Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2013 в 09:07, контрольная работа
Вопрос 1. В чем различия мышления и чувственного познания?
Рациональное познание – познание посредством мышления. Чувственное же познание – познание с помощью органов чувств (зрение, слух, обоняние, вкус, осязание).
Формы чувственного познания: ощущение, восприятие, представление. Формы рационального познания: понятие, суждение, умозаключение.
Особенности чувственного познания:
непосредственность;
наглядность и предметность;
воспроизведение внешних свойств и сторон.
Вопрос 10. Перечислите основные законы мышления.
Вопрос 11. Дайте краткую характеристику дедуктивного умозаключения и других видов выводов.
Умозаключение – форма мышления, в которой из одного или нескольких суждений, называемых посылками (основаниями), выводится новое суждение, называемое заключением или следствием, выводом.
В зависимости от строгости правил
вывода различают два вида умозаключений:
демонстративное (необходимые) и недемонстративное
(правдоподобные). Демонстративные умозаключения
характеризуются тем, что заключение в
них с необходимостью следует из посылок,
т.е. логическое следование в такого рода
выводах представляет собой логический
закон. В недемонстративных умозаключениях
правила вывода обеспечивают лишь вероятное
следование заключение из посылок.
Наряду с делением умозаключений по строгости
вывода важное значение имеет их классификация
по направленности логического следования,
т.е. по характеру связи между знанием
различной степени общности, выраженному
в посылках и значении. С этой точки зрения
различают три вида умозаключений: дедуктивные
(от общего знания к частному), индуктивные
(от частного к общему), умозаключения
по аналогии (от частного к частному).
Дедуктивные умозаключения - те умозаключения,
у которых между посылками и заключениями
имеется отношение логического следования.
Например: "Все рыбы дышат жабрами (1).
Все окуни - рыбы (2). Значит все окуни дышат
жабрами (3)."
Здесь первая посылка "Все рыбы дышат
жабрами" является общеутвердительным
суждением и выражает большую степень
обобщения по сравнению с заключением,
также являющимся общеутвердительным
суждением "Все окуни дышат жабрами".
Мы строим умозаключения от признака,
принадлежащего роду ("рыба"), к его
принадлежности к виду - "окунь", т.е.
от общего класса к его частному случаю,
к подклассу.
В зависимости от количества посылок
дедуктивные выводы из категорических
суждений делятся на непосредтсвенные,
в которых заключение выводится из одной
посылки, и опосредованные, в которых заключение
выводится из двух посылок.
Непосредственными умозаключениями называются
дедуктивные умозаключения, делаемые
из одной посылки. К ним в традиционной
логике относятся следующие: превращение,
обращение, противопоставление предикату
и умозаключения по логическому квадрату.
Простой категорический силлогизм - это
вид дедуктивного умозаключения, в котором
из двух истинных категорических суждений,
где S и P связаны средним термином, при
соблюдении правил необходимого следует
заключение.
Категорический силлогизм состоит из
трех категорических суждений, два из
которых являются посылками, а третье
- заключением.
Индукция — это переход от частного
к общему. То есть это постепенное обобщение
более частного, конкретного понятия.
В отличие от дедукции, при которой из
истинных посылок выводится истинное
заключение, достоверная информация, в
индуктивном умозаключении даже из верных
посылок вывод получается вероятностный.
Это связано с тем, что истинность частного
не определяет однозначно истинности
общего. Так как индуктивное заключение
носит вероятностный характер, дальнейшее
построение на его основе новых умозаключений
может исказить достоверную информацию,
полученную ранее.
Они бывают полные и неполные. Полными называются
умозаключения, в которых вывод делается
на основе всестороннего изучения всей
совокупности предметов определенного
класса. Неполной индукцией называют умозаключение,
которое на основе наличия определенных
повторяющихся признаков причисляет тот
или иной предмет к классу однородных
ему предметов, также имеющих такой признак.
Умозаключение по аналогии
— это вывод о принаделжности определенного
признака исследуемому единичному объекту
(предмету, событию, отношению или классу)
на основе его сходства в существенных
чертах с другим уже известным единичным
объектом.
Умозаключению по аналогии всегда предшествует операция сравнения двух объектов, которая позволяет установить сходства и различия между ними. При этом для аналогии требуются не любые совпадения, а сходства в существенных признаках при несущественности различий. Именно такие сходства служат основой для уподобления двух материальных или идеальных объектов.Логический переход от известного к новому знанию регулируется в выводах по аналогии следующим правилом: если два единичных предмета сходны в определенных признаках, то они могут быть сходны и в других, обнаруженных в одном из сравниваемых предметов, признаках.
Вопрос 12. Опишите виды модальности и их основные категории.
Под модальностью в формальной логике понимают выраженную в суждении дополнительную оценочную информацию о связях между явлениями, о логическом статусе суждения, о регулятивных, временных и других его характеристиках. Виды:
I. Алетическая модальность («алетический» – от греч. «истинный») – это выражаемая с помощью операторов «необходимо», «случайно», «возможно», «невозможно» информация о логической либо фактической обоснованности суждения: «Возможно завтра будет солнечный день»; «Невозможно, чтобы человек в своей жизни никогда не ошибался».
Суждения бывают ложными или истинными в силу некоторых факторов, которые можно разделить на две части: фактические и логические. Это определяет соответствующие типы модальностей: фактическую модальность и логическую модальность.
Фактическая модальность связана с объективной обусловленностью суждений, когда их истинность и ложность определяются реальным положением дел в окружающей действительности. К фактически истинным относятся суждения, в которых связь между терминами суждения соответствует действительным отношениям между явлениями. Пример такого суждения: «КГУ находится в Казани».
