Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2014 в 01:10, контрольная работа
Проверьте корректность следующих рассуждений средствами логики высказываний.
Если я поеду автобусом, а автобус опоздает, то я пропущу назначенное свидание. Если я пропущу назначенное свидание и начну огорчаться, то мне не следует ехать домой. Если я не получу эту работу, то начну огорчаться и мне следует поехать домой. Следовательно, если я поеду автобусом, и автобус опоздает, то я получу эту работу.
Кафедра гуманитарных дисциплин
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине «Логика»
Вариант № 12.
Выполнил:
студент 1-го курса
заочной формы обучения
Иванова К.А.
Проверил:_____________________
(инициалы, фамилия преподавателя)
Оценка________________________
Подпись_______________________
Ростов-на-Дону
2009/10 г.
Задача №1.
Проверьте корректность следующих рассуждений средствами логики высказываний.
Если я поеду автобусом, а автобус опоздает, то я пропущу назначенное свидание. Если я пропущу назначенное свидание и начну огорчаться, то мне не следует ехать домой. Если я не получу эту работу, то начну огорчаться и мне следует поехать домой. Следовательно, если я поеду автобусом, и автобус опоздает, то я получу эту работу.
Решение:
Обозначим высказывания:
p - «Я поеду автобусом»
q - «Автобус опоздает»
r - «Я пропущу назначенное свидание»
s - «Я начну огорчаться»
p1 - «Я еду домой»
q 1 - «Я получу эту работу»
Тогда табличное построение этого рассуждения таково:
(((p Ù q) → r) Ù ((r Ù s) → ù p1)) Ù (ù q 1 → (s Ù p1))) → ((p Ù q) → q1)
Рассуждение является правильным (корректным), если, построив таблицу истинности данной формулы мы убедимся, что при всех истинностных значениях входящих в нее высказываний, она принимает значение «истина».
Но поскольку в формулу входят шесть переменных, то таблица истинности данной формулы составит 26 = 64 строки.
Применим сокращенный метод проверки, рассуждая от противного, т.е. будем искать вариант, при котором эта формула примет значение «ложь» (f)
Для этого ее антецедент
((p Ù q) → r) Ù ((r Ù s) → ù p 1) Ù (ù q → (s Ù p 1))
должен принять значение «истина» (t),
а консеквент
(p Ù q) → q1
должен принять значение «ложь». Последнее возможно только тогда, когда высказывания p и q истинны, а q1 – ложно. (тогда p Ù q – истинно).
Антецедент истинен, если каждый из составляющих его конъюнктов
(p Ù q) → r); (r Ù s) → ù p 1); (ù q → (s Ù p 1) истинен. Для того, чтобы первый конъюнкт был истинным, необходимо, чтобы высказывание r было истинным, так как p Ù q – истинно.
Поскольку q1 – ложно, ùq1 – истинно, из чего следует, что для истинности последнего конъюнкта
ùq → (s Ù p 1)
необходима истинность s Ù p1, то есть и s и p1 должны быть истинными.
При полученных значениях истинности второй конъюнкт
(r Ù s) → ù p 1
и и л Ù
оказывается необходимо ложным, а, следовательно, все высказывание истинным.
Рассуждение показывает, что данная формула не может принимать значение «ложь» она тождественно истинна.
Следовательно, приведенное рассуждение логически корректно.
Задача №2.
Получите заключение путем обращения.
Глобальные проблемы не решаются силами одного государства.
Решение:
Данное суждение категорическое.
По количеству – общее
по качеству – отрицательное
Объединено – общеотрицательное суждение (Е)
Схема:
Ни одно S не есть P, где
S (субъект) – глобальные проблемы
P (предикат) – решение силами одного государства.
Суждение Е обращается в суждение Е:
то есть в суждении
Ни одного P не есть S
«Ни одна проблема решаемая силами одного государства, не является глобальной».
Задача № 3.
Получите заключение путем превращения.
Шила в мешке не утаишь.
Решение:
S-шило, Р-в мешке не утаишь
Некоторые S не суть Р
Некоторые S суть не - Р
Шила в мешке не утаишь.
Шило не есть то, что утаишь в мешке.
Задача №4
Получите заключение путем противопоставления предикату.
Хороший кузнец и блоху подкует.
Решение
S – хороший кузнец
P – блоху подкует
Схема:
Все S есть P (A) – общеутвердительное суждение
Умозаключение противопоставления предикату выясняет отношение понятия, противоречащего предикату к субъекту
___S – P_
не P – S
Превратим исходное суждение:
Все S не есть не P (E)
Полученное общеотрицательное суждение обращаем:
Ни одно не P не есть S
«Ни один не умеющий подковать блоху человек не является хорошим кузнецом».
Задача 5
Проанализируйте простой категорический силлогизм.
Лица, уклоняющиеся от уплаты налога, привлекаются к уголовной ответственности по статье 198 УК РФ. В действиях NN нет состава преступления, предусмотренного статьей 198 УК РФ. Значит, NN не уклонялся от уплаты налогов.
Решение:
Меньший термин (субъект заключения)
S – NN;
Больший термин (предикат заключения) P – уклонение от уплаты налогов;
Средний термин (M) – привлечение к уголовной ответственности по статье 198 УК РФ.
Большая посылка (посылка, содержащая P) – «Лица, уклоняющиеся от уплаты налога, привлекаются к уголовной ответственности по статье 198 УК РФ».
