Контрольная работа по "Логике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2012 в 19:45, контрольная работа

Краткое описание

Вопрос 1. В чем различия мышления и чувственного познания?
Ответ: В отличие от чувственного познания мышление отражает внешний мир в абстракциях. Отвлекаясь от конкретного в вещах и явлениях, абстрактное мышление способно обобщать множество однородных предметов, выделять наиболее важные свойства, раскрывать закономерные связи. Благодаря способности к абстрагированию мышление является высшей, по сравнению с чувственным познанием, формой отражения внешнего мира.

Вложенные файлы: 1 файл

ЛОГИКА.doc

— 51.00 Кб (Скачать файл)

ИНСТИТУТ МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ И ИНФОРМАТИЗАЦИИ

НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

 

 

 

 

 

 

ЛОГИКА

 

 

 

 

 

 

Студент:

 

 

 

 

 

 

 

Москва 2012 г.

Контрольная работа по дисциплине «Логика».

 

Вопрос 1. В чем различия мышления и чувственного познания?

 

Ответ: В отличие от чувственного познания мышление отражает внешний мир в абстракциях. Отвлекаясь от конкретного в вещах и явлениях, абстрактное мышление способно обобщать множество однородных предметов, выделять наиболее важные свойства, раскрывать закономерные связи. Благодаря способности к абстрагированию мышление является высшей, по сравнению с чувственным познанием, формой отражения внешнего мира.

 

Вопрос 2. Какие выделяются ступени процесса познания?

 

Ответ: Основные ступени процесса познания – это чувственное познание (живое созерцание) и абстрактное мышление, или логическое познание.

 

Вопрос 3. Опишите основные формы и особенности абстрактного мышления.

 

Ответ: Выделяя общие всем людям свойства, мы обобщаем эти свойства и создаем абстрактный образ человека. Мышление – процесс опосредованного отражения действительности. При помощи живого созерцания мы познаем лишь то, что непосредственно воздействует на наши органы чувств. Особенность абстрактного мышления – его непрерывная связь с языком. Какая бы мысль ни возникла в голове у человека, она может возникнуть и существовать лишь на базе языкового материала. Итак, обобщенный и опосредованный характер отражения действительности, неразрывная связь с языком, активный характер отражения – таковы основные особенности абстрактного мышления.

 

Вопрос 4. Основные функции  языков естественных и искусственных.

 

Ответ: Естественные, или национальные, языки – это исторически сложившиеся в обществе звуковые (речь), а затем и графические (письмо) информационные знаковые системы. Они возникли для удовлетворения социальной потребности людей в закреплении и передачи накопленной информации и для общения людей между собой. Отличаются богатыми выразительными возможностями и универсальным охватом самых различных областей жизни.

Искусственные языки – это вспомогательные  знаковые системы, специально создаваемые  на базе естественных языков для точной и экономной передачи научной  и другой информации. Языки с символически представленным алфавитом, с однозначной интерпретацией выражений и фиксированной синтаксической структурой способствуют строгости и лаконичности информационных процессов.

 

Вопрос 5. Что изучает  логика формальная, диалектическая?

 

Ответ: Логика формальная и диалектическая изучают человеческое мышление, но с разных сторон и разными методами; каждая из них имеет свой предмет исследования. А это значит, что диалектическая логика не заменяет и не упраздняет логики формальной. Однако она позволяет определить место формальной логики в изучении законов и форм мышления и выступает против неверных взглядов, согласно которым формальная логика является единственной наукой о законах и формах мышления. Исследуя мышление с разных сторон, диалектическая и формальная логики развиваются в тесном взаимодействии, которое отчетливо проявляется в практике научно-теоретического мышления, использующего в процессе познания как формально-логический аппарат, так и средства разработанные диалектической логикой.

 

Вопрос 6. Основные формы абстрактного мышления?

 

Ответ: Основные формы абстрактного мышления – понятие, суждение и умозаключение.

