Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2013 в 14:02, шпаргалка
1. Характеристика 17 века как особой эпохи в истории западной литературы (соотношение барокко и класицизма)
По лекциям Нинелль Иванны: К кон. 16-го в. искусство и литература подошли к творческому кризису. Ренессансная идея господства человека в мире благополучно скончалась. В Ренессансе считалось, что мир – это место, где человек должен реализовать свое «я», гуманисты верили, что человечество посвятит себя творческому процессу.
Универсальный разум. Все существующие ценности подверглись критике с точки зрения разума. На суд разума просветители вызывали государство, взгляд на природу, общество, церковь - все отвергалось как неразумное. Требованиям разума и нравственности, по их мнению, отвечали понятия равенства и свободы, государственное устройство, основанное на принципах договора («Общественный договор» Руссо).
Принцип универсального разума определил и философию истории. Двигателем общественного прогресса стали считать разум, силу, которая должная обеспечить поступательное движение человеческой истории. История теперь понималась как способность человека порождать идеи: «Мнение правит миром». Эта мысль подтолкнула просветителей к выводу, что достаточно просветить людей о наилучшей форме государственного устройства, и можно будет достичь идеала. Нужно только найти эту наилучшую форму, чем и занимались ученые и философы Эпохи Просвещения. Средневековье рассматривалось как «перерыв в истории», будущее же общества они видели в «золотом веке», «веке разума». Просвещение рассматривалось как сила, способная рассеять мрак невежества. Однако уже к середине XVIII века просветители понимают, что на разум было возложено слишком много надежд, уже в произведениях Свифта есть скепсис относительно идеалов Просвещения. Великая французская революция нанесла окончательный удар по идеям просветителей.
Одним из факторов преобразований в сфере идеологии и культуры стала философия. Родоначальниками Просвещения считают Локка (материалистическая философия) и Лейбница (идеалистическая философия). Эти философы допускали существование особой «мыслящей» субстанции, но признавали Бога как «первопричину» мира и настаивали на согласовании веры с разумом, отвергая неразумные церковные догматы.
Культура Просвещения –
Теория воспитания. На более позднем этапе развернулась полемика между Фильдингом и Ричардсоном. Спор идет уже о теории воспитания. Ричардсон придерживается идеала третьесословной пуританской морали и видит в нем воплощение понятия о естественном человеке. Фильдинг с помощью оппозиции образов Тома Джонса и Блайфила доказывает эгоистический, расчетливый характер пуританской морали. Добродетель в расчете за вознаграждение, по его мнению, мало чего стоит. Бескорыстие, самопожертвование очертя голову – вот идеал добродетели. Ктулху зохавает твой моск.
Теория естественного человека. Человек общества, исторический человек противопоставлялся человеку естественному, природному.
Человек общества заражен пороками современности. Законы, гражданство и религия находятся в полном противоречии с естественным законом.
Человек естественный – такой, каким его создала природа, с естественными нравственными чувствами и побуждениями. Просветители предлагали сохранить лучшее, что есть в естественном человеке – естественное состояние и врожденную природную добродетель.
Вольтер не призывал к возвращению
в лоно природы. Он считал, что человеческому
состоянию более соответствуют
цивилизованные порядки. Состояние
первобытной дикости
Литература и искусство играли огромную роль в деятельности просветителей. Писатели, по мнению просветителей, воспитывали общество, пробуждали высокие гражданские чувства. Наивысшего подъема Просвещение достигло сначала в Англии, потом – в середине века – во Франции, и, наконец, в конце века – в Германии. В течение XVIII века появились такие литературные течения, как рококо, просветительский классицизм, просветительский реализм, сентиментализм.
Рококо (от фр. roca - раковина). Стиль рококо возник во Франции. Характерная особенность рококо – пристрастие к пасторальным и восточным травестиям, фривольность, скептицизм и ирония. Философская основа рококо – гедонизм. Жизнь - галантное празднество, беззаботность, наслаждение природой, музыкой, любовной игрой. Грусть о том, что счастье такого рода недолговечно. В литературе рококо самыми популярными жанрами были пастораль, комедия масок, бурлескная поэма. Яркий пример литературы рококо – философские повести Вольтера.
