Контрольная работа по "Логике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2014 в 01:10, контрольная работа

Краткое описание

Проверьте корректность следующих рассуждений средствами логики высказываний.
Если я поеду автобусом, а автобус опоздает, то я пропущу назначенное свидание. Если я пропущу назначенное свидание и начну огорчаться, то мне не следует ехать домой. Если я не получу эту работу, то начну огорчаться и мне следует поехать домой. Следовательно, если я поеду автобусом, и автобус опоздает, то я получу эту работу.

Вложенные файлы: 1 файл

Логика.doc

— 55.00 Кб (Скачать файл)
  • ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
    • ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
  • «РОССИЙСКАЯ ТАМОЖЕННАЯ АКАДЕМИЯ»

 

    • Ростовский филиал

 

Кафедра гуманитарных дисциплин

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

по дисциплине «Логика»

 

Вариант № 12.

 

 

 

Выполнил:

студент 1-го курса

заочной формы обучения

                                                                               юридического факультета

Иванова К.А.

 

 

Проверил:________________________

(инициалы, фамилия преподавателя)                                                                            (уч. степень, уч. звание)

Оценка______________________________

 

Подпись_____________________________

 

 

 

 

 

 

 

 

Ростов-на-Дону

2009/10 г.

Задача №1.

Проверьте корректность следующих рассуждений средствами логики высказываний.

Если я поеду автобусом, а автобус опоздает, то я пропущу назначенное свидание. Если я пропущу назначенное свидание и начну огорчаться, то мне не следует ехать домой. Если я не получу эту работу, то начну огорчаться и мне следует поехать домой. Следовательно, если я поеду автобусом, и автобус опоздает, то я получу эту работу.

Решение:

Обозначим высказывания:

p  - «Я поеду автобусом»

q -  «Автобус опоздает»

r -  «Я пропущу назначенное свидание»

s -  «Я начну огорчаться»

p1 -  «Я еду домой»

q 1 -  «Я получу эту работу»

Тогда табличное построение этого рассуждения таково:

(((p Ù q) → r) Ù ((r Ù s) → ù p1)) Ù (ù q 1 → (s Ù p1))) → ((p Ù q) → q1)

Рассуждение является правильным (корректным), если, построив таблицу истинности данной формулы мы убедимся, что при всех истинностных значениях входящих в нее высказываний, она принимает значение «истина».

Но поскольку в формулу входят шесть переменных, то таблица истинности данной формулы составит 26 = 64 строки.

Применим сокращенный метод проверки, рассуждая от противного, т.е. будем искать вариант, при котором эта формула примет значение «ложь» (f)

Для этого ее  антецедент

((p Ù q) → r) Ù ((r Ù s) → ù p 1) Ù (ù q  → (s Ù p 1))

должен принять значение «истина» (t),

а консеквент

 (p Ù q) → q1

должен принять значение «ложь». Последнее возможно только тогда, когда высказывания p  и q  истинны, а q1 – ложно. (тогда p Ù q – истинно).

Антецедент истинен, если каждый из составляющих его конъюнктов

(p Ù q) → r);  (r Ù s) → ù p 1); (ù q  → (s Ù p 1) истинен. Для того, чтобы первый конъюнкт был истинным, необходимо, чтобы высказывание r было истинным, так как p Ù q – истинно.

Поскольку q1 – ложно, ùq1 – истинно, из чего следует, что для истинности последнего конъюнкта

ùq  → (s Ù p 1)

необходима истинность s Ù p1, то есть и s и  p1 должны быть истинными.

При полученных значениях истинности второй конъюнкт

(r Ù s) → ù p 1

    и   и      л   Ù

оказывается необходимо ложным, а, следовательно, все высказывание истинным.

Рассуждение показывает, что данная формула не может принимать значение «ложь» она тождественно истинна.

Следовательно, приведенное рассуждение логически корректно.

Задача №2.

Получите заключение путем обращения.

Глобальные проблемы не решаются силами одного государства.

Решение:

Данное суждение категорическое.

По количеству – общее

по качеству – отрицательное

Объединено – общеотрицательное суждение (Е)

Схема:

Ни одно S не есть P, где

S (субъект) – глобальные проблемы

P (предикат) – решение силами одного государства.

