В данной
работе будет рассмотрена монография
фольклориста, антрополога и этнографа
Байбурина Альберта Кашфулловича: «Ритуал
в традиционной культуре. (Структурно-семантический
анализ восточнославянских обрядов)».
Представленная публикация посвящена
теоретическим аспектам изучения такого
феномена, существовавшего очень давно
и существующего сегодня, как ритуал.
Автором представленной публикации
является известный этнограф принадлежащий
к направлению социальной антропологии,
профессор Европейского Университета
в Санкт- Петербурге Байбурин Альберт
Кашфулллович. С ранних лет он интеросовался
историей и этнографией, поэтому закончил
историкко-философский факультет и продолжил
работать в этом же направлении. Темой
его кандидатской работы является « Русские
народные обряды, связанные со строительством
жилища», а спустя 20 лет он защищает докторскую
работу по теме: «Семиотические аспекты
функционирования традиционной культуры
восточных славян». Является автором
множества научных публикаций, научных
книг и работ, неоднократно принимал участие
в различных российских и международных
конференциях. На сегодняшний день, А.К.
Байбурин является профессором Европейского
Университета Санкт-Петербурга, занимает
должность ведущего научного сотрудника
музея этнографии Кунтскамеры, а также
носит звание почетного доктора института
Сорбонны.
Как было сказано выше, мы
остановили наше внимание на монографии:
«Ритуал в традиционной культуре.
(Структурно-семантический анализ восточнославянских
обрядов)». Следует отметить, что
основное внимание автор уделяет
проблеме ритуала, его функционирования
в обществе и приводит типологию.
Монография разделена на 3 главы: 1 глава
«Ритуал как культурный феномен»,
2 глава «Ритуал в традиционной
культуре восточных славян», 3 глава,
основополагающая, по нашему мнению, «Типология
обрядовых структур». Каждая глава
имеет несколько подглав, для более
детального раскрытия темы. К написанию
данной книги автора сподвигли два фактора,
один из которых, наличие множества научных
публикаций различных этнографов и антропологов,
изученных А.К. Байбуриным, желание изучить
глубже и систематизировать полученные
знания и материал, а вторым фактором является
понимание ритуала в современном обществе,
он замечает, что феномен ритуала, возвращает
свой смысл и восстанавливает свое местоположение
в обществе. И причем в последнее время
очень активно велась работа по изучению
народов восточных славян, их традиций,
быта, жизни.
В первой
главе, автор пытается дать
определение, такому феномену, как
ритуал, сначала он проводит параллель
с таким человеческим фактором,
как поведение, из которого
вытекает понятие «стереотипизации».
Между тем стереотипы поведения существуют
не только для выражения нормы, ее соблюдения,
но и для ее нарушений, т. е. “неправильное”
поведение имеет свои стандарты. На это
указывает широкий класс явлений, присущих
каждой этнической культуре. Таким образом,
альтернативное поведение подразумевает
выбор действий: «правильных или неправильных»,
согласно наличию ритуалов выбор делает
человек, и должен быть всегда правильным,
если индивид следует традициям. Важным
фактором закрепления ритуала, по мнению,
автора, является повторение, и притом
не многократное повторение, а повторение
ритуалов из поколения в поколение. Как
известно, ритуал относится к числу символических
форм поведения. Более того, ритуал — высшая
форма и наиболее последовательное воплощение
символичности. Автор приводит ряд функций
ритуала, самыми важными можно считать:
функцию социализации индивида (ритуалы
готовят человека к самостоятельной жизни),
интегрирующая функция подразумевает
постоянное обновление и сплочение коллектива,
воспроизводящая функция направлена на
воспроизведение ритуалов и традиций
в обществе.
Во второй
главе, Байбурин А.К. рассматривает
ритуал в традиционной культуре восточных
славян. Речь в этой главе идет о том, что
развитие человека от самого рождение
неразрывно связано с ритуалами, но в то
же время ритуалы это вторичный продукт,
так как сначала происходит событие, а
затем приходит потребность в проведении
ритуала. Ритуал в архаичном обществе
играл главенствующую роль и стремился
поглотить событие, например, если еще
не был совершен обряд крещения, человек
считался « не до конца родившимся». Во
второй главе автор приводит ряд примером
использования ритуалов в жизни общества
и определяет важную их роль. Без ритуалов,
в архаическом обществе, не обходилось
ни одно жизненно-важное событие от самого
рождение и в течение всей его жизни: взросление,
свадьба, рождение и воспитание собственных
детей, старость и смерть. Автор приводит
развернутые примеры на каждый случай.
Как было
сказано выше, третья глава представляет
собой Типологию обрядовых структур,
и впервой части А.К. Байбурин
рассматривает пространственный аспект:
свое-чужое. Свое - это принадлежащие человеку,
а чужое - это чуждое человеку, принадлежащее,
например, животным, богам. Эта типология
является основной, и автор полно раскрывает
проблему понимания своего и чужого. Чужой
мир достаточно удален от мира людей, и
они боятся туда попасть, и для его достижения
требуются значительные усилия. В этом
случае основное внимание уделяется достижению
границы между своим и чужим, разработке
способов ее преодоления и установления
контакта. Сказки разрабатывают эту модель,
используя при рассказе такие слова как
«дальний» и «опасный», описывая путь.
