Черты постмодернизма в романе Умберто Эко «Имя розы»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2013 в 18:50, статья

Краткое описание

В 1980 году У. Эко опубликовал свой первый роман «Имя розы», который вскоре стал общепризнанным мировым бестселлером. В романе главные герои – знаменитый ученый и философ, бывший инквизитор Вильгельм Баскервильский и его ученик и спутник Адсон Мелькский – расследуют серию странных убийств, происходящих в бенедиктинском аббатстве. Действие романа разворачивается на северо-западе Италии, время происходящих событий – ноябрь 1327 года. Роман «Имя розы» в литературоведении принято рассматривать в контексте постмодернизма XX века, так как в нем наглядно прослеживаются черты, свойственные произведениям постмодернистской традиции.

Вложенные файлы: 1 файл

анализ Имя розы Умберто Эко .docx

— 176.93 Кб (Скачать файл)

Черты постмодернизма в романе Умберто Эко «Имя розы»

Умберто Эко (родился в 1932 г.) – итальянский  ученый-философ, один из крупнейших писателей  современности, историк-медиевист, профессор  семиотики и литературный критик. В 1980 году У. Эко опубликовал свой первый роман «Имя розы», который  вскоре стал общепризнанным мировым  бестселлером. В романе главные герои  – знаменитый ученый и философ, бывший инквизитор Вильгельм Баскервильский и его ученик и спутник Адсон Мелькский – расследуют серию странных убийств, происходящих в бенедиктинском аббатстве. Действие романа разворачивается на северо-западе Италии, время происходящих событий – ноябрь 1327 года. Роман «Имя розы» в литературоведении принято рассматривать в контексте постмодернизма XX века, так как в нем наглядно прослеживаются черты, свойственные произведениям постмодернистской традиции.

Во-первых, для романа характерен синтез жанровых форм: в нем изящно переплетены жанры исторического романа, философского романа, детектива и политического романа. Роман «Имя розы» – это многоплановая структура, своеобразный лабиринт, в котором читатель видит множество ходов. В данном произведении наблюдается историзм и достоверность исторических фактов, например, точно указываются время и место действия, а многие герои романа являются реальными историческими личностями: например, инквизитор Бернард Ги, Убертин Казальский, минорит Михаил Цезенский, брат Дольчин и другие. В нем также описывается спор францисканцев и доминиканцев относительно положения о бедности Христа, причем принятие либо опровержение данной теории должно было непременно повлечь за собой значительные изменения в догматах церкви. Помимо этого противостояния, действительно имевшего место в истории, в романе также повествуется о деятельности политической оппозиции против Иакова Кагорского, избранного новым папой и нареченного Иоанном XXII – его обвиняли в постыдных преступлениях, недопустимых для папы. Кроме того, в романе описываются события, связанные с так называемыми еретическими течениями XIV века: например, последователи брата Дольчина, практиковавшие грабеж и бедность, которые были жестоко истреблены инквизицией. Таким образом, как исторический роман «Имя розы» в полной мере отражает политические события XIII-XIV веков.

Роман «Имя розы» изобилует философскими сентенциями и рефлексиями героев, в нем поднимается множество  нравственных и религиозных проблем и предметов разногласий между учеными, таких как упомянутое выше положение о бедности Христа, принцип троичности Бога и др. Центральное место в романе занимает диспут о смехе: является ли смех греховным деянием, развращающим разум и веру, или же нормальным для человека признаком, доброй и чистой силой, имеющей познавательную ценность? Монах Хорхе придерживался первой точки зрения и являлся единственным оппонентом Вильгельма в данном вопросе. Защищая свою позицию и считая себя «перстом Божьим», Хорхе совершил тяжкие преступления. С этим связана другая, не менее важная проблема романа: правомерно ли жертвовать жизнями невинных людей во имя идеи?

Еще один жанровый пласт в романе – детектив. Роман «Имя розы»  построен в лучших традициях этого  жанра: события в аббатстве вращаются  вокруг серии преступлений, которые  раскрывают Вильгельм и Адсон. Динамичность и запутанность сюжета также указывают на связь романа Умберто Эко с детективом. Конфликт детектива в романе строится на столкновении гуманности к людям и их тяги к познанию с фанатизмом и жестокостью, однако не завершается победой справедливости. Труд Аристотеля уничтожен – миссия Хорхе выполнена. Преступления раскрыты, убийца наказан – цель Вильгельма также выполнена. Таким образом, если использовать абстрактные категории добра (Вильгельм) и зла (Хорхе), то в романе «Имя розы» нет очевидной победы добра над злом или наоборот. Именно в этом, на мой взгляд, состоит отличие сюжета романа «Имя розы» от сюжета классического детектива.

