Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2012 в 20:54, реферат
целью данного реферата является изучение этапов жизни и творчества великого русского писателя Сергея Есенина. Из цели исследования вытекают следующие задачи:
1. Изучить биографию Сергея Есенина.
2. Понять, как жизнь Есенина повлияла на его творчество.
3. Выявить основные мотивы лирики Есенина.
4. Показать философичность произведений Сергея Александровича Есенина.
5. Проанализировать поэму «Анна Снегина».
Введение ……………………………………………………………………….. 2
ГЛАВА 1. Этапы жизни Сергея Александровича Есенина
1.1. Детство, деревня, учение…………………………………………….. 3 – 7
1.2. Москва………………………………………………………………. 8 – 12
1.3. Петроград …………………………………………………………… 13 – 15
1.4. Европа и Америка………………………………………………….......... 16
1.5. Тверская любовь Сергея Есенина……………………………………… 17
1.6. Последние годы жизни………………………………………………… 18
ГЛАВА 2. Творчество Сергея Александровича Есенина.
2.1. Основные мотивы лирики……………………………………….. 19 – 20
2.2. Личное, национальное и общечеловеческое в поэзии
С. Есенина.………………………………………………………... 21 – 22
2.3. Философичность есенинских произведений…………………… 23 – 25
2.4. Поэма «Анна Снегина»…………………………………………… 26 – 28
Заключение……………………………………………………………......... 29
Список используемой литературы……………………………………….. 30
Приложение …………………………………………………………… 31 – 35
Постепенно поэта начинает тяготить «край дождей и непогоды»: «Устал я жить в бедном краю». Теперь Есенина влечет к себе городская жизнь, но в городской суете поэт понимает всю молчаливую красоту деревенской жизни.
Где ты, где ты, отчий дом?
Гревший спину под бугром?!
Теперь стихи наполняются ностальгией, но в них входят и новые мотивы –мотивы жизни городских рабочих.
2.2. Личное, национальное и общечеловеческое в поэзии С. Есенина.
Сергей Александрович Есенин – истинно русский поэт. Его родная стихия – народная поэзия, русская деревня, рязанские дороги и косогоры, поля и леса. Творчество Есенина очень личностное, пропущенное через сердце и душу, от того, вероятно, напевны, прекрасны и бесхитростны его произведения:
Край ты мой заброшенный,
Край ты мой пустырь,
Сенокос некошеный,
Лес да монастырь.
Читая стихи Есенина, узнаешь думы, переживания, пристрастия поэта. Недаром он говорил, что вся жизнь его с стихах. Но поэт никогда не замыкался в кругу только личных интересов. Его привлекала жизнь земляков, переживания и радости их. Близко к сердцу принимал Сергей Александрович быт деревни. В стихотворении «Русь», написанном в 1914 году, Есенин с тоской и грустью смотрит на жизнь глубинки, объясняет антинародную суть империалистической войны. Поэту еще сложно до конца понять и оценить все происходящее, но горе и слезы русских женщин ранят его душу:
Повестили под окнами сотские
Ополченцам идти на войну.
Загыгыкали бабы слободские,
Плач прорезал кругом тишину.
Глубоко и искренне Есенин любил Россию, принимал ее такой, какая она есть. Поэту не нужно приукрашивать родину, она мила ему в любом обличье.
Скорее, даже так: чем беднее и безрадостнее пейзаж, тем трепетнее и нежнее бьется сердце автора:
Полюбил я серых журавлей
С их курлыканьем в тощие дали,
Потому что в просторах полей
Они сытых хлебов не видали.
Обновление России, ее выхода из нищеты и темноты поэт наблюдает с восторгом. Ему хочется видеть счастливых и благополучных соотечественников, потому-то как радостно и оптимистично начинают звучать его стихи 1918-1920:
Верьте, победа за нами!
Новый берег недалек.
Волны белым когтями
Золотой скребут песок.
