Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2013 в 18:08, контрольная работа
Данное определение является некорректным, так - как нарушено правило соразмерности. Конституция - нормативно-правовой акт высшей юридической силы государства или государственно-территориального образования в федеративном государстве, закрепляющий основы политической, правовой и экономической систем данного государства или образования, основы правового статуса личности.
Вариант 1
1.Определите отношения между терминами и изобразите их с помощью кругов Эйлера.
2. Обобщите и ограничьте следующие понятия:
Ограничение |
Обобщение |
1.Верховный суд автономной республики |
1.Верховный суд автономной республики |
2.Верховный суд автономной республики РСФСР |
2.Верховный суд РФ |
3.Верховный суд автономной республики РСФСР в Башкирии |
3.Высший судебный орган |
4. Верховный суд БАССР |
|
Ограничение |
Обобщение |
1.Российская правовая академия |
1.Российская правовая академия |
2.Российская правовая академия министерства юстиции РФ |
2.Правовая академия |
3.Поволжский юридический институт (г.Саратов) |
3. Высшее учебное заведение |
Ограничение |
Обобщение |
|
|
|
|
|
|
|
3. Установите, являются ли приведенные ниже определения корректными, а если нет, укажите, какие правила в них нарушены.
1. Конституция есть основной закон государства, устанавливающий его общественное и политическое устройство.
2. Студент- это учащийся.
3. Прокурор- это не судья.
1. Конституция есть основной закон государства, устанавливающий его общественное и политическое устройство.
Данное
определение является некорректным,
так - как нарушено правило соразмерности.
Конституция - нормативно-правовой
акт высшей юридической силы государства
или государственно-
2. Студент-это учащийся. Данное определение является некорректным, так как нарушено правило соразмерности. Студент - учащийся высшего, в некоторых странах и среднего учебного заведения.
З. Прокурор - это не судья. Данное определение является некорректным, так как нарушено правило позитивности. Нельзя определять понятие через отрицание. Прокурор — главный законный представитель обвинения в странах гражданского права с системой следствия или в странах общего права, принявших состязательную систему.
4. Правильно ли выполнено деление понятий? Если нет, укажите допущенную ошибку.
1. Студенты делятся на отличников, успевающих и неуспевающих. Деление этого понятия выполнено не правильно, так как нарушено третье правило деления понятий: «Члены деления должны исключать друг друга, т. е. не иметь общих элементов, быть соподчиненными понятиями, объемы которых не пересекаются. В этом примере члены деления не исключают друг друга, так как успевающий студент может быть отличником. Это следствие допущенной ошибки смешение различных оснований деления.
2. Право делится на трудовое, уголовное, наследственное и т. д. Деление понятия выполнено не правильно, так как нарушено четвертое правило деления понятий: «Деление должно быть непрерывным, т. е. нельзя делать скачки в делении». Отрасль права делится на трудовое, уголовное, гражданское и т. д., а наследственное право является видом гражданского права.
3. Люди делятся на мужчин, женщин, стариков и детей. Деление понятия выполнено не правильно, так как нарушено второе правило деления понятий: Деление должно проводиться только по одному основанию». Здесь деление проводится по двум признакам - по половому и возрастному.
5. В суждениях установите их качественно-количественную характеристику. Укажите субъект и предикат, распределенность терминов.
1.Отдельные виды уголовного
наказания предусматривают лишение
свободы. Суждение частноутвердительное.
Субъект- уголовное наказание,
предикат-лишение свободы.
(рис. 1)
2. Авторское право на произведение, созданного в порядке служебного задания, принадлежит его автору, (рис. 2)Суждение частноутвердительное. Субъект - авторское право, предикат-принадлежность автору.
3. Судьи несменяемы. Суждение общеутвердительное. Субъект - судьи, предикат-несменяемость.
(рис. 3)
Рис.1
Рис.3
6. Определите модальность высказываний и запишите их с помощью соответствующих операторов.