Суждение Е обращается в суждение Е:

то есть в суждении

Ни одного P  не есть S

«Ни одна проблема решаемая силами одного государства, не является глобальной».

Задача № 3.

Получите заключение путем превращения.

Шила в мешке не утаишь.

Решение:

S-шило,  Р-в мешке не утаишь

Некоторые S не суть Р

Некоторые S суть не - Р

 

Шила в мешке не утаишь. 

Шило не есть то, что утаишь в мешке.

Задача №4

Получите заключение путем противопоставления предикату.

Хороший кузнец и блоху подкует.

Решение

S – хороший кузнец

P – блоху подкует

Схема:

Все S есть P (A) – общеутвердительное суждение

Умозаключение противопоставления предикату выясняет отношение понятия, противоречащего предикату к субъекту

___S – P_

не P – S

Превратим исходное суждение:

Все S не есть не P (E)

Полученное общеотрицательное суждение обращаем:

Ни одно не P не есть S

«Ни один не умеющий подковать блоху человек не является хорошим кузнецом».

Задача 5

Проанализируйте простой категорический силлогизм.

Лица, уклоняющиеся от уплаты налога, привлекаются к уголовной ответственности по статье 198 УК РФ. В действиях NN нет состава преступления, предусмотренного статьей 198 УК РФ. Значит, NN не уклонялся от уплаты налогов.

Решение:

Меньший термин (субъект заключения)

S – NN;

Больший термин (предикат заключения) P – уклонение от уплаты налогов;

Средний термин (M) – привлечение к уголовной ответственности по статье 198 УК РФ.

Большая посылка (посылка, содержащая P) – «Лица, уклоняющиеся от уплаты налога, привлекаются к уголовной ответственности по статье 198 УК РФ».

Меньшая посылка (содержащая S) - «В действиях NN нет состава преступления, предусмотренного статьей 198 УК РФ

Схем :

P+ — M-

S+ — M+

S+  — P+

Все семь общих правил силлогизма соблюдаются:

  1. Ошибки учетверения терминов нет.
  2. Средний термин распределен хотя бы в одной посылке.
  3. Крайние термины распределения в посылках, следовательно, они могут быть в заключении распределены.
  4. Двух отрицательных посылок нет.
  5. Двух частных посылок нет.
  6. Есть отрицательная посылка, и заключение отрицательное.
  7. Есть единичная посылка, и заключение отрицательное.

Вывод следует

По фигуре:

                P          M


               S          M        - II-я фигура


                S           P       

Ее правила:

  1. Большая посылка должна быть общим суждением.
  2. Одна из посылок должна быть отрицательным суждением.

Правила соблюдаются.

Модус: АЕЕ (Camestres).

Задача 6

Проанализируйте энтимему.

Обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность. NN - обвиняемый.

Решение:

Эти суждения содержат общий термин «обвиняемый». Это средний термин (M).Данная энтимема - с пропущенным заключением.

M  P


S   M


S –   P

где S – NN; P – обязан доказывать свою невинность.

Таким образом,  заключение:

NN не обязан доказывать свою невинность.

Восстановленный категорический силлогизм представляет рассуждение по первой фигуре. Правила первой фигуры:

  1. Большая посылка – общее суждение.
  2. Меньшая посылка – утвердительное суждение.

Правила соблюдены.

Вывод следует.

Модус: ЕАЕ (Celarent)

Задача 7.

Можно ли получить данные обобщения с помощью простой индукции?

Ни один студент нашей группы не является неуспевающим.

Решение.

Да, можно. Количество студентов в некоторой группе невелико, и каждого из них можно проверить на успеваемость. Если каждый студент этой группы успевает, то обобщение делается с помощью полной индукции.

Схема ее:

S1  имеет признак  P

S2 имеет признак  P

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Sn имеет признак  P

S1, S2 . . . Sn исчерпывают класс К.


Все предметы класса К имеют признак P.

В данном случае

                          А - не является неуспевающим

                          B - не является неуспевающим

                 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

                          N не является неуспевающим

                          A, B . . .N составляют нашу группу


Ни один студент нашей группы не является неуспевающим.