Во-вторых, на принадлежность романа к постмодернизму указывает его интертекстуальность – огромное количество аллюзий и реминисценций, особенно это касается персонажей. Например, в образах Вильгельма и его ученика Адсона открыто прослеживается параллель с Шерлоком Холмсом и Ватсоном: Вильгельм широко использует его метод дедукции в расследовании преступлений, а его ученик Адсон ведет записи о расследовании. Имя «Вильгельм» (William) содержит в себе отсылку к Уильяму Оккаме (William of Ockham), великому английскому философу и логику XIII века, который был знаменит своим методом рассуждения, заключавшийся в соединении противоречивых гипотез; «Баскервильский» – реминисценция на рассказ Конана Доиля «Собака Баскервилей», то есть, опять же, на образ Шерлока Холмса. Что касается Адсона Мелькского, его имя схоже по звучанию с именем «Ватсон», а «Мелькский» – содержит отсылку к реально существовавшему монастырю в городе Мельке, в котором находилась библиотека, знаменитая в Средневековье своим огромным собранием книг.

Образ старика Хорхе представляет собой пародию на классика постмодернистской  литературы Хорхе Луиса Борхеса, который был директором библиотеки в Аргентине и ослеп к старости. К тому же, вероятно, именно рассказ Борхеса «Вавилонская библиотека» вдохновил У. Эко на образ секретной библиотеки аббатства с лабиринтами, зеркалами и манускриптами. Сюжетная линия романа «Имя розы» также перекликается с произведением Борхеса «Смерть и буссоль», в котором детектив, расследующий преступление, разрабатывает теорию, в соответствии с которой действует убийца. Злоумышленник, в свою очередь, узнает об этой теории и начинает подстраивать под нее остальные преступления, чтобы запутать следователя. Так же происходит и в романе «Имя розы»: после первых двух убийств Вильгельм предполагает, что убийца намекает на предзнаменование Иоанна Богослова в «Апокалипсисе», и преступник, узнав о его предположении, совершает остальные убийства в соответствии с предзнаменованием в «Апокалипсисе».

Мотив пропитанных ядом страниц  является реминисценцией на китайский роман «Цин пин мэй», или «Цветы сливы в золотой вазе». Согласно легенде, в Китае жил некий Ван Шичжэнь, отца которого убил сын могущественного сановника Янь Шифань. Ван Шичжэнь, желая отомстить, написал роман «Цин пин мэй», изобилующий эротическими сценами, пропитал уголки страниц книги мышьяком и продал Янь Шифаню. Тот, перелистывая страницы, подносил пальцы ко рту и, прочитав роман, умер от отравления. В романе У. Эко старик Хорхе, скрывая от любопытных послушников второй экземпляр «Поэтики» Аристотеля, также пропитал его страницы ядом, и монахи, которые нашли эту книгу, умерли во время чтения.

Роман У. Эко интертекстуален также  потому, что это, по словам самого автора, «повесть о книгах, а не о злосчастной обыденности». В произведении автор играет с «чужим текстом». Интертекст у автора представлен как в форме цитации фрагментов – из литературных произведений и философских трактатов, часто на латыни – так и в форме пересказа идей других авторов через косвенную речь персонажей. Само название – «Имя розы» – едва ли можно трактовать однозначно: оно связано напрямую лишь с последней строкой в романе: «Роза при имени прежнем – с нагими мы впредь именами». Как сам Умберто Эко отмечает в «Заметках на полях «Имени розы», «роза как символическая фигура до того насыщена смыслами, что смысла у неё почти нет […] Название, как и задумано, дезориентирует читателя […] Название должно запутывать мысли, а не дисциплинировать их». Таким образом писатель подчёркивает, что текст живёт своей собственной, независящей от автора жизнью. Отсюда новые, различные прочтения, интерпретации, к которым и должно подталкивать читателя название романа.

