Шпаргалка по "Детской литературе"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2014 в 14:38, шпаргалка

Краткое описание

Вопрос №1 Поэзия Фета в детском чтении.
До сих пор не все факты биографии Фета выяснены. Например, дата его рождения точно не известна. По одним данным, Афанасий Афанасьевич Фет родился 23 ноября, подругам — 23 октября 1820 г. в селе Новоселки Мценского уезда Орловской губернии в семье помещика Афанасия Неофитовича Шеншина и Шарлотты Елизаветы Фёт. Когда мальчику исполнилось 14 лет, он по требованию церкви был лишен фамилии Шеншин на том основании, что венчание А.Н. Шеншина и Ш.Е. Фет состоялось после его рождения. Только через 53 года, после долгих и мучительных ходатайств, он получил разрешение именоваться Шеншиным, а фамилию Фет сохранил как литературный псевдоним.

Вложенные файлы: 1 файл

0455353_31BB8_bilety_i_otvety_po_detskoi_literature.docx

— 227.08 Кб (Скачать файл)

Вопрос №1 Поэзия Фета в детском чтении. 

До сих пор не все факты биографии Фета выяснены. Например, дата его рождения точно не известна. По одним данным, Афанасий Афанасьевич Фет родился 23 ноября, подругам — 23 октября 1820 г. в селе Новоселки Мценского уезда Орловской губернии в семье помещика Афанасия Неофитовича Шеншина и Шарлотты Елизаветы Фёт. Когда мальчику исполнилось 14 лет, он по требованию церкви был лишен фамилии Шеншин на том основании, что венчание А.Н. Шеншина и Ш.Е. Фет состоялось после его рождения. Только через 53 года, после долгих и мучительных ходатайств, он получил разрешение именоваться Шеншиным, а фамилию Фет сохранил как литературный псевдоним.

Боль, пережитая в детстве, осталась на всю жизнь. В творчестве Фета позже не раз будет отражаться мысль о кровной связи с Россией. Особенно ярко звучит она в стихотворении «Ответ Тургеневу»

Учился Фет сначала в немецком пансионе прибалтийского города Верро, а затем до 1844 г. в Московском университете на словесном факультете.

Печататься начал, будучи студентом. В 1840 г. появляется первый сборник его стихотворений «Лирический пантеон», в основном подражательный, но отмеченный несомненным талантом и поиском новой поэтической формы.

К середине 40-х годов Фет приобретает литературную известность и заслуживает одобрительного отзыва Белинского, назвавшего его самым даровитым из московских поэтов. В журналах печатаются его стихи, многие из них становятся романсами, поются чуть ли не по всей стране.

Однако творческий путь Фета не был гладким, поступательным, победоносным. Были целые периоды, когда читатели не слышали его поэтического голоса. Так, с 1844 по 1853 г., когда Фет поступил на военную службу и жил на юге России он был фактически лишен общения с литературным миром и почти не печатался.

В середине 50-х годов, после перевода его на службу неподалеку от Петербурга, начался новый период творчества Фета. С 1854 г. он активно печатался в таких журналах, как «Современник», «Отечественные записки». «Русское слово». Особенно дружен был Фет с писателями, группирующимися вокруг некрасовского «Современника»: Тургеневым, Толстым, Гончаровым, Панаевым.

Высоко ценил его в эти годы Некрасов.

В 1857 г. Фет женился на М. Боткиной, дочери богатого чаеторговца и сестре известного критика В.П. Боткина. В 1858 г. он вышел в отставку.

В 60-70-е годы Фет пишет очень мало, уходит в заботы о создании богатого поместья. Но поэта не оставляло ощущение неуспокоенности. Уже в 1864 г. он пишет: «Жизнь пронеслась без явного следа. Душа рвалась — кто скажет мне, куда? С какой заране избранною целью?» («Жизнь пронеслась...»).

И в 80-е годы поэзия снова становится для Фета основной привязанностью в жизни: он пишет лирические стихи, делает переводы, готовит мемуары. В 1883 г. появляется сборник стихотворений «Вечерние огни». До 1891 г. вышло четыре выпуска этого сборника, отразившего новый и последний подъем творчества старого поэта. 21 ноября 1892 г. А.А. Фет скончался.

Поэтическое наследие Фета включает лирические стихотворения и поэмы, баллады и послания, философские размышления в стихах и публицистические стихотворения. Но более всего он памятен и дорог нам как лирический поэт. Основная тональность поэзии Фета мажорная, светлая, жизнерадостная. Эмоциональная ее наполненность связана с упоением красотой, любовью, природой, искусством. В сферу красоты Фет включает мотивы природы и любви, область снов и мечтаний, различные душевные переживания и настроения.

Обаяние любовной лирики Фета не в создании психологического портрета лирического героя или индивидуализированного облика любимой. В центре его внимания сама любовь, как зерно, из которого вырастает вечное дерево поэзии. Одним из шедевров любовной лирики яв-ся стихотворение, написанное в 1850 г.:

Шепот, робкое дыханье,

Трели соловья,

Серебро и колыханье

Сонного ручья,

Свет ночной, ночные тени,

Тени без конца,

Ряд волшебных изменений

Милого лица,

В дымных тучках пурпур розы,

Отблеск янтаря,

И лобзания, и слезы,

И заря, заря!..

