Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2013 в 19:42, контрольная работа
В классической литературе выделено три уровня, характеризующих речевой статус детей с ОНР: от отсутствия общеупотребительной речи до развернутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетического недоразвития (Р. Е. Левина). Концептуальный подход к проблеме преодоления общего недоразвития речи предполагает комплексное планирование и реализацию логопедической работы с этими детьми. Данный подход впервые представлен системой программных документов, регламентирующих содержание и организацию коррекционного воздействия при общем недоразвитии речи (I, II, III и IV уровни) в разных возрастных группах детского сада.
ВВЕДЕНИЕ
I. Коррекционная работа при ОНР
1. Организация коррекционно-развивающей работы с детьми (I уровень развития речи)
2. Организация коррекционно-развивающей работы с детьми (I уровень развития речи)
3. Организация коррекционно-развивающей работы с детьми (I уровень развития речи)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ФИЛИАЛ «МОСКОВСКИЙ ПСИХОЛОГО-
УНИВЕРСИТЕТ» В Г.КАНСКЕ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ
Факультет «Специальное (дефектологическое) образование»
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
ПО АЛАЛИИ
Тема: «Коррекционная работа при ОНР»
Выполнил студент гр. 11\45\БДЗ – 3,5-3
Куденкова А.В.
Проверил преподаватель:
Шаповаленко Л.О.
Г.КАНСК
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
I. Коррекционная работа при ОНР
1. Организация коррекционно-развивающей работы с детьми (I уровень развития речи)
2. Организация коррекционно-
3. Организация коррекционно-
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Общее недоразвитие речи (ОНР)
у детей с нормальным слухом и
сохранным интеллектом
В классической литературе выделено три
уровня, характеризующих речевой статус
детей с ОНР: от отсутствия общеупотребительной
речи до развернутой фразовой речи с элементами
лексико-грамматического и фонетического
недоразвития (Р. Е. Левина).
Концептуальный подход к проблеме преодоления
общего недоразвития речи предполагает
комплексное планирование и реализацию
логопедической работы с этими детьми.
Данный подход впервые представлен системой
программных документов, регламентирующих
содержание и организацию коррекционного
воздействия при общем недоразвитии речи
(I, II, III и IV уровни) в разных возрастных
группах детского сада.
Основной формой обучения в дошкольных
образовательных учреждениях компенсирующего
вида для детей данной категории являются
логопедические занятия, на которых осуществляется
развитие языковой системы. Определяя
их содержание, важно выявить и структуру
дефекта, и те потенциальные речевые возможности
ребенка, которые логопед использует в
работе.
Коррекционно-развивающая работа с дошкольниками
предполагает четкую организацию пребывания
детей в детском саду, правильное распределение
нагрузки в течение дня, координацию и
преемственность в работе логопеда и воспитателя.
I. Коррекционная работа при ОНР
1. Организация коррекционно-развивающей работы с детьми (I уровень развития речи)
Необходимость раннего (с 3-летнего
возраста) комплексного систематического
коррекционного воздействия определяется
возможностью компенсации речевого
недоразвития на данном возрастном этапе.
Учитывая структуру речевого и неречевого
дефекта детей данной категории, режим
дня и расписание занятий в младшей группе
детского сада составлены таким образом,
чтобы, с одной стороны, максимально эффективно
осуществлять коррекционную работу, а
с другой — создавать оптимальные условия
для сохранения и развития здоровья дошкольников.
Логопедические занятия с детьми I уровня
развития речи проводятся индивидуально
или небольшими подгруппами. Это объясняется
тем, что они не в полном объеме владеют
пониманием речи, усваивают инструкции,
обращенные только лично к ним, а также
наличием имеющихся специфических особенностей
психической деятельности. Поэтому первые
занятия проводятся лишь в форме игры
с привлечением любимых кукольных персонажей.
Содержание каждого занятия включает
несколько направлений работы:
• развитие понимания речи;
• развитие активной подражательной речевой
деятельности;
• развитие внимания, памяти, мышления
детей.