 

Вопрос 7. Виды понятий и отношения  между ними?

 

Ответ: Понятия принято делить на следующие виды:

- единичные и общие (если мыслится один элемент, то называется единичным, если множество – то – общим),

- конкретные и абстрактные (понятие , в котором мыслится предмет или совокупность предметов как нечто самостоятельно существующее, называется конкретным; понятие, в котором мыслится свойство предмета или отношение между предметами, называется абстрактным),

- положительные и отрицательные (понятия, содержание которых составляют признаки, присущие предмету, называются положительными, а в содержании которых указывается на отсутствие у предмета определенных признаков, называются отрицательными),

- безотносительные и соотносительные (безотносительные понятия отражают предметы, существующие раздельно и поэтому мыслящиеся вне отношения к другим предметам: в соотносительных понятиях отражаются предметы, существование которых связано с существованием других предметов, поэтому они не мыслятся один без другого).

Рассматривая отношения между понятиями, следует прежде всего различать сравнимые и несравнимые понятия. Сравнимыми называются понятия, имеющие некоторые общие признаки, позволяющие эти понятия сопоставлять друг с другом. Несравнимыми называются понятия, не имеющие общих признаков, поэтому сравнивать эти понятия невозможно. Отношения между понятиями принято изображать с помощью круговых схем (в кругах Эйлера), где каждый круг обозначает объем понятия, а каждая точка – предмет, входящий в его объем.

 

Вопрос 8. Операции обобщения и ограничения. Деление понятий.

 

Ответ: Обобщить понятие – значит перейти от понятия с меньшим объемом, но с большим содержанием к понятию с большим объемом, но с меньшим содержанием. Объем нового (общего) понятия шире исходного (единичного) понятия; первое относится ко второму как индивид к виду.

Ограничение понятий представляет собой операцию, противоположную  операции обобщения. Ограничить понятие - значит перейти от понятия с большим объемом, но с меньшим содержанием к понятию с меньшим объемом, но с большим содержанием.

Логические операции обобщения  и ограничения понятий часто  применяются в практике мышления: переходя от понятий одного объема к понятиям другого объема, мы уточняем предмет нашей мысли, делаем наше мышление более определенным и последовательным.

Дихотомическое деление представляет собой деление объема делимого понятия на два противоречащих понятия. Такое деление применяется в различных науках. Например: рефлексы делят на условные и безусловные; внимание на произвольное и не произвольное; человеческие общества на классовые и бесклассовые. Дихотомическое деление не всегда заканчивается установлением двух противоречащих понятий. Иногда отрицательное понятие вновь делится на два понятия, что помогает выделить из большого круга предметов группу предметов, интересующую нас в каком-либо отношении. Значение видов и правил деления имеет большое значение в работе юриста, особенно в следственной практике.

 

Вопрос 9. Суждения – общая  характеристика, виды, состав.

 

Ответ: Суждение – это форма мышления, в которой утверждается или отрицается связь между предметом и его признаком или отношение между предметами и которая обладает свойством выражать либо истину, либо ложь.

Простые и сложные суждения:

Простые суждения — суждения, составными частями которых являются понятия. Простое суждение можно разложить только на понятия.

Сложные суждения — суждения, составными частями которых являются простые суждения или их сочетания. Сложное суждение может рассматриваться как образование из нескольких исходных суждений, соединенных в рамках данного сложного суждения логическими союзами (связками). От того, при помощи какого союза связываются простые суждения, зависит логическая особенность сложного суждения.

 

Состав простого суждения:

Простое (атрибутивное) суждение — это суждение о принадлежности предметам свойств (атрибутов), а также суждения об отсутствии у предметов каких-либо свойств. В атрибутивном суждении могут быть выделены термины суждения — субъект, предикат, связка, квантор.

Субъект суждения — это мысль о каком-то предмете, понятие о предмете суждения (логическое подлежащее).

