Человеческая комедия Бальзака как единое произведение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2014 в 04:41, реферат

Краткое описание

Французский писатель-романист, считающийся отцом натуралистического романа. Оноре де Бальзак родился 20 мая 1799 года в городе Тур (Франция). Отец Оноре де Бальзака - Бернар Франсуа Бальсса (в некоторых источниках указана фамилия Вальса) - крестьянин, разбогатевший в годы революции на скупке и продаже конфискованных дворянских земель, а позднее ставший помощником мэра города Тур. Поступив на службу в ведомство военного снабжения и оказавшись среди чиновников, он изменил "родную" фамилию, считая ее плебейской. На рубеже 1830-х гг. Оноре, в свою очередь, так же видоизменил фамилию, самовольно прибавив к ней дворянскую частичку "де", оправдывая это выдумкой о своем происхождении из дворянского рода Бальзак д'Антрег. Мать Оноре Бальзака была моложе его отца на 30 лет, что, отчасти, являлось причиной ее измен: отцом младшего брата Оноре - Анри - был владелец замка.

Вложенные файлы: 1 файл

Человеческая комедия Бальзака как единое произведение.docx

— 21.66 Кб (Скачать файл)

Человеческая комедия Бальзака как единое произведение

 

(Краткая биография-

Французский писатель-романист, считающийся отцом натуралистического романа. Оноре де Бальзак родился 20 мая 1799 года в городе Тур (Франция). Отец Оноре де Бальзака - Бернар Франсуа Бальсса (в некоторых источниках указана фамилия Вальса) - крестьянин, разбогатевший в годы революции на скупке и продаже конфискованных дворянских земель, а позднее ставший помощником мэра города Тур. Поступив на службу в ведомство военного снабжения и оказавшись среди чиновников, он изменил "родную" фамилию, считая ее плебейской. На рубеже 1830-х гг. Оноре, в свою очередь, так же видоизменил фамилию, самовольно прибавив к ней дворянскую частичку "де", оправдывая это выдумкой о своем происхождении из дворянского рода Бальзак д'Антрег. Мать Оноре Бальзака была моложе его отца на 30 лет, что, отчасти, являлось причиной ее измен: отцом младшего брата Оноре - Анри - был владелец замка.

 

В 1807-1813 годах Оноре учился в колледже города Вандом; в 1816-1819 - в Парижской Школе права, служа одновременно клерком в нотариальной конторе. Отец стремился подготовить сына к адвокатской деятельности, но Оноре решил стать поэтом. На семейном совете было решено дать ему два года для осуществления мечты. Оноре де Бальзак пишет драму "Кромвель", но вновь созванный семейный совет признает произведение никудышным и юноше отказывают в материальной помощи. За этим последовала полоса материальных невзгод. Литературная карьера Бальзака началась приблизительно с 1820 года, когда он под разными псевдонимами стал печатать остросюжетные романы и сочинял нравоописательные "кодексы" светского поведения. Позднее некоторые из первых романов вышли под псевдонимом Ораса де Сент-Обена. Период анонимного творчества закончился в 1829 году после публикации романа "Шуаны, или Бретань в 1799 году". "Отправным началом" своего творчества Оноре де Бальзак называл роман "Шагреневая кожа" (1830). С 1830 под общим названием "Сцены частной жизни" стали издаваться новеллы из современной французской жизни. В 1834 писатель решает связать общими героями уже написанные с 1829 года и будущие произведения, объединив их в эпопею, названную позднее "Человеческой комедией" (La comedie humaine). Своими главными литературными учителями Оноре де Бальзак считал Мольера, Франсуа Рабле и Вальтера Скотта. Дважды писатель-романист пытался сделать политическую карьеру, выдвигая в 1832 и 1848 году свою кандидатуру в палату депутатов, но оба раза не прошел. В январе 1849 года он потерпел неудачу и на выборах во Французскую академию.

 

С 1832 года началась переписка Бальзака с польской аристократкой Э. Ганской, жившей в России. В 1843 году писатель ездил к ней в Петербург, а в 1847 и 1848 - на Украину. Официальный брак с Э. Ганской был заключен за 5 месяцев до смерти Оноре де Бальзака, умершего 18 августа 1850 года в Париже. В 1858 году сестра писателя, г-жа Сюрвилль, написала его биографию - "Balzac, sa vie et ses oеuvres d'apres sa correspondance". Авторами биографических книг о Бальзаке были Стефан Цвейг ("Бальзак"), Андре Моруа ("Прометей, или Жизнь Бальзака"), Вюрмсер ("Бесчеловечная комедия").)

