Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2014 в 15:48, реферат
Тютчев и Фет, обусловившие развитие русской поэзии второй половины XIX века, вошли в литературу как поэты “чистого искусства”, выражающие в своем творчестве романтическое понимание духовной жизни человека и природы. Продолжая традиции русских писателей-романтиков первой половины XIX века (Жуковского и раннего Пушкина) и немецкой романтической культуры, их лирика была посвящена философско-психологическим проблемам.
Отличительной особенностью лирики этих двух поэтов явилось то, что она характеризовалась глубиной анализа душевных переживаний человека. Так, сложный внутренний мир лирических героев Тютчева и Фета во многом схож.
Cвоеобразие Лирики
Тютчева и Фета. Лирические Герои.
Тютчев и Фет, обусловившие развитие русской
поэзии второй половины XIX века, вошли
в литературу как поэты “чистого искусства”,
выражающие в своем творчестве романтическое
понимание духовной жизни человека и природы.
Продолжая традиции русских писателей-романтиков
первой половины XIX века (Жуковского и
раннего Пушкина) и немецкой романтической
культуры, их лирика была посвящена философско-психологическим
проблемам.
Отличительной особенностью лирики этих
двух поэтов явилось то, что она характеризовалась
глубиной анализа душевных переживаний
человека. Так, сложный внутренний мир
лирических героев Тютчева и Фета во многом
схож.
Лирический герой - это образ того героя
в лирическом произведении, переживания,
мысли и чувства которого отражены в нем.
Он отнюдь не идентичен образу автора,
хотя и отражает его личные переживания,
связанные с теми или иными событиями
его жизни, с его отношением к природе,
общественной деятельности, людям. Своеобразие
мироощущения, миропонимания поэта, его
интересы, особенности характера находят
соответственное выражение в форме, в
стиле его произведений.
Тютчев применяет прием олицетворения
природы, который необходим поэту, чтобы
показать неразрывную связь органического
мира с жизнью человека. Часто его стихи
о природе содержат раздумья о судьбе
человека. Пейзажная лирика Тютчева приобретает
философское содержание.
Для Тютчева природа - загадочный собеседник
и постоянный спутник в жизни, понимающий
его лучше всех.
В стихотворении “О чем ты воешь, ветр
ночной?” (начало 30-х годов) лирический
герой обращается к миру природы, беседует
с ним, вступает в диалог, который внешне
имеет форму монолога:
Понятным сердцу языком
Твердишь о непонятной муке -
И роешь и взрываешь в нем
Порой неистовые звуки!..
У Тютчева нет “мертвой природы” - она
всегда полна движения, на первый взгляд
незаметного, но на самом деле непрерывного,
вечного. Органический мир Тютчева всегда
многолик и разнообразен. Он представлен
в постоянной динамике, в переходных состояниях:
от зимы к весне, от лета к осени, от дня
к ночи:
Тени сизые смесились,
Цвет поблекнул, звук уснул -
Жизнь, движенья разрешились
В сумрак зыбкий, в дальний гул...
(“Тени сизые смесились”, 1835)
Однако в изображении
природы у Тютчева и Фета есть и глубокое
различие, которое было обусловлено прежде
всего различием поэтических темпераментов
этих авторов.
Тютчев — поэт-философ.
Именно с его именем связано течение философского
романтизма, пришедшее в Россию из германской
литературы. И в своих стихах Тютчев стремится
понять природу, включив ее е систему философских
взглядов, превратив в часть своего внутреннего
мира. Этим стремлением вместить природу
в рамки человеческого сознания была продиктована
страсть Тютчева к олицетворению.
В стихотворениях Фета
передается чувственное восприятие мира.
Именно непосредственность впечатлений
отличает творчество Фета.
Для Фета природа является естественной
средой. В стихотворении “Сияла ночь,
луной был полон сад...” (1877) единство человеческих
и природных сил чувствуется наиболее
ясно:
Сияла ночь. Луной был
полон сад, лежали
Лучи у наших ног в гостиной без огней.
Рояль был весь раскрыт, и струны в нем
дрожали,
Как и сердца у нас за песнею твоей.
Тема природы у этих двух поэтов связана
с темой любви, благодаря которой также
раскрывается характер лирического героя.
Одной из главных особенностей тютчевской
и фетовской лирики было то, что в основе
ее лежал мир духовных переживаний любящего
человека. Любовь в понимании этих поэтов
- глубокое стихийное чувство, наполняющее
все существо человека.
Для лирики
Фета было характерно наличие параллелей
между явлениями природы и любовными переживаниями
(“Шепот, робкое дыханье...”).
В стихотворении “Сияла ночь. Луной был
полон сад...” пейзаж плавно переходит
в описание образа возлюбленной: “Ты пела до зари, в слезах изнемогая,
что ты одна - любовь, что нет любви иной”.
Так, любовь наполняет
жизнь лирического героя смыслом: “ты
одна - вся жизнь”, “ты одна — любовь”.