В-третьих, для романа характерно постмодернистское мироощущение, а именно: ирония, отвержение целостности бытия. В романе «Имя розы» автор поднимает и рассматривает проблемы современности через призму средневекового мира, а в современном мире серьезное отношение к чему-либо невозможно – в мире, переживающем кризис гуманизма, в реальности, для которой обыденностью стала враждебность постиндустриального общества и тоталитарного государства по отношению к индивидууму, неспособность государства защитить человека. Единственным спасением в этой ситуации становится ирония.

Ирония Умберто Эко проходит красной нитью через все произведение – даже в конфликте Вильгельма и Хорхе, основанном на диспуте о смехе, прослеживается ирония. С моей точки зрения, нельзя без иронии говорить о человеке, который во имя идеи о том, что Христос не смеялся, жестоко убил множество невинных людей. В образе Хорхе осмеивается гордыня разума – один из самых серьезных грехов во всех религиях. Будучи убежденным в своей правоте и в своем «великом предназначении», Хорхе был слеп не столько зрением, сколько был слеп душой – в ней не было любви ни к Богу, ни к людям, ни к другим творениям Бога. Так, считая себя мессией, Хорхе согрешил гораздо серьезнее, чем все, кого он обвинял, вместе взятые, в том числе, брат Дольчин, которого он люто ненавидел. В душе, где есть агрессия и злоба, нет места любви и настоящей вере. В финале повествования Вильгельм называет его Антихристом: «Дьявол – это не победа плоти. Дьявол – это высокомерие духа. Это верование без улыбки. Это истина, никогда не подвергающаяся сомнению. Дьявол угрюм, потому что всегда знает, куда он придет, и куда бы ни шел – он всегда приходит туда, откуда вышел. Ты дьявол, и, как дьявол, живешь во тьме». Этими словами, на мой взгляд, выражается мнение самого автора на эту проблему и одна из главных идей романа.

В произведениях постмодернизма отвергается  сама возможность овладения реальностью  при помощи определенного метода или стиля, что мы можем видеть на примере расследования Вильгельма – фактически, неудачного, так как он ничего не добился, не сумел предотвратить ужасные события в аббатстве. Он раскрыл преступления слишком поздно, люди погибли, а крупнейшая библиотека христианского мира вместе с ценнейшим трудом Аристотеля сгорела. Автор показывает, что зачастую человеку – даже мудрейшему ученому – не дано изменить реальное положение вещей, не дано сохранить истину.

В романе подробно описана библиотека аббатства, и ее образ, как уже  упоминалось, вероятно, был заимствован  из произведений Хорхе Луиса Борхеса. Вместе с образом библиотеки была заимствована и концепция человека и смысла его жизни. Человеческая жизнь, по Х. Л. Борхесу, – это движение в пространстве культуры, паломничество в поисках книги, каталога каталогов. Главные герои долгими ночами блуждают по библиотеке-лабиринту в поисках той самой книги – загадки и тайны аббатства.

Подводя итог, в романе Умберто Эко «Имя розы» присутствуют следующие характерные для постмодернизма черты: синтез жанровых форм, многоплановость содержания, интертекстуальность, ироничность, разрушение целостных форм и идея жизни человека как лабиринта. Повествование представляет собой переплетение различных жанров: исторического романа, философского романа, детектива и политического романа. Для произведения характерна интертекстуальность – наличие аллюзий и реминисценций на другие литературных произведения – а также полисе античность названия романа. Эти черты обуславливают множество вариантов прочтения романа и многоплановость его содержания.

В романе Умберто Эко рассматриваются  проблемы современности через призму средневекового мышления, главным образом  с помощью иронии. В произведении прослеживается идея о бессилии человека против обстоятельств – его методы и стили рассуждения не помогут повлиять на реальность. Также в произведении представлена проблема гордыни духа: к чему может привести высокомерие, упрямство и отсутствие любви в душе человека. В романе представлена постмодернистская концепция жизни человека, сформулированная Хорхе Луисом Борхесом: жизнь – это движение по лабиринту в поисках смысла. Таким образом, роман «Имя розы» Умберто Эко является постмодернистским произведением с характерными для него чертами и свойственными ему постмодернистской эстетикой и мироощущением.




Информация о работе Черты постмодернизма в романе Умберто Эко «Имя розы»