В первые десятилетия XVIII века ведущим течением в литературе был просветительский классицизм (драматургия и лирика Вольтера, драматургия Шиллера и Гете периода Веймарского классицизма, Александр Поп – поэзия). Поэзия Попа близка к XVII веку и «Поэтическому искусству» Буало. Сходство в преклонении перед античностью, принципах классицистической поэтики XVII века и обобщенности, типизации. Главная проблема, которой занимается просветительский классицизм – то, как среда и общественное положение влияют на человека.
Потом сформировался просветительский реализм. Продолжая традиции романа социально-психологического (Лесаж, Прево, Мариво), авантюрно-приключенческого (Дефо) и др., реалистическая литература зрелого Просвещения достигает новых вершин в творчестве Фильдинга, Дидро, Лессинга. В Германии подъем литературы связан с творчеством Гете и Шиллера. Просветительский реализм – явление сложное. В одних случаях для него характерны формы условно-философского, универсального обобщения, в других – тяготение к формам реально-бытовым, а иногда и к конкретно-историческому отображению действительности. Показывая человека как порождение определенной среды, писатели подчеркивали наличие в нем определенной «программности». Яркий пример просветительского реализма – романы Фильдинга. Реальный сюжет соприкасается с сюжетом просветительским. Реальность проявляется в обстоятельствах, а просветительский сюжет – это установки разума и природы.
Программный герой абстрагирован от условий быта. Простодушный у Вольтера воспитывается в дебрях, вдали от цивилизации. Робинзон Крузо проявляет творческие возможности только на необитаемом острове. Том Джонс, хотя и найденыш, не несет никаких черт реального социального состояния. Он связан с окружающим миром внешне и условно, воплощает человеческую природу, человека вообще. Зато отрицательный персонаж един и конкретен.
Термин «просветительский
Сентименталисты скептически относились к разуму, превознося мир чувств. В противовес пуританской морали и концепции «здравого смысла» сентименталисты провозглашали культ чувства, объявляя его важнейшим условием раскрытия богатства духовного мира человека. Чувство - средоточие человечности. Зрелый сентиментализм представлен в творчестве Стерна, Руссо, писателей «Бури и натиска». В их произведениях органически сочетаются мысль и чувство. К работам в этом стиле относятся «Разбойники» Шиллера, «Вертер» и «Фауст» Гете. Сам Фауст в начале произведения придерживается тех же идей.
Главный теоретик сентиментализма – Гердер. Он отверг свойственную классицизму незыблемость эстетического идеала. Он утверждал, что каждая историческая культурная эпоха отличается неповторимостью и самобытностью. Гердер формировал новый подход к художественному произведению, исходя не из правил, а из творчества гения. Нет правил, понимать произведение гения нужно исходя из самого произведения.
В XVIII веке появились и были разработаны новые жанры. В драматургии – мещанская драма (теоретик - Дидро). Изменился трагический герой, действующий исходя из естественных побуждений, а не чувства долга (теоретик - Лессинг). Особое значение в XVIII веке играла сатира, которая проникла во все жанры и виды творчества. Все это не могло не оказать влияния на последующую литературу.
2. Характеристика просветительского классицизма.
В пределах литературы и искусства
Просвещения активно
Ранее других формируется просветительский классицизм. В трудах, посвященных XVIII веку, это направление нередко оценивается как пришедший в упадок «высокий» классицизм XVII в. Это не совсем так. Конечно, между просветительским и «высоким» классицизмом существует преемственная связь, но просветительский классицизм — это цельное художественное направление, раскрывающее не использованные до того художественные потенции классицистского искусства и обладающее специфическими чертами.
Разрабатывая, как и в XVII в., преимущественно жанры трагедии, эпопеи, оды просветительский классицизм исходит из признания существования вечных и объективных законов искусства, опирающихся на законы разума, и потому отвергает стихийное вдохновение, поэтические «вольности». Сохраняются и такие важные принципы классицистской эстетики, как предпочтение разума чувству, рационального — эмоциональному, общего — частному; требование гармонии и соразмерности частей, лаконизма композиции и т. д.