 

 

 

 

"Человеческая комедия" Бальзака. Идеи, замысел, воплощение, воплощение «единого произведения»

Имя выдающегося французского писателя, внесшего вклад в развитие мировой литературы, навсегда увековечено в его монументальном своде произведений. Труд Оноре де Бальзака объединен общим замыслом и названием - "Человеческая комедия", он состоит из 98 романов и новелл и является грандиозной историей нравов Франции второй четверти XIX столетия. Произведения были созданы в период с 1834 по конец 40-х годов.

"Человеческая комедия" имеет  четко выраженную структуру и  состоит из трех циклов, представляющих  собой как бы три взаимосвязанных  уровня социального и художественно-философского  обобщения явлений. Она подчинена  единой задаче, ее цель всесторонне  охватить жизнь общества того  времени, дать почти энциклопедический  перечень социальных типажей  и характеров

Произведение представляет целую социальную эпопею, в которой Бальзак описал жизнь общества, а именно процесс становления французской буржуазии, проникновение выскочек и нуворишей в аристократическую среду парижского высшего света, их путь наверх, быт, обычаи и философию людей, исповедующих веру только в одного бога , которым являются деньги. Он дал драматическую картину человеческих страстей, порожденных богатством и бедностью, жаждой власти и полным бесправием и уничижением.

Рассмотрим основные составляющие циклы произведения Бальзака.

“Фундамент эпопеи”, его первый цикл назван "Этюды о нравах" Произведение представляет собой стратификацию общества, данную через взгляды жизни современников. К ним относится основная часть написанных Бальзаком романов, причем он ввел для него шесть тематических разделов:

"Сцены частной жизни" ("Гобсек", "Полковник Шабер", "Отец  Горио", "Брачный контракт", "Обедня безбожника" и др.);

"Сцены провинциальной жизни" ("Евгения Гранде", "Прославленный  Годиссар", "Старая дева" и  др.);

'Сцены парижской жизни" ("История  величия и падения Цезаря '?иротто", "Банкирский дом Нусингена", "Блеск и нищета куртизанок", "Тайны княгини де Кадиньян", "Кузина Бетта" и " Кузен Понс" и др.);

"Сцены политической жизни" ("Эпизод эпохи террора", "Темное  дело" и пр.);

"Сцены военной жизни" (Шуаны");

"Сцены деревенской жизни" ("Сельский врач". Сельский священник" и др.).

Причины явлений широко раскрываются во втором цикле автора, который носит название "Философские этюды" и включает: "Шагреневую кожу", "Элексир долголетия", "Неведомый шедевр", "Поиски абсолюта", "Драму на взморье", "Примиренного Мельмота" и др. произведения.

"Аналитические этюды" - третий  цикл эпопеи. В нем писатель  пытается определить философские  основы человеческого бытия, раскрыть  законы жизни общества. Такова  внешняя композиция эпопеи.

"Мое произведение, - писал Бальзак, - должно вобрать в себя все  типы людей, все общественные  положения, оно должно воплотить  все социальные сдвиги, так, чтобы  ни одна жизненная ситуация, ни  одно лицо, ни один характер, мужской  или женский, ни чьи-либо взгляды... не остались забытыми".

Даже перечень произведений "Человеческой комедии" передает всю широту замыслов автора и внушает уважение к его труду.

Автор не пожалел разнообразных красок, рисуя изъяны французского общества. Во всех романах воссоздается как бы одно и то же общество, похожее на реальную Францию, но не вполне с ней совпадающее, поскольку это его художественное воплощение.

Второй план цикла утверждает впечатление почти исторической хроники. Наполеон, Талейран, Людовик ХIII, реальные маршалы и министры – вот перечень героев эпопеи. Вместе с вымышленными авторами персонажами, соответствующими типическим характерам времени, они и разыгрывают спектакль "Человеческой комедии".

Историческая достоверность произведения подкрепляется обилием подробностей. Париж и провинциальные города даны в широком диапазоне деталей, начиная от особенностей архитектуры до мельчайших подробностей деловой жизни и быта героев, принадлежащих к разным социальным слоям и сословиям. В известном смысле эпопея может служить пособием для специалиста-историка, изучающего то время.

Романы "Человеческой комедии" объединяет не только единство ^эпохи, но и найденный Бальзаком прием переходящих персонажей, как главных, так и второстепенных. Если кто-то из героев любого романа заболел,приглашают одного и того же врача Бьяншона,в случае денежных затруднений обращаются к ростовщику Гобсеку, на утренней прогулке в Булонском лесу и в парижских салонах мы встречаем одни и те же лица. Вообще подразделение на второстепенные и главные для персонажей "Человеческой комедии" достаточно условно. Если в одном из романов действующее лицо находится на периферии повествования, то в другом - он и его история выводятся на первый план (такие метаморфозы происходят, например, с Гобсеком и Нусингеном).

