Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Июня 2013 в 23:09, контрольная работа
Формальная логика изучает не только формы абстрактного мышления, но и формы развития научного знания. Таковыми являются факты науки, рождающаяся из потребности их объяснения научная проблема, первоначальное решение проблемы в форме гипотезы, ее подтверждение или опровержение в ходе доказательства и, наконец, теория, формулирующая законы.
Между всеми названными формами существует глубокая внутренняя связь. Каждая последующая форма научного знания включает в себя, результаты предшествующей формы.
Введение
1.Гипотеза 4
Понятие «гипотеза» как форма развития знаний 4
Логическая природа гипотезы и их виды. 5
Построение гипотезы и этапы ее развития .7
Способы подтверждения гипотез .8
2.Вопрос и ответ. 9
Понятия «вопрос» и «ответ» 9
Виды вопросов и ответов 9
3. Тест 15
Заключение 17
Список литературы
Содержание.
Введение
1.Гипотеза
Понятие «гипотеза» как форма
развития знаний
Логическая
природа гипотезы и их виды.
Построение
гипотезы и этапы ее развития
Способы
подтверждения гипотез
2.Вопрос
и ответ.
Понятия «вопрос» и «ответ»
Виды вопросов и ответов
3. Тест
Заключение
Список литературы
Введение.
Формальная логика изучает не только формы абстрактного мышления, но и формы развития научного знания. Таковыми являются факты науки, рождающаяся из потребности их объяснения научная проблема, первоначальное решение проблемы в форме гипотезы, ее подтверждение или опровержение в ходе доказательства и, наконец, теория, формулирующая законы.
Между всеми названными формами существует глубокая внутренняя связь. Каждая последующая форма научного знания включает в себя, результаты предшествующей формы.
Гипотеза.
Понятие «гипотеза» как форма развития знаний.
Достоверному познанию в научной или практической области всегда предшествует рациональное осмысление и оценка доставляемого наблюдением фактического материала. Эта мыслительная деятельность сопровождается построением различного рода догадок и предположительных объяснений наблюдаемых явлений. Вначале объяснения носят проблематичный характер. Дальнейшее исследование вносит поправки в эти объяснения. В итоге наука и практика преодолевают многочисленные отклонения, заблуждения и противоречия и достигают объективно истинных результатов.
Решающим звеном в познавательной цепочке, обеспечивающей становление нового знания, является гипотеза.
Гипотеза - это форма развития знания, обоснованное предположение, выдвигаемое для объяснения причин и свойств исследуемого явления. (3.с.221)
Гипотеза создается для того, чтобы дать объяснение «это не объяснений явлениям, фактам, событиям. Познание любого явления действительности, как известно, начинают со сбора и накопления отдельных фактов, относящихся к этому явлению. Фактов, имеющихся в начале познания явления, всегда недостаточно, чтобы полностью и сразу объяснить это явление, дать достоверный вывод о том, что это такое, каковы причины его возникновения, законы развития и т.д. Поэтому познания явлений и событий внешнего мира происходит в форме гипотезы: не ожидая, пока накапливаются факты для конечного, достоверного заключения о характере и причине исследуемого явления, делают в начале здогадане объяснения наблюдаемых явлениях, а потом этот догадки развивают и доказывают.
Логическая природа гипотезы и их виды.
Гипотеза еще не истина, свойством истинности она в представлении выдвинувшего ее исследователя не обладает. Гипотеза — это предположительно новое знание (его истинность или ложность требуется доказать), полученное путем экстраполяции старого знания и в то же время порывающее с ним. Сохраняя определенную преемственность в отношении прошлого знания, гипотеза должна содержать принципиально новое знание.
По логической природе
гипотеза есть умозаключение, в котором
одна или несколько посылок
Напротив, экспериментальное
опровержение следствий из гипотезы
считается опровержением и
В структуре гипотезы различают следующие элементы:
Основание - совокупность фактов или обоснованных утверждений, на которых основывается предположение;
Форму – совокупность умозаключений, которая ведет от основания гипотезы к основному предположению;
Предположение (или гипотеза в узком смысле слова) – выводы из фактов и утверждений, обосновывающих гипотезу. (1.с86)
Будучи одинаковыми по логической структуре, гипотезы, различаются по содержанию и выполняемым функциям.
Среди разных видов гипотез следует выделить частную, общую и рабочую.
Общая гипотеза - это научно обоснованное предположение о причинах, законах и закономерностях природных и общественных явлений, а также закономерностях психической деятельности человека. Общие гипотезы выдвигаются с целью объяснения всего класса описываемых явлений, выведения закономерного характера их взаимосвязей во всякое время и в любом месте. Частная гипотеза – это обоснованное предположение о происхождении и свойствах единичных фактов, конкретных событий и явлений. Если единичное обстоятельство послужило причиной возникновения других фактов и если оно недоступно непосредственному восприятию, то познание его принимает форму гипотезы о существовании или о свойствах этого обстоятельства.Частные гипотезы выдвигаются как в естествознании, так и в общественно-исторических науках Археолог, например, выдвигает гипотезу о времени происхождения и принадлежности, обнаруженных при раскопках предметов Историк строит гипотезу о взаимосвязи между конкретными историческими событиями или действиями отдельных лиц.Частными гипотезами являются и предположения, которые выдвигаются в судебно-следственной практике, ибо здесь приходится умозаключать о единичных событиях, поступках отдельных людей, отдельных фактах, прочносвязанных с преступным деянием.