Все треволнения, по сравнению с этим чувством,
уж не столь значимы:
...нет обид судьбы и
сердца жгучей муки,
А жизни нет конца, и цели нет иной,
Как только веровать в рыдающие звуки,
Тебя любить, обнять и плакать над тобой!
Для любовной лирики
Тютчева характерно описание событий
в прошедшем времени (“Я очи знал, - о, эти
очи!”, “Я встретил вас- и все былое...”).
Это означает, что поэт осознает чувство
любви как давно ушедшее, поэтому восприятие
его трагично.
В стихотворении “К. Б.” трагизм любви
выражается в следующем. Время влюбленности
сравнивается с осенью:
Как поздней осени
порою
Бывают дни, бывает час,
Когда повеет вдруг весною
И что-то встрепенется в нас...
В данном контексте
это время года является символом гибельности
и обреченности высокого чувства.
То же ощущение наполняет стихотворение
“О, как убийственно мы любим!” (1851), вошедшее
в “Денисьевский цикл”. Лирический герой
размышляет о том, к чему же может привести
“поединок роковой двух сердец”:
О, как убийственно
мы любим!
Как в буйной слепоте страстей
Мы то всего вернее губим,
Что сердцу нашему милей!..
Трагизм наполняет
и стихотворение “Последняя любовь”'(1854).
Лирический герой и здесь осознает, что
любовь, возможно, будет гибельной: “Сияй,
сияй, прощальный свет любви последней,
зари вечерней!”. И тем не менее ощущение
обреченности не мешает лирическому герою
любить: “Пускай скудеет в жилах кровь,
но в сердце не скудеет нежность...” В последних
строках Тютчев лаконично характеризует
само чувство: “Ты и блаженство, и безнадежность”.
Однако любовная лирика Фета тоже наполнена
не только чувством надежды и упования.
Она глубоко трагична.
Чувство любви очень
противоречиво; это не только радость,
но и муки, страдания.
Стихотворение “На заре ты ее не буди”
все наполнено двояким смыслом. На первый
взгляд, показана безмятежная картина
утреннего сна лирической героини, но
уже второе четверостишие сообщает напряжение
и разрушает эту безмятежность: “И подушка
ее горяча, и горяч утомительный сон”.
Появление эпитетов, таких, как “утомительный
сон”, указывает не на безмятежность,
а на болезненное состояние, близкое к
бреду. Далее объясняется причина этого
состояния, стихотворение доводится до
кульминации: “Все бледней становилась
она, сердце билось больней и больней”.
Напряжение нарастает, а последние строки
совершенно меняют всю картину: “Не буди
ж ты ее, не буди, на заре она сладко так
спит”. Финал стихотворения представляет
контраст с серединой и возвращает читателя
к гармонии первых строк.
Таким образом, восприятие лирическим
героем любви сходно для обоих поэтов:
несмотря на трагизм этого чувства, оно
вносит в жизнь смысл. Лирическому герою
Тютчева присуще трагическое одиночество.
В стихотворении философского характера
“Два голоса” (1850) лирический герой принимает
жизнь как борьбу, противостояние. И “хоть
бой и неравен, борьба безнадежна”, важен
сам поединок. Это стремление к жизни
пронизывает все стихотворение: “Мужайтесь,
боритесь, о храбрые други, как бой ни жесток,
ни упорна борьба!”. Тем же настроением
проникнуто стихотворение “Цицерон”
(1830).
В стихотворении “Silentium!” (1830), затрагивающем
тему поэта и поэзии, лирический герой
понимает, что не всегда будет принят обществом:
“Как сердцу высказать себя? Другому как
понять тебя?”. Важным здесь оказывается
мир душевных переживаний героя: “Лишь
жить в себе самом умей - есть целый мир
в душе твоей”.
У лирического героя Фета мировосприятие
не столь трагично. В стихотворении “Одним
толчком согнать ладью живую” (1887) лирический
герой ощущает себя частью Вселенной:
“Дать жизни вздох, дать сладость тайным
мукам, чужое вмиг почувствовать своим”.
В стихотворении “Кот поет, глаза прищуря”
(1842) Фет не изображает предметы и душевные
переживания в их причинно-следственной
связи. Для поэта задача построения лирического
сюжета, понимаемого как последовательность
душевных состояний лирического “я”,
сменяется задачей воссоздания атмосферы.
Единство мировосприятия мыслится не
как полнота знаний о мире, а как совокупность
переживаний лирического героя:
Кот поет, глаза прищуря,
Мальчик дремлет на ковре,
На дворе играет буря,
Ветер свищет на дворе.
Так, лирический герой Фета и лирический
герой Тютчева воспринимают реальность
по-разному. У лирического героя Фета мироощущение
более оптимистично, и мысль об одиночестве
не выдвинута на первый план.
Итак, лирические герои Фета и Тютчева
имеют как сходные, так и различные черты,
но в основе психологии каждого лежит
тонкое понимание мира природы, любви,
а также осознание своей судьбы в мире...
Информация о работе Cвоеобразие Лирики Тютчева и Фета. Лирические Герои