Один из принципиально важных художественных приемов автора "Человеческой комедии" - разомкнутость, перетекание одного романа в другой. Завершается история одного человека или семейства, но не имеет конца общая ткань жизни, она находится в постоянном движении. Поэтому у Бальзака развязка одного сюжета становится завязкой нового или перекликается с предшествующими романами, а сквозные персонажи создают иллюзию достоверности происходящего и подчеркивают основу замысла. Он состоит в следующем: главный герой "Человеческой комедии" - общество, поэтому частные судьбы интересны Бальзаку не сами по себе - они лишь подробности всей картины.

Поскольку эпопея такого типа рисует жизнь в постоянном развитии, она принципиально не завершена, да и не могла бы быть завершена. Именно поэтому ранее написанные романы (например, "Шагреневая кожа"), могли быть включены в эпопею, замысел которой возник уже после их создания.

При таком принципе построения эпопеи каждый роман, входящий в нее, является в то же время самостоятельным произведением и одним из фрагментов целого. Каждый роман - автономное художественное целое, существующее в рамках единого организма, что усиливает его выразительность и драматизм событий, переживаемых его персонажами.

Замысел автора и его методы воплощаются в реалистическом подходе к отображению действительности. Писатель был почти заворожен драматизмом проявившейся картины. Как моралист, Бальзак не мог не осуждать те законы, которые открылись ему при исследовании действительности.

Свой Париж писатель населяет и богачами и нищими. Они борются за власть, влияние, деньги и просто за жизнь. За частными проявлениями жизни, начиная от неоплаченного бедняком счета квартирной хозяйке и заканчивая историей ростовщика, неправедно нажившего свое состояние, Бальзак пытается увидеть целую картину. Общие законы жизни буржуазного общества, проявляющиеся через борьбу, судьбы и характеры его персонажей.

Критики, исследователи творчества Бальзака, резко отделяют творчество Бальзака от его предшественников - романтиков. Автор "Человеческой комедии" полагал, что художник должен отображать типическое, в то время как его оппоненты ставили во главу угла единичное, исключительное. В отличие от романтиков Бальзак не ищет свой идеал за пределами реальной действительности, он был первым, кто за буднями французского буржуазного общества обнаружил кипение человеческих страстей и поистине шекспировский драматизм.

Действующей силой "Человеческой комедии" выступает не что иное, как деньги. Они подчиняют себе практически все: общественную жизнь, политику, семью, мораль и искусство. Все может стать предметом денежных сделок, все подчинено закону купли-продажи. Они дают власть, влияние в обществе, возможность удовлетворять честолюбивые замыслы, просто прожигать жизнь. Войти в элиту такого общества на равных, добиться его расположения на деле означает отказ от основных заповедей нравственности и морали. Сохранить в чистоте свой духовный мир значит отказаться от честолюбивых желаний и преуспеяния.

Каждый из героев бальзаковской трилогии выступает в качестве бойца. Он выдерживает маленькую битву с собой. В конце ее либо путь наверх и проданные дьяволу души, либо вниз - на обочину общественной жизни и все мучительные страсти, сопровождающие уничижение человека.

Итак, нравы общества, характеры и судьбы его членов - это вещи не только взаимосвязанные, но и взаимообусловленные. Персонажи Бальзака, такие как Растиньяк, Нусинген, Гобсек, подтверждают этот тезис.

Но как же герои писателя избавляются от пут страшного времени? На самом деле героям только и остается либо сживаться с честной бедностью, либо находить утешения в религии.

Надо отметить, что честные праведники, отдавшие себя религии, у Бальзака менее убедительны, когда он исследует противоречия человеческой натуры и ситуацию непростого для его героев выбора. Спасением иногда становится любящие родные и семья.

В отличие от романтиков, которые основным предметом художественного рассмотрения делали личность, Бальзак таковым делает семью. Она в эпопее играет немалую роль. Наряду с одиночными персонажами в "Человеческой комедии" перед нами проходят десятки разнообразных семейных драм, отражающих различные варианты все той же трагичной борьбы за власть и золото. Автор с сожалением убеждается, что распад семьи отражает общее неблагополучие жизни. К такому выводу писатель приходит после исследования семейной жизни еще в начале романа.

 


Информация о работе Человеческая комедия Бальзака как единое произведение