Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Июня 2014 в 21:35, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Литературе"
Вопрос 1.
Русская литература второй половины 19 века.
Во второй половине девятнадцатого века, русская литература и культура переживают расцвет. В общественной жизни страны в этот период происходят важные события: Крымская война, многочисленные крестьянские волнения, отмена крепостного права, становление капитализма. В целом, общественные отношения преодолевают некую планку, определённый уровень, после которого возврат в недалёкое прошлое кажется невозможным. В первую очередь это касается отношений к человеку, его проблемам, без различия категорий и сословий. Начинается процесс формирования «нового человека», его общественного и нравственного самосознания. Его новый этап был тесно связан с попыткой детального проникновения в глубины человеческих чувств и отношений. Авторы демонстрируют желание не только передать свои эмоции через действующих лиц, но и вскрыть основные причины социального зла. Как следствие, авторы всё чаще обращаются в произведениях к народной тематике, образ крестьянина, мужика, становится одним из основных в художественной литературе. Традиции реализма, заложенные Лермонтовым, Пушкиным, Гоголем, закрепляются, их произведения во многом становятся эталоном для новых авторов. Заслугой этому в немалой степени послужила деятельность Чернышевского, в том числе и его диссертации "Эстетические отношения искусства к действительности". Во второй половине 19-го века появляется целая плеяда талантливых русских писателей: Ф.М. Достоевский, И.С. Тургенев, И.А. Гончаров, А.Н. Островский, Н.А. Некрасов, М.Е. Салтыков – Щедрин, Л.Н. Толстой, А.П. Чехов.
Вопрос 2.
Ф. И. Тютчев (23 ноября или 5 декабря 1803 – 15 или 27 июля 1873)
Выдающийся русский поэт. Родился в усадьбе отца в селе Овсюг Брянского уезда Орловской губернии в родовитой дворянской семье. Первоначальное образование получил дома под руководством поэта-переводчика Раича, являвшегося членом декабристского “Союза благоденствия “, который пробудил в своем питомце любовь к литературе. Пятнадцатилетним мальчиком, в 1881году, за стихотворное подражание латинскому поэту Горацию Тютчев был избран сотрудником Общества любителей русской словесности; в следующем же году первые его стихи были напечатаны в “Трудах” Общества. В 1821 году окончил словесное отделение Московского университета. В 1822-1839 находился на дипломатической службе при русской миссии в Мюнхене, затем в Тюрине. В Мюнхене подружился с Генрихом Гейне, общался с Фридрихом Шеллингом. Многолетние пребывание за рубежом только внешне отдалило Тютчева от родины. В одном из своих писем этого времени он признавался, что одинаково любил отечество и поэзию.
Тютчев начал писать стихи в ранней юности. Выступил в печати в 1819 году, но в дальнейшем печатался редко и с большими перерывами. Во время пребывания Тютчева за границей несколько его стихотворений были напечатаны в малопопулярных московских журналах и альманахов. Поэзию Тютчева высоко оценил А. С. Пушкиным , опубликовавшим большой цикл его стихов в журнале “Современник” в 1836 году. Первая критическая статьях о стихах Тютчева принадлежит Н. А. Некрасову , который отнес его к “русским первостепенным поэтическим талантам” – цитата из “Современника” за 1850 году. В 1854 году редакция “Современника” издала сборник стихов Тютчева, подготовленный к печати И. С. Тургеневым.
Вопрос 3.
Особенности поэзии Тютчева.
Главные особенности
лирики поэта - тождество явлений внешнего
мира и состояний человеческой души, всеобщая
одухотворенность природы. Это и определило
не только философское содержание, но
и художественные особенности поэзии
Тютчева. Привлечение образов природы
для сравнения с различными периодами
жизни человека - один из главных художественных
приемов в стихотворениях поэта. Излюбленный
тютчевский прием - олицетворение ("тени
смесились", "звук уснул"). Л. Я.
Гинзбург писала: "Детали рисуемой поэтом
картины природы - это не описательные
подробности пейзажа, а философские символы
единства и одушевленности природы"
Пейзажную лирику Тютчева точнее будет
называть пейзажно-философской. Изображение
природы и мысль о природе сплавлены в
ней воедино. Природа, по Тютчеву, вела
более "честную" жизнь до человека
и без него, чем после того, как человек
появится в ней.