Предикат суждения — мысль об известной части содержания предмета, которое рассматривается в суждении (логическое сказуемое).

Логическая связка — мысль об отношении между предметом и выделенной частью его содержания (иногда только подразумевается).

Квантор — указывает, относится ли суждение ко всему объёму понятия, выражающего субъект, или только к его части: «некоторые», «все» и т. п.

Состав простого суждения:

Простое (атрибутивное) суждение — это суждение о принадлежности предметам свойств (атрибутов), а также суждения об отсутствии у предметов каких-либо свойств. В атрибутивном суждении могут быть выделены термины суждения — субъект, предикат, связка, квантор.

Субъект суждения — это мысль о каком-то предмете, понятие о предмете суждения (логическое подлежащее).

Предикат суждения — мысль об известной части содержания предмета, которое рассматривается в суждении (логическое сказуемое).

Логическая связка — мысль об отношении между предметом и выделенной частью его содержания (иногда только подразумевается).

Квантор — указывает, относится ли суждение ко всему объёму понятия, выражающего субъект, или только к его части: «некоторые», «все» и т. п.

 

Вопрос 10. Перечислите  основные законы мышления.

 

Ответ: Закон тождества – мысль о предмете должна иметь определенное устойчивое содержание, сколько бы раз она не повторялось;

непротиворечия – два несовместимых друг с другом суждения не могут быть одновременно истинными, одно из них необходимо ложно;

исключение третьего – два противоречащих суждения не могут быть одновременно ложными, одно из них необходимо истинно;

достаточного основания – всякая мысль признается истинной, если она имеет достаточное основание.

 

Вопрос 11. Дайте краткую  характеристику дедуктивного умозаключения  и других видов выводов.

 

Ответ: Дедуктивным называется умозаключение, в котором переход от общего знания к частному является логически необходимым.

Индуктивным называют такое умозаключение, в форме которого протекает эмпирическое обобщение, когда на основе повторяющегося признака у отдельных явлений  делается заключение о его принадлежности всем явлениям определенного класса.

Умозаключения по аналогии – это  логический переход от известного знания об отдельном предмете или их группе к новому знанию о другом отдельном  предмете или другой их группе.

 

Вопрос 12. Опишите виды модальности и их основные категории.

 

Ответ: Модальность суждений – это выраженная в суждении в явном или неявном виде дополнительная информация о характере обоснованности суждения или типе зависимости между субъектом и предикатом, отражающая объективные отношения между предметами и их признаками. Дополнительные характеристики суждений изучают в логике с помощью групп взаимосвязанных и взаимоопределяемых понятий, называемых модальными категориями.

Алетическая модальность  – это дополнительная информация, указывающая на характер зависимости между S и P в суждении в терминах необходимости и возможности.

В современной логике эпистемическая модальность означает характер и  степень обоснованности выраженного  в суждении знания.

Деонтическая модальность  представляет собой дополнительную информацию, указывающую на тип выраженного в суждении предписания.

 

Вопрос 13. Элементы доказательного рассуждения, краткая их характеристика.

 

Ответ: Основные элементы: тезис, аргумент, демонстрация.

Демонстрация - это логическая связь  между аргументами и тезисом. Она представляет собой одну из форм условной зависимости. Аргументы выполняют функцию оснований доказательства, а тезис является их логическим следствием.

 

 

Вопрос 14. Гипотезы их построение и  этапы проверки.

 

Ответ: Гипотеза – это форма развития человеческих знаний, представляющая собой обоснованное предложение, объясняющее свойства и причины исследуемых явлений.

Построение гипотез складывается из двух этапов: первый этап – анализ отдельных фактов и отношений  между ними; второй этап – синтез фактов, их обобщение и выдвижение предположения.

Проверяют гипотезы в два  этапа: путем дедуктивного выведения  вытекающих из неё следствий и  сопоставления их с фактами.


Информация о работе Контрольная работа по "Логике"