Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 14:57, реферат
Роман «Парфюмер» вышел в печать в 1985 году. С этого времени он получил такую известность и популярность во всём мире, что можно смело говорить о нём, как об уникальном явлении современной литературы (причём не только немецкой). Высокий читательский интерес к этому произведению ни в коем случае не относит роман к так называемому «массовому чтиву». «Парфюмер» – часть «большой» литературы; он – ярчайшее проявление постмодернизма.
Аня Сюльжина, русская филология, 4 курс, 6 группа
Черты постмодернизма в романе Патрика Зюскинда «Парфюмер»
Роман «Парфюмер» вышел в печать в 1985 году. С этого времени он получил такую известность и популярность во всём мире, что можно смело говорить о нём, как об уникальном явлении современной литературы (причём не только немецкой). Высокий читательский интерес к этому произведению ни в коем случае не относит роман к так называемому «массовому чтиву». «Парфюмер» – часть «большой» литературы; он – ярчайшее проявление постмодернизма.
Так как «Парфюмер» – это произведение,
живущее в рамках постмодернизма,
то очевидно, что черты этого направления
будут отчётливо видны в
Черты романа воспитания в «Парфюмере» налицо, но они не реализуют классический замысел романов такого типа, а показывают его в перевёрнутом виде. История происхождения и формирования Гренуя вступает в противоречие с самой традицией романа воспитания: вместо родственных душ и дружеских чувств людей, окружающих героя, — враждебность, попытки убийства и грубая, беспощадная эксплуатация; вместо разностороннего развития – концентрация всех возможностей на обонянии; вместо социального общения – одиночество. Получается, что система ценностей, которую несёт в себе роман воспитания, в "Парфюмере" разрушена. Гренуй становится серийным убийцей, этот факт является ироническим переосмыслением поэтизированной в воспитательном романе идеи гуманистического воспитания. Таким образом, Зюскинд разрушает классическую структуру жанра, основанием которой является превосходство творческого начала и воспитывающего воздействия над разрушительными силами, и тем самым ставит под сомнение позитивную роль воспитания в становлении личности. Но всё же, если в первых трёх частях «Парфюмера» воспроизводится классическая модель романа воспитания (рождение, взросление, годы учений и странствий, достижение совершенства в ремесле), то четвертая часть, "самоуничтожение героя", вступает в противоречие с законами жанра. Вместо того чтобы осознать своё место и предназначение в мире людей, как это бывало с героем романа воспитания, Гренуй обнаруживает собственную неполноценность, которую он ничем не может компенсировать. Он позволяет уничтожить себя без остатка и тем самым предаёт цель собственной жизни. Сознательное самоуничтожение героя укладывается в рамки постмодернистской игры с традиционными элементами, пародирующими жанр романа воспитания (это так называемое «использование и оскорбление», то есть одновременное использование какой-то темы, стиля, традиции и демонстрация её несостоятельности).
Если говорить о чертах исторического романа в «Парфюмере», то, с одной стороны, автор назойливо датирует события, описанные в произведении: мы знаем не только век (эпоха Просвещения во Франции), но и точные даты, например, рождения, смерти, встречи девушки с улицы Марэ, зачитывание приговора Греную и др. С другой стороны, мимолётность, летучесть запахов, которые в романе досконально описаны, и тот факт, что сам Гренуй не обладал запахом, приводят читателя к мысли о том, что ничего этого не было, а сам роман – чудесное проявление творческой фантазии автора: «...его гениальность и его феноменальное тщеславие ограничивались сферой, не оставляющей следов в истории».
Для чуткого же читателя не поддаётся сомнению лишь вещественность запахов. Да-да! Самое эфемерное, летучее становится в романе таким реальным, осязаемым, что можно говорить о запахе, как ещё об одном герое произведения: «В городах того времени стояла вонь, почти невообразимая для нас, современных людей. Улицы воняли навозом, дворы воняли мочой, лестницы воняли гнилым деревом и крысиным пометом, кухни — скверным углем и бараньим салом; непроветренные гостиные воняли слежавшейся пылью, спальни — грязными простынями, влажными перинами и остро-сладкими испарениями ночных горшков». Сам же герой ничем не пах. Отсутствие запаха – это и его крест, и его дар. Он не может вписаться в общество, но вместе с тем он ощущает то, что неподвластно обычному человеку. Сочетание в герое гениальности и чудовищности, наивности и одержимости идеей – ещё одна характеристика постмодернистического произведения. Учитывая время написания романа Гренуй – это фигура гения, который всё же совместим со злодейством (на Зюскинда не могли не повлиять факты истории, связанные с Наполеоном, Гитлером). Ещё младенцем он совершил первое убийство, жертвой которого стала его мать. Это говорит нам о предопределённости в жизни героя, о его страшной судьбе, бежать от которой бесполезно. Интересен и конфликт в произведении: главный герой сталкивается с собой, точнее с отсутствием себя, в чём усматривается конфликт постмодернистский.
Наконец, Гренуй, постмодернистский гений. Он творит свои шедевры как истинный постмодернист: не создавая своё, а смешивая украденное у природы и живых существ, тем не менее, получая нечто оригинальное, а главное – оказывающее сильное воздействие на читателя. Интертекстуальность, опора на всю историю человеческой культуры и её переосмысление, – это ещё одна характеристика «Парфюмера», как романа постмодернистского (аллюзии на Библейские тексты, произведения немецких и других европейских авторов). Важно и то, что Зюскинд, рассказывая нам о Гренуе, не даёт ему однозначной своей оценки, не настаивает на какой-то одной интерпретации. Ориентация на множественность интерпретаций текста; наличие нескольких смыслов и точек зрения – безусловная характеристика постмодернистической литературы.
Необходимо отметить, что организация текста романа рассчитана на элитарного и массового читателя одновременно, здесь органично сочетаются развлекательность и сверхэрудированность (что является ещё одной характеристикой постмодернистических текстов).
Говоря о стиле романа, необходимо отметить, что он отличается выразительностью благодаря использованию различных лексических средств: сравнений (для описания запахов и передачи чувственных впечатлений); контрастов и оксюморонов (для отображения нюансов запахов); повторов (для усиления значения сказанного, для повышения или снижения темпа повествования); однородных членов предложения (для наглядности, передачи изобилия, чрезмерности качеств или действий); прилагательных в превосходной степени (для описания самых ярких моментов в жизни героев и их наиболее выдающихся качеств); новообразований; диалектизмов и разговорной лексики; терминологии парфюмерии. Использование в "Парфюмере" библейских, классических и романтических стилистических структур наряду с лексикой современного разговорного языка подчёркивает постмодернистскую сущность романа.
Творение Патрика Зюскинда критиками и рецензентами оценивалось и оценивается диаметрально противоположно: от «китча» до «читательского потрясения», от «искусственного смешивания стилей и мотивов» до «феноменального замысла». Но безусловным остаётся тот факт, что данное произведение никого не оставит равнодушным и сможет найти отклик в душе каждого читателя!
Информация о работе Черты постмодернизма в романе "Парфюмер" П. Зюскинда