Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2013 в 21:16, контрольная работа
Познание отдельных предметов, их свойств, происходит посредством форм чувственного познания (ощущений и восприятий). Мы видим, что этот дом ещё не достроен, ощущаем вкус горького лекарства и так далее. Эти истины не подлежат особому доказательству, они очевидны.
Во многих случаях, например на лекции, в сочинении, в научной работе, в докладе, в ходе полемики, в судебных заседаниях, на защите диссертации и во многих других, приходится доказывать, обосновывать высказанные суждения.
Доказательство - важное качество правильного мышления.
Введение…………………………………………………………………………..3
1.Структура доказательства………………………………………………………4
2. Аргументация…………………………………………………………………...4
3. Виды доказательства…………………………………………………………...5
4. Понятие опровержения………………………………………………………...6
5. Правила и ошибки, встречающиеся в доказательстве и опровержении……7
5.1 Правила и ошибки, относящиеся к тезису……………………………7
5.2 Правила и ошибки, относящиеся к аргументам……………………...8
5.3 Правила к форме обоснованного тезиса (демонстрации) и ошибки в форме доказательства………………………………………………. ……………9
Заключение……………………………………………………………………….11
Список использованной литературы…………………………………………...12
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
1.Структура доказательства…………
2. Аргументация………………………………………………
3. Виды доказательства……………………………
4. Понятие опровержения…………………………
5. Правила и ошибки, встречающиеся в доказательстве и опровержении……7
5.1 Правила и ошибки, относящиеся к тезису……………………………7
5.2 Правила и ошибки, относящиеся к аргументам……………………...8
5.3 Правила к форме обоснованного
тезиса (демонстрации) и ошибки в
форме доказательства…………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы…………………………………………...
Введение
Познание отдельных предметов, их свойств, происходит посредством форм чувственного познания (ощущений и восприятий). Мы видим, что этот дом ещё не достроен, ощущаем вкус горького лекарства и так далее. Эти истины не подлежат особому доказательству, они очевидны.
Во многих случаях, например на лекции, в сочинении, в научной работе, в докладе, в ходе полемики, в судебных заседаниях, на защите диссертации и во многих других, приходится доказывать, обосновывать высказанные суждения.
Доказательство - важное качество правильного мышления.
Теория доказательства и опровержения является в современных условиях средством формирования научно обоснованных убеждений. В науке ученым приходится доказывать самые разные суждения, например суждение о том, что существовало до нашей эры, к какому периоду относятся предметы, обнаруживаемые при археологических раскопках, об атмосфере планет Солнечной системы, о звездах и галактиках Вселенной, о теоремах математики, о направлении развития ЭВМ, об осуществлении долгосрочных прогнозов погоды, о тайнах Мирового океана и космоса. Все эти суждения должны быть научно обоснованны.
Доказательство - это совокупность логических приемов обоснования истинности, какого-либо суждения с помощью других истинных и связанных с ним суждений.
Доказательство связано с
1.Структура доказательства
Основу доказательства составляют следующие положения:
1. Тезис.
2.Аргументы.
3.Демонстрация.
Тезис - это суждение, истинность которого надо доказать.
Аргументы - это те истинные суждения, которыми пользуются при доказательстве тезиса.
Формой доказательства или демонстрацией называется способ логической связи между тезисом и аргументами.
Существуют правила
2. Аргументация
Различают несколько видов аргументов:
1. Удостоверенные единичные факты. К таким аргументам относится так называемый фактический материал, то есть статистические данные о населении, территории государства, количестве вооружения, свидетельские показания, подписи лица на документе, научные данные, научные факты. Роль фактов в обосновании выдвинутых положений, в том числе научных, очень велика.
Как не совершенно крыло птицы, оно никогда не смогло бы поднять её ввысь, не опираясь на воздух. Факты - воздух ученого, без них мы никогда не сможем взлететь.