Меньшая посылка (содержащая S) - «В действиях NN нет состава преступления, предусмотренного статьей 198 УК РФ
Схем :
P+ — M-
S+ — M+
S+ — P+
Все семь общих правил силлогизма соблюдаются:
Вывод следует
По фигуре:
P M
S M - II-я фигура
S P
Ее правила:
Правила соблюдаются.
Модус: АЕЕ (Camestres).
Задача 6
Проанализируйте энтимему.
Обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность. NN - обвиняемый.
Решение:
Эти суждения содержат общий термин «обвиняемый». Это средний термин (M).Данная энтимема - с пропущенным заключением.
M P
S M
S – P
где S – NN; P – обязан доказывать свою невинность.
Таким образом, заключение:
NN не обязан доказывать свою невинность.
Восстановленный категорический силлогизм представляет рассуждение по первой фигуре. Правила первой фигуры:
Правила соблюдены.
Вывод следует.
Модус: ЕАЕ (Celarent)
Задача 7.
Можно ли получить данные обобщения с помощью простой индукции?
Ни один студент нашей группы не является неуспевающим.
Решение.
Да, можно. Количество студентов в некоторой группе невелико, и каждого из них можно проверить на успеваемость. Если каждый студент этой группы успевает, то обобщение делается с помощью полной индукции.
Схема ее:
S1 имеет признак P
S2 имеет признак P
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Sn имеет признак P
S1, S2 . . . Sn исчерпывают класс К.
Все предметы класса К имеют признак P.
В данном случае
А - не является неуспевающим
B - не является неуспевающим
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
N не является неуспевающим
A, B . . .N составляют нашу группу
Ни один студент нашей группы не является неуспевающим.
Задача 8
Дайте полную логическую характеристику понятий.
Созвездие Южного Креста; автор поэмы «Кому на Руси жить хорошо».
Решение:
Созвездие Южного Креста –
по объему – непустое, единичное;
по объему – конкретное;
по взаимоотношению элементов объема – собирательное;
по характеру признаков – безотносительное;
по наличию или отсутствию признака – положительное.
Автор поэмы «Кому на Руси жить хорошо» -
по объему – непустое, единичное;
по объему – конкретное;
по взаимоотношению элементов объема – не собирательное;
по характеру признаков – относительное;
по наличию или отсутствию признака – положительное.
Задача 9
Определите вид отношений между понятиями и изобразите его с помощью диаграмм Эйлера.
Оружие, финский нож, пистолет, огнестрельное оружие, винтовка Мосина, пистолет ТТ.
Решение:
1 – оружие;
2 – финский нож;
3 – пистолет;
4 – огнестрельное оружие;
5 – винтовка Мосина;
6 – пистолет ТТ.
1
Понятия 1 – 6 – сравнимые.
Между понятиями 1 – 2; 1 – 3; 1 – 4; 1 – 5; 1 – 6; отношение подчинения (родо-видовое отношение).
1 – род, 2 – 6 – виды.
Понятия 2 – 3; 2 – 4; 2 – 5; 2 – 6 – находятся в отношении соподчинения (понятию 4 «огнестрельное оружие» противоречит понятие «холодное оружие»).
Понятие 3 и 4 находятся в отношении подчинения (4 – подчиняющее, а 3 – подчиненное):
Понятие 3 и 5 – несовместимы, отношение соподчинения.
3 – 6 – подчинение (3 – подчиняющее понятие, а 6 – подчиненное).
4 – 5, 4 – 6 – отношение подчинения.
5 – 6 – отношение соподчинения.
Задача 10
Установите вид и правильность следующих определений (в неправильных определениях укажите, какое правило нарушено).
Прямоугольник, стороны которого равны между собой, называется квадратом.
Решение:
Определяемое понятие – квадрат.
Определяющая часть – прямоугольник, стороны которого равны между собой.
Определение реальное, явное, родо-видовое. Ближний род – «прямоугольник»; видовое отличие – «стороны которого равны между собой».
Определение правильное, правила определения не нарушены.
Задача 11.
Проверьте правильность деления понятий (в неправильном делении укажите, какие правила нарушены).
Наказание в виде лишения свободы на определенный срок заключается в изоляции осужденного от общества путем направления его в колонию – поселение или помещения в исправительную колонию общего, строгого или особого режима либо в тюрьму.
Решение:
Делимое понятие – «наказание в виде лишения свободы на определенный срок».
Члены деления:
Основание деления – способ изоляции осужденного.
Данное деление есть деление по видообразующему признаку.
В данном делении не нарушено правило соразмерности. Деление проведено по одному основанию. Его члены исключают друг друга, согласно третьему правилу.
На мой взгляд, нарушено правило последовательности: второй член деления сам разделен и его члены деления не должны ставиться в один ряд с 1, 2, 3.
Задача 12
Аргументация.
Правильно ли приведенное доказательство (если нет, укажите ошибки): NN не занимался вымогательством, так как он является сотрудником правоохранительных органов.
Решение:
Тезис доказательства –
«NN не занимался вымогательством».
Аргумент: NN является сотрудником правоохранительных органов.
Демонстрация – энтимема, представляющая собой в восстановленном виде следующий категорический силлогизм.
Ни один сотрудникM правоохранительных органов не занимается вымогательствомP.
NsN является сотрудником правоохранительныхM органов.
NSN не занималсяP вымогательством.