А потом действительность испугала поэта – слишком много крови и горя увидел он вокруг. Не мог, да и не хотел понять рациональности происходящего. Гуманист по сути своей, Есенин не желал примириться с творящимся вокруг злом. Ему близки общечеловеческие качества: свобода, жизнь, любовь, – в окружающем мире он видел попрание этих истин. В стихотворении «Письмо к женщине» поэт объясняет свое смятенное состояние:
Не знали вы, что в сонмище людском
Я был, как лошадь, загнанная в мыле,
Пришпоренная смелым ездоком.
Но уйти от действительности не удавалось, она настигала всюду. Ни творчество, ни любовь, ни Родина – ничто не могло заслонить поэта от решения возникших проблем.
Для Есенина деревня – большая общенациональная тема, патриотическая и глубоко личная. Поэтому так горько и тяжело он переживает все трудности, выпавшие на долю русского мужика. Грустно и тоскливо звучат стихи 1924-1925 годов. Удивительно в унисон его настроению и состояние окружающей природы: «метель плачет», «саваном покрыта» родная сторона. Поэт не хочет мириться с этой новой действительностью. Так много было надежд, и ничего не сбылось. Он предпочитает уйти, не видеть очередных бед и страданий вокруг. На это не осталось душевных сил.
Пророчеством звучит последнее стихотворение, написанное кровью, может быть, не случайно:
До свиданья, друг мой, до свиданья.
Милый мой, ты у меня в груди.
Предназначенное расставанье
Обещает встречу впереди.
До свиданья, друг мой, без руки, без слова,
Не грусти, не печаль бровей,-
В этой жизни умирать не ново,
Но и жить, конечно, не новей.
2.3. Философичность есенинских произведений.
Человек – это всего лишь песчинка в просторах мироздания, жизнь его – мгновение в сравнении с вечностью вселенной. Вот почему издавна не только ученые-астрономы, но и поэты обращали свои взоры в бескрайние, манящие к себе дали, чтобы попытаться проникнуть в тайны мироздания, а значит, и в тайны человеческой души. Не раз задумывался о глубинах вселенной и Есенин:
Там, где дремлет тайна,
Есть нездешние поля.
Только гость я, гость случайный
На горах твоих, земля.
Сергея Александровича как истинного поэта волновали вечные философские вопросы взаимоотношения человека и вселенной, человека и природы, человека и мира его земных деяний, радостей, страстей, тревог, любви и ненависти, жизни и смерти.
Человек – дивное творение природы, прекрасный, неповторимый цветок земной жизни. В поэме «Цветы» Есенин сумел обо всем этом сказать по-своему, в высшей степени самобытно. В поэме общечеловеческое неотделимо от личности автора, от его переживаний, тоски судьбы. Особенно замечательно, что изображение жизни в поэме органически сливается с конкретной, реальной российской действительностью:
А люди разве не цветы?
О милая, почувствуй ты,
Здесь не пустынные слова.
Я видел, как цветы ходили,
И сердцем стал добрей,
Когда узнал, что в этом мире
То дело было в Октябре.
Цветы сражалися друг с другом,
И красный цвет был всех бойчей.
Их больше падало под вьюгой,
Но все же мощностью упругой
Они сразили палачей.
Красный цвет революции – символ прекрасного в жизни – таким видится Есенину теперь октябрь семнадцатого года. Для поэта-гуманиста, каким он был всегда, революция – это прежде всего людские судьбы, их настоящее и будущее, о котором поэт говорит в «Цветах» с романтической окрыленностью:
И потому, что я постиг,
Что мир мне не монашья схима,
Я ласково влагаю в стих,
Что все на свете повторимо.
Общечеловеческое содержание, казалось бы, глубоко личных, индивидуальных образов, за которыми чаще всего угадывается фигура самого автора, его мир дум и чувств, безыскусная, самобытнейшая метафоричность стиха; наконец, сочетание в поэме земной, конкретной романтической реальности с вселенско-глобальным охватом явлений действительности – таковы характерные черты и особенности поэтики «Цветов».
Есенин по своим убеждениям и идеям – мыслитель и революционер духа, постоянно и чутко вслушивающийся в биение народного сердца, в могучее дыхание родной Руси, удавливающий настоящие раскаты новых революционных бурь и потрясений:
Я думаю:
Как прекрасна
Земля
И на ней человек.