Но изучая, экспериментируя, наблюдая, старайтесь не оставаться на поверхности фактов. Пытайтесь проникнуть в тайну их возникновения, настойчиво ищите законы ими управляющие. Ещё Мичурин сказал: «Мы не можем ждать милостей от природы; взять их у неё - наша задача». Ценой десятков тысяч проведенных опытов, сбора научных фактов он создаёт свою стройную научную систему выведения новых сортов растений.
2. Определения как аргументы доказательства.
Определения понятий формулируются в каждой науке. Свои определения существуют в химии, математике, физике и так далее.
3. Аксиомы и постулаты.
В математике, механике, теоретической физике, математической логике и других науках кроме определений вводят аксиомы. Аксиомы - это суждения, которые принимаются в качестве аргументов без доказательства, так как они подтверждены многовековой практикой людей.
4. Ранее доказанные законы науки и теоремы как аргументы доказательства.
В качестве аргументов доказательства
могут выступать ранее
В ходе доказательства какого-либо тезиса может использоваться не один, а несколько из перечисленных видов аргументов.
Следует особо подчеркнуть, что критерием истинности является практика. Если практика подтвердила истинность суждения, то дальнейшее доказательство не нужно. Практика - критерий истинности всякой теории.
3. Виды доказательства
Доказательства по форме делятся на прямые и непрямые (косвенные).
Прямое доказательство идет от рассмотрения аргументов к доказательству тезиса, то есть истинность доказательства непосредственно обосновывается аргументами. Схема этого доказательства такова: из данных аргументов (a,b,c...) необходимо следуют истинные суждения (k,m,l...), а из последних следует доказываемый тезис q. По этому типу проводятся доказательства в судебной практике, в науке, в сочинениях школьников, при изложении материала учителем. Широко используется прямое доказательство в статистических отчетах, в различных документах, в постановлениях.
На уроке обществоведения при прямом доказательстве тезиса «Народ - творец истории» учитель показывает, во-первых, что народ является создателем материальных благ, во-вторых, обосновывает огромную роль народных масс в политике, разъясняет, как в современную эпоху народ ведёт активную борьбу за мир, в-третьих, раскрывает его роль в создании духовной культуры.
Непрямое (косвенное) доказательство - это доказательство, в котором истинность выдвинутого тезиса обосновывается путём доказательства ложности антитезиса. Оно применяется тогда, когда нет аргументов для прямого доказательства. Антитезис может быть выражен в одной из двух форм: 1)если тезис обозначить буквой а, то его отрицание (а) будет антитезисом, то есть противоречащим тезису суждением; 2) антитезисом для тезиса а в суждении а...в...с служат суждения в и с .
В зависимости от этого различия в структуре антитезиса косвенные доказательства делятся на два вида:
1) доказательство от «противного» (апагогическое);
2) разделительное доказательство (методом исключения).
Апагогическое косвенное доказательство или доказательство «от противного» осуществляется путем установления ложности противоречащего тезису суждения. Этот метод часто используется в математике.
Разделительное доказательство (методом исключения). Антитезис является одним из членов разделительного суждения, в котором должны быть обязательно перечислены все возможные альтернативы, например: преступление совершил либо А, либо Б, либо С. Доказано, что не совершали преступление ни А, ни Б. Следовательно преступление совершил С.
Истинность тезиса устанавливается
путем последовательного
4. Понятие опровержения
Опровержение - логическая операция, направленная на разрушение доказательства путем установления ложности или необоснованности ранее выдвинутого тезиса.
Суждение, которое надо опровергнуть,
называется тезисом опровержения. Суждения,
с помощью которых
Существуют три способа опровержения тезиса:
1) опровержение (прямое и косвенное);
2) критика аргументов;
3) выявление несостоятельности демонстрации.
