Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2013 в 19:46, курсовая работа
Цель нашей работы: проанализировать соотношение «женщина и социум» с точки зрения свободы выбора избранника и будущего вступления в брак в романе Джейн Остен «Гордость и предубеждение».
Для достижения поставленной цели в ходе работы были определены следующие задачи:
проанализировать судьбы героинь романа с точки зрения стереотипов, навязываемых обществом того времени: Элизабет Беннет и Шарлот Лукас;
сопоставить женский образ, загнанный в рамки стереотипами данной эпохи, с образами героинь Джейн Остен;
определить формы давления общества на женщину Англии XIX века и способы преодоления стереотипов в романе Джейн Остен «Гордость и предубеждение».
Введение…………………………………………………………………………..3
I глава. § 1.Факторы влияния английского общества на женщину XIX века………………………………………………………………………………...6
§ 2. Грани женской несвободы в судьбах и творчестве британских писательниц XVIII-XIX веков………………………………………………......11
II глава. Жизнь по законам общества……………………………………………
§ 1. Характеристика общества……………………………………….....19
§ 2. Семейство Лукас……………………………………………………20
§ 3. Брак Шарлот Лукас как вынужденное предприятие……………..22
§ 4. Судьба Лидии Беннет как неблагоприятный результат сумасшедшей спешки на «рынке невест»…………………………………...…24
III глава. Элизабет Беннет: неприятие общественных канонов……………….
§ 1. Семейство Беннет………………………………………………….26
§ 2. Явление героини…………………………………………………...27
§ 3. Противостояние Элизабет Беннет: борьба за свободу нравственного выбора…………………………………………………………...29
§ 4. Элизабет Беннет и Дарси………………………………………….30
Заключение……………………………………………………………………….36
Список литературы…………………………………………………………………
~ ~
Содержание
Введение…………………………………………………………
I глава. § 1.Факторы влияния
английского общества на женщину XIX века……………………………………………………………………
§ 2. Грани женской несвободы в судьбах
и творчестве британских писательниц
XVIII-XIX веков………………………………………………......
II глава. Жизнь по законам общества……………………………………………
§ 1. Характеристика общества……………………………………….....19
§ 2. Семейство Лукас……………………………………………………20
§ 3. Брак Шарлот Лукас как вынужденное предприятие……………..22
§ 4. Судьба Лидии Беннет как неблагоприятный результат сумасшедшей спешки на «рынке невест»…………………………………...…24
III глава. Элизабет Беннет: неприятие общественных канонов……………….
§ 1. Семейство Беннет………………………………………………….26
§ 2. Явление героини…………………………………………………...
§ 3. Противостояние Элизабет Беннет:
борьба за свободу нравственного выбора…………………………………………………………..
§ 4. Элизабет Беннет и Дарси………………………………………….30
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение
Творчество Джейн Остен – уникальное явление в истории мировой культуры. Оставив сравнительно небольшое литературное наследие (семь романов и ряд новелл), творчество Остен до сих пор привлекает внимание исследователей и читателей.
В творчестве
Остен ясно просматриваются
"Гордость и предубеждение", самый известный роман Джейн Остен, издатель отверг, сочтя его скучным и незначительным. Современники Остен, даже самые благосклонные, были не слишком высокого мнения о ее сочинениях и искренне удивились бы, доведись им узнать, что их читают и век спустя. Диккенс не подозревал о существовании Джейн Остен. Шарлотта Бронте высказалась о ней весьма уничижительно: "Точное воспроизведение обыденных лиц. Ни одного яркого образа. Возможно, она разумна, реалистична... но великой ее никак не назовешь". Теккерей упоминает о Джейн Остен лишь мимоходом.
Однако и в XIX в. встречались ценители таланта Джейн Остен. Самое проницательное суждение принадлежит Вальтеру Скотту: "Создательница современного романа, события которого сосредоточены вокруг повседневного уклада человеческой жизни и состояния современного общества". Однако "отцом современного романа" Байрон, Бальзак, Стендаль, Белинский считали самого Вальтера Скотта. И в XIX века, как, впрочем, и в первой половине XX, никому бы в голову не пришло подвергнуть сомнению приоритет Вальтера Скотта [Тугушева, 1990: 150].
Каждый из романов Остен
можно назвать историей нравственного
прозрения. Джейн Остен не подводит
своих героев, как ее современники-романтики,
к признанию возвышенных, но при
этом мало реальных, утопических идеалов.