1. Эпистемическая модальность суждения, тип суждения- знание К(р), где р-суждение, К — модальный оператор, означающий «знание».По степени обоснованности- проблематичное суждение Рр, где Р- проблематичность суждения.
2. Деонтическая модальность суждения, правозапрещение F(d), что означает: что означает «действие запрещается».
3. Деонтическая модальность суждения, правозапрещение F(d), что означает: что означает «действие запрещается».
4. Эпистемическая модальность суждения, тип суждения- логическое обоснование К(р), где р - суждение, К -модальный оператор, означающий
«знание». По степени обоснованности- достоверное суждение Vр.где р-действие, V-доказанность (верифицированность).
7.Сделайте полный анализ категорических силлогизмов, т.е. определите термины, большую, меньшую посылки и заключение, установите фигуру и модус силлогизма. Укажите, правильно ли сделано заключение. Если нет, укажите, какое именно правило силлогизма нарушено.
Лица, незаконно хранящие огнестрельное оружие, привлекаются к уголовной ответственности.
Н. незаконно хранил огнестрельное оружие.
Следовательно, Н. привлекается к уголовной ответственности.
Свидетели обязаны давать правдивые показания. Иванов-свидетель.
Следовательно, Иванов обязан давать правдивые показания.
l. S- меньшая посылка. Н- незаконно хранил огнестрельное оружие. Р - большая посылка.
Лица, незаконно хранящие огнестрельное оружие, привлекаются к уголовной ответственности.
Модус силлогизма - АН.
Заключение сделано правильно.
2. S - меньшая посылка. Иванов-свидетель.
Р - болыпая посылка. Свидетели обязаны
давать правдивые показания.
М - средний термин «свидетель».
Фигура силлогизма:
Модус силлогизма - АН.
Заключение сделано правильно.
8. Сделайте логический вывод и проверьте правильность сделанного заключения.
Все студенты юридических вузов изучают логику.
Соколов - не студент юридического вуза. Следовательно…
Следовательно, Соколов не изучает логику.
Третье правило терминов категорического силлогизма гласит: «Термин распределен в заключении, если и только если он распределен в посылках. Иначе в терминах заключения говорилось бы больше, чем в терминах посылок».Это произошло и в нашем случае, заключение ложное, так как нарушено данное правило. Предикат вывода в заключении распределен, а в посылке он не распределен, следовательно, произошло расширение большего термина.
9. Сделайте вывод из разделительно-категорического умозаключения. Определите модус, постройте его схему, укажите вид дизъюнкции: строгая или не строгая, полная или не полная.
В данном преступлении не было косвенного умысла. Следовательно…
Заключение должно выглядеть так: Следовательно, данное преступление совершено с прямым умыслом.
Схема отрицающее - утверждающего модуса:
<pvq>,1p
<>- символ закрытой дизъюнкции. Строгая полная дизъюнкция.
10. Постройте прямое и косвенное доказательства тезиса. Используя в качестве демонстрации дедукцию, а потом индукцию.
Пример. Доказать тезис: работать судьей опасно для жизни.
Решение:
А) Прямое дедуктивное доказательство: подбираем аргументы, прямо направленные на доказательство тезиса.
Судьи имеют дело с преступниками. А все, кто имеет дела с преступниками, подвергаются опасности. Значит, действительно, работать судьей опасно. Здесь в качестве демонстрации применялся простой категорический силлогизм, построенный по первой фигуре: Все, кто имеет дела с преступниками, подвергается опасности.
Судьи имеют дела с преступниками.
Судьи подвергаются опасности.
Правила ПКС соблюдены. Значит, умозаключение построено правильно. Тезис доказан.
Б) Прямое доказательство по индукции:
Известны случаи, когда на судей покушались ранее осужденные ими преступники. Также бывает, что судьям угрожают обвиняемые. Так что судьей, действительно, работать опасно.
В) Косвенное апагогическое доказательство: