Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2013 в 12:51, реферат
Основная цель работы – доказать, что развитию науки мешают различные заблуждения человеческого ума, то есть искаженные образы действительности; Бэкон называет их «идолами» или «призраками». Такое положение вещей необходимо изменить: наука и полученные знания должны приносить плоды на практике, должны служить для развития техники и промышленности, облегчать человеческую жизнь. Только освободившись от этих «идолов», можно продвигаться вперед по пути развития науки, которая, по словам Бэкона, есть «дочь времени», а не «дочь авторитетов». Научные познания накапливаются постепенно, благодаря деятельности многих поколений ученых.
Введение.
1. Бекон и его жизнь.
2. Исходная социальная и философская позиция.
3. Учение об идолах (призраках) и очищении от них человеческого интеллекта
Заключение.
Список литературы.
В марте 1626 г., совершая загородную прогулку в карете, Бэкон решил провести опыт по изучению влияния замораживания на сохранение пищевых качеств мяса. Набивая снегом тушку курицы, он, вероятно, простудился и, почувствовав недомогание, вынужден был остановиться в лондонском предместье Хайгейт в доме своего друга лорда Арундела. Хозяин некоторое время отсутствовал, и комната, которую отвели Бэкону, пропиталась сыростью и холодом. У больного развился острый бронхит. 9 апреля 1626 г. Бэкон скончался. Опыт, как успел сообщить он отсутствующему хозяину, удался. Это были последние слова, продиктованные великим философом. Несколько дней спустя Бэкон был похоронен в церкви св. Михаила в Сент-Олбани.
В своей основе мировоззрение Бэкона отражало потенциальные интересы новых классов Англии: буржуазии и джентри (нового дворянства). В этом смысле его можно назвать идеологом становящейся буржуазии, который видел дальше непосредственных, сиюминутных потребностей буржуазных классов. Вместе с тем, выросший на определенной культурно-исторической почве, он отставал от тех же самых сиюминутных потребностей и запросов, пытаясь облечь новаторские идеи в оболочку старых форм, возложить роль исполнителя и гаранта своих социальных и научно-философских проектов на социальные и политические институты, исчерпавшие или почти исчерпавшие свои потенциальные возможности, и ставил себя тем самым в положение охранителя, "консерватора" этих институтов.
Как показал Ф. Энгельс, материализм XVII в. (даже позднее, в эпоху Т. Гоббса) не мог стать и не стал учением революционной буржуазии и тем более широких народных масс. "Это новое учение не только приводило в ужас благочестивый средний класс, - оно в довершение всего объявило себя философией, единственно подходящей .для ученых и светски образованных людей, в противовес религии, которая достаточно хороша для необразованных масс, включая сюда и буржуазию... оно было ненавистно среднему классу не только за то, что являлось религиозной ересью, но и за то, что было связано с антибуржуазным политическим направлением".
Тайна "противоречивости" Бэкона заключается
в том, что в каждом конкретном случае
язык политической практики отличен от
языка политической теории и тем более
от языка философского трактата. К тому
же политическая практика, протекающая
в исторически определенной социальной,
политической, культурно-нравственной
среде антагонистического общества, неизбежно
деформирует "изначальные" теоретические
построения мыслителя. В этом смысле социально-политическая
доктрина Бэкона, сопряженная с его общефилософским
учением, разделяя судьбу "Новой Атлантиды",
выступает в виде своеобразной социально-философской
утопии, неосуществимость которой в исторических
условиях Англии первой четверти XVII в.
доказывает, междупрочим, и политическая
деятельность ее творца.
Заключение
Подводя итоги,
следует отметить, что Бэкон стал тем
мыслителем, который особенно четко выразил
превосходство достижений европейцев
Нового времени над античными и тем более
средневековыми. Проницательность автора
«нового Органона» привела его к осознанию
связи между изменениями, происшедшими
примерно за два последних столетия в
жизни народов, и теми задачами, которые
вытекали для науки и философии его эпохи
.Древнегреческая наука и философия соответствовали
ограниченному кругозору древних - географическому
,жизненному научному .Средневековье ,когда
господство схоластики и мистики означало
подчинение натуральной философии (т.е
всех наук) теологии и сопровождалось
застоем в развитии «механических искусств»
(всех технических достижений), предельно
сузило этот кругозор. Теперь уже стали
известны отдаленнейшие уголки Старого
Света и был открыт Новый. Были изобретены
порох, книгопечатание и компас, повлекшее
переворот в военном деле, науке и мореплавании.
Пожалуй, важнейшее всех этих открытий
было то, что теперь «до бесконечности
разрослась груда опытов». Перед своей
философией Бэкон и поставил задачу привести
«границы умственного мира» в соответствии
со всеми этими огромными изменениями.
Решение такой задачи вылилось у него
в столь же грандиозную, сколь и амбициозную
попытку «великого восстановления наук».
Бэкон убежден, что рассвет античной
философской мысли имея место
не в эпоху Платона и Аристотеля,
а досократовскую эпоху, во времена
милетцев и Гераклита, Эмпедокла
и Анаксагора и особенно Демокрита,
которого он ценит выше всех других античных
философов. Предпочтение, отдаваемое ему,
объясняется тем, что по убеждению английского
философа, вопросы опытного исследования
природы занимали у них главное место.
Список литературы
1. Гриненко Г. В. История философии: Учебник.
- 2-е изд., испр. и доп. -М.: Юрбит - Издат,
2005.
2. Соколов В. В. Европейская философия
15-17 веков: Учебник для вузов. - 3с изд., испр.
/В.В. Соколов. - М.: Высш. школа, 2003
3. Спиркин А. Г. Философия: Учебник. -2-е
изд. - М.: Гордорики, 2003.
4. Гуревич П.С. Философия. Учебник для вузов.
- М.: Проект, 2003.
5. Канке В.А. Основы философии: Учебник
для студентов средних специальных учебных
заведений. - М.: Логос, 2002.
6. Лега В.П. История западной философии.
- М.: Изд. Православного Свято-Тихоновского
Института, 1997.
7. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: Учебник.
Издание второе, переработанное и дополненное.
- М.: Проспект, 1997.
8. Скирбекк Г., Гилье Н. История философии:
Учебное пособие. - М.: ВЛАДОС, 2003.