Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2014 в 22:15, контрольная работа
Актуальность этой темы несомненна, ведь, несмотря на возрастающее количество разнообразных исследований о писателе и его творчестве, существует убеждение в том, что А.П. Чехов остался недопонят. М.А. Каллаш писала: "Чехова у нас просто не дочитали до конца. Не дочитали и не заметили, что он выходит очень далеко за пределы отведённой ему эпохи, за пределы всеми признанных "чеховских тем". Не узнали в нём русского художника огромной силы и огромного внутреннего масштаба..."[1/2]. Очевидно, что "спор о Чехове" ещё весьма далёк от завершения, и не одно поколение исследователей будет пытаться понять смысл его творчества.
1. Вступление
2. Целостный анализ повести А.П. Чехова "В овраге"
3. Заключение
Боясь потерять наследство, Аксинья
обварила кипятком младенца
На первый взгляд чеховская
повесть - о победе зла над добром.
Умирает младенец Никифор, не
оказывает заметного влияния
на происходящие события
Завершающий повествование
С "верхним" миром устойчиво
соотносится Липа, её мать и
плотник Елизаров, гораздо реже
- другие герои, как например, Анисим
в лучшее мгновенье своей жизни
(когда он вспоминает о
Связь Липы с "верхним" миром,
с небесными силами
В то же время мажорные
Одно из центральных мест
Непроизвольно произнесённое
Не менее важен и последующий эпизод. Ошибочно думать, что вопрос Липы: "Зачем маленькому перед смертью мучаться?"[2/474], невольно поднимающий сложнейшую религиозно-философскую проблему, остаётся без ответа. Слова старика: "А кто ж его знает!",- не уклонение от вопроса, но именно ответ, и ответ глубокий, не случайно сопровождаемый авторским замечанием о последующем получасовом молчании: оно усиливает значение сказанного стариком. Здесь отчётливо просматривается художественная логика: всё произнесённое (и не произнесённое) "святым" из Фирсанова необыкновенно значительно без какой-либо претензии на значительность и глубокомыслие. Его позиция - "своеобразный вариант устойчивого для Чехова представления, что "никто не знает настоящей правды", - переходит в не менее характерный для творчества писателя мотив непредсказуемого движения дарованной человеку жизни"[4/65]. В этом смысле слова старика оказываются сердцевиной, "неитоговым" итогом повествования: "Жизнь долгая - будет ещё и хорошего, и дурного, всего будет. Велика матушка-Россия..."[2/474]. И хотя однозначный прогноз в этих словах отсутствует, ясно, что видимое торжество Аксиньи не окончательная точка в движении сюжета. М. Горький был прав, когда, в отличие от многих критиков-современников писал, не о беспросветности повести Чехова, а о звучащей в ней "ноте бодрости и любви к жизни".
3. Заключение
Анализируя повесть Антона Павловича Чехова "В овраге", могу с чистой совестью сказать, что она произвела на меня глубочайшее впечатление. Немало поразил и тот факт, что в этом произведении отразились реальные факты, лица, события. Многое в характерах и жизненном укладе фабричного села Уклеева подсказано мелиховскими впечатлениями, было знакомо Чехову по его общественно-медецинской деятельности в период холерной эпидемии 1892-1893 гг., работе в составе уездного санитарного совета по осмотру фабрик, участию в народной переписи 1897 года.
Хочется согласиться с словами М. Горького, который первым отозвался на выход в печать повести "В овраге": "Страшная сила его таланта именно в том, что он никогда ничего не выдумывает от себя, не изображает того, "чего нет на свете", но что, быть может, и хорошо, быть может и желательно... Его упрекали в отсутствии миросозерцания. Нелепый упрёк!... У Чехова есть нечто большее, чем миросозерцание, - он овладел своим представлением жизни и таким образом стал выше её. Он освещает её скуку, её нелепости, её стремления, весь её хаос с высшей точки зрения"[4/64].
Жизнь по-своему мудра, она каким-то образом расставляет людей по местам, для них предназначенным, и Чехов вполне полагается на её мудрость, понимая, насколько относительны человеческие о ней представления.
Список используемой литературы:
1. А.В. Кубасов. Проза А.П. Чехова: Искусство стилизации: Монография/ А.В. Кубасов; Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург, 1998.
2. А.П. Чехов. Повести. Изд. М.: Художественная литература, 1968.
3. Научно-методический журнал. Русская словесность. 1/2010.
4. А.П. Чехов: энциклопедия/ сост., ред. В.Б. Катаев. М.: Просвещенье, 2011.
5. В.В. Ермилов. А.П. Чехов/ В.В. Ермилов. - Изд. доп.. - Москва: Сов. писатель, 1954.
6. И.А. Гурвич. Проза Чехова. (Человек и действительность), М.: Художественная литература, 1970.
7. А.В. Кубасов. Проза А.П. Чехова: Искусство стилизации: Монография/ А.В. Кубасов; Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург, 1998.
Информация о работе Целостный анализ повести А.П. Чехова "В овраге"