Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2013 в 17:54, шпаргалка
1. Теория литературы- Критика появилась раньше, чем литературоведение, еще в трудах Белинского, критика и была литературоведением. Во второй половине 19 века и в 20-м веке возникали дискуссии о критике и ее назначении. Критика по-разному соотносилась с литературоведением. В наше время критика выводится за рамки литературоведения. Литературоведение – сложная наука, состоящая из множества дисциплин, которые взаимосвязаны и составляют систему.
Изучает поэтику литературного произведения.
Поэтика – наука о формах, средствах и способах построения литературного произведения (формальная сторона произведения).
Другое ключевое понятие из этого же ряда – проблематика (обычно принято говорить о проблематике и поэтике произведения).
1. Теория литературы- Критика появилась раньше, чем литературоведение, еще в трудах Белинского, критика и была литературоведением. Во второй половине 19 века и в 20-м веке возникали дискуссии о критике и ее назначении. Критика по-разному соотносилась с литературоведением. В наше время критика выводится за рамки литературоведения. Литературоведение – сложная наука, состоящая из множества дисциплин, которые взаимосвязаны и составляют систему.
Изучает поэтику литературного произведения.
Поэтика – наука о формах, средствах и способах построения литературного произведения (формальная сторона произведения).
Другое ключевое понятие из этого же ряда – проблематика (обычно принято говорить о проблематике и поэтике произведения).
Проблематика - это комплекс тем и проблем, затронутых в художественном произведении (содержательная сторона). Теория литературы сосредотачивается именно на поэтике.
Теория литературы ведает понятийной, терминологической и методологической базой литературоведения.
Понятия – абстрактные сущности, связанные с объектами и явлениями действительности, обобщающие их свойства и существующие в нашем сознании.
Термины – словесные обозначения понятий. От обычных слов термины отличаются высокой точностью обозначения.
Слово «термин» произошло от имени древнеримского бога границы/межи Терминуса.
Метод – систематизированная и зафиксированная последовательность действий, позволяющих достичь определенного результата.
2. Теория литературы составляет важнейший раздел литературоведения. Выполняя роль его фундамента, поясняя схемы концептуальных категорий, повторяющихся в определенный период и во все времена, уточняя существенное в смене одних эстетических формаций другими, теория формирует и мотивирует основные показатели литературы.
Литература
и наука. Существует тесная связь между литературой
и наукой, так как они призваны познавать
природу и общество. Художественная литература,
как и наука, обладает огромной познавательной
силой. Но наука и литература имеют каждая
свой предмет познания, и особые средства
изложения, и свои цели.
Отличительный характер поэтической мысли в том,
что она предстает перед нами в живом конкретном
образе. Ученый оперирует системой
доказательств и понятий, а художник воссоздает
живую картину мира. Наука, наблюдая массу
однородных явлений, устанавливает их
закономерности и формулирует их в логических понятиях.
При этом ученый отвлекается от индивидуальных
особенностей предмета, от его конкретно-
В искусстве процесс познания мира иной. Художник,
как и учёный, при наблюдении жизни идет
от единичных фактов к обобщению, но выражает
свои обобщения в конкретно-чувственных
образах.
Главная разница между научным определением
и художественным образом состоит в том,
что научное логическое определение мы
способны лишь понимать, тогда как преломленный
в наших чувствах художественный образ,
мы словно видим, представляем себе, слышим,
ощущаем.
3. Теория литературы составляет важнейший раздел литературоведения. Выполняя роль его фундамента, поясняя схемы концептуальных категорий, повторяющихся в определенный период и во все времена, уточняя существенное в смене одних эстетических формаций другими, теория формирует и мотивирует основные показатели литературы.
Литературоведческие дисциплины. Литературоведческие дисциплины базируются на теории литературы, ее предметом изучения являются художественные произведения. И в этой связи возникает необходимость разграничения понятий «литература» и «литературоведение».
Вспомогательные литературоведческие дисциплины. Литературоведческие дисциплины, которые не занимаются непосредственным анализом художественных произведений, называются вспомогательными. Их задача — способствовать, помогать основным дисциплинам изучать литературу. При этом они выработали собственную методику и методологию со своими специфическими целями и назначениями.
К служебным предметам относятся: литературоведческая библиография, литературоведческая историография, литературоведческая текстология.