Но не стоит забывать также, что так называемый
«чужой» мир расположен в непосредственной
близости от человека. В этом случае человек
применяет любые действия, направленные
на укрепления своих границ, стремится
обезопасить себя, обеспечить непроницаемость
границы и устранение нежелательных контактов
с чужим миром. Для текстов, описывающих
эту схему (мифологические былины о проделках
нечистой силы, элементы календарной,
похоронной, родильной и окказиональной
обрядности и др.), основной категорией
является г р а н и ц а. Таким образом, главным
свойством описанной выше модели является
непроницаемость ее границы, находится
в зависимости от времени. На данный аргумент
автор приводит следующий пример: «Распространенные
поверья о разгуле нечистой силы в определенное
время суток (полдень, полночь), с одной
стороны, а с другой — представления о
постепенном ослаблении границ, утрачивании
силы, “изнашивании”, что требует их регулярной
“подзарядки” с помощью специальных
ритуальных процедур обновления границ».
В светлое время суток граница отодвигается,
в темное — придвигается; ср. литовские
поверья о том, что ночью нельзя показывать
пальцем на небо — богу глаза выколешь,
и по смерти придется терпеть за это муки.
Еще одна
типология основывается на использовании
в ритуалах пространственных
культур: вертикальный план и горизонтальный
план. Вертикальный план значим в первую
очередь для тех обрядов, которые непосредственно
разрабатывают тему творения мира или
отдельных его фрагментов. К их числу относятся
календарные обряды, ритуал строительства.
Как утверждает автор, для них особое значение
имеет идея центра, умение определить
ту единственную точку во времени и пространстве,
через которую проходят “силовые линии”
мироздания. При этом свое концентрируется
вокруг этой точки на земле, а чужое —
на небе. В обрядах данного типа временные
отношения не менее важны, чем пространственные
и нередко выходят на первый план. В вертикальном
плане типологии ритуалов существуют:
тема разграничения, которая находит
свое выражение в таких действиях, как
обходы своей территории (дома, двора,
селения), выжигание крестов на дверях,
окнах, воротах; тема соединения непосредственно
связана с мотивом собирания, который
в первую очередь относится к жертве, но
не только к ней. В критические моменты
социум должен быть представлен в максимально
полном виде. Собственно, любой ритуал
начинается со сбора участников. В это
время все вещи также должны находиться
дома на своих местах. По вертикальной
схеме реализуются отношения неравноправных
партнеров, один из которых по определению
выше другого. Этим объясняется широкое
использование специальных текстов, характерных
для общения с персонажами высшего уровня
(молитвы, просьбы). Байбурин утверждает,
что ритуалы, обряды и традиции, разворачивающиеся
в горизонтальном плане, имеют ярко выраженный
сюжетный характер, так как их главные
персонажи пересекают границы миров. Автор
описывает структуры переходов, взяв за
основу классическую схему: выделение
из коллектива — пребывание вне освоенного
пространства (пограничный период) — реинкорпорация
в коллектив. На языке пространственных
отношений (в горизонтальном плане) главной
целью ритуала необходимость является
восстановление нарушенного порядка и
укрепление границ между контактирующими
мирами.
Проблема, поднятая в представленной
работе очень актуальна сегодня.
В настоящее время все больше
и больше людей интересуются историей
своего народа, традициями, обрядами, смыслом
их проведения, т.к. все это возвращается
в современное общество. Но из всего
многообразия этнографических и
антропологических исследований нам
сложно собрать одну отчетливую картину.
Автор попытался систематизировать
и представить материал интересующимся
этим направлением людям, и стоит
отметить ясность и четкость выражения
построения мысли.
В данной работе А.К. Байбурин
использовал такие термины и понятия как:
«ритуал, традиции, обряды, культура, архаическое
общество, стереотипы».
Что касается
логического построения глав,
то можно отметить пожелание
по смене местами второй и
третьей главы. Логичнее было
бы сначала предоставить теоретический
материал, а затем предоставить
список традиций и обрядов архаического
общества, чтобы иметь представление о
жизни и быте людей прошлых столетий.
В результате детального изучения
видится возможным сделать вывод
о популярности этой книги. Так как
написана она «простым» языком и
понятна разного уровня читателям,
автор, для наглядности, приводит большое
количество примеров с подробным
пояснением. О ее исторической и
этнографической ценности для дальнейших
поколений, так как для ее создания
автор проделал колоссальную работу,
изучив детально работы этнографов, собрав
самостоятельно наглядный материал,
систематизировав все. Единственным замечанием
является то, что нет конкретных
определений основных понятий, конечно,
автор уделяет большое внимание
каждому понятию, но не хватает кратких
обобщающих выводов по каждому разделу.
Также стоило больше внимания уделить
различным типам классификаций
ритуалов и обрядов.