В различных
областях научной и практической
деятельности используется версия, которая
может рассматриваться как
Версией называется одно из возможных предположений, объясняющих какое – либо явление, событие или факт. В отличие от других видов гипотез, в которых выдвигается одно предположение, в версии выдвигается несколько предположений, по-разному объясняющих исследуемый факт.(3. 223с)
Рабочая гипотеза – это выдвигаемое на первых этапах исследования предположение, которое служит условным допущением, позволяющим сгруппировать результаты наблюдений и дать им первоначальное объяснение.Специфика рабочей гипотезы – в условном и тем самым временном ее принятии. Для исследователя чрезвычайно важно систематизировать имеющиеся фактические данные в самом начале расследования, рационально обработать их и наметить пути дальнейших поисков. Рабочая гипотеза как раз и выполняет в процессе исследования функцию первого систематизатора фактов.Дальнейшая судьба рабочей гипотезы двоякая. Не исключается, что из рабочей она может превратиться в устойчивую плодотворную гипотезу. Вместе с тем она может быть заменена другими гипотезами, если будет установлена ее несовместимость с новыми фактами.
Построение гипотезы и этапы ее развития.
Гипотеза не сводится к выдвижению предположения, она представляет собой сложный мыслительный процесс, включающий следующие этапы.
1.Наблюдение фактов, их анализ и синтез. Наблюдаемых фактов должно быть как можно больше, они должны прямо или косвенно относиться к исследуемым явлениям. Собранные факты обобщаются с помощью синтеза.
На этом этапе создается эмпирическая база для выдвижения предположения.
2.Выдвижение предположения, объясняющего явление.На этом этапе важно исходить из вероятности предположения, а не принимать его за достоверное. Гипотеза не должна противоречить исходному эмпирическому материалу.
3.Выдвижение следствий из выдвинутого предположения. Если, например, причиной пожара является неосторожное обращение с огнем, то эта причина должна вести к определенным следствиям.
4.Сопоставление следствий с фактами. Если следствие не совпадает с фактами , значит оно ложно. Но из ложности следствия следует ложность основания. Рассуждение строится по отрицательному модусу условно – категорического умозаключения, вывод которого достоверен. Заключение следует с необходимостью. Гипотеза опровергнута. (3. с226)
Способы подтверждениягипотез.
Доказательство гипотез может быть как фактическим, так и логическим. Фактическое доказательство – это непосредственно обнаруженная причина, вызывающее определенные следствия.
Но поскольку не всякая гипотеза может быть подтверждена фактами, существует логическое доказательство.Логическое доказательство может быть доказано следующими способами:
1. Основной способ подтверждения гипотез - выведение следствий и их верификация. В процессе верификации большая роль принадлежит различным экспериментам. Эксперимент учитывает чаще всего влияние не одного фактора, а многих, поэтому надо планировать эксперимент так, чтобы результат был получен за более короткое время, более эффективно и по возможности не дорого.
2. Косвенный способ превращения гипотезы в достоверное знание состоит в опровержении всех ложных гипотез, после чего заключают об истинности одного оставшегося предположения. Для этого применяется разделительно-категорическое умозаключение, отрицающий -утверждающий модус. Структура его та же, что и при косвенном доказательстве.
Вопрос и ответ.
Сущность понятий «вопрос» и «ответ».
Познавательная функция вопроса связана с восполнением, уточнением и конкретизацией ранее полученных общих представлений о предметах и явлениях действительности. Грамматической формой выражения запроса мысли в языке выступает вопросительное предложение.
Вопрос - это выраженный в форме вопросительного предложения и реализуемый в виде ответа запрос мысли, направленный на развитие - уточнение или дополнение знаний.
В процессе познания вопросы не возникают самостоятельно, без всяких на то оснований. Любой вопрос всегда опирается на уже известное знание, которое выступает его базисом и выполняет роль предпосылки вопроса.
Познавательная функция вопроса реализуется в форме ответа на поставленный вопрос. Ответ представляет собой новое суждение, уточняющее или дополняющее в соответствии с поставленным вопросом прежнее знание.
Их виды.
Существуют различные по структуре и функциям вопросы. Среди них:
Правильно и неправильно поставленные вопросы. В отличие от суждения вопрос не содержит ни утверждения, ни отрицания, поэтому выраженную в нем информацию не оценивают в терминах истины и лжи, т.е. о вопросе не говорят как об истинном или ложном.
Вместе с тем вопрос явно или неявно включает либо опирается на определенное исходное, или базисное знание, выступающее предпосылкой вопроса. Качество базисного знания существенно влияет на логический статус вопроса, определяя правильность и неправильность постановки вопроса.
Правильно поставленным считается вопрос, предпосылка которого представляет собой истинное и непротиворечивое знание.
Неправильно поставленным считается вопрос с ложным или противоречивым базисом. Примером неправильно поставленного может быть следующий вопрос: “Какой размер обуви у снежного человека?” Предпосылка этого вопроса включает отнюдь не бесспорную идею о существовании снежного человека. О таком вопросе говорят как о неправильно, или некорректно поставленном - прежде чем выяснять размер обуви снежного человека, следует установить факт существования снежного человека.
В том случае, когда неправильно поставленный вопрос умышленно используется с целью запутать отвечающего, такой вопрос квалифицируют как улавливающий, или “провокационный”.
Вопросы могут быть закрытыми и открытыми.
Открытые вопросы предполагают возможность неограниченного количества ответов.
Закрытые вопросы - это вопросы, на которые возможно дать ограниченное количество ответов. Такие вопросы чаще всего используют во время социологических опросов.
По логической структуре и познавательной функции вопросы подразделяются на два основных типа:
- уточняющие;
- восполняющие.
Уточняющим называется вопрос, направленный на выявление истинности выраженного в нем суждения.
Например: