Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2012 в 19:45, контрольная работа
Вопрос 1. В чем различия мышления и чувственного познания?
Ответ: В отличие от чувственного познания мышление отражает внешний мир в абстракциях. Отвлекаясь от конкретного в вещах и явлениях, абстрактное мышление способно обобщать множество однородных предметов, выделять наиболее важные свойства, раскрывать закономерные связи. Благодаря способности к абстрагированию мышление является высшей, по сравнению с чувственным познанием, формой отражения внешнего мира.
ИНСТИТУТ МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ И ИНФОРМАТИЗАЦИИ
НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЛОГИКА
Студент:
Москва 2012 г.
Контрольная работа по дисциплине «Логика».
Вопрос 1. В чем различия мышления и чувственного познания?
Ответ: В отличие от чувственного познания мышление отражает внешний мир в абстракциях. Отвлекаясь от конкретного в вещах и явлениях, абстрактное мышление способно обобщать множество однородных предметов, выделять наиболее важные свойства, раскрывать закономерные связи. Благодаря способности к абстрагированию мышление является высшей, по сравнению с чувственным познанием, формой отражения внешнего мира.
Вопрос 2. Какие выделяются ступени процесса познания?
Ответ: Основные ступени процесса познания – это чувственное познание (живое созерцание) и абстрактное мышление, или логическое познание.
Вопрос 3. Опишите основные
формы и особенности
Ответ: Выделяя общие всем людям свойства, мы обобщаем эти свойства и создаем абстрактный образ человека. Мышление – процесс опосредованного отражения действительности. При помощи живого созерцания мы познаем лишь то, что непосредственно воздействует на наши органы чувств. Особенность абстрактного мышления – его непрерывная связь с языком. Какая бы мысль ни возникла в голове у человека, она может возникнуть и существовать лишь на базе языкового материала. Итак, обобщенный и опосредованный характер отражения действительности, неразрывная связь с языком, активный характер отражения – таковы основные особенности абстрактного мышления.
Вопрос 4. Основные функции языков естественных и искусственных.
Ответ: Естественные, или национальные, языки – это исторически сложившиеся в обществе звуковые (речь), а затем и графические (письмо) информационные знаковые системы. Они возникли для удовлетворения социальной потребности людей в закреплении и передачи накопленной информации и для общения людей между собой. Отличаются богатыми выразительными возможностями и универсальным охватом самых различных областей жизни.
Искусственные языки – это вспомогательные знаковые системы, специально создаваемые на базе естественных языков для точной и экономной передачи научной и другой информации. Языки с символически представленным алфавитом, с однозначной интерпретацией выражений и фиксированной синтаксической структурой способствуют строгости и лаконичности информационных процессов.
Вопрос 5. Что изучает логика формальная, диалектическая?
Ответ: Логика формальная и диалектическая изучают человеческое мышление, но с разных сторон и разными методами; каждая из них имеет свой предмет исследования. А это значит, что диалектическая логика не заменяет и не упраздняет логики формальной. Однако она позволяет определить место формальной логики в изучении законов и форм мышления и выступает против неверных взглядов, согласно которым формальная логика является единственной наукой о законах и формах мышления. Исследуя мышление с разных сторон, диалектическая и формальная логики развиваются в тесном взаимодействии, которое отчетливо проявляется в практике научно-теоретического мышления, использующего в процессе познания как формально-логический аппарат, так и средства разработанные диалектической логикой.
Вопрос 6. Основные формы абстрактного мышления?
Ответ: Основные формы абстрактного мышления – понятие, суждение и умозаключение.
Вопрос 7. Виды понятий и отношения между ними?
Ответ: Понятия принято делить на следующие виды:
- единичные и общие (если мыслится один элемент, то называется единичным, если множество – то – общим),
- конкретные и абстрактные (понятие , в котором мыслится предмет или совокупность предметов как нечто самостоятельно существующее, называется конкретным; понятие, в котором мыслится свойство предмета или отношение между предметами, называется абстрактным),
- положительные и отрицательные (понятия, содержание которых составляют признаки, присущие предмету, называются положительными, а в содержании которых указывается на отсутствие у предмета определенных признаков, называются отрицательными),
- безотносительные и соотносительные (безотносительные понятия отражают предметы, существующие раздельно и поэтому мыслящиеся вне отношения к другим предметам: в соотносительных понятиях отражаются предметы, существование которых связано с существованием других предметов, поэтому они не мыслятся один без другого).
Рассматривая отношения между понятиями, следует прежде всего различать сравнимые и несравнимые понятия. Сравнимыми называются понятия, имеющие некоторые общие признаки, позволяющие эти понятия сопоставлять друг с другом. Несравнимыми называются понятия, не имеющие общих признаков, поэтому сравнивать эти понятия невозможно. Отношения между понятиями принято изображать с помощью круговых схем (в кругах Эйлера), где каждый круг обозначает объем понятия, а каждая точка – предмет, входящий в его объем.
Вопрос 8. Операции обобщения и ограничения. Деление понятий.
Ответ: Обобщить понятие – значит перейти от понятия с меньшим объемом, но с большим содержанием к понятию с большим объемом, но с меньшим содержанием. Объем нового (общего) понятия шире исходного (единичного) понятия; первое относится ко второму как индивид к виду.
Ограничение понятий представляет собой операцию, противоположную операции обобщения. Ограничить понятие - значит перейти от понятия с большим объемом, но с меньшим содержанием к понятию с меньшим объемом, но с большим содержанием.