4. Основные проблемы теории лттературы — методологические: специфика литературы, литература и действительность, генезис и функция литературы, классовость литературы, партийность литературы, содержание и форма в литературе, критерий художественности, литературный процесс, литературный стиль, художественный метод в литературе, социалистический реализм; проблемы поэтики в теории литературы.: образ, идея, тема, поэтический род, жанр, композиция, поэтический язык, ритм, стих, фоника в их стилевом значении. Для марксистско-ленинского литературоведения существенным является решительное подчеркивание единства вопросов методологии и поэтики, рассмотрение вторых на основе первых, четкая связь с методологией при рассмотрении всего круга проблем поэтики. В силу этого деление проблем Т. л. на проблемы методологии и поэтики в известной мере условно, так как любой вопрос формы, структуры литературного произведения может быть поставлен и чисто методологически (напр. общая постановка вопроса о функции ритма, стиха, фоники и пр. в литературном произведении и т. п.) и в плоскости поэтики (определенные исторические и, следовательно, стилевые особенности тех или иных ритмических, языковых и пр. категорий). С другой стороны, естественно, методологические вопросы могут быть поставлены лишь при учете исторического развития литературных форм. Утверждение тесного единства основных разделов Т. л., характерное для марксизма-ленинизма, отличает его литературную теорию от старых «теорий словесности» и формалистических «теорий литературы», где вопросы поэтики рассматривались якобы вне определенных методологических предпосылок, чисто описательно, но где в действительности эти предпосылки были лишь скрыты и носили неизменно идеалистический характер.
5. Метод. Понятие художественного метода.
Метод – совокупность наиболее общих принципов художественного мышления. Вычленяют реалистический художественный метод и нереалистический метод. Формируются разные модели.
1. Отбор фактов действительности для изображения.
2. Оценка.
3. Обобщение – бывают идеальные модели.
4. Художественное
воплощение – система
Метод – это понятие надэпохальное. Реализм – есть всегда, но он разный, разные акценты. Литературные направления – историческое воплощение какого-либо художественного метода. Любое направление имеет теоретическое подспорье, манифест. Состояние философии определяет взгляды писателей. Реализм вырастает из Гегеля. Просветители – французский материализм. Литературное направление – всегда неоднородно. Пример: критический реализм. Борьба внутри направления.
6. Античная литература выросла на основе мифологии. Греческая мифология возникла в далекой древности, когда первобытный человек еще не выделял себя из окружающей среды, воспринимая себя как часть природы. Следствием этого явилось наивное очеловечивание всего, что окружало древних людей, широкое «метафорическое» сопоставление природных
и общественных явлений.
Начало существования собственно литературы приходится на период перехода греческого общества от общинно-родового
строя к рабовладельческому, от патриархального рабства к классическому (IX—VII вв. до н. э.). Литературным памятником этого периода остался эпос Гомера, который и принято считать началом всей европейской литературы.
Несмотря на то что в поэмах его действуют боги, содержание их уже не является целиком мифологическим. Слияние мифологического и реального планов изначально предопределило художественную структуру гомеровских произведений.
В античной литературе сложились основные роды и жанры, причем система жанров в ней была отчетливой и устойчивой, ибо само «античное литературное мышление было жанровым»: принимаясь писать стихотворение, греческий поэт мог всегда заранее сказать, к какому жанру оно будет принадлежать и к какому древнему образцу стремиться. К числу самых древних и высоких жанров греки относили эпос (хотя Аристотель в «Поэтике» ставил трагедию выше).
Древнегреческая эпическая поэзия представлена произведениями еще одного автора — Гесиода, известного своим дидактическим эпосом «Труды и дни». Творчество его приходится на период становления классового общества в Греции (VIII—
VII вв. до н. э.) и потому отразило новые тенденции в жизни греческого общества, когда героические идеалы иссякли и им
на смену пришло моральное поучение.
В VII веке до н. э. эпос постепенно начинает уступать ведущую роль лирике. Это явилось результатом серьезных изменений, происшедших в жизни греческого общества. Впервые в истории человек осознает себя как личность и пытается выразить себя, свои душевные переживания таким образом, что эти лирические излияния становятся интересными не только самому автору, но и его слушателям. Не случайно лирика возникает позднее, чем эпос; эпос объективен, присутствие в нем личностного начала.
7. Средневековая
литература — литература, принадлежащая
периоду, который начинается в
поздней античности (IV—V века), а
завершается в XV веке. Самыми ранними
сочинениями, оказавшими
9. Мифологический/мифо- поэтический метод – исходит из того, что все литературные произведения либо представляют собой мифы в чистом виде, либо в этих произведениях присутствует большое количество элементов мифа.
Связан с работами Дж. Фрэзера и К. Г. Юнга (учение об архетипах).