2. Организация
коррекционно-развивающей
Задачи и содержание коррекционно-развивающего
обучения детей 4 лет с данным уровнем
планируются с учетом результатов
их логопедического обследования, позволяющих
выявить потенциальные речевые
и психологические возможности
детей, и соотносятся с
Логопедические занятия в средней группе
для этих детей подразделяются на индивидуальные
и подгрупповые. Учитывая неврологический
и речевой статус дошкольников, логопедические
занятия нецелесообразно проводить со
всей группой, поскольку в таком случае
степень усвоения учебного материала
будет недостаточной.
В связи с этим индивидуальные занятия носят опережающий характер, так как основная их цель — подготовить детей к активной речевой деятельности на подгрупповых занятиях.
На индивидуальных занятиях
проводится работа по:
1) активизации и выработке дифференцированных
движений органов артикуляционного аппарата;
2) подготовке артикуляционной базы для
усвоения отсутствующих звуков;
3) постановке отсутствующих звуков, их
различению на слух и первоначальному
этапу автоматизации на уровне слогов,
слов.
В зависимости от характера и выраженности
речевого дефекта, психологических и характерологических
особенностей детей, количество их в подгруппах
варьируется по усмотрению логопеда (от
2—3 до 5—6 человек). В начале учебного года
количество человек в подгруппе может
быть меньше, чем к концу обучения.
Содержание логопедических занятий определяется задачами коррекционного обучения детей:
Выделяются следующие виды подгрупповых логопедических занятий по формированию:
Подгрупповые занятия проводятся логопедом в соответствии с расписанием, индивидуальные — ежедневно, в соответствии с режимом дня в данной возрастной группе дошкольного учреждения.
3. Организация
коррекционно-развивающей
Основными задачами коррекционно-развивающего обучения данного речевого уровня детей является продолжение работы по развитию:
На первом году обучения
пятилетние дети с общим недоразвитием
речи не могут полноценно овладевать
учебным материалом на фронтальных
занятиях со всей группой. Сказываются
не только отставание в развитии речи,
но и трудности концентрации внимания,
памяти, быстрая истощаемость и утомляемость.
Поэтому целесообразно для
Предусматриваются следующие виды занятий
по формированию:
Количество занятий, реализующих
коррекционно-развивающие
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ОНР – аббревиатура, обозначающая такую проблему в становлении речи, как общее недоразвитие речи.
ОНР представляет собой системное проявление речевой аномалии, при котором происходит нарушение или отставание от нормы в основных компонентах речевой системы: лексическом, грамматическом и фонетическом строе.
К наиболее часто встречающимся причинам, приводящим к повреждениям или недоразвитию мозга, можно отнести следующие: инфекция или интоксикация матери во время беременности, резус - конфликт матери и ребенка, употребление матерью алкогольных напитков или курение во время беременности, травма, полученная ребенком во время родов, кислородная недостаточность, токсикозы, нейроинфекции, черепно-мозговые травмы ребёнка в первые годы жизни.
Нарушения лексики у детей, страдающих общим недоразвитием реи, выделяются три уровня развития речевой системы.
На первом уровне речевого развития,
детская речь является малопонятной
для окружающих и характеризуется
наличием жёсткой ситуативной
У детей со вторым уровнем ОНР активная речь может выступать в качестве средства коммуникации лишь при выполнении условия постоянного оказания помощи ребенку, проявляющейся в виде дополнительных вопросов, оценочных суждений и т.п.
У детей с третьим уровнем речевого недоразвития активная речь уже используется в качестве средства коммуникации, но в ней преобладают слова, которыми означаются действия, предметы, с которыми ребенок постоянно сталкивается в повседневной жизни. Слова же менее вхожие в обиход отсутствуют.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Винарская Е.Н. Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии. – М.: Просвещение, 1989. – 160 с.
2. Воспитание и обучение детей с расстройствами речи / Под ред. С.С. Ляпидевского. – М.: Просвещение, 1999. – 247 с.
3. Гербова В.В. Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада. – М.: Просвещение, 1984. – 175 с.
4. Громова О.Е. Методика
5. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. – М.: Просвещение, 1981. – 112 с.
6. Иваненко А.П. Словарная