Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 11:25, доклад
В третьем томе своего «художественного исследования» советских тюрем и лагерей «Архипелаг ГУЛАГ» Александр Солженицын очень много внимания уделяет восстаниям заключенных, особенно участившимся после смерти Сталина и ареста Берии, когда в лагерях среди политических зародились надежды на пересмотр дел и скорое освобождение. Центральное место среди них занимает Кенгирское, описанное в главе «Сорок дней Кенгира». Здесь, в Кенгирском лагере, как пишет автор, охрана специально провоцировала заключенных на волнения, открывая по ним стрельбу без всякого повода.
«Цепи рвем на ощупь» сопротивление в условиях несвободы (на примере главы «Сорок дней Кенгира» книги А.И. Солженицына «Архипелаг ГУЛАГ»)
В третьем томе своего
«художественного исследования» советских
тюрем и лагерей «Архипелаг ГУЛАГ»
Александр Солженицын очень много
внимания уделяет восстаниям заключенных,
особенно участившимся после смерти
Сталина и ареста Берии, когда
в лагерях среди политических
зародились надежды на пересмотр
дел и скорое освобождение. Центральное
место среди них занимает Кенгирское,
описанное в главе «Сорок дней Кенгира».
Здесь, в Кенгирском лагере, как пишет
автор, охрана специально провоцировала
заключенных на волнения, открывая по
ним стрельбу без всякого повода. Лагерное
начальство надеялось, что легко подавит
стихийный бунт и тем самым докажет свою
нужность и полезность. Однако восстание
по своим масштабам превзошло все ожидания
и стало мощным ударом, потрясшим систему
ГУЛАГа. Первоначально зеки решились на
забастовку протеста против убийства
конвоиром лагерника-баптиста (тут можно
вспомнить Алешку-баптиста из «Одного
дня Ивана Денисовича»). Забастовку подавили,
лишив забастовщиков пайков. Солженицын
иронически замечает: «...Личным и массовым
своим участием в подавлении забастовки
офицеры МВД как никогда доказали и нужность
своих погон для защиты святого порядка,
и несокрушаемость штатов, и индивидуальную
отвагу». Но вскоре события вышли из-под
контроля начальства Оно вздумало сломить
политических с помощью блатных и завезло
в лагерь несколько сот человек, осужденных
по уголовным статьям Тут был расчет смирить
политических руками блатарей, расколоть
заключенных и отбить у них охоту к бунтам.
А в результате получился самый крупный
мятеж в ГУЛАГе.
Политических было вчетверо больше, и
они выступили против воров единым фронтом,
принудив их к повиновению. Восстание
оказалось хорошо подготовленным и неожиданным
для охраны. Начали блатные, которых солдаты
расстреляли. Потом
поднялись политические, и почти весь
лагерь оказался освобожден от конвоиров
и надзирателей. Был брошен лозунг: «Вооружайся,
чем можешь, и нападай на войска первый!»
Власти идут с восставшими на переговоры
Они утверждают, что их требования по смягчению
режима законны и справедливы. Солженицын
с грустной иронией передает настроение
кенгирцев в тот момент! Так, братцы, чего
нам еще надо? Мы же победили! Один день
побушевали, порадовались, покипели —
и победили! И хотя среди нас качают головами
и говорят — обман, обман! — мы верим. Мы
верим нашему, в общем, неплохому начальству.
Мы верим потому, что так нам легче всего
выйти из положения... А что остается угнетенным,
если не верить? Быть обманутыми — и снова
верить. И снова быть обманутыми — и снова
верить. И во вторник 18 мая все кенгирские
лагпункты вышли на работу, примирясь
со своими мертвецами».
К вечеру того же дня надзиратели и солдаты
попытались запереть заключенных в бараках,
хотя обещали оставлять бараки открытыми.