К фактически ложным относятся суждения, в которых связь между субъектом и предикатом не соответствует реальности: «КГУ находится в Берлине». Поэтому здесь следует использовать модальный оператор: «Неверно, что КГУ находится в Берлине».
Использование модальных понятий необходимости и случайности, возможности и невозможности происходит при выражении действительных связей между явлениями. Фактическую модальность, в свою очередь, можно разделить на фактически необходимую, фактически случайную, фактически возможную и фактически невозможную виды.
Фактически необходимые – это суждения, в которых говорится о связи явлений, определяемой их устойчивой внутренней основой и совокупностью условий их развития. Таковыми являются научные законы. В естественном языке фактически необходимые суждения часто выражают с помощью слов «обязательно», «непременно», «необходимо» и т. п.
Фактически случайные – это суждения, в которых говорится о связи, определяемой внешними, побочными для данного явления причинами. К случайным относятся суждения, которые не являются необходимыми. Их истинность и ложность определяются конкретными условиями, имеющими единичный характер. Например, суждение «Великая Отечественная война началась 22 июня 1941 года» является фактически случайным, ибо война могла начаться как до, так и после этой даты.
Фактически возможные – это суждения, содержащие информацию о единой основе развития явлений. Например: «В Волгограде сегодня, может быть, пойдет дождь». В естественном языке показателями суждений возможности являются следующие слова: «возможно», «может быть», «допускается». Они употребляются в качестве вводных слов, сказуемых.
Фактически невозможные – это суждения, содержащие информацию об отсутствии единой основы развития явлений. Например: «Обучение на юридическом факультете КГУ невозможно для человека, не имеющего среднего образования».
Логическая модальность – это информация об обусловленности суждения, которая основывается на законах и правилах логики. В нем истинность или ложность определяется структурой суждения. К ним, например, относятся суждения, выражающие законы логики (закон тождества: Всякая мысль в процессе рассуждения должна быть тождественна самой себе).
II. Эпистемическая модальность – это выраженная в суждении информация обосновании и степени его достоверности («эпистема» означала в античной философии высший тип несомненного, достоверного знания).
Операторы таких суждений: доказуемо, недоказуемо, неразрешимо, опровержимо.
Общение между людьми предполагает использование различных оценок и фактических данных, имеющих разную степень достоверности, которая зависит от многих условий. Важнейшими среди них являются логические и нелогические условия, предопределяющие два эпистемических типа суждений: рационально обоснованные суждения, выражающие знание, и основанные на вере суждения, имеющие иррациональный характер.
В логике по степени обоснованности
различают два класса суждений: достоверные (
III. Деонтическая модальность (слово «деонтический» означает в греческом языке «обязанность») – это выраженная в суждении информация, побуждающая людей к определенным поступкам. В естественном языке высказывание строится в форме совета, пожелания, команды, правила поведения или приказа. В таких суждениях часто присутствуют операторы запрещено, разрешено, имеет право, обязан, должен. Например: «Лекции по логике желательно слушать с большим вниманием»; «Не рекомендуется пропускать семинарские занятия по логике».
IV. Аксиологическая модальность. Операторы суждений: хорошо, плохо, превосходно. «Хорошо, что завтра выходной». «Превосходно, что в наш офис установили еще один компьютер».
V. Временная модальность. Операторы: всегда, никогда, одновременно, раньше, позже. «Всегда можно найти выход из сложной ситуации». «Раньше я любил бродить по тихим улочкам и мечтать».
Вопрос 13. Элементы доказательного рассуждения, краткая их характеристика.
Доказательное рассуждение включает три взаимосвязанных элемента, которые называются тезисом доказательства, аргументами доказательства (или доводами) и демонстрацией.
Тезис доказательства - это суждение, истинность которого обосновывается в процессе аргументации. Он является главным элементом доказательства и отвечает на вопрос: что доказывается?
Тезис играет в доказательстве центральную роль. Весь ход доказательства упорядочивается тезисом и предопределяется им. Подбор, анализ и связывание аргументов ведутся применительно к тезису.
Аргументы, доводы или основания доказательства - это исходные теоретические или фактические положения, с помощью которых обосновывают тезис. Они выполняют роль логического фундамента и отвечают на вопрос: чем, с помощью чего ведется обоснование тезиса?
В качестве аргументов могут быть использованы ранее доказанные суждения: определения, утверждения о фактах и т.п. Факты играют большую роль в доказательстве, так как служат началом научного исследования, основой всякого теоретического обобщения.
Демонстрация - это логическая связь между аргументами и тезисом. Она представляет собой одну из форм условной зависимости.
Логический переход от аргументов к тезису протекает в форме умозаключения. Это может быть отдельное умозаключение, но чаще - цепочка рассуждений.
Вопрос 14. Гипотезы, их построение и этапы проверки.
Построение гипотез - это мыслительный процесс перехода от неполных вероятных знаний к полным и достоверным знаниям. В процессе построения и подтверждения гипотеза проходит несколько этапов.
1-й этап. Выделение группы фактов, которые не укладываются в прежние теории или гипотезы и должны быть объяснены новой гипотезой.
2-й этап. Формулировка гипотезы (или гипотез), т.е. предположений, которые объясняют данные факты. Выдвижение гипотезы включает всестороннее изучение наблюдаемых явлений, анализ и отбор фактов, находящихся в причинно-следственной, временной связи с указанными обстоятельствами, анализ отдельных фактов и отношений между ними. Выдвижение гипотезы (версии) состоит из следующих шагов:
анализ отдельных фактов и отношений между ними;
синтез фактов, их обобщение;