ознакомление с качествами и свойствами
(предметов и материалов детское экспериментирование);
сравнение предметов; занятия с загадками,
дидактические игры (лото, домино с картинками,
«из чего сделано», «магазин игрушек, посуды,
одежды…» , «чудесный мешочек», лексические
упражнения: скажи ласково, каким может
быть…заяц, подбор действий к предметам(кто,
что может прыгать…)
Эта система занятий, в которых словарная
работа осуществляется в процессе углубления
знаний детей об окружающих предметах
и явлениях (ознакомление с качествами,
свойствами, особенностями),
Во всех этих видах занятий развитие словаря
осуществляется в тесной связи с развитием
познавательной деятельности. Отсюда
вытекают общие требования к
организации и методике проведения занятий:
1. Единство развития словаря
с развитием познавательных процессов
(восприятия, представления, мышления).
2. Целенаправленная организация
речевой и познавательной активности
детей в процессе занятия.
3. Наличие наглядности
как основы для организации речевой и
познавательной активности.
4. Единство реализации
всех задач словарной работы на каждом
занятии.
содержание реализуется через все три
разновидности занятий.
Впервые разработанные Е.И. Тихеевой так
называемые занятия-осмотрыпред
В основу методики занятий-осмотров положена
организация активных действий детей,
направленных на вычленение частей у предмета,
их назначения и использования.
Эта активная познавательная деятельность
позволяет сделать знания о предмете значимыми
для ребенка и обеспечивает точное соотнесение
слова к части предмета, к его детали.
Введение слов, обозначающих качества,
свойства, отношения, на основе углубления
знаний о предметах и явлениях. Другой
разновидностью занятий, развивающих
словарь детей, являются занятия по ознакомлению
с качествами(качествами мы называем
те особенности предмета, которые воспринимаются
органами чувств без нарушения целостности
предмета, например, тверды, мягкий, гладкий) и свойствами предметов (свойствами
мы называем те особенности предмета,
которые вычленяются вследствие нарушения
целостности предмета, например, рвется,
бьется, размокает). При проведении таких
занятий следуетучитывать ряд
положений:
1. Словарная работа на занятиях
опирается на вычленение качеств и свойств
предметов, поэтому воспитатель должен
уметь организовать тщательное сенсорное
обследование. Способы обследования формируются
у детей в процессе обучения на этих же
занятиях.
2. Формирование способов
обследования требует точных указаний
воспитателя к использованию обследовательского
действия, адекватного вычленяемому качеству
(например, надави— для выделения твердости,
погладь—для выделения гладкости, шероховатости
поверхности, сомни — для выделения мягкости
и т. п.).
3. Наглядный материал для
активных обследовательских действий
каждому ребенку, чтобы обеспечить освоение
слов, обозначающих качества и свойства
предметов, на основе их выделения и восприятия.
4. Вычленение каждого качества
и свойства, отделение его от сопутствующих
наиболее эффективно достигается сравнением
его с противоположным. Например, такое
качество, как твердый дается в сопоставлении
с мягким, тяжелый – с легким, прозрачный
– с непрозрачным и т.п. Это позволяет
наиболее точно отделить твердость как
качество от сопутствующих температурных
ощущений, ощущений гладкости или шероховатости
поверхности воспринимаемого предмета
и т.д.
5. Чтобы качества и свойства
предметов осознавались детьми и осваивались,
необходимо сделать их значимыми, т.е.
включить в результативную, содержательную
деятельность, успех которой зависит от
учета данного качества. Это требует от
ребенка вычленения искомого качества
или свойства и учета его для достижения
результатов.
6. Успех решения задач словарной
работы на занятиях такого рода зависит
от подбора наглядного материала. Важно
подобрать для занятия такие предметы,
в которых вычленяемые качества были бы
ярко представлены, а отвлекающих качеств
(яркая раскраска, наличие двигающихся
частей, игровая занимательность) было
бы как можно меньше.
Занятия такого рода имеют определенную
структуру, которая диктуется логикой
познания ребенка-дошкольника.
Первая часть этого занятия
обычно посвящается вычленению качества
предмета в ситуации той пли иной деятельности.
Целью второй части является
обучение детей обследовательским действиям,
вычленению нужного качества каждым ребенком.
На этой основе сводится новое слово, обозначающее
данное качество. В третьей части занятия
организуются упражнения детей в выделении
качества в разнообразных предметах и
в использовании новых слов.
Завершающими в системе занятий, посвященных
формированию словаря детей на основе
углубления знаний о предметах, их качествах
и свойствах, являютсязанятия по сравнению
предметов.