Принципиально новые черты в
искусстве просветительского
Существенно меняется понимание смысла, задач и характера таких, например, жанров, как трагедия. В «высоком» классицизме фабулу трагедии обычно составляла любовная коллизия, у просветителей нередко тема любви вовсе исчезает, сменяется философской проблематикой. Источником трагедии здесь становится не внутренний психологический конфликт в сознании героя, а столкновение человека с враждебными ему силами общества. В результате ослабляется и отодвигается на задний план психологический анализ, а задачей трагедии объявляется не аристотелевский катарсис, т. е. очищение через страх и сострадание, а возмущение общественным злом, его активное неприятие. Авторы обычно обращаются не только к разуму зрителей и читателей, но и к их чувствам. Этому способствует усиление зрелищности произведений, сценические эффекты, динамичность интриги и т. д.
Сохранив присущую «высокому» классицизму иерархию жанров, художники просветительского классицизма отказываются от их разграничения по социальному, сословному признаку.
Еще более существенно то, что классицисты XVIII в. отказываются от принципа дистанцированности сценического действия. Дистанция между героями пьесы и зрителями систематически и сознательно преодолевается благодаря насыщению произведения прямыми аллюзиями на современность. Аристотелевское противопоставление истории (единичного) поэзии (всеобщему) снимается переосмыслением истории и наполнением ее актуальной проблематикой.
Эти черты просветительского
Своеобразным эстетическим откликом на проблематику Французской революции и специфической разновидностью просветительского классицизма стал так называемый «веймарский классицизм».
Таким образом, вступив в полосу упадка в конце 17 в., Классицизм возрождается в эпоху Просвещения. Новый, просветительский Классицизм сосуществует на протяжении 18 в. с просветительским реализмом, а к концу века становится вновь господствующим художественным течением. Просветители во многом продолжают традиции Классицизм 17 в. Им оказались близкими выраженные в Классицизм позиция человека, сознательно относящегося к миру и к самому себе, способного подчинить общественному и нравственному долгу свои стремления и страсти; пафос цивилизации; рационалистическая концепция художественного творчества. Однако социально-политическая ориентация просветительского Классицизм меняется. В традициях классицизма Вольтер создает трагедии, проникнутые борьбой против религиозного фанатизма, абсолютистского гнета, пафосом свободы. Обращение к античности, как к миру идеальных первообразов, составлявшее суть Классицизм, в том числе и просветительского, имело глубокие корни в идеологии Просвещения. Там, где просветители стремились проникнуть за внешнюю эмпирию жизни, выйти за рамки частной жизни, они оказывались, как правило, в мире идеальных абстракций, т. к. во всех своих построениях исходили из изолированного индивида и сущность человека искали не в социальных условиях его бытия, не в истории, а в абстрактно понятой человеческой природе. С просветительским Классицизм тесно связана литература Великой французской революции, которая облекала героические устремления в античные мифы и предания (творчество М. Ж. Шенье и др.)
3. Характеристика роккоко.
Рококо – течение, формирующееся в литературе, архитектуре, живописи в конце 17в.-нач.18в. в рамках классицистического направления.
Особенности:
- сохраняется
исходные рационалистические
- существенно меняются видение и оценка окружающего мира: они становятся шутливыми, ироничными, «игровыми»
- тяготение
к малым формам - миниатюрным павильонам
и беседкам, интимным уголкам
в садах, к небольшим
- типичные
жанры в поэзии: эпиграммы, небольшие
стихотворения галантного
- более пространные произведения - поэмы - не ставят больших и серьезных проблем, не обращаются к героическим сюжетам; они охотно разрабатывают эротические, порою фривольные мотивы, нередко пользуясь этой развлекательной оболочкой для антиклерикальной сатиры (в этом смысле поэты XVIII в. следуют традиции Ренессанса. Вольнодумная, сначала антицерковная, а потом в полном смысле слова антирелигиозная поэзия проходит сквозь всю французскую литературу XVIII в. Она начинается с поверхностно-игривых стихотворений поэтов-эпикурейцев, собиравшихся в аристократических салонах и кружках, потом достигает высокого масштаба и убийственной сатирической силы в поэме Вольтера «Орлеанская девственница» и завершается в последние годы века в антирелигиозной поэме Эвариста Парни «Война богов» (1799).).
Информация о работе Шпаргалка по "История зарубежной литературы 17-18 вв"