  (А. Фет) наизусть

В самом деле, это одно из самых «фетовских» стихотворений: в нем воплотилась способность поэта ощутить и передать едва намечающиеся, почти неуловимые движения человеческой души в удивительном слиянии с происходящим в природе..

Многие его стихотворения вскоре после их появления стали романсами («На заре ты ее не буди...», «Я тебе ничего не скажу...», «Сияла ночь. Луной был полон сад...»). Мелодичность поэзии Фета была высоко оценена П.И. Чайковским, который называл его поэтом-музыкантом и считал, что он делает смелый шаг в область музыки.

Постоянный поэтический поиск Фета характерен слиянием полярных начал в его лирике: романтического и реалистического. Особенно ощутима эта перекличка в пейзажной лирике Фета. В ней явственно сказывается мужественный и жизнеутверждающий взгляд на мир, реалистичность в соотнесенности явлений природы и явлений духовной жизни человека, точность в наблюдениях и конкретность в воспроизведении картин природы. Может быть, эти качества и определили вхождение стихотворений Фета, написанных в разные периоды, в круг детского чтения.

Уже в ранних стихах Фета звучит тема красоты природы, смены времен года. Сначала это были стихотворения-монологи, с прямым признанием бесхитростной радости, любви к явлениям природы. «Рад я дождю», «Любо мне в комнате ночью стоять у окошка впотьмах»,— так обычно начинает он свои стихотворения в этот период. В них любовь к природе проявляется еще созерцательно и неконкретизиро- ванно:

Чудная картина, Как ты мне родна: Белая равнина, Полная луна.

Свет небес ВЫСОКИХ, И блестящий снег, И саней далеких Одинокий бег.

(«Чудная  картина...>>)

Но и тогда уже Фет пытается сближать эмоциональные контрасты: «И радостен для взгляда весь траурный наряд» («Печальная береза»). Свою поэтическую речь он строит по принципам внутреннего монолога, с разговорными интонациями, восклицаниями, прерывистостью

В 50-е годы Фет неутомимо запечатлевает малейшие изменения в природе. Его внимание привлекает не только общий годовой ритм природы, но и приметы ее явлений:

Две капли брызнули в стекло, От лип душистым медом тянет, И что-то к саду подошло, По свежим листьям барабанит.

(«Весенний  дождь»)

Природа у Фета очеловечена, но по-особому. Она служит средством выражения чувств, переживаний поэта-лирика. Его лирические эмоции как бы находят отклик в природе:

Прозвучало над ясной рекою, Прозвенело в померкшем лугу, Прокатилось над рощей немою, Засветилось на том берегу.

(«Вечер»)

Поэт фиксирует субъективные впечатления, запечатлевает мгновенные ощущения, сиюминутные переживания. Уже Салтыков-Щедрин подметил стремление Фета передать те душевные явления, которые только еще кристаллизуются в сознании.

Природа в изображении Фета гораздо конкретнее, чем у его предшественников, Жуковского и Тютчева. Его описание природы более детализируется. Каждая птица, каждое дерево, каждое насекомое показаны в их неповторимости: коростель вполголоса скрипит («Степь вечером»); краснеют по краям кленовые листы («Старый парк»); резко-сух снотворный и трескучий кузнечиков неугомонный звон. («Как здесь свежо...».)

Свои стихотворения о природе Фет объединил в циклы: «Весна», «Лето», «Осень», «Снега». Каждое время года у него дается не только созерцательно, но и активно, в дыхании, действии, изменчивости.

«Первый ландыш», «Весенний дождь», «Весенние мысли», «Еще майская ночь» — по этим названиям стихотворений уже можно проследить движение весеннего времени.

Летом поэт подмечает, как волнистые проходят облака, повиснул дождь, как легкий дым. Эпитеты, сравнения, метафоры Фета свежи, точны, естественно связаны с предметом изображения. Даже когда он сознательно нанизывает поэтические образы в стихотворения.

Образ птицы вообще очень характерен для творчества Фета.

С любовью описывает Фет русскую зиму в стихотворениях «Ночь светла, мороз сияет...», «Лес», «Кот поет, глаза прищуря» Одни из них по композиции напоминают разговор с собеседником:

Ночь светла, мороз сияет. Выходи — снежок хрустит...

(«Ночь  светла...»)

В цикле стихотворений о зиме есть бытовые сценки, показывающие взаимоотношения детей и взрослых в семье:

Мама! Глянь-ка из окошка — Знать, вчера недаром кошка Умывала нос:

Грязи нет, весь двор одело, Посветлело, побелело — Видно, есть мороз.

(«Мама! Глянь-ка...»)

Каждое время года имеет у Фета свои четкие приметы. Зимой, например, на двойном стекле узоры начертил мороз. Осенью осыпал лес свои вершины. Весною поэт подмечает, как солнце теплое ходит высоко и душистого ландыша ждет. А летом он видит иную картину: за спиной косцов сверкнули косы блеском чистым.