1.Опровержение тезиса (прямое и косвенное). Их три способа:
а) опровержение фактами - должны быть приведены действительные события, явления, статистические данные, результаты эксперимента, научные данные, которые противоречат тезису, то есть опровергаемому суждению;
б) установление ложности или противоречивости следствий, вытекающих из тезиса, доказывается, что из данного тезиса вытекают следствия, противоречащие истине, этот прием называется «сведение к абсурду»;
в) опровержение тезиса через доказательство антитезиса по отношению к опровергаемому тезису (суждению а) выдвигается противоречащее ему суждение (то есть не-а) и суждение не-а (антитезис) доказывается, если антитезис истинен, то тезис ложен, третьего не дано.
2.Критика аргументов.
Подвергаются критике
3.Выявление несостоятельности демонстрации.
Этот способ опровержения состоит в том, что показывает ошибки в форме доказательства. Наиболее распространённой ошибкой является подбор таких аргументов, из которых истинность опровергаемого тезиса не вытекает. Доказательство может быть построено неправильно, если нарушено какое-либо правило умозаключения или сделано «поспешное обобщение». Обнаружив ошибки в ходе демонстрации, мы опровергаем её ход, но не опровергаем сам тезис. Доказательство же истинности тезиса должен дать тот, кто его выдвинул.
5. Правила и ошибки, встречающиеся в доказательстве и опровержении.
5.1 Правила и ошибки, относящиеся к тезису
Правила.
1. Тезис должен быть логически определенным, ясным и точным.
Иногда люди в своем выступлении, письменном заявлении, научной статье, докладе, лекции не могут четко, ясно, однозначно сформулировать тезис. На собрании некоторые выступающие не могут четко сформулировать 2-3 тезиса, а затем весомо, аргументировано изложить их перед слушателями.
2. Тезис должен оставаться
Ошибки.
1. «Подмена тезиса». Согласно правилам доказательного рассуждения, тезис должен быть ясно сформулирован и оставаться одним и тем же на протяжении всего доказательства или опровержения. При нарушении его возникает ошибка называемая «подмена тезиса». Суть ее в том, что один тезис умышленно или неумышленно подменяют другим и этот новый тезис начинают доказывать или опровергать. Это часто случается во время спора, дискуссии, когда тезис оппонента сначала упрощают или расширяют его содержание, а затем начинают критиковать. Тогда тот, кого критикуют, заявляет, что оппонент приписывает ему то, чего он не говорил. Ситуация эта весьма распространена, она встречается и при защите диссертаций, и при обсуждении опубликованных научных работ, и на различных собраниях и заседаниях, и при редактировании научных или литературных статей. Здесь происходит нарушение закона тождества, так как нетождественные тезисы пытаются отождествлять, что и приводит к логической ошибке.
К примеру, надо показать, что на осине не могут расти яблоки, вместо этого доказывается, что они растут обычно на яблоне и не встречаются ни на груше, ни на вишне.
2. «Довод к человеку». Ошибка состоит в подмене доказательства самого тезиса ссылками на личные качества того, кто выдвинул этот тезис. Например, вместо того чтобы доказывать ценность и новизну диссертационной работы, говорят, что диссертант - заслуженный человек, что он много потрудился над диссертацией и т.д. Разговор классного руководителя, например, с учителем русского языка об оценке, поставленной ученику, иногда сводится не к доказательству, что этот ученик заслужил эту оценку своими знаниями, а ссылками на личные качества ученика - он хороший общественник, много болел в этой четверти, по всем другим предметам он успевает и т.д.
В научных работах иногда вместо конкретного анализа материала, изучения современных научных данных и результатов практики, в подтверждение приводят цитаты из высказываний крупных ученых, видных деятелей, и этим ограничиваются, полагая, то одной ссылки на авторитет достаточно. При этом цитаты могут вырываться из контекста и иногда произвольно толковаться. «Довод к человеку» часто представляет собой просто софистический прием, а не ошибку, допущенную непреднамеренно.
Информация о работе Доказательство. Прямое и косвенное доказательства