Антимонопольная политика в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 20:46, реферат

Краткое описание

Первая попытка создания антимонопольного законодательства в России предпринималась еще в 1908 г. За образец был взят действовавший в США закон Шермана. Однако организации российских предпринимателей встретили проект закона в штыки и сумели сорвать его принятие. В результате преобразований в Российской Федерации разрушены устои государственного монополизма, характер монополизации, структура рынков претерпели изменения. По отдельным товарным группам удалось ликвидировать дефицит, возникли первые конкурентные рынки.

Вложенные файлы: 1 файл

Антимонопольная политика в России.docx

— 22.41 Кб (Скачать файл)

Антимонопольная политика в России

Первая попытка  создания антимонопольного законодательства в России предпринималась еще  в 1908 г. За образец был взят действовавший  в США закон Шермана. Однако организации  российских предпринимателей встретили  проект закона в штыки и сумели сорвать его принятие. В результате преобразований в Российской Федерации  разрушены устои государственного монополизма, характер монополизации, структура рынков претерпели изменения. По отдельным товарным группам удалось  ликвидировать дефицит, возникли первые конкурентные рынки.

В России на сегодняшний  день наблюдается очень высокая  степень монополизации рынка. Так, в машиностроении 85% крупных предприятий  являются полными монополистами  в производстве некоторых видов  продукции. В нашей стране монополизм в течение десятилетий насаждался“сверху”государством. Поэтому демонополизация является важнейшей предпосылкой формирования рынка и отношений конкуренции  между предприятиями. Юридическая  основа для борьбы с монополиями  и недобросовестной конкуренцией появилась  в России только в 1991 г. , когда был  принят Закон “О конкуренции и  ограничении монополистической  деятельности на товарных рынках”. Этот закон устанавливает, что: 1) запрещаются  действия фирмы, занимающей доминирующее положение на рынке, если их результатом  оказывается существенное ограничение  конкуренции и ущемление интересов  других участников рынка, в том числе  отдельных граждан;

2) запрещаются монопольные  сговоры о ценах, изъятие товаров  с рынка для поддержания дефицита, раздел рынка, попытки ограничения  доступа на рынок конкурирующих  фирм; 3) подлежат наказанию фирмы,  занимающиеся недобросовестной  конкуренцией, в частности: распространяющие  ложные сведения о товарах  и фирмах своих конкурентов,  чтобы отпугнуть от них покупателей;  обманывающие покупателей относительно  реальных свойств и качества  своего товара; незаслуженно принижающие  в своей рекламе качество товаров  своих конкурентов; незаконно  использующие для своих товаров  чужие названия и товарные  знаки, а также копирующие форму,  упаковку и внешнее оформление  товаров своих конкурентов; похищающие  у своих конкурентов их коммерческие  секреты, а также техническую,  производственную и торговую  информацию; 4) контроль за деятельностью  монополистов осуществляет Государственный  комитет по антимонопольной политике (Антимонопольный комитет);

5) при нарушении  требований законодательства Антимонопольный  комитет вправе расторгнуть любой  хозяйственный договор, потребовать  от монополиста возместить причиненные  его действиями убытки, а также  наложить на виновную фирму  штраф в размере до 1 млн. руб.

Законом установлено  понятие “доминирующее положение”, то есть исключительное положение хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих  субъектов на рынке определенного  товара, не имеющего заменителя, либо взаимозаменяемых товаров, дающее ему возможность  оказывать решающее влияние на конкуренцию, затруднять доступ на рынок другим хозяйствующим субъектам или  иным образом ограничивать свободу  их экономической деятельности. Доминирующим может быть признано положение такой  фирмы, доля которой на рынке составляет 65% и более. Установлен перечень акций, которые трактуются как злоупотребление  доминирующим положением. К ним отнесены изъятие товаров из обращения  в целях создания дефицита, навязывание  условий, невыгодных контрагенту или  не относящихся к предмету договора, создание препятствий к доступу  на рынок конкурентов, нарушение  установленного порядка ценообразования. В качестве соглашений хозяйствующих субъектов, ограничивающих конкуренцию, признаются сговоры о ценах на товары и услуги, о ценах на аукционах и торгах, о разделе рынка, об ограничении доступа к рынку.

Законом установлен государственный контроль за созданием, слиянием, присоединением, преобразованием, ликвидацией хозяйствующих субъектов, а также за соблюдением антимонопольного законодательства при приобретении акций, паев, долей участия в уставном капитале предприятия, принудительном разделении хозяйствующих субъектов. Предусмотрена ответственность  предприятий и должностных лиц  за нарушение антимонопольного законодательства. Этот закон действует и в настоящее  время.