Эти строки автора наполнены гордостью и радостью, болью и тревогой за человека, его судьбу, будущее, они по праву могли бы быть эпиграфом ко всему творчеству поэта.
Гуманизм Есенина, его неотступные тревоги и заботы о судьбе миллионов соотечественников – судьбе народной рождены великой любовью поэта к Родине.
Уже в ранних стихах поэта нет идиллии, а слышатся боль, тревога, печаль, скорбь, нет одного – равнодушия к судьбам соотечественников, к человеку. И это не только в стихах, в творчестве, но и в мыслях, в поступках юного поэта.
Нельзя любить землю и человека вообще. Это чуждо истинному искусству. Только любя свою родину, свой народ, можно стать великим художником, близким и доступным миллионам! Таков Есенин.
В стихах и поэмах он говорит о непримиримом столкновении двух моральнонраственных начал в современной ему жизни, о двух концепциях человека, одна из которых родилась в старом, буржуазном мире, а другую принесла революция.
Именно за границей возник у Есенина замысел поэмы «Черный человек». «Прескверный гость» - «Черный человек» у автора – это не его личный недруг, он враг человечества и всего прекрасного на земле.
Поэзия Есенина поразительно
конкретная и вместе с тем вселенская,
космическая. В соединении этих двух
начал – эмоциональная
Не жалею, не зову, не плачу,
Все пройдет, как с белых яблонь дым.
Увяданья золотом охваченный,
Я не буду больше молодым.
Высочайший лиризм, философская глубина есенинской лирики идут от великих традиций русской классической литературы.
2.4. Поэма «Анна Снегина».
В сентябре 1924 года Есенин предпринимает поездку на Кавказ, вторую в своей жизни. Он пробудет там почти полгода. Эта поездка станет для Есенина как бы его болдинской осенью. В это время он опубликовывает 27 новых произведений, одним из которых и является поэма «Анна Снегина». Она была напечатана в четвертом номере «Красной нови» за 1925год.
«Анна Снегина» в значительной
степени автобиографична. В
Поэма «Анна Снегина» - одна из
самых лучших в творчестве
Есенина. Это эпическое произве
Поэма «Анна Снегина» полна
драматических коллизий, связанных
с судьбой народа в переломные
периоды истории.
« Скажи,
Кто такое Ленин?»
Я тихо ответил:
« Он – вы».
С революционными событиями 1917 года самым тесным и непосредственным образом связана и судьба ее главных героев. Отношение Есенина к ним проникнуто глубочайшим лиризмом и нескрываемой, тревожной озабоченностью за их нелегкие судьбы.
Я думаю:
Как прекрасна
Земля
И на ней человек.
В «Анне Снегиной» поэт показал разных «мужиков»: крестьян – тружеников, особенно деревенскую бедноту, горячо приветствующих Советскую власть; но есть среди крестьян такие, которых, по глубокому убеждению Прона, «надо еще варить»; есть закоренелые собственники, вроде «отвратительного малого» - возницы; есть крикуны и бездельники, как Лабутя, ищущие в революции «легкой жизни».
По разному воспринимают ломку старых устоев и другие герои поэмы. Анна Снегина, когда – то мечтавшая вместе с юным поэтом о славе, выбита революцией из привычного уклада помещичьей жизни. На что – то надеясь, она отправилась искать счастья на чужбину, но надежды растаяли и осталась только мечта об утраченной родине:
…Я часто хожу на пристань
И, то ли на радость, то ль в страх,
Гляжу средь судов все пристальней
На красный советский флаг.
Герев поэмы объединяет ее эпическое и лирическое течение в единое художественное целое. Взволнованный рассказ-воспоминание о юношеских встречах «с девушкой в белой накидке», о неожиданном свидании с Анной в «радовских предместьях» в дни революции, о ее письме «с лондонской печатью», полным тоски по родине, во многом определяет лирическую тональность поэмы, усиливает ее драматизм.
Последняя встреча героя поэмы с Анной Снегиной происходит «на расстоянье», для нас как бы незримо. Но от этого значение ее нисколько не снижается, а даже наоборот – возрастает, становится заглавно-ключевым.
Встреча эта открывает нам
характер Анны Снегиной, едва
ли не самое главное и существе