Как особый
метод, мифологическое литературоведение
сформировалось в 30-ые г. 19в. в Западной
Европе, хотя еще со времен Средневековья
существовала герменевтика - истолкование
священных изотерических
Философская
основа классической мифологической школы
стала эстетика Шеллинга, братьев
Шлегеллей, которые утверждали, что в основе
всякой культуры, литературы оказывается
мифология. Целенаправленно идеи стали
развиваться в период формирования романтизма,
когда возродился интерес к легендарному
прошлому, фольклорным жанрам.
Теорию европейской мифологической школы
разработали фольклористы братья Гримм
в книге «Немецкая мифология». Используя
принципы сравнительного метода, фольклористы
противопоставляли сказки с целью выявления
общих моделей, образов, сюжетов. В России
мифологический метод распространяется
в середине 19в. Его классики – Буслаев,
Афанасьев, Пропп.
Формула мифа
становится сверхъестественной. Главный
феномен мифа является неразличение
между 2-мя реальностями: расширение реальности
физической до реальности метафизической.
Миф – не первобытная фантастика, а универсальный
тип мировосприятия, предполагающий веру
в чудо. Чудо понимается как форма реальности.
Миф является формой выражения мистического
опыта. Поэтому он имеет религиозное и
психологическое значение. В религиозном
смысле миф объективирует духовный опыт,
духовные переживания. Напр., религиозные
символы – храмовая символика (иконы,
напр.)
Миф позволяет объяснить сверхъестественное,
чем в богословии занимается учение о
литургии.
В психологии миф связан с исследованием
бессознательного, т.к. мифологические
образы воплощают в себе коллективную
память, опыт; позволяют проникнуть за
сферу дневное сознание – в сознание ночное.
Это раскрывается в символике сновидений,
которая активно исследовалась психоанализом.
В области литературоведения мифологическая
школа предполагает выявление символического
подтекста, символики, т.к. символ – «свернутый
миф, в символе заключается некий мифологический
сюжет». Задача мифологического прочтения
– исследования символики.
В современной филологии активно развивается
способ мифореставрации (родоначальник
С.Телегин): сводится к обнаружениям мифологических
символов, истоков, которые прочитываются
за внешним сюжетом).
10. Культурно- исторический метод – в рамках данного метода литература трактуется как продукт общественной жизни и конкретных культурно-исторических условий. Явления искусства объясняются через крупные исторические факты.
Культурно-историческая
школа сформировалась в работах
Ипполита Тена («Философия искусства»,
1865г). Тен считал, что на искусство влияют
3 позитивистских фактора – раса, среда,
историческая обстановка. Фактор расы
Тен связывал с понятием национального
характера, утверждая, что северные народы
медлительны, а южные народы темпераментны.
Понятие национального характера по мысли
Тена объясняло влияние одной культуры
на другую. Фактор среды Тен раскрывал
через понятие среды природной: объяснял
гармоничное искусство Античности гармоничным
средиземноморским климатом. В философии
20в. (Бердяев) говорится о понятии пейзажа
души. В книге «Судьба России» (о 1-ой мировой
войне) Бердяев объясняет поведение государств,
народов влиянием природных факторов:
русский характер сложился под влиянием
Великой русской равнины. Всякое литературное
явление связано с определенной исторической
обстановкой, за счет чего возникает культурно-исторический
контекст. 3-ий фактор культурно-исторического
аспекта повлиял на формирование социологического
литературоведения (в том числе и марксист).
Главная заслуга Тена – то, что он научно
обосновал принцип историзма. Сущность
его в том, что в искусстве отсутствует
прогресс. В науке новое открытие последовательно
вытесняет прежнее. В искусстве новое
– далеко не обязательно лучшее, совершенное.
Тен говорил, что каждый историко-литературный
период должен прочитываться в рамках
тех традиций, что существовали в данное
время. Этим объясняется сложность понятия
литературного процесса. Пр.: средневековая
поэзия не может оцениваться менее значимо,
чем поэзия современника; поэзия Некрасова
ставилась современниками выше поэзии
Пушкина, сейчас воспринимается как исторический
факт, явление времени. Важная заслуга
культурно-исторической школы стало понятие
литературная школа обозначил критерии
для национальной самобытности.
Культурно-историческая школа повлияла
на другие научные методы (на биографический
сравнительно-исторический). В России
эта школа была одной из самых популярных;
главные представители: Пыпин, Тихонравов,
Пытляревский, Венгеров. В рамках критико-исторической
школы работали современные литературоведы:
Сокулин, Пиксанов. В Европе принципы культурно-историческая
школа развивала университетская критика.
Основной недостаток –слишком тесное
сближение лабораторно-опытного исследования
и гуманитарных явлений, но со временем
крайности оставлены.