Величие, великолепие открывает поэт
в окружающем мире, мире природы. Она одухотворена,
олицетворяет ту самую "живую жизнь,
по которой тоскует человек": "Не
то, что мните вы, природа, // Не слепок,
не бездушный лик, // В ней есть душа, в ней
есть свобода, // В ней есть любовь, в ней
есть язык… " Природа в лирике Тютчева
имеет два лика - хаотический и гармонический,
и от человека зависит, способен ли он
услышать, увидеть и понять этот мир. Стремясь
к гармонии, душа человеческая обращается
как к спасению, к природе как к божьему
творению, ибо она вечна, естественна,
полна одухотворенности.
Мир природы для Тютчева - живое существо,
наделенное душой. Ночной ветер "понятным
сердцу языком" твердит поэту о "непонятной
муке"; поэту доступны "певучесть
морских волн" и гармония "стихийных
споров". Но где же благо? В гармонии
природы или в лежащем под нею хаосе? Тютчев
ответа не нашел. "Вещая душа" его
вечно билась "на пороге как бы двойного
бытия".
Поэт стремится к цельности, к единству
между природным миром и человеческим
"Я". "Все во мне, - и я во всем"
- восклицает поэт. Тютчев, как и Гете, одним
из первых поднял знамя борьбы за целостное
ощущение мира. Рационализм свел природу
к мертвому началу. Из природы ушла тайна,
из мира ушло ощущение родства между человеком
и стихийными силами. Тютчев страстно
желал слиться с природой.
Вопрос 4.
Поэзия А.А.Фета и её место в литературе 19 века
Фет в своей поэзии демонстративно уходил от злобы дня, от острых социальных проблем, которые волновали Россию. Но это не значит, однако, что поэтическое мироощущение Фета никак не связано с эпохой 1860-х годов. Он чуждался прямой гражданственности, но поэзия как искусство слова одной гражданственностью не исчерпывается. Фет явил в своем мироощущении другую, не менее существенную сторону жизни России 1860-х годов. Это была эпоха больших ожиданий и надежд, эпоха животворного кризиса старых основ жизни. Это было время радостного узнавания неисчерпаемой сложности и утонченности душевного мира, время раскрепощения чувств и осознания приблизительности и относительности всех попыток определить их с помощью точных слов. «Говорить про человека: он человек оригинальный, добрый, умный, глупый, последовательный и т. д. — слова, которые не дают никакого понятия о человеке, а имеют претензию обрисовать человека, тогда как часто только сбивают с толку»,— заметил в своем дневнике молодой Л. Н. Толстой. Поэзия Фета по-своему отвечала на эти новые потребности, которые поставило перед искусством время.
Вопрос 5.
Жизненный путь А. Фета
Жизненный путь Фета начался
с сурового испытания. Его мать Каролина
Шарлотта Фет в 1820 году уехала из Германии
с русским дворянином отставным ротмистром
А. Н. Шеншиным. Вскоре родился Афанасий,
которого Шеншин усыновляет. Через четырнадцать
лет обнаружилась незаконность метрической
записи, и русский дворянин Афанасий Шеншин
превратился в разночинца - "иностранца
Афанасия Фета", которому удалось получить
русское подданство только в 1846 году. Все
случившееся Фет пережил как трагедию.
Он ставит целью вернуться в дворянское
лоно Шеншиных и с фантастическим упорством
добивается ее. + С 1838 по 1844 год Фет учится на
словесном отделении философского факультета
Московского университета. Там он изучает
историю мировой культуры и продолжает
писать стихи, которыми начал увлекаться
в юношестве.
Многообразная публицистическая проза Фета во многом подготовила заключительный этап его поэтического творчества (1870-1892). В 1873 по разрешению царя разночинец Фета превращается в дворянина Шеншина. На это сразу же отреагировал И.С. Тургенев: “Как Фет вы имели имя, как Шеншин вы имеете только фамилию”.
Вопрос 6.
А. Островский и русский театр
Этот величайший русский драматург был первым, кто поставил перед собой задачу демократизации театра, а потому он приносит на сцену новые темы, выводит новых героев и создает то, что можно с уверенностью назвать русским национальным театром.
Драматургия в России, безусловно, имела богатую традицию и до Островского. Зрителю были известны многочисленные пьесы эпохи классицизма, существовала и реалистическая традиция, представленная такими выдающимися произведениями, как «Горе от ума», «Ревизор» и «Женитьба» Гоголя. Но Островский вступает в литературу именно как писатель «натуральной школы», а потому объектом его исследования становится жизнь невыдающихся людей, быт города. Жизнь русского купечества Островский делает темой серьезной, «высокой» комедии, писатель явно испытывает на себе влияние Белинского, а потому связывает прогрессивное значение искусства с его народностью, причем отмечает значимость обличительной направленности литературы.