Напротив, близкая в своих философско-
Как отмечает Н. Д. Крючкова в статье «Женский вопрос» в викторианской Англии» оним из главных элементом эпохи была идеализация семейной жизни. Особое значение приобретали дом и семья. Но и свободой выбора избранника обладали лишь достаточно обеспеченные девушки. Таким образом, их избранник должен был быть под стать им самим в материальном отношении. В свою очередь, обеспеченные мужчины также выбирали себе подобных.
Тим Долин утверждает, что для викторианцев не было более насущного вопроса, чем проблема поиска надлежащей зависимой социальной роли для женщины среднего класса и всеобщего подтверждения ее зависимости сначала от родительской семьи, а затем от мужа.
Как считают Н. В. Дронова и О. А. Малахова («Женщины в семье в викторианской Англии») в английском обществе XIX века молодой девушке из небогатой семьи, и тем более являющейся бесприданницей, не гоже было отклонять предложение руки и сердца любого юноши, который бы обладал хоть каким-нибудь скромным достатком, так как следующее, более удачное предложение могло не последовать.
Новизна исследования состоит в выявлении типологических особенностей женского образа и факторов давления общества на женщину в романе Джейн Остен «Гордость и Предубеждение».
Цель нашей работы: проанализировать соотношение «женщина и социум» с точки зрения свободы выбора избранника и будущего вступления в брак в романе Джейн Остен «Гордость и предубеждение».
Для достижения поставленной цели в ходе работы были определены следующие задачи:
Объект исследования – роман Джейн Остен «Гордость и Предубеждение». Предмет исследования – проблема выбора избранника женщиной английского общества XIX века.
Таким образом, актуальность данного исследования определяется обращением к недостаточному изучению творчества Джейн Остен.
В ходе исследования были использованы методы историко-литературного, системного, сопоставительного анализа, а также дискрептивный метод.
Практическая значимость работы заключается в том, что собранные материалы могут быть использованы на занятиях по творчеству Дж. Остен в школах-гимназиях и лицеях, а также при разработке уроков, так как темой женской судьбы занимаются в школьном курсе литературы, например, при изучении таких произведений А. Н. Островского, как «Гроза» и «Бесприданница».
Структура работы. Данная работа состоит из введения, трёх частей и заключения. В первой части изложена сущность поставленной проблемы, а также обозначены факторы влияния общества на женщину викторианской эпохи. Вторая часть представляет собой анализ ведущего приема романа, иронии, как средства создания описания общества. Третья часть содержит анализ конкретных образов романа с точки зрения положений, обозначенных в первой главе, и, соответственно, представление различных типов развития судеб героинь в условиях, продиктованных обществом.
I глава
§ 1. Факторы влияния английского общества на женщину XIX века
XIX век известен как время значительного подчинения женщин, когда большинство англичанок жили в пределах мира, ограниченного домом и церковью.
В создании доктрины «места женщины» большое значение имела система морали и поведение нового, уже твердо стоящего на ногах среднего класса, в состав которого входили торговая и финансово-промышленная буржуазия, интеллигенция, государственные чиновники, священнослужители и другие категории граждан.
Как отмечает Н. Д. Крючкова в статье «Женский вопрос» в викторианской Англии» оним из главных элементом эпохи была идеализация семейной жизни. Особое значение приобретали дом и семья. По своему типу данная эпоха была патриархальной: мужчина являлся главой и единственным кормильцем. Если женщина работала, это означало, что мужчина потерпел неудачу в делах и не может содержать свою семью.
Женщина не могла найти работу вне дома, поскольку теория «отдельных сфер», согласно которой все виды деятельности подразделялись на мужские (экономика, наука, политика, культура и т.д.) и женские (домашнее хозяйство), убеждало работодателей в том, что «предоставлять работу благовоспитанной, образованной женщине убыточно» [Крючкова, 2001: 127]. Если же женщина всё-таки находила себе место, то получала она вполовину меньше, чем мужчина.
Упомянутая теория «отдельных сфер» оказала влияние и на законодательство. В данную эпоху при вступлении в брак приостанавливалось юридическое существование женщины. Согласно закону о статусе замужние женщины не имели никаких прав вне контроля их мужей, так как в законодательстве общего права жена во многих случаях рассматривалась как собственность мужа. Это называлось «юридическим небытием» женщины.
Всё имущество женщин, как полученное в наследство, так и приобретенное своим трудом, после заключения брака также переходило в собственность ее мужа. Чтобы защитить собственность своих дочерей, отцы использовали различные юридические уловки. В наиболее состоятельных семьях родители передавали приданое дочерей в руки опекунов или трастовых фондов, которые управляли данным имуществом. В менее богатых семьях это делали с помощью дарственных документов предсвадебного характера.
