Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2013 в 18:13, доклад
Лирический герой Лермонтова глубоко индивидуален и носит автобиографический характер. Исследователи творчества поэта назвали его «лермонтовским человеком», гордым, одиноким, «лишним» в окружающем его обществе. Это — поэт, мыслитель и гражданин, размышляющий о соотношении «земного» и «небесного», о свободе и рабстве, о жизни и смерти, о судьбе своей родины и вместе с тем придающий большое значение любви к женщине. Такой образ лирического героя возник в результате объединения в лирике Лермонтова гражданской, философской и любовной линий («Мы случайно сведены судьбою…», «Не могу на родине томиться…», «Ужасная судьба отца и сына…» и очень многие произведения зрелой лирики) и поэтических жанров. Так, в «Думе» совмещены элегия и сатира, в «Смерти Поэта» — сатира, ода и элегия, в «Валерике» соединяются жанры стихотворного послания и прозаического военного очерка, а в сатире присутствуют лирические отступления («Булевар»).
Эволюция лермонтовского лирического героя
М. Ю. Лермонтова, как поэта-лирика, интересовала «история души человеческой» более, чем «истории целого народа». Впервые в русской литературе лирический герой Лермонтова был поставлен над действительностью, всем своим романтическим обликом выделен из среды, противопоставлен ей. Не случайно Лермонтов часто прибегает к логическим антитезам («Я или бог, или никто», «мне грустно… потому, что весело тебе»).
Лирический
герой Лермонтова глубоко
В результате
смешения жанров Лермонтову
Чтоб бытия земного звуки
Не замешались в песнь мою,
Чтоб лучшей жизни на краю
Не вспомнил я людей и муки,
Чтоб я не вспомнил этот свет,
Где носит все печать проклятья,
Где полны ядом все объятья,
Где счастья без обмана нет.
Лирический
герой ранней лирики
Кто может, океан угрюмый,
Твои изведать
тайны? Кто Толпе мои
Я — или бог — или никто!
В своих
романтических поэмах
Эти национальные особенности характерны для поэм, основанных на изображении сильных, мужественных людей и феодальной России («Олег», «Последний сын вольности», «Литвинка», позже — «Боярин Орша»), Но еще важнее роль национального колорита в лермонтовских поэмах, посвященных Кавказу («Демон», «Мцыри»), Борьба кавказских народов за свободу, их дикая простота и яркость быта, их близость к природе и сама по себе могучая и величественная природа Кавказа, — все это вдохновляло Лермонтова на создание образа свободолюбивой и гордой личности. Вокруг героя расположены другие действующие лица этих немноголюдных поэм: возлюбленная героя и его противник, иногда соперник, и один-два второстепенных персонажа.
Отношения
между действующими лицами
Изгнаньем из страны родной Хвались повсюду, как свободой;
Высокой мыслью и душой Ты рано одарен природой;
Ты видел зло, и перед злом Ты гордым не поник челом.
(«О, полно извинять разврат!..»)
Тема одиночества поэтому остается одной из главных в зрелой лирике поэта. Об этом свидетельствуют стихотворения «Гляжу на будущность с боязнью…», «И скучно и грустно», «На севере диком стоит одиноко…», «Утес», «Листок», «Выхожу один я на дорогу…». В них - искреннее и глубокое страдание от невозможности преодолеть вынужденное одиночество, стремление вырваться из его трагического круга, жажда обретения «души родной». Этот сложный комплекс чувств и дум с огромной силой запечатлен в стихотворении «Как часто, пестрою толпою окружен…» (1840). Для него характерно столкновение незабываемых детских впечатлений и последующего сурового жизненного опыта, мечты и действительности, любви и ненависти. Это своего рода «магический кристалл», открывающий взору жизненные дали поэта, их ранние истоки и драматические исходы. Прошлое и настоящее, «царство дивное» мечты, идеала и бездушный «маскарад» общества здесь не следуют друг за другом, а сосуществуют как части целого. Они «смотрятся» друг в друга, высвечивая свою несовместимость и неразрывность как одинаково реальные моменты лермонтовского «я». Их единение порождает своеобразие и поэтики стихотворения, его стиля и метода, обусловливающее единство в нем элегии и сатиры, романтизма и реализма.
Проблема
метода и стиля в зрелой лирике
Лермонтова - одна из сложнейших. Движение
поэта к реализму далеко не просто
и не однолинейно. Оно не укладывается
в привычную формулу «от
Высот
реалистического совершенства
В зрелой
лирике мысль поэта, наряду
с ее прямым лирико-
Информация о работе Эволюция Лермонтовского лирического героя