Логические операции обобщения и ограничения понятий часто применяются в практике мышления: переходя от понятий одного объема к понятиям другого объема, мы уточняем предмет нашей мысли, делаем наше мышление более определенным и последовательным.
Дихотомическое деление представляет собой деление объема делимого понятия на два противоречащих понятия. Такое деление применяется в различных науках. Например: рефлексы делят на условные и безусловные; внимание на произвольное и не произвольное; человеческие общества на классовые и бесклассовые. Дихотомическое деление не всегда заканчивается установлением двух противоречащих понятий. Иногда отрицательное понятие вновь делится на два понятия, что помогает выделить из большого круга предметов группу предметов, интересующую нас в каком-либо отношении. Значение видов и правил деления имеет большое значение в работе юриста, особенно в следственной практике.
Вопрос 9. Суждения – общая характеристика, виды, состав.
Ответ: Суждение – это форма мышления, в которой утверждается или отрицается связь между предметом и его признаком или отношение между предметами и которая обладает свойством выражать либо истину, либо ложь.
Простые и сложные суждения:
Простые суждения — суждения, составными частями которых являются понятия. Простое суждение можно разложить только на понятия.
Сложные суждения — суждения, составными частями которых являются простые суждения или их сочетания. Сложное суждение может рассматриваться как образование из нескольких исходных суждений, соединенных в рамках данного сложного суждения логическими союзами (связками). От того, при помощи какого союза связываются простые суждения, зависит логическая особенность сложного суждения.
Состав простого суждения:
Простое (атрибутивное) суждение — это суждение о принадлежности предметам свойств (атрибутов), а также суждения об отсутствии у предметов каких-либо свойств. В атрибутивном суждении могут быть выделены термины суждения — субъект, предикат, связка, квантор.
Субъект суждения — это мысль о каком-то предмете, понятие о предмете суждения (логическое подлежащее).
Предикат суждения — мысль об известной части содержания предмета, которое рассматривается в суждении (логическое сказуемое).
Логическая связка — мысль об отношении между предметом и выделенной частью его содержания (иногда только подразумевается).
Квантор — указывает, относится ли суждение ко всему объёму понятия, выражающего субъект, или только к его части: «некоторые», «все» и т. п.
Состав простого суждения:
Простое (атрибутивное) суждение — это суждение о принадлежности предметам свойств (атрибутов), а также суждения об отсутствии у предметов каких-либо свойств. В атрибутивном суждении могут быть выделены термины суждения — субъект, предикат, связка, квантор.
Субъект суждения — это мысль о каком-то предмете, понятие о предмете суждения (логическое подлежащее).
Предикат суждения — мысль об известной части содержания предмета, которое рассматривается в суждении (логическое сказуемое).
Логическая связка — мысль об отношении между предметом и выделенной частью его содержания (иногда только подразумевается).
Квантор — указывает, относится ли суждение ко всему объёму понятия, выражающего субъект, или только к его части: «некоторые», «все» и т. п.
Вопрос 10. Перечислите основные законы мышления.
Ответ: Закон тождества – мысль о предмете должна иметь определенное устойчивое содержание, сколько бы раз она не повторялось;
непротиворечия – два несовместимых друг с другом суждения не могут быть одновременно истинными, одно из них необходимо ложно;
исключение третьего – два противоречащих суждения не могут быть одновременно ложными, одно из них необходимо истинно;
достаточного основания – всякая мысль признается истинной, если она имеет достаточное основание.
Вопрос 11. Дайте краткую характеристику дедуктивного умозаключения и других видов выводов.
Ответ: Дедуктивным называется умозаключение, в котором переход от общего знания к частному является логически необходимым.
Индуктивным называют такое умозаключение, в форме которого протекает эмпирическое обобщение, когда на основе повторяющегося признака у отдельных явлений делается заключение о его принадлежности всем явлениям определенного класса.
Умозаключения по аналогии – это логический переход от известного знания об отдельном предмете или их группе к новому знанию о другом отдельном предмете или другой их группе.
Вопрос 12. Опишите виды модальности и их основные категории.
Ответ: Модальность суждений – это выраженная в суждении в явном или неявном виде дополнительная информация о характере обоснованности суждения или типе зависимости между субъектом и предикатом, отражающая объективные отношения между предметами и их признаками. Дополнительные характеристики суждений изучают в логике с помощью групп взаимосвязанных и взаимоопределяемых понятий, называемых модальными категориями.
Алетическая модальность – это дополнительная информация, указывающая на характер зависимости между S и P в суждении в терминах необходимости и возможности.
В современной логике эпистемическая модальность означает характер и степень обоснованности выраженного в суждении знания.
Деонтическая модальность представляет собой дополнительную информацию, указывающую на тип выраженного в суждении предписания.
Вопрос 13. Элементы доказательного рассуждения, краткая их характеристика.
Ответ: Основные элементы: тезис, аргумент, демонстрация.
Демонстрация - это логическая связь между аргументами и тезисом. Она представляет собой одну из форм условной зависимости. Аргументы выполняют функцию оснований доказательства, а тезис является их логическим следствием.
Вопрос 14. Гипотезы их построение и этапы проверки.
Ответ: Гипотеза – это форма развития человеческих знаний, представляющая собой обоснованное предложение, объясняющее свойства и причины исследуемых явлений.
Построение гипотез
Проверяют гипотезы в два этапа: путем дедуктивного выведения вытекающих из неё следствий и сопоставления их с фактами.