Именно «суд над жизнью» становится определяющим художественным принципом творчества Островского. В комедии «Свои люди — сочтемся» драматург высмеивает основы жизни русского купечества, показывая, что людьми движет, прежде всего, страсть к наживе. В комедии «Бедная невеста» большое место занимает тема имущественных отношений между людьми, появляется образ пустого и пошлого дворянина. Драматург пытается показать, как среда развращает человека. Пороки его персонажей почти всегда являются следствием не их личных качеств, а той обстановки, в которой живут люди.
Особое место в творчестве Островского занимает тема «самодурства». Писатель выводит образы людей, смысл жизни которых заключается в подавлении личности другого человека.
Островский всегда считал театр школой воспитания нравов в обществе, понимал высокую ответственность художника. А потому он стремился к изображению правды жизни и искренне хотел, чтобы его искусство было доступно всему народу.
Вопрос 7.
Анализ пьесы “Гроза” А. Островского
Действие пьесы разворачивается в вымышленном городе Калинове на берегу Волги. Большое внимание автор уделает описанию красот природы и обычной жизни провинциального города. Калинов как будто застыл в замкнутой патриархальной эпохе, ему чужды нововведения и новости из «внешнего» мира. Повседневную жизнь жителей города с её нищетой, бесправием и жестокостью автор противопоставляет редким моментам ночных гуляний молодежи, воспоминаниям Катерины о счастливом детстве и картинам волжских пейзажей. По мере развития сюжета нарастает ощущение удушливой замкнутости калиновского мира.
Автор «населяет» город разнообразными жителями. С первого взгляда кажется, что они все разные, но всех их объединяет схожие понятия и представления этого маленького замкнутого мира. В первую очередь это Кабаниха и Дикой, поборники калиновской патриархальной морали и обычаев. Многие, такие как Варвара и Кудряш, предпочитают формально признавать над собой власть обычаев, хотя на практике тайно идут против неё. Даже ученый Кулигин, пытающийся внедрить свои изобретения, рассуждает о научной мысли, которая глубоко устарела даже для 19 века. Приезжий из Москвы Борис, человек образованный и воспитанный, тоже вынужден покорится этому городу, принять его правила.
Главными действующими лицами пьесы являются Катерина и Кабаниха. Две сильные женщины, каждая из которых отстаивает свою правду. Кабаниха представляет собой мир устаревшей патриархальной морали, она всеми силами отстаивает этот уклад жизни, стремится отсрочить его отмирание и угасание. Катерина же стремится освободиться от оков принуждения и преклонения. Её манит мечта, духовность, искренность. При этом во многом невестка и свекровь схожи – обе сильны духом и безкопромиссны, а также глубоко религиозны.
В душе Катерины просыпается любовь, но не к своему мужу. Она влюбляется в другого мужчину, хотя и пытается этому сопротивляться. Для неё измена мужу – страшный грех, нарушение нравственных и религиозных законов. Для Катерины заповеди церкви и патриархального мира имеют сильнейшее значение. Она хочет быть чистой и безупречной. Однако в своих терзаниях Катерина не находит поддержки ни в муже ни в Варваре.
После своего грехопадения Катерина не смогла скрывать перед мужем и людьми свою вину. Она осознает совершенный ею грех и в тоже время счастье настоящей любви. Она не видит себе прощения и конца мук совести, считает свою душу погубленной. Поэтому решается на ещё более страшный с религиозной точки зрения грех - самоубийство.
Для Кабанихи – публичное признание Катерины и последующий бунт сына, страшное потрясение. Она чувствует как гибнет её мир и наступает хаос.
Произведение «Гроза» выходит далеко за рамки обычного социально-бытового конфликта. Трагедия Катерины на своем примере показала перелом, происходивший в народном сознании, когда на первое место стала выходить свобода личности и волеизъявления, противостоя существующим традициям и укладу жизни
Вопрос 8.
Сравнительная характеристика Катерины и Ларисы
Главные героини значительно различаются по своему социальному положению, зато очень схожи своими трагическими судьбами. Катерина в “Грозе” - жена богатого, но слабовольного купца, всецело находящегося под влиянием деспотической матери. Лариса в “Бесприданнице” - красивая незамужняя девушка, рано лишившаяся отца и воспитанная матерью, женщиной небогатой, очень энергичной, которая к самодурству, в отличие от свекрови Катерины, не склонна. Кабаниха печется о счастье сына Тихона, как она его понимает. Харита Игнатьевна Огудалова столь же ревностно заботится о счастье дочери Ларисы, опять-таки, в своем понимании. В результате бросается в Волгу Катерина и гибнет от рук неудачника-жениха Лариса. В обоих случаях героиням суждено умереть, хотя родные и близкие вроде бы желали им только добра.