Таким образом, женщина вплоть до 1889 года не имела прав на какую бы то ни было собственность, если у нее были родственники-мужчины. Замужние женщины также не имели права заключать экономические контракты или покупать товары в кредит (если на это не было согласия их мужей), не могли представлять свои интересы или интересы своего мужа в суде, т. е. не имели никакой экономической и юридической независимости от своих мужей, а также не обладали избирательным правом. В более выгодном положении находились «старые девы», лишенные попечительства своих родственников, и вдовы, так как они, в отличие от замужних дам, пользовались рядом экономических свобод.
Естественно, что все думы, все мечты, все стремления молодой леди были сосредоточены на замужестве. Ведь оно давало женщине определенный общественный статус, обеспеченность и какой-то смысл жизни, избавляло от постыдного звания «старой девы» и необходимости самостоятельно зарабатывать себе на жизнь. Девочек с раннего детства готовили к будущему замужеству. Этой цели была подчинена и система образования и воспитания юных англичанок.
Девочек из высших и средних общественных классов обучали гувернантки либо их отправляли в пансион. Как отмечает Крючкова, в ученицах развивали прежде всего память, а не умственные способности. Обязательными предметами в образовательной программе были закон Божий, иностранные языки, чтение, письмо, рисование, правила хорошего тона, рукоделие; желательными – танцы и игра на фортепиано. Преподавание естественных или точных наук отсутствовало. Девочек также обучали «домашним искусствам»: стряпне и уборке. И хотя обеспеченным английским леди не нужно было делать всего этого самим, но необходимо было уметь объяснить всю эту «теорию» кухарке или прислуге и проследить за ними.
Но, несмотря на однобокое образование, англичанки, по мнению Н. Д. Крючковой, были более самостоятельными и развитыми, чем женщины континентальных стран. Они могли читать любые книги из библиотеки отца и братьев. Как и мужчины, они увлекались верховой ездой. В сопровождении родственников или знакомых они путешествовали по многим странам мира, что существенно расширяло их кругозор.
Как уже упоминалось выше, особенности женского образования имели свою цель – замужество. Для вступления в брак самым оптимальным возрастом были 22-24 года, если девушка не выходила замуж до 25 лет, то ее считали «старой девой». Но выйти замуж было довольно сложно, так как «рынок невест» был переполнен. Поэтому к невестам предъявлялся ряд требований. Во-первых, девушке необходимо было иметь приданое (которое за нее давали родители или родственники, либо она накопила сама), чтобы возместить мужу свое содержание. Во-вторых, девушка должна была быть красивой, так как от этого зависел успех ее будущего мужа, поскольку красивая женщина была желанной гостьей на любом вечере, где завязывались деловые отношения, заводились «полезные» друзья, заключались сделки. В-третьих, было желательно, чтобы девушка умела вести беседу, а также петь и играть на фортепиано. Очевидно, что сочетание всех этих качеств было мечтой любого мужчины, но редко встречалось в реальной жизни. По этой причине, как считают Н. В. Дронова и О. А. Малахова («Женщины в семье в викторианской Англии»), замуж выходило только 30 женщин, а 70 оставалось незамужними.
Замужнюю даму представляют как «томную, вялую и бездеятельную, покоящуюся… на своем диване, ворча и жалуясь в ответ на любой призыв приложить к чему-либо усилия» [Дронова, Малахова, 2001: 19].
Но на самом деле в сфере домашнего хозяйства женщина играла важную роль: она управляла домом, занималась воспитанием детей, представляла семью в свете.
Женщины с помощью писем поддерживала связи с родственниками и «полезными» друзьями, следили за местным трудовым рынком слуг, режимом для каждого члена семьи, помогали друг другу вести домашнее хозяйство. В обязанности женщины также входила подготовка самого важного события в доме – званого ужина, на котором решались весьма важные вопросы семьи.
Несколько иначе складывалась судьба незамужних женщин. Они могли заниматься благотворительностью и всю свою жизнь помогать нуждающимся, облегчать мучения страждущих, могли жить вместе со своими родственниками и приносить какую-то пользу им и их семьям. В случае, если семья была не особо состоятельная, незамужние женщины становились обузой для семьи.
Таким образом, первая половина девятнадцатого века в Англии была временем мужского главенства во всех сферах общественной жизни: экономики, политике, промышленности и сельском хозяйстве, науке и искусстве. Женщины же могли реализовать свои способности только в ведении домашнего хозяйства, заботе о семье.
Информация о работе Элизабет Беннет: неприятие общественных канонов