Так как они опираются на сформированные
умения видеть части, детали, выделять
качества и свойства предметов, то проводятся
главным образом в старшей и подготовительной
к школе группах.
Целью таких занятий в
плане решения задач словарной работы являетсяформирование
умения наиболее точно подбирать слова
для характеристики выделяемых особенностей
предметов. Успех занятий, их эффективность
зависят от ряда условий:
1) подбора предметов для
сравнения. Они должны иметь достаточное
количество сравниваемых признаков: как
признаков различия, так и общности (цвет,
форма, величина, части, детали, назначение,
материал и т.п.);
2) плановости сравнения.
Воспитатель направляет, последовательно
ведет детей от сравнения предметов в
целом (по назначению, цвету, форме, величине)
к вычленению и сравнению частей, деталей,
сначала в плане различия, а затем сходства.
Заканчивается сравнение обобщением,
где выделяются отличительные признаки
каждого предмета:
3) отбора приемов обучения.
Основными приемами обучения на таких
занятиях являются вопросы и указания
воспитателя, помогающие детям:
а) последовательно строить
сравнение;
б) увидеть те особенности,
которые дети сами не замечают;
в) наиболее точно сформулировать
ответ и подобрать нужное слово;
4) соотношения речевой
активности воспитателя и детей.
Максимум речевой активности здесь должны
проявлять дети. Таким образом, занятия
по ознакомлению с частями, качествами
и свойствами предметов и материалов позволяют
вводить в речь детей достаточно широкий
и разнообразный запас слов, включающий
различные части речи: существительные
(названия предметов и их частей), глаголы
(названия действий с предметами, использования
предметов, исследовательских действий),
прилагательные (названия качеств).
Posted in Шпаргалки | Tagged Методика Развития Речи
26.
Теория и методика словарной
работы при первичном
Posted on November 24, 2011 by Elena.Violet
Словарная работа – целенаправленная деятельность
педагога направленная на обогащение
и активизацию словаря детей и на его использование
детьми в различных ситуациях общения.
Развитие словаря – это
длительный процесс овладения ребенком
словарным запасом родного языка. Это
подразумевает как накопление словесных
знаков, освоение внешней и внутренней
стороны, так и их свободное использование
в речи. Это внутренний психический процесс,
опосредованный множеством факторов,
одним из которых является словарная работа,
как целенаправленная деятельность.
Слово – основная лексическая
единица, имеющая внешнюю (звучание) и
внутреннюю (содержание) сторону
содержание словарной работы опирается
на постепенное расширение, углубление
и обобщение знаний детей о предметном
мире.
Реализация программы по словарной
работе осуществляется через систему
разновидностей: занятий, в которых словарная
работа осуществляется в процессе : Демонстрации
предметов; игры-занятия (в т.ч. с дидактической
куклой «Оденем куклу па прогулку»,), дидактические
игры типа «Чудесный мешочек», «Кто это,
что это?», а так же путём ознакомления
с постоянно расширяющимся кругом предметов
и явлений окружающей действительности
(экскурсия, демонстрация предметов),
Во всех этих видах занятий развитие словаря
осуществляется в тесной связи с развитием
познавательной деятельности. Отсюда
вытекают общие требования
к организации и методике проведения занятий:
1. Единство развития словаря
с развитием познавательных процессов
(восприятия, представления, мышления).
2. Целенаправленная организация
речевой и познавательной активности
детей в процессе занятия.
3. Наличие наглядности
как основы для организации речевой и
познавательной активности.
4. Единство реализации
всех задач словарной работы на каждом
занятии. Рассмотрим, как решаются задачи
словарной работы на занятиях, посвященных
ознакомлению с предметным миром.
Основная цель этих занятий
— ввести в речь детей названия предметов
и некоторых действий с ними. Решить такую
задачу можно, лишь правильно организовав
восприятие.
Наиболее эффективными методическими приемами здесь будут те, которые привлекают внимание ребенка к предмету, действию,— это неожиданное появление и исчезновение предмета, движение его, действия с ним. Название предмета или действия дается тогда, когда внимание ребенка сосредоточено на нем. При этом названия многократно повторяются. В следующем моменте занятия слово должно быть использовано в качестве сигнала, знака данного предмета. С этой целью обычно создается поисковая ситуация, задается вопрос: где предмет? (Где кукла? Где мяч? и т.д.) Уловив активный поиск ребенком исчезнувшего предмета, воспитатель показывает его вновь. Тем самым слово связывается с самим предметом, его образом, становится «знаемым». Затем педагог стремится вызвать активное подражание – повторение ребенком слова при проявлении или исчезновении предмета.
Информация о работе Художественная литература как средство развития речи дошкольника