Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2014 в 20:42, реферат
На протяжении всего романа прослеживаются романтические и готические черты, влияние которых сказывается не только в интересе писательницы к роковым человеческим страстям, но и в языке, которым описаны эти страсти, и в пейзаже, неизменно сопровождающем события и переживания героев.
Один из главных признаков готического романа проявляется в том, что действие романа разворачивается в старом, полузаброшенном поместье, которое носит название «Грозовой перевал» сквайров Эрншо и в поместье Мыза Скворцов потомственного судьи Линтона. Когда-то, Грозовой перевал был домом, где царили уют, тепло домашнего очага и веселье.
Черты готического и романтического в романе
На протяжении всего романа прослеживаются романтические и готические черты, влияние которых сказывается не только в интересе писательницы к роковым человеческим страстям, но и в языке, которым описаны эти страсти, и в пейзаже, неизменно сопровождающем события и переживания героев.
Один из главных признаков готического романа проявляется в том, что действие романа разворачивается в старом, полузаброшенном поместье, которое носит название «Грозовой перевал» сквайров Эрншо и в поместье Мыза Скворцов потомственного судьи Линтона. Когда-то, Грозовой перевал был домом, где царили уют, тепло домашнего очага и веселье. До тех пор, пока однажды старый Эршно не вернулся из дальних странствий, держа под плащом какой-то таинственный предмет. Доставая из-под плаща маленького смуглого заморыша, Эрншо сказал жене: “Смотри, жена! Сроду никогда ни от кого мне так не доставалось. И все же ты должна принять его как дар божий, хоть он так черен, точно родился от дьявола”.
Для готического романа характерно то, что сюжет строится вокруг тайны – например, чьего-то исчезновения, неизвестного происхождения, нераскрытого преступления, лишения наследства. Обычно используется не одна подобная тема, а комбинация из нескольких тем. Раскрытие тайны откладывается до самого финала.
Тайной до конца произведения остается происхождение Хитклифа. Это не интересует писательницу. В отличие от многочисленных романов, где нищий оказывается, в конце концов, сыном какого-нибудь аристократа. Эмилия Бронте оставляет своего героя безродным найденышем, чтобы подчеркнуть его враждебность окружающему обществу.
Загадкой окутано исчезновение Хитлифа – мы не знаем, куда он ушел, чем занимался и каким образом разбогател. Эмили Бронте дает лишь подсказки, по которым можно догадаться, что произошло с Хитклифом.
Готический “злодей” облечен тайной притягательности и происхождения. Он всегда является из мрака, из ниоткуда. Величественный силуэт готического героя окутывает таинственный мрак, о его происхождении и прошлом ничего не известно. Он обладает странным магнетическим обаянием и загадочной властью над людьми, которая позволяет предположить его связь с потусторонними силами. Он – существо иной, нечеловеческой природы.
Готический “злодей” чаще всего иностранец, чужак, он приходит откуда-то извне, из-за границы, отделяющей известный мир от мира “чужого”. Хитклиф – цыган, подкидыш судьбы, приходит оттуда, из вересковых зарослей – из незнаемого, нездешнего, страшного.
В “готической” литературе
человек – жертва судьбы и ее пленник.
Не случайно персонажи
готического романа часто оказываются
пленниками в замке или монастыре. В «Грозовом
перевале» злодей Хитклиф держит в заточении
Кэтрин-младшую и Нелли Дин, чтобы заставить
Кэтрин выйти замуж за его сына Линтона
и тем самым отдать ему свое имение. В заточении
оказывается и Изабелла Линтон, которая
на свою беду совершает “романтический
побег” с Хитклифом, будучи не в силах
противостоять его бесовскому обаянию,
и, в конце концов, оказывается во власти
безжалостного тирана, который мучает
ее до тех пор, пока она не сбегает из этой
тюрьмы. Затворником живет на Грозовом
перевале Линтон, сын, рожденный Изабеллой
от Хитклифа, орудие его будущей мести.
Символичны имена героев. Хитклиф означает “утес, поросший вереском”. Кэти – производное от Катерины, причисленной за испытанные ею страдания к лику святых. Оба они – “как неразделенные скалы”. Черты характера протагонистов, мотивировка их поведения во многом определяется средой, в которой они выросли.
“Добро” и “зло” получило в “Грозовом перевале” совершенно неадекватное, противоположное общепринятым канонам звучание и несколько шокировало современников. Автор “Грозового перевала” показала, какой ад творится за стенами “дома-крепости”, сколько скрыто за ними жестокости, лицемерия, изуродованных судеб.
Информация о работе Черты готического и романтического в романе «Грозовой перевал»