В совокупности поэзия Фета передает общий ритм природы средней полосы России, только ей присущее звучание. Чувство близости к природе у поэта с годами усиливается. К старости оно становится всеобъемлющим, космическим: Одно из самых сильных, по-пушкински мудрых стихотворений о природе, написано Фетом незадолго до смерти, в 1892г.

Мы замолкнем, что в кустах Хоры эти,—

Придут с песнью на устах Наши дети;

А не дети, так пройдут С песнью внуки: К ним с весною низойдут Те же звуки.

(«Что  за вечер...»)

 

Вопрос  №2 Устное народное творчество в детском чтении. Детский фольклор.

Слово «фольклор», которым часто обозначают понятие «устное народное творчество», произошло от соединения двух английских слов: folk — «народ» и lore — «мудрость». История фольклора уходит в глубокую древность. Начало ее связано с потребностью людей осознать окружающий их мир природы и свое место в нем. Из глубины веков пришли к нам и мифы, объясняющие законы природы, тайны жизни и смерти в образно-сюжетной форме. Богатейшая почва древних мифов до сих пор питает и народное творчество, и литературу.

В отличие от мифов фольклор уже вид искусства. Древнему народному искусству был присущ синкретизм, т.е. нерасчлененность разных видов творчества. Мифологическая предыстория фольклора объясняет, почему устное произведение не имело первого автора. С появлением «авторского» фольклора можно говорить о современной истории. Формирование сюжетов, образов, мотивов происходило постепенно и с течением времени обогащалось, совершенствовалось исполнителями.

Как и литература, фольклорные произведения делятся на эпические, лирические и драматические. К эпическим жанрам относятся былины, легенды, сказки, исторические песни. К лирическим жанрам можно отнести любовные, свадебные, колыбельные песни, похоронные причитания. К драматическим — народные драмы (с Петрушкой, например). Первоначальными же драматическими представлениями на Руси были обрядовые игры: проводы Зимы и встреча Весны, детально разработанные свадебные обряды и др. Следует помнить и о малых жанрах фольклора — частушках, поговорках и пр.

Со временем содержание произведений претерпевало изменения: ведь жизнь фольклора, как и любого другого искусства, тесно связана с историей. Существенное отличие фольклорных произведений от литературных состоит в том, что они не имеют постоянной, раз и навсегда установленной формы. Сказители и певцы веками оттачивали мастерство исполнения произведений.

Для фольклора характерна естественная народная речь, поражающая богатством выразительных средств, напевностью. Для фольклорного произведения типичны хорошо разработанные законы композиции с устойчивыми формами зачина, развития фабулы, концовки. Стилистика его тяготеет к гиперболам, параллелизмам, постоянным эпитетам.

Любое произведение фольклора функционально — оно было тесно связано с тем или иным кругом обрядов, исполнялось в строго определенной ситуации.

В устном народном творчестве отражался весь свод правил народной жизни. Народный календарь точно определял порядок сельских работ. Обряды семейной жизни способствовали ладу в семье, включали в себя и воспитание детей. Законы жизни сельской общины помогали преодолевать социальные противоречия. Все это запечатлено в разнообразных видах народного творчества.

Детский фольклор. Это понятие в полной мере относится к тем произведениям, которые созданы взрослыми для детей. Кроме того, сюда входят произведения, сочиненные самими детьми, а также перешедшие к детям из устного творчества взрослых. То есть структура детского фольклора ничем не отличается от структуры детской литературы. Многие жанры связаны с игрой, в которой воспроизводятся жизнь и труд старших, поэтому здесь находят отражение моральные установки народа, его национальные черты, особенности хозяйственной деятельности. В системе жанров детского фольклора особое место занимает «поэзия пестования», или «материнская поэзия». Сюда относятся колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки, сказки и песни, созданные для самых маленьких.

Колыбельные. В центре всей «материнской поэзии» — дитя. Им любуются, его холят и лелеют, украшают и забавляют. Нежные, монотонные песни необходимы для перехода ребенка из бодрствования в сон. Из такого опыта и родилась колыбельная песня. Здесь сказались врожденное материнское чувство и органически присущая народной педагогике чуткость к особенностям возраста. В колыбельных отражается в смягченной игровой форме все, чем живет обычно мать, — ее радости и заботы, ее думы о младенце, мечты о его будущем. В свои песни для младенца мать включает то, что понятно и приятно ему. Это «серенький коток», «красная рубашечка», «кусок пирога да стакан молока», «журавлик»..  Нередко колыбельная  была своего рода заклинанием, заговором против злых сил. Слышатся в этой колыбельной отзвуки и древних мифов, и христианской веры в Ангела-хранителя. Но самым главным в колыбельной песне на все времена остаются поэтически выраженная забота и любовь матери, ее желание оберечь ребенка и подготовить к жизни и труду: Будешь жить-поживать, Не лениться работать!

Информация о работе Шпаргалка по "Детской литературе"