Задача 8

Дайте полную логическую характеристику понятий.

Созвездие Южного Креста; автор поэмы «Кому на Руси жить хорошо».

Решение:

Созвездие Южного Креста –

по объему – непустое, единичное;

по объему – конкретное;

по взаимоотношению элементов объема – собирательное;

по характеру признаков – безотносительное;

по наличию или отсутствию признака – положительное.

Автор поэмы «Кому на Руси жить хорошо» -

по объему – непустое, единичное;

по объему – конкретное;

по взаимоотношению элементов объема – не собирательное;

по характеру признаков – относительное;

по наличию или отсутствию признака – положительное.

Задача 9

Определите вид отношений между понятиями и изобразите его с помощью диаграмм Эйлера.

Оружие, финский нож, пистолет, огнестрельное оружие, винтовка Мосина, пистолет ТТ.

Решение:

1 – оружие;

2 – финский нож;

3 – пистолет;

4 – огнестрельное оружие;

5 – винтовка Мосина;

6 – пистолет ТТ.

 


1

 

 

 

 

 

Понятия 1 – 6 – сравнимые.

Между понятиями 1 – 2; 1 – 3; 1 – 4; 1 – 5; 1 – 6; отношение подчинения (родо-видовое отношение).

1 – род, 2 – 6 – виды.

Понятия 2 – 3; 2 – 4; 2 – 5; 2 – 6 – находятся в отношении соподчинения (понятию 4 «огнестрельное оружие» противоречит понятие «холодное оружие»).

Понятие 3 и 4 находятся в отношении подчинения (4 – подчиняющее, а 3 – подчиненное):

Понятие 3 и 5 – несовместимы, отношение соподчинения.

3 – 6 – подчинение (3 – подчиняющее  понятие, а 6 – подчиненное).

4 – 5, 4 – 6 – отношение подчинения.

5 – 6 – отношение соподчинения.

Задача 10

Установите вид и правильность следующих определений (в неправильных определениях укажите, какое правило нарушено).

Прямоугольник, стороны которого равны между собой, называется квадратом.

Решение:

Определяемое понятие – квадрат.

Определяющая часть – прямоугольник, стороны которого равны между собой.

Определение реальное, явное, родо-видовое. Ближний род – «прямоугольник»; видовое отличие – «стороны которого равны между собой».

Определение правильное, правила определения не нарушены.

Задача 11.

Проверьте правильность деления понятий (в неправильном делении укажите, какие правила нарушены).

Наказание в виде лишения свободы на определенный срок заключается в изоляции осужденного от общества путем направления его в колонию – поселение или помещения в исправительную колонию общего, строгого или особого режима либо в тюрьму.

Решение:

Делимое понятие – «наказание в виде лишения свободы на определенный срок».

Члены деления:

  1. «Изоляция осужденного от общества путем направления его в колонию – поселение».
  2. «Изоляция осужденного от общества путем помещения его в исправительную колонию общего, строгого или особого режима».
  3. «Изоляция осужденного путем помещения его в тюрьму».

Основание деления – способ изоляции осужденного.

Данное деление есть деление по видообразующему признаку.

В данном делении не нарушено правило соразмерности. Деление проведено по одному основанию. Его члены исключают друг друга, согласно третьему правилу.

На мой взгляд, нарушено правило последовательности: второй член деления сам разделен и его члены деления не должны ставиться в один ряд с 1, 2, 3.

Задача 12

Аргументация.

Правильно ли приведенное доказательство (если нет, укажите ошибки): NN не занимался вымогательством, так как он является сотрудником правоохранительных органов.

Решение:

Тезис доказательства –

«NN не занимался вымогательством».

Аргумент: NN является сотрудником правоохранительных органов.

Демонстрация – энтимема, представляющая собой в восстановленном виде следующий категорический силлогизм.

Ни один сотрудникM правоохранительных органов не занимается вымогательствомP.

NsN является сотрудником правоохранительныхM органов.


NSN не занималсяP вымогательством.

Информация о работе Контрольная работа по "Логике"