В 1995 г. отечественные  фирмы получили право возбуждения  дел по обвинению в демпинге с  целью вытеснения конкурентов с  российского рынка. Это явилось  результатом постепенно совершенствующегося  в нашей стране набора методов  борьбы с монополизмом. Вести работу в этом направлении антимонопольным  органам России придется еще долго, пока они найдут наиболее действенные  именно для нашей страны способы  поддержки конкуренции и ограничения  монополистических проявлений. Ведь первые попытки регулирования деятельности монополий, предпринятые в нашей  стране в 1992—1993 гг. , особого успеха не принесли. Стало ясно, что особая структура российского хозяйства, о которой мы говорили выше, снижает  действенность методов, вполне успешно  работающих в странах с развитыми  экономическими системами рыночного  типа. Вот почему весной 1994 г. правительство  утвердило совершенно новую модель антимонопольной политики, предложенную в “Государственной программе демонополизации  экономики и развития конкуренции  на рынках Российской Федерации”. Отныне в России доминирующие на рынке фирмы  могут быть отнесены к одной из трех категорий: 1) естественные монополии; 
 
    2) разрешенные монополии; 
    3) временные монополии.

Естественными монополиями  теперь в нашей стране будут считаться  отрасли или фирмы, обладающие двумя  признаками: а) они производят продукцию  или услуги, которые невозможно импортировать  из-за рубежа или привести из других регионов страны;

б) они действуют  на рынке, где создание конкурентной среды за счет увеличения числа фирм-производителей экономически неэффективно. Реально  в эту категорию попали такие  отрасли, как электроэнергетика  и теплоэнергетика, газовая промышленность, железные дороги, нефтепроводы, система  водоснабжения и т. п. Разрешенными монополиями будут считаться  отрасли и фирмы, обеспечивающие нужды государства в обороне  и безопасности либо производящие некоторые  специфические виды продукции, где  сокращение числа фирм-производителей облегчает государству контроль за качеством и продажами этой продукции. В эту категорию попадают отрасли оборонной промышленности, а также фирмы, производящие ликероводочные и табачные изделия (акцизные товары, требующие лицензирования) и лекарства.

Временными монополиями  будут признаваться отрасли и  фирмы, которые оказались доминирующими  производителями на рынках своих  товаров в силу проводившейся  ранее в стране политики укрупнения предприятий, а не благодаря большей  эффективности своей работы. Именно временные и естественные монополии  и будут теперь предметом особого  внимания Антимонопольного комитета Российской Федерации и правительства в  целом. Хозяйственная практика последних  лет убедительно показала, что  именно такие фирмы и отрасли влияют на развитие отечественной экономики наиболее негативно, именно они несут большую долю вины в раскручивании“маховика” инфляции.

Можно привести пример, роста цен на продукцию или  услуги естественных монополистов по сравнению с ценами в целом  по промышленности. При этом ускоренный рост цен в отраслях — естественных монополистах нельзя списать на удорожание потребляемых ими ресурсов. Так, в  первом квартале 1994 г. затраты предприятий  связи из-за роста цен повысились: по электроэнергии — в 1, 5 раза, 
 
    по материальным ресурсам — в 1, 8 раза, 
    по транспортным операциям — в 2, 5 раза.

Но при этом тарифы на собственные услуги связисты повысили в 2, 7 раза, что позволило им соответственно увеличить зарплату своим работникам в 2, 4 раза (намного больше, чем в  других отраслях). В итоге доставка газет и журналов стала в России стоить уже дороже, чем собственно подписка на них, а многие органы печати вынуждены были ввести такую странную форму распространения своих  изданий, как “подписка с получением непосредственно в редакции”. Аналогичную  практику проводят и другие естественные российские монополии. В силу этого  заработная плата, например, в электроэнергетике  сейчас выше средней по промышленности в 4—5 раз (в зависимости от региона  страны и ценовой политики действующей  там местной энергетической системы). Примерно настолько же выше средней  и зарплата на железнодорожном транспорте, и лишь немногим уступают в гонке  зарплат работники связи. Но каким  образом Россия будет бороться со своими естественными и временными монополиями? Что касается естественных монополий, то для регулирования  их деятельности предусмотрено создавать  на 3 года специальные федеральные  агентства. Эти агентства имеют  право установить естественным монополистам: 
 
    — перечень потребителей, которых они обязаны обслуживать; 
    — уровень и структуру цены; 
    — план инвестирования в расширение производства.

Иными словами, в  отраслях с естественной монополией свобода рыночного поведения  будет ограничена, и на смену ей придет государственное экономическое  управление. Именно на такой основе правительство России в октябре 1995 г. приняло, например, решение о“замораживании” цен (то есть запрещении их повышения) в отраслях — естественных монополистах до конца года. “Замораживанию”  подверглись цены на газ и электроэнергию, а также железнодорожные тарифы и тарифы на перекачку нефти и  нефтепродуктов по трубопроводам. По отношению  к временным монополиям будет  проводиться иная политика. Для ослабления их власти над рынком государство  намеревается осуществлять следующие  меры: — запретить формирование финансово-промышленных групп, способных  захватить доминирующее положение  на местных товарных рынках отдельных  регионов страны; — запретить, уже  существующим финансово-промышленным, группам включать в свой состав предприятия, занимающие доминирующее положение  на местных товарных рынках отдельных  регионов страны; —поощрять импорт взаимозаменяемых товаров из соседних регионов, а также стран ближнего и дальнего зарубежья, чтобы ослабить доминирование монополиста на рынке; —проводить принудительное разукрупнение  фирм-монополистов с созданием на их основе нескольких независимых и  конкурирующих фирм;

— поощрять новое  строительство, а также создание малых фирм, если это может помочь снижению степени монополизации  рынка. При этом реально наиболее действенным методом решения задачи улучшения конкурентной ситуации на внутренних рынках России является максимальное их открытие для товаров зарубежных фирм. Беда лишь в том, что эту “лечебную процедуру”крайне трудно дозировать, а последствия ее неоднозначны. Дело в том, что отечественные предприятия пока полностью проигрывают соревнование с зарубежными конкурентами по соотношению “цена – качество”при сравнении аналогичных товаров (российские товары в пересчете на сопоставимый уровень качества стоят дороже зарубежных).

Поэтому вторжение  на внутренний рынок больших партий зарубежных товаров приводит к тому, что отечественные фирмы вообще“теряют  рынок” (так произошло, например, с  российскими производителями телевизоров  и магнитофонов после появления  в магазинах больших партий электроники  из Юго-Восточной Азии).

Конечно, появление  на рынке более качественных и  относительно более дешевых товаров  выгодно для покупателей. И они (действуя вполне рационально) будут  покупать именно зарубежные изделия. Но государство не может не считаться  с тем, что такое развитие событий  приведет к краху не только отдельных  российских фирм, но и целых отраслей национальной экономики. А это грозит взрывом безработицы, для рассасывания которой у страны пока нет средств.

В итоге правительству  России приходится постоянно действовать  по принципу “шаг вперед — два назад”: то открывать внутренний рынок для  поставок зарубежных товаров, чтобы  усмирить отечественных монополистов, то снова “прикрывать дверь”, чтобы  не допустить полной гибели отечественной  промышленности. Именно из-за этого, например, в России за последние годы так  часто менялись условия ввоза  иностранных легковых автомобилей, конкурирующих с отечественными “Жигулями”, “Москвичами” и “Волгами”. Правительство то повышало государственные  пошлины на импорт машин, то снижало  их, что соответственно вызывало относительное  удорожание или удешевление иномарок по сравнению с продукцией отечественного автомобилестроения.

Проблема монополий  в России еще не решена, и быстрого ее решения в короткий срок не предвидится. 
 
    Заключение

Итак, как уже  было сказано выше, сейчас в нашей  стране предпринимаются все попытки  борьбы с монополиями. Как показал  выше приведенный пример, монополист устанавливает более высокие  цены на свою продукцию. Что в свою очередь оказывает негативное влияние  на общество. Методы антимонопольного законодательства неэффективны, они  могут лишь препятствовать созданию новых монополий. Но в России проблема монополизации экономики связана  с существующими, созданными раннее монополиями. В ведение мы отмечали, что государственный сектор в  СССР составлял около 90% всех предприятий. Одним из методов антимонопольного регулирования является дробление  одного крупного предприятия на несколько  самостоятельных предприятий меньшего размера. Но этот метод не применим к отечественным монополиям, которые  создавались, как единая сеть. Прежде всего, это относится к естественным монополиям. Хотя вопрос регулирования  естественных монополии волнует  многих экономистов из разных стран  мира. Но вернемся к отечественной  экономике. Видимо, регулирование естественных монополий в нашей стране не достигло того уровня, когда государство может  препятствовать монополисту, устанавливать  монопольную цену. Что же касается, регулирования так называемой временной  монополии, то, к примеру, такая мера, как поощрение импорта из зарубежных стран, ослабит не только монополиста, но, главным образом, Малого отечественного производителя, множество которых и должно составлять конкуренцию крупным фирмам. И, наконец, хотелось бы сказать пару слов, о Российском законодательстве. К сожалению, наша правовая система еще не достигла соответствующего уровня, необходимого для защиты малого бизнеса и борьбы с монопольными образованьями. Эта еще одна проблема современной России, которую предстоит решить. Возможно, эти проблемы и трудности, связанные с их решением возникают из-за того, что Россия относительно недавно вступила на путь реформ, большинство из которых, кстати сказать, были неудачными или неэффективными. За одно десятилетие перестроить экономику невозможно. К тому же монополии в нашей стране не результат естественного развития, а преднамеренно созданные образования.

Информация о работе Антимонопольная политика в России