Однако их постигла неудача, и зеки вновь
овладели лагерем. Мятежники, как пишет
Солженицын, «уже трижды старались оттолкнуть
от себя и этот мятеж, и эту свободу. Как
обращаться с такими дарами, они не знали,
и больше боялись их, чем жаждали. Но с
неуклонностью морского прибоя их бросало
и бросало в этот мятеж». И выпало кенгирцам
сорок дней свободной жизни. Они даже смогли
организовать какое-то подобие самоуправления,
наладить вольную жизнь. Солженицын особо
подчеркивает. «Все свидетельствуют, что
воры вели себя как люди, но не в их традиционном
значении этого слова, а в нашем. Встречно
— и политические, и сами женщины относились
к ним подчеркнуто дружелюбно, с доверием».
Надежды властей, что восставший лагерь
погрязнет в анархии, провалились — «генералы
с огорчением должны были заключить, что
в зоне нет резни, нет погрома, нет насилий,
лагерь сам собой не разваливается, и повода
нет вести войска на выручку». Потом грянула
трагическая развязка.
Сорок дней свободы были слишком сильным
вызовом ГУЛАГу: «Сперва люди были хмельны
от победы, свободы, встреч и затей, — потом
верили слухам, что поднялся рудник, —
может, за ним поднимутся Чурбай-Нура,
Спасск, весь Степлаг! Там, смотришь, Караганда!
Там весь Архипелаг извергнется и рассыпется
на четыреста дорог! — но рудник, заложив
руки за спину и головы опустив, всё так
же ходил на одиннадцать часов заражаться
силикозом, и не было ему дела ни до Кенгира,
ни даже до себя» Писатель все время дает
нам понять, что восстание обречено на
неудачу и что сами заключенные это чувствуют.
На рассвете 25 июня 1954 г. в лагерь ворвались
«прославленные танки Т-34», а за ними автоматчики.
«Танки давили всех попадавшихся по дороге.
. Танки наезжали на крылечки бараков,
давили там.. Танки притирались к стенам
бараков и давили тех, кто виснул там, спасаясь
от гусениц». Убито и ранено было более
семисот человек. Жизнь в Кенгире вернулась
на круги своя: «Не преминули создать из
недавних мятежников ударные бригады.
Расцвел хозрасчет. Работали ларьки, показывалась
кинофильмовая дрянь. Надзиратели и офицеры
снова потянулись в хоздвор — делать что-нибудь
для дома: спиннинг, шкатулку, починить
замок на дамской сумочке. Мятежные сапожники
и портные (литовцы и западные украинцы)
шили им легкие обхватные сапоги и обшивали
их жен. И так же велели зекам на обогатиловке
сдирать с кабеля свинцовый слой и носить
в лагерь для перелива на дробь — охотиться
товарищам офицерам на сайгаков». Как
будто зекам жить стало даже лучше — теперь
из-за общего смягчения режима в ГУЛАГе
на окна перестали ставить решетки и бараков
не запирали. Ввели условно-досрочное
освобождение. Но Солженицын не забывает
о сотнях погибших кенгирцев, и помнят
о них оставшиеся в живых солагерники.
Писатель заканчивает рассказ о кенгирском
восстании известным двустишием Роберта
Бёрнса:
Мятеж не может кончиться удачей
Когда он победит — его зовут иначе.
И добавляет: «Всякий раз, когда вы проходите
в Москве мимо памятника Долгорукому,
вспоминайте: его открыли в дни кенгирского
мятежа — и так он получился как бы памятник
Кенгиру». Солженицын же воздвиг погибшим
свой памятник — главу в «Архипелаге»,
показав нам, что дух свободы может творить
чудеса, делать на время общей одушевленности
восстанием воров сознательными гражданами
общества, пресекать рознь между блатными
и политическими, украинцами, русскими
и литовцами, между верующими и атеистами.
Хоть на сорок дней кенгирцы вырвались
из ГУЛАГовского ада, вдохнули воздух
свободы и, наверное, своим мятежом хоть
немного приблизили последующее освобождение
большинства политзаключенных и